О службах церковных
Умилительна служба предпраздненства Введения «Священносицы Девы»
Да, светло становится на душе от этих священосящих дум. Господь еще милостлив к нам, грешным. (21/XII 28)
2. Какое изысканное изящество и глубина мысли в Введенских стихирах! И как хорошо уходить в них (подбор сравнений, сопоставлений и образов поэтических). Такой просветляющий смысл, столько мыслей, такое переживание праздника, плодотворное для души, способное дать ей все новые и большие ощущения, чистые, неподдельные – подлинные церковные восприятия праздника. Какое счастье – переживать вместе с церковью (всею) подлинные церковные переживания. (21/XII 30)
3. Праздник Введения – предначатие рождественской радости. «Пойте Господевы вся земля, и веселием воспойте люди». Весело и чудесно петь ирмосы Р.Х. (21/XI 30)
4. Вот так бы построить жизнь свою – как пресв. Богородица во храме. И это был бы лад, духовная музыка гармонии божественной на струнах сердца в творчестве молитвы или осияния ся. Да, так внутренно хорошо бы наладить жизнь. (21/XI 31)
5. Храните слово, всаждаемое с кротостью примите (Иак. 1:21), и оно да свеляется в вас богатно. Надо вырабатывать именно это вхождение внутрь себя. Да, внутрь Божественного храма… Дивно прислушиваться к давно знакомым и словно новым звукам, обновляющихсяв душе. (21/XI 30)
6. Храм Божий должен быть для нас школою благочестия, здесь мы должны воспитывать свой дух и исполняться премудрости Божией и благодати. (21/XI 24)
7. Какое для души наслаждение побыть в храме Божием и во внимании к богослужению и с самим собой. Да, какая-то простота входит в душу, именно; чувствуешь в полноте и простоте, что «настоящее найдено» и ничего больше не нужно (30 г.). Драгоценно оставаться долго в храме. Лучше день сидеть во дворах твоих, паче ты….. (29/XI 31)
8) «Хорошо вести б литургию» – да, это есть первее всего вхождение в себя, и потом вхождение в жизнь церкви. (20/VII 29)
9) «Аз же по множеству милости твоея вниду в дом твой» (Пс. 5:8) Лучшее, что есть – это светлость благоговейного состояния. В чувстве благоговейного страха есть неизреченное веселье. (13/XII 32)
10) Св. Церковь особенно памятует и выделяет трех отроков ((…)1 17/XII, н.свв. отец) – т.к. они прообраз неопалившейся огнем Божества – утробы пр. Богородицы. «Утробу неопально образуя Отроковицы, иже в Ветсем опаляеми юноши 1) преестественно раждающую, 2) запечатленну» (песнь 8-я 2-го канона РХ), так вдохновенно изображается таинство рождения Спасителя пречистой нетронутой девственны (17/XII 32)
11) «К сомнению украшен» (п.1) «Сомнения мои паче всякого веселия» (п. 4). В житии сказано, что св. М-н желал быть совсем уничтоженным зверями и был растерзан так, что остались неразрушенными в конце только твердые кости. Это он сам говорит изобразительно точно, что желает быть им пищей, и чтобы его смололи зубы зверей. Так и было (20/XII 29). Так каждый должен желать стать смолотой пшеницей, «стереться в порошок», уничтожить самость, себялюбие. (20/XII 32)
12) Драгоценные святые дни (Предпраздненства РХ), святые, дивные воспоминания и чувства. (20/XII 31) Какие дни, какие молитвословия церкви, какие апостольские и Евангельские чтения! (22/XII 29)
13) «Неизреченно твое чадолюбие, Отче, превосходящее отеческую любовь». «Спасение нам испрошая и подавая нам с тихостью (…) радостная». «Избави твое стадо от бури греха, приводя нас в пристанище тихое Божественной воли Христовой». Созвучно и с единением сердечным воспринимайте церковные наслаждения и поучения Богослужения: о дал бы Бог наслаждаться сего и в выси бесконечные там в жизни у Него. (21/XII 30)
14) «Приближается Христос, звезда предозаряет, небесное множество, воинство приницает умных сил» Это дивная стихира (22/XII 29)
15) Уготовляться к ним (трем навечерям – Рождества, Богоявления и Пасхи) – сознанием немощи и слабости – Г-дь укрепит и дарует вдохновение (от Него, а не от человека!) (24/XII 28)
16) Да, преддверие лучше; 1) Придание прекраснее осуществления, а 2) в этих днях тоже торжественность пр-ка (а значит и сосредоточение более благоприятно), но есть его содержание и 3) замечательно даже, что в дни праздника самые уже Св. Церковь от содержания пр-ка переходит к богословскому осмысливанию его, возвышается, но всем ли это и доступно!.. (24/XII 28)
17) Да, только когда приобщишься службе церковной можно праздник восчувствовать (17/VI 29)
18) Стихиры Рождества Христова именно дороги стали душе. До слез она умилена. Первая стихира «Приидите взрадуемся Господеви» самая замечательная, какая сила в ней! Да, все существо потрясается, трепетом объемлется. Какая-то легкая прохлада во всем существе, как-то весь подбираешься как струна, и вниманием, и телесно. «И я райской пищи причащаюся»... Чудный миг – чтение тропаря и кондака пр-ка. Вот в этот миг ощущаешь себя частичкой церкви. Да, драгоценность жизни нашей! (24/XII 28, 29 гг.)
19) Слово Свт. Григория Богослова (…) – да, дивное слово. Надо вчитаться в него повнимательнее. (24/XII 32)
20) Очень ясная и (…)! (Музыка припевов на 9 песни канон РХ) (1932)
21) Велико и проникновенно! (учение о мучен. Кончине архид. Стефана) Да, дивно Божественный Дамаскин выражает… дивные жизненно Христовы=христианские настроения. (27/XII 29). Драгоценно …. службы рождественских дней.
22) Примыкайте к сокровищнице (содержанию службы церковной) (1/I 31) Драгоценно содержание ……………………… (часов Рожд., Богоявл., Вел. Поста) (3/I 31)
23) «Иоанне Крестителю, во утробе познавый мя Агнца, на реце мне послужи, И, егда узриши горы трепещущия» – очень мне нравится (4/I 33)
24) Дивные стихиры! (авт. Иоанн Зл.) Да, хорошо воспевает Св.Церковь 27-е января. (27/I 29)
25) Единый дух любви не разделяется различием дарований, а различие их (3-х святителей) поразительно тем более, что оно прекрасно единением этого разнообразия в любви, благодати! Какие дивные сравнения: «Великие стихии»; «Струи океановы»; «Возжженая углия от нестерпимого огня»; «Глубины мудрости духа испытавших»; «Благодати органы, гусли духа»; «(…)»; «Христа моего уста»… (30/I 32)
26) Я очень сильно воспринимаю службу Сретения: дивные песни дивных творцов, певцов идут от дивных переживаний дивных душ.
27) «Со страхом, яко рабыня, к тебе, Владыца жизни, повеленна приступи смерть» (из канона воскресн. 6 гл.) Да, (…) слова! Их, между прочим, любил Цл. Илларион. Чудный седален. Да, ясное ощущение осияния Воскресения!
28) В прощеный день вкушаем частицу райского блаженства, на душе бывает такая нежность, мягкость. Да, это именно напоминает о райском настроении, долженствующим стать нашим. (4/III 29)
29) «Не отврати лица (…) яко скорблю» (прокимен великий) скорбь – это бремя греховное, от которого надо избавиться, чтобы быть ближе к Г-ду. Непременно так надо воспринимать «от отрока твоего», что все же мы дети Г-да. В этом прокимене такое же устремление духа, как и в псалме (62-е): «Боже мой… возжада тебя душа моя». К матери «прилаге» душа. (13/II 33)
30) Обычай давний (петь пасхальные песнопения в прощеный день) но, конечно, они производят не то впечатление и так должно быть: обычай этот, думаю 1) напомнить Пасху и 2) спеть их для тех, кто не доживет… (17/II 30)
31) В службе 1-й седмицы много говорится о свете и светлости, что характерно для христианского поста (10/II 31)
32) Великопостные напевы дивные (…) т.е. божественные. (10/II 31) И душа ощущает блаженство, вбирая в себя слова и звуки службы. Да, 2-й глас особенно душу умиляет; верно, что он способен встряхивать… (28, 32 гг.) Слово преп Ефрема – да, да, дивное слово любимое (…) Питайтесь, питайтесь от наставлений Богуслужения. (11/II 31) Что душа утишается (во время службы) это благодать церкви, (…) (16/II 28) Питайтесь (…) (17/II 30) Душа растворяется в богослужении. Счастье наше! Действительно, сладостно услаждать себя набранными (за эти дни 1-й седм) звуками и быть веселыми безгранично духовным весельем. (17/II 33)
33) «Дадим алчущим хлеб и нищие бескровные введем в домы». Да, надо осуществить, раз поем и молимся так. (12/II 31)
34) Литургии и причащению, как соприкосновению с Самим Господом свойственна слабость. Сознается там сильнее, чем сиянье ощущений Божиих нами. (16/II 33)
35) Во время «да исправится молитва моя» молимся, чтобы Господь по своему милосердию Сам укрепил в самоукорении («неуклони»), внимании себе и Господу. (12/II 31)
36) Да, жажду очиститься надо восчувствовать всей душой и всей душой устремиться на усилие жить подлинно жизнью спасающейся в Церкви души. (22/II 30)
37) Сырная и первая седм. В.П. восхваляют св. пост. Очень много об ожидании суда и о приготовлении к нему в службах 2-й седмицы. А хорошо бы осмыслить, какая общая идея сей (2-й) седмицы; как назвать ее, какая мысль ее (таких конкретно ….) (17/II 31)
38) «Сей Божественного и невечернего света свет» есть насколько (еще сынов света среди святых)! Пост-то ведь светотворный. А в каком отношении Ст. Григорий сын света? (14/III 32) (Ст. Григорий – делатель молитвы, созерцатель, зритель умного (духовного) света. У него сильные моменты безмолвия. У других сильные мометы духовного возвышения, обожения (как особенно у Симеона Нового Богослова, Григория Синаита, а Григорий Палама – этот учит о явлении в результате аскезы, без держания – несозданного света Божия. И, таким образом, в его эпоху именно, совершенно естественно была установлена память его, ближайшего Святого, который учит, что за воздержание, пост люди сподобляются света, преобщению Божественного света. (27/II-33)
39) Какие стихиры (…)! (понед. 3 седмицы, 24/II 31)
40) «Время делания, часть торжества: кто премудр убо во един день приобрети вся веки» – дивно! (16/III 32, вторн. 3 седм)
41) Замечателен мученический утренник стихиры четверга 4 седм. (7 гл)! Замечателен и очень целен (в стихах 7 гл. он не раз указан утром, утро субб.). Мученичные интересны для изучения и м.б. соотнесения друг с другом; они очень много почерпнуты из творений Св. Василия Великого (8/II 32)
42) Стихиры Благовещенья – как их любил Б. о. Герман. Значит, чуткая душа его была. (22/III 30)
43) Замечательны каноны на повечери пятницы о воскрешении Лазаря и канон утра Н. Вайи.
44) Дни страстной седмицы – каждый в отдельности, единственные. Беречь и собирать их (лучшие моменты) (В.среда, 18/IV 29)
45) «Службу светлости да совершает» – служение светлое, богослужение церковное, ка просвящающее, творящее причастником света божественного (30 г.)
46) Трипеснецы повечерия представляются мне более полными настроения, а утренни более богословскими. Косма – художник и оратор, Иоанн Дамаскин – Богослов, а Св. Андрей Критский – переучивает. (34 г.) Замечателен канон на повечерии В. Среды.
47) Все отвлеченное ….. затрагивает душу, чем все тесно связанно с событиями жизни и страданиями Господа. Конечно еще и потому, что чувство Страстной Седмицы нарастает… (18/IV 29)
48) Да, за литургией в великий четверток переживается ярко пребывание на вечери тайной.
49) Да, тут напротив (стихиры на стиховне на В. Пяток) исполняет свое дело, свою должность, чрез него входят в душу и усваиваются (5/IV 30)
50) В похвалах (на утренни В.Субботы) раскрываются все новые и новые красоты. Проникайте в них. (Долго искал и никак не найду указания кто написал похвалы). Да, божественная жизнь, божественное начало в Церкви тем сильно, в том и божественность его, что от него все новые и новые истоки в душу и творится в ней тайна всевышнего обновления, потому что все это (и творение и восприятие их правое от духа Божия (6/IV 30)
51) Дивно (при пении воскресных тропарей на утр. В. Субботы) уйти внутрь и изнутри внимать и созерцать. (30) Да, воскресные тропари в это время особенно звучат. (29) Они звучат особенно победно (31)
52) 2-й все более и более в высоком открываются благодатные новые стороны, если соответственно переживаем их, а неведомое входит в самое недро души и еще сильнее ее проницает. Канон Великой Субботы – это вечернее глубокое переживание сей благоговейной таинственной Субботы, сего упокоения дня (…) (34 г.)
53) Да, по немощи нашей нам дастся пережить священные мгновения, и они тем дороже (29 г.) Это и (…), отмечаемый церковью, труд (…), и в этой трудности простого подвига сладость одоления Божия, хотя и стонет человеческое. (30 г.)
54) Заря Воскресения – в стихирах на Госп. (…) – все говорят о Воскресении Христовом (29/III 31). Евангелие (на литургии В.Субботы) – дивный миг. О сладость, о небесное снисхождение, ангелы, как и в ночь Рождества на земле – вы …. Великого и страшного таинства (6/IV 30).
55) «Слава Святой, и Единосущной, и животворящей, и неразделимой Троице». Словно Господь в одеянии светлом встречает в притворе храма… и блажен, кто присутствие Г-да ясно ощущает! (22/IV 29)
56) Это чувство Пасхи в храме перед полунощницей, пожалуй, ощутимее при созерцании Богослужения, а не при участии в нем (28 г.)
57) За литургией (12/VI 29) ощущались переливы божественного. Душа тихая может их ощутить.
58) О стихирах (апостолам Петру и Павлу) – я плакал. Ощутил: «Имеяй (…) милость» (29/VI 32)
* * *
1) Блаженны для земнородных касания неба, и влекут, и устремляют они к Богу, и вечность, в беспредельную вечность в Боге.
2) Надо благоговейно чтить Господа, надо благоговейно устремляться и беречь эти небесные ощущения, чтобы в ровности пронести их и не запнуться о камни и стремнины жизни (…) Да, есть столь прекрасное, что оно не выразимо. Это и есть касание небесного до нас, тихо, но властно нам говорящие – это путь и для нас, и мы должны им в тихости идти.
3) Чем ближе мы к Богу, Солнцу правды, тем душам нашим теплее, тем мы светлее становимся и проникновенно чище. Да, Богу подобие, задача человека, осознанна она наиболее проникновенно и глубоко христианскими Свв.оо (…)
4) Чем мы будем больше вживаться в Бога, тем восприятия наши будут все многограннее и прекраснее.
5) Какой есть чудный смысл жизни (…) самого. Да, есть истинно прекрасное только в этом, в этом дивно, просто и таинственно предначинается жизнь в Боге. Как жизнь может быть полна, глубока и прекрасна, да, и как мы это упускаем.
6) Вот наше предназначение – быть Христовыми лучами во мраке тьмы и жизни, лучами Вечного Солнца Правды. И быть такими чадами света – наша прямая обязанность, вытекающая из нашей веры.
7) Свое (и Божее в душе) и сильное (и Божее) у нас может быть только когда мы Божее усвоим, когда переживем все в нас, и уже не внешним это будет для нас прекрасным, а внутренним дивным, в нас раскрываемым. Бог в помощь на вселение в нас богатства Божия.
8) Счастья нет для нас без Христа.
9) Стоит, стоит жить, и только для вечности. И жизнь только в Боге имеет смысл. Все земные радости очень ничтожны, и стоит ли для них жить – хороший помысл, здоровый побег молодого дерева.
10) Да, самые драгоценные минуты, когда душа соприкасается с Божественным светом….. Своего искорку, зажжённую от Божественного, какое счастье ощутить эту радость, поднимающую от земли. Беречь только ее в сердце нужно, с благоговением и тщанием.
11) Мы не имеем здесь пребывающего града, но грядущего взыскуем, сиречь небесного. Этим должны определяться все устроение души и вся жизнь. Будем понимать, что восхождение к небу должно быть нашим долгом и устремлением усердным.
12) Горы Божественных законов, путь заповедей Христовых – вот то, что для нас должно быть вожделенно, куда мы должны стремиться, – туда – ввысь.
13) В этом сознании, что Господь есть крепость и упование человека, в этом сочетании, в этих настроениях и стелется непременный и ясный путь к Богу крепкому Живому.
* * *
Здесь и далее наразборчивый рукописный текст – примечание элеткронной редакции.