Источник

Душа

Когда солнце сияет на небе, все ясно бывает. Всякий видит путь, по которому нужно идти и куда идти, что делать и от че­го уклоняться. Видит, отличает одну вещь от другой и полез­ное от вредного, и прочее. Че­ловек тогда выходит на дело свое и на работу свою до вечера (Пс. 103, 23). Так и в душе бывает, которую Христос, Солнце пра­ведное, просветит. Такая душа все ясно видит, познает прелесть и суету этого мира, познает до­бро и зло, порок и добродетель, вред и пользу, путь к погибели и путь к вечной жизни ведущий, совершает дела, Богу угодные и себе полезные. Такой душе сладко Слово Божие, как Сам Бог. Такая душа все в этом ми­ре приятное и дорогое ни за что считает, помня слово Спасителя: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит (Мф. 16, 26)? – и всегда к блаженной вечности стремится. У нее на уме только одно, как бы Богу, Создателю своему, угодить и быть в чис­ле спасаемых. Блаженна душа, которую Божественный озарит Свет!

Когда солнце зайдет, ночь и тьма бывает. Тогда люди не ви­дят ничего, не отличают одной вещи от другой и ходят, как слепые, в ров падают и не зна­ют, как уклониться от вреда. Таково состояние тех душ, в ко­торых свет Христов не воссиял! Осязают они, как слепые, не от­деляют добра от зла, не разли­чают пользы и вреда, впадают от греха в грех. Хватаются за то, что само по себе ничто, отстав­ляют то, что велико. Думают, что они идут прямым путем, но не знают, что он в ров погибели их ведет.

* * *

Познавай, христианин, бла­городство, честь, достоинство и преимущество души челове­ческой. Ради избавления и ис­купления ее не Ангел, не иной какой-нибудь ходатай, от Бога посланный, но Сам Бог и Гос­подь пришел. Сам ее Своим при­шествием почтил и посетил. И искупил ее от диавола, смерти, ада и прочих врагов, не сереб­ром, или золотом, или другой какой-нибудь ценой тленной, а честною Кровью Своей. Почтил Он нас в создании нашем, ког­да нас по образу и подобию Сво­ему сотворил. Но более почтил, когда к нам, падшим и погиб­шим, Сам в образе нашем при­шел, и пострадал, и умер за нас. Так дорого душу человеческую поставил Господь, что Сам ра­ди взыскания ее пришел и ради стяжания ее Кровь Свою пролил. Чем дороже вещь, тем большая цена за нее дается. А так как нет и не может быть ничего дороже, чем Христос и Кровь Его, то от­сюда и драгоценность души че­ловеческой познается, что ради нее Себя и Крови Своей Хрис­тос, Сын Божий, не пощадил. Познавай, христианин, драго­ценность души твоей и не пре­льщайся прелестными чинами и титулами этого мира, которы­ми сыновья этого века прель­щаются и впадают в безумие. Честь, слава и достоинство души твоей больше славы всего мира. Душа твоя – невеста, с Хрис­том, Сыном Божиим, навеки обрученная и святой Кровью Его искупленная. Понимай ее благородство. Благородный Же­них – благородная и невеста, Ему сопряженная. Не видишь этого благородства и достоин­ства сейчас, но увидишь тогда, когда откроются чада Божии. Еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда от­кроется, будем подобны Ему, по­тому что увидим Его, как Он есть (1Ин. 3, 2). Все благородст­во, достоинство и преимущест­во этого мира, вместе собран­ное, – гной перед честью и благородством души человече­ской.

* * *

Видим, что в зеркале то изо­бражается, к чему оно обраща­ется. Так и душа человеческая: к чему она с любовью обраща­ется и присоединяется, то в ней и изображается. В зеркале, ког­да оно к небу обращается, ви­дится небо, когда к земле обра­щается – земля. Так и душа человеческая: когда к небу об­ращается, небесный образ в ней и изображается, когда к земно­му прилепляется своей любовью, земной и скотский образ в ней изображается и тем она губит свое благородство и небесную свою красоту. Поэтому увеще­вает нас Святой Дух через апо­стола: не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, по­хоть очей и гордость житей­ская,не есть от Отца, но от мира сего (1Ин. 2, 15–16).

