Источник

Об отношении к ближним

Любовь – дар Божий. Стремление к ней встречает антиномию жизни, которая преодолевается Божией благодатию.

Любовь прежде всего – жертва другим. Одолевай только любовью.

Хотя все будет начинаться плохо, но потом, при неуклонном стремлении делать по Божьи, Божею благодатию утишится и придет к истинному концу – любви.

Надо спешить делать добро. Должно быть очень чуткой и побеждать зло добром. Будь проста на всякое зло и мудра на добро.

Нужно блюсти себя и воспитывать себя в бесстрастии и готовности поступиться своим покоем в пользу служения другим и их спасению.

Надо входить в личность каждого и снисходить. Сумей подойти ко всякому человеку – и стоящему и нестоящему. Нужно идеальное внутреннее общение со всеми, наипаче святыми. Атмосферу мы создаем сами, и каждому нужно смириться на добро с своей стороны и победить худое. В том, что от тебя, яви воспитанность, вежливость, несмотря ни на что, и влияй сколько можешь примером. К духовным немощам сестер надо снисходить. Надо относиться снисходительно, легко и совсем добродушно, мириться с дурными залежами в других и не переставать и противостоять им, и на страже быть. Будем снисходить, как сможем.

Должно иметь предупредительное прошение, проявлять взаимное подбадривание и побольше взаимного любовного внимания.

Холодно никогда не надо, а твердо и с любовью. Лишь бы только нам быть чуткими и добрыми к другим, при строгости к себе, при сознании, что с трепетом ходим пред лицем Божиим. Новоначальные и до призвания служить спасению, знают, как бы только спастись и не помешать своею немощью другим спасаться, не соблазнить. И все так же друг друга терпеть, друг другу уступать, друг другу помогать при соприкосновении. Надо не соблазнять своим поведением – вот линия поведения. Отшельники имели смирение сознавать, что они могут быть вредными и поэтому отъединялись. Нервность надо победить. Надо быть не вулканом, а светильником – ласковой лампадой (хорошо оправленной, с хорошим фитилем и елеем), любящей, живой, мягкой, разливающей ровный свет – успокаивающий, утешающий. Прости врагам твоим, умягчись и посмотри хорошо, добродушно (я совсем то хорошо смотреть и сам не умею). Помоги тебе Бог одолеть в этом себя. Враждебное отношение к тебе нужно для твоего возрастания. Но не думай о нем, а делай, что от тебя. Сами потщимся не проявлять злобы и пр. Не надо начинать с противоречия, а с того, в чем сходитесь; от этого всегда исходят все пастыри и воспитатели душ; другой способ только в особых случаях. Твое отношение должно быть беспристрастным голосом из другого – христианского мира; сумей не взнуздывать, поэтому будь кротка и предоставь выговориться. Надо их лечиь христианством. Будь выше клеветы. Поведение плохое не надо называть хорошим, ко 90% клеветы, а христианином не дело быть Каином и Хамом. Суд нужен только над собою. Стоит немного удержаться от осуждения и будет легче. Пересуды пресекать немедленно и объяснить, что этого не слушаешь. Решительно восставлять из утешающего заблуждения; только любовью. Категоричной быть не нужно, но надо все выслушивать, чтобы не было и тени самооправдания, ни лазейки внутренней. Понимать другого можно и при разности понимания у психики, способной воспринять другого, Tout comprendre cest tout pardonner, но не в смысле оправдания, а в смысле полного опознания мотивов / действий. Мы призваны бороться, мы должны бороться, хотя, наша борьба не мирская – в терпении, любви и мольбе. Наш долг своеобразный, но дивный и прекрасный; не ослабевать в христианствовании, т.е. невзирая на образ отношений к нам мира и людей, относиться к ним только по христиански, безпримесно по Христову. И в этом самым драгоценным является именно долг независимости наших отношений от отношений к нам мира и людей.

Равняться нужно не на людей, а на Христа.

Да будет не наше, а Божье!


Источник: Сборник изречений. О посте. [Электронный ресурс] // Архив тайных монашеских общин.

Комментарии для сайта Cackle