Источник

ПОУЧЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЕ

о праздности

Если кто не хочет трудиться,

тот и не ешь.

(2Фес. 3:10)

I

Эти слова принадлежат славному из апостолов, св. Павлу. Сам он был трудолюбивейший из людей: он работал с утра до вечера и с вечера до утра; то работал топором, пилою, то пером боговдохновенного писателя, то являлся учителем-златоустом. Св. апостол вооружался против праздности. Он считал ее в христианине преступлением и причиной многих пороков.

Сам Господь Бог произнес первому человеку на земле ясное повеление: «В поте лица твоего будешь есть хлеб твой" (Быт. 3:19). Царь Давид изобразил признаком достоинства человека труд. Он вдохновенно говорил: «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Восходит солнце, [и]... выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера» (Пс. 104:24, 22, 23). Деятельность и труд – неувядаемая красота человеческого рода.

В самом деле, что представляет жизнь без деятельности и труда? Один лишь счет прожитых дней, месяцев, годов.

1. Деятельностью и трудами приобретаются верные религиозные понятия о Боге, о Его всепремудром мироправлении, о тайне искупления.

2. Деятельностью и трудом человек улучшает, укрепляет свои умственные и нравственные силы. В своей голове он носит, можно сказать, понятие о земном и небесном; пространство сокращается перед его мыслью. Не посещая стран, он имеет о них более точное представление, нежели некоторые из тех, кто там родились и жили долгие годы. Он знает историю мест, нравов, обычаев, языки разных народов.

3. Деятельностью и трудами исправляется, улучшается растленная человеческая природа. Без них человек почти приравнивается к животному, чувственному, неопрятному, неприличному. Внешность его – человеческая, а внутреннее он – зверь.

4. Деятельностью и трудами созидается, увеличивается, упрочивается внешнее и внутреннее благополучие и благосостояние человека, семьи, общества, государства. Промышленные города, богатые села, красивые здания церквей и домов, – все это плоды деятельности и труда.

Представим себе, что мы находимся на высоте, с которой видны все живые люди, трудящиеся с утра до вечера. Что они делают, чем заняты? Что может представиться нашему взору? Прежде всего, необозримая, кипучая деятельность трудящихся для разных целей людей: одни дома, другие на улицах, третьи в лесах, четвертые у вод морских и речных, пятые в полях и т.д.

В одном месте в ранние часы утра подвижники и подвижницы веры и благочестия, вместе со священнослужителями, молятся о свышнем мире, о спасении своей души, о ниспослании милости и помощи Божией всем болящим, скорбящим, нуждающимся, бедным, ненавидимым, оклеветанным страдальцам.

В другом месте люди, уже убеленные сединой, сидят, окруженные книгами, рукописями. Их лица озабочены, усталый вид показывает, что они полны дум и день и ночь пекутся о том, чтобы внести свою каплю чувств, мысли, слова в общую сокровищницу знаний.

Там оглушительно стучат машины, масса людей углублены в фабричные занятия, мужчины и женщины изнуряют до пота свое тело над механической работой.

Далее – школа, где учитель и учительница вдохновлены мыслью научить, а ученики – воспринять уроки богомыслия.

Там ремесленники углублены в предмет своего мастерства: пилят, рубят, клеят, соединяют и разделяют дерево, камень, воду...

То вот еще честная швея или прядильщица склонилась над шитьем, без перерыва действуя иглой и руками. Там воины стоят на страже общего спокойствия...

Там мирные торговцы трудятся над приготовлением необходимых для общежития, полезных и приличных средств, отыскивают их, приобретают и разными путями – и по суше и по воде, – доставляют к месту назначения.

А вот еще группы людей, их большое-пребольшое множество. Это земледельцы. У них всегда страдная пора: то они сохой и заступом разбирают бразды земли или удобряют их различными средствами, то осеменяют их, то они с косой, то с граблями или серпом. Вот уж поистине кто свой хлеб ест в поте лица своего, вот уж кто от утренней зари и до вечерней, действует, трудится! Когда я вижу такого труженика, во мне возникает чувство умиления и уста невольно начинают петь славословие Господу.

Теперь обратим свои взоры на другую часть людей, которые заслужили название празднолюбцев, ленивцев, тунеядцев.

О, их также много в Божием мире! По выражению Евангелия, это плевелы, растущие среди пшеницы. Поистине, эти несчастные люди – горе отцов и матерей, бремя семейств, позор родства, стыд общества, язва городов, соблазн сел и деревень.

Печальнее всего, что люди, предавшиеся праздности и лености, тунеядству, часто сами не понимают, какой терпят вред от своего безделья, не только для души, но и для тела. Они – несчастные, погибающие. Пожалеем и их и помолимся о них. Затем, продолжая нашу беседу, будем проповедовать о значении трудолюбия и о вреде праздности.

1. Человек склонен к праздности, хотя праздность – в высшей степени опасное и вредное состояние. Большая часть людей считает людей праздных и имеющих возможность предаваться праздности счастливцами, баловнями судьбы. Многие и очень многие, видя празднолюбцев, завидуют им и в неразумных своих мечтах готовы поменяться с ними своей труженической участью. Но не так смотрит на праздность христианство; оно усматривает в праздности не только опасность для душевного спасения, но и истинного врага человеку.

Проникающим своим взором христианство открывает человеку глаза на страшную бездну, в которую непременно падают празднолюбцы и тунеядцы. Кого охватил страшный ветер праздности, тот погибает для всего чистого, великого и благородного.

2. Христианство, желая убедить в истине чего-либо, всегда указывает на высочайшие примеры для подражания. И в данном случае оно устами Христа и Его жизнью и жизнью святых угодников Божиих убеждает, что человек должен постоянно трудиться.

Деятельность и работа – не земного, а небесного происхождения. Иисус Христос полагает труд Своим бесконечным делом. Он прямо говорит: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17). Вся земная жизнь Христа проходила в постоянной работе и неутомимом труде. Господь, осуждая ленивых и праздных, прямо называет их рабами лукавыми, которые своими же устами осуждают себя (см. Лк. 19:22).

Пресвятая Дева Мария всю Свою довольно продолжительную жизнь на земле была труженицей: работала для храма в юности, работала в доме Своего Обручника ради семьи, работала до последних дней Своего Успения для Своего единственного Сына, апостолов и Себя Самой.

Святой Иосиф Обручник, остававшийся всегда бедным, живя в убогом вертепе Назаретском, работал пилой, молотком и рубанком. Апостол Павел днем проповедовал, молился, писал, учил, беседовал духовно, а ночью, при свете лампады или луны, работал, делая шатры и палатки, и в народе был известен как скинотворец. Даже св. пустынники христианские были деятельными людьми. Известно, что прп. Антоний Великий весь день свой проводил на воздухе: он пел псалмы и плел корзины. Эти корзины отправлялись в Египет, распродавались на рынке; скудной заработанной суммой покрывались незатейливые нужды пустынника. Наш преподобный Сергий ходил в дырявом холщовом полукафтанье, имея в руках то топор, которым рубил дрова, то ведра воды, нужной для столовой монахам, иногда пек хлебы, варил еду для себя и для других. Вот какие примеры убеждают нас в полезности трудолюбия! Правильная христианская жизнь должна проходить и проходит у истинных христиан между трудом и богомыслием.

3. Да, человеку всегда надо что-нибудь делать, каждому из нас придет на мысль, что его жизнь недолговечна, а между тем каждый из нас обязан заслужить святейшую вечность, вечность, в которой не будет ни печали, ни боязни, ни вздохов, ни мук, ни тоски. Такую вечность даром не дадут. Если бы чаще нам на ум приходила эта мысль, то, очевидно, мы понимали бы, что час, проведенный без дела, влечет за собой потерю благ не только в этом мире, но и в будущей жизни. Мы поняли бы, что праздность есть преступление против себя самих. Бесцельно прожитая молодость всегда есть вывеска будущей бесплодности человека и для себя и для других. Такой человек очень напоминает евангельскую смоковницу, от которой хозяину не дождаться плода во веки, хотя эту смоковницу хозяин сам сажал, поливал, окапывал, и хотя в ней есть и крепкий корень, и ствол, и ветви, и листья. Но плода от этого дерева не дождаться... Оно здоровое и зеленое, но бесплодное.

4. Праздного человека Иисус Христос уподобляет в притче рабу, скрывшему свой талант в земле (см. Мф. 25:25). «У такого празднолюбца отнимется и то, что у него было», – говорит нам в притче Господь. Проводящий праздно и бесплодно свою жизнь пусть оглянется назад, в свое прошедшее. Что там у него? Прожитые дни – это какой-то сон, сцепление случайностей. А существование таких людей, у которых в прошедшем пустота, в настоящем пустота, весьма незавидно. Прошедшее и настоящее – это и есть та сумма, из которой слагается наше будущее. Если ничего не было вчера, ничего не поступило сегодня, разумеется, самой собой из ничего не сделается нечто к завтрашнему дню.

Пусть оглянутся праздные люди вдаль, в свое прошедшее. Мать родила их не для тунеядства, не для того, чтобы они чужое съедали, в чужое одевались, но для того, чтобы чужих кормили и чужих одевали. Но празднолюбец – раб, зарывший талант. Он не живет, а прозябает; загораживает своим существованием дорогу другим, мешая им правильно жить, действовать и пользоваться плодами своих трудов. Будем же бояться, чтобы Иисус Христос на Страшном Суде Своем не сказал нам: «Ты хочешь царства небесного; ты пришел в Мой вертоград; но Мне нужны делатели, работники, а не лентяи, не тунеядцы, не праздные люди».

5. Но могут сказать, что до Страшного Суда далеко, и не всем известно, какой будет этот Суд. Пусть так! Но можно ли не видеть, что праздность ослабляет наши душевные силы и способности? Это подтверждают простые примеры. Многие не могут ходить помногу только потому, что привыкли сидеть. Привычки как телесные, так и душевные вкореняются очень глубоко. Например, совесть наша, не упражняемая в деятельности, слабеет, умолкает и засыпает, и человек делается бессовестным, бесстыдником. Если отвык или не привык человек молиться, то ему трудно бывает простоять полчаса сосредоточенно на молитве. Привычка не поститься делает для человека дни поста ужасными, а сам пост чем-то страшным.

6. Праздность ужасна еще тем, что она влечет за собой порок. Душа наша не похожа на бесчувственный инструмент, который остается спокоен, если на нем перестают играть. Нет, душа человека праздного похожа на поле, оставшееся невозделанным. На необработанном поле всегда растет худая и сорная трава, так и в душе у праздного человека все больше и больше плодятся худые мысли, пошлые чувства и дурные желания.

Будем помнить, что каждый из нас крещен Крестом Иисуса Христа. Крест – символ и знак труда. Христианину указан тесный путь болезни, нужды, обид и труда. Но этот путь упрощен для нас тем, что Крест Иисуса Христа осеняет трудящегося христианина.

Благослови же, Господи, благой труд и честную работу всех рабов и рабынь Твоих! Аминь.

II

Трудолюбивый апостол вооружался против праздности потому, что она противна назначению человека, и потому еще, что деятельностью и трудами приобретаются достойные человека верные познания о Боге, о Его премудром мироправлении, о тайне искупления, о вселенной, о человеке.

Деятельностью и трудами исправляется наша личная природа. Деятельностью и трудом упрочивается внешнее и внутреннее благополучие человека.

Душа каждого человека так создана и устроена, что не может оставаться праздною никогда, ни на один час. Душа наша непрестанно мыслит, чувствует, желает, воображает и предначертывает планы. В этом состоянии вполне обнаруживают себя трудящиеся и празднолюбцы. У деятельного человека душа занята богоугодными мыслями. Его чувствования бодры, прекрасны, любящи, помышления благородны. Воображение трудолюбца – как рай, наполненный умственными и нравственными планами о братстве, любви и свободе. Душа празднолюбца представляет собою открытый вход для мыслей богопротивных и вредных; сердце празднолюбца – помойная яма. В этом сердце можно встретить лишь хульный помысел, преступное намерение; воображение празднолюбца – это развратный дом, в котором гнездятся отвратительные образы и гнусный соблазн.

В городах, селах и деревнях слышатся горькие жалобы отцов и матерей, в особенности супруг, на пьянство, – порок, проникший всюду, от дома вельможи до убогой хижины. Пьяных всяких возрастов и пола увидите всюду, и не в доме только, но и на улицах, и в вагонах железных дорог. Пьянство производит столько соблазнов в человечестве, что ни словами сказать, ни пером описать. Откуда пьянство? Смело отвечаю: от праздности. Трудолюбивый человек не имеет времени не только упиться вином, но часто утолить естественные потребности тела: тщательно умыться, причесаться, красиво одеться, вовремя, в известные часы напитать тело пищей. А у празднолюбца всегда есть время: он тянет иногда гнусным голосом безобразную песню во все часы дня; и в будни и в праздник шатается без дела по церквам и часовням под видом богомолья; часто убивает свою жизнь в дневных и ночных путешествиях, просиживает ночи за картами, хохочет, потешается, и диавол всегда им доволен.

Откуда являются в нашем христианском обществе пересуды, сплетни, насмешки, злословия, ругательства? Преимущественно от праздности. Вдумайтесь в этот важный вопрос нравственного достоинства и вы со мной согласитесь. Сплетни идут большею частью от людей, не занимающихся должным образом своим хозяйством, своими прямыми обязанностями, у которых досуг в сутки – двадцать четыре часа. Душа, всем известно, требует работы. И вот, ей дано гнусное занятие: пересуживать, осмеивать, насмехаться. И эти люди воображают, что они своим злоречием угождают нравственности. Ошибаются. О, возненавидьте сплетни и исцелитесь от них трудолюбием, прилежанием к делу. Займите свой ум, сердце, воображение достойными вас мыслями, чувствованиями, желаниями.

Откуда происходит воровство, клятвопреступление? Опять от праздности. Обманом и воровством празднолюбцы пытаются заменить честный труд. Фальшивые векселя, биржевая игра, легкая нажива, наружные показные добродетели – все это плоды празднолюбства, тунеядства.

Давно ли было время, когда верили друг другу на слово, достаточно было людям завершить дело молитвой, крестным знамением, записать долг мелом на стене, а теперь даже честнейшему человеку нужно скрепить свое слово нотариальным порядком.

Брат более не верит сестрам, дети – родителям. Такое недоверие происходит от праздности. Мудрый Сирах произнес со вздохом, в назидание всем векам, народам и людям: «праздность научила многому худому» (Сир. 33:28).

Все хорошие люди ненавидят праздность, бегут ее. Она подверглась справедливому порицанию еще в Ветхом Завете. Премудрый Соломон в 6-й главе Притчей увещевает такими словами: «не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова. Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни наставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. [Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, и какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и Цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силами она слаба, но мудростью почтенна.] Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. [Если же будешь неленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.]» (Притч. 6:4–11).

Святой труженик ап. Павел еще сильнее и назидательнее осуждал тунеядство. Но он, как добрый учитель и снисходительнейший руководитель наших душ, всем нам, мне и вам, сказал такое великое, душеспасительное слово: «Пока не поздно! Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос» (Еф. 5:14). Аминь.


Источник: Небесный дар любви : Духовные поучения / Прот. Валентин Амфитеатров. – Москва : Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского, 2003. — 271 с. (Печатается по изданию: Прот. Валентин Амфитеатров. Духовные поучения. М. 1911 г.)

Комментарии для сайта Cackle