* * *

Бог в Своем святом слове го­ворит душе человеческой: Я Гос­подь Бог твой, и прочее; душе говорит: уклоняйся от зла и де­лай добро (1Пет. 3, 11): веруй, смиряйся, люби, терпи и про­чее. Душа должна слушать глас Божий, повиноваться, каяться, веровать, любить, терпеть и про­чее. И когда помыслы злые воз­никают – не принимать их, а когда добрый совет внутри чув­ствуется – следовать ему.

Следовательно:

1. Нет никакой пользы внеш­не казаться исправным, а вну­три быть неисправным; телом смиряться, а душою гордиться; на языке веру и любовь иметь, а на сердце неверие и плоды его, – все это есть лицемерие.

2. Всякий грех сначала в ду­ше появляется, а потом внешне и телесно проявляется и через тело совершается. Например, убийство, хищение, блуд и про­чее в душе бывают. Ибо не будет рука убивать, похищать, не будет язык злословить, кле­ветать; не будет око смотреть, ухо слышать непристойного, чре­во объедаться, ноги ко злу хо­дить, если душа не захочет. Так же всякая добродетель долж­на быть в душе и при случае внешне оказываться и действие свое проявлять. Например, вера должна быть в душе и при слу­чае показывать себя исповедани­ем; любовь должна быть в душе и при случае проявлять себя че­рез дела милости, и прочее. Кто истинную любовь имеет к ближ­нему, тот не откажет просяще­му. И Бог, когда говорит чело­веку: не убивай, не кради, – не рукам говорит, а душе, от кото­рой убийство и воровство проис­ходит и через руки совершает­ся; так же не языку говорит: не лжесвидетельствуй (Рим. 13, 9), а душе, которая язык употреб­ляет к лжесвидетельству, и про­чее. Поэтому апостол называет телесные члены орудиями пра­ведности или орудиями неправ­ды (Рим. 6, 13). Орудиями пра­ведности они бывают, когда ими душа делает правду; орудиями неправды – когда душа употреб­ляет их к творению неправды.

3. Не только тот убийца, или хищник, или прелюбодей и про­чее, кто делом согрешает – де­лает зло, но и тот, кто хочет делать зло. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни де­рево худое приносить плоды добрые (Мф. 7, 18), – говорит Хри­стос. Поэтому в Божием сло­ве убийство приписывается не только тому, кто делом убива­ет человека, но и тому, кто не­навидит человека. Всякий, не­навидящий брата своего, есть человекоубийца (1Ин. 3, 15), – говорит святой Иоанн. Так же вожделение блудное называет­ся Христом любодеянием. Вся­кий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбо­действовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 28). И хотя гражданский суд не казнит злых вожделений, но суд Божий будет казнить, так как содеяны они против свято­го и вечного Его закона: не по­желай. Бог не только внешние грехи судит, но и внутренние, хотя бы внешне, перед людьми, они и не проявлялись.

* * *

Человек сам по себе слеп и потому требует просвещения; забывчив – и потому требует частого напоминания; ленив – и потому нужно ему поощрение; дряхл и уныл – и потому по­требно ему утешение; склонен к падению – и потому требует подкрепления; склонен к сомне­нию – и потому требует настав­ления. И все это из Святого Писания черпается. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совер­шен Божий человек, ко всяко­му доброму делу приготовлен (2Тим. 3, 16–17). Вследствие же лишения всего этого бывает не что иное, как бедственное и пла­чевное состояние души. Страшен голод телесный, но страшнее голод душевный. Голод телес­ный бывает причиной смерти телесной, но голод душевный причиняет смерть душе, кото­рая намного страшнее смерти телесной. Как душа честнее те­ла, так бедствие души страш­нее телесного. Смерти телесной никому – ни праведнику, ни грешнику – не миновать, но ду­шевной с Божией помощью из­бежим, если слова Его святого держаться будем. И тело хотя умрет, однако, если душа жива будет верою, опять в общее вос­кресение оживет, соединившись с душою. А если душа умрет, то и тело и душа навеки погибнут.

* * *

Мертвый между живыми не пребывает и не должен быть, но выносится из дома и города и в землю закапывается. Так и душа, умершая от греха: выносится или даже извергается из сообщества святых, из дома и града живого Бога, то есть Церкви Святой, которая есть дом Бога Живого (1Тим. 3, 15). Ибо и ей неприлично быть вместе с живыми, которые верой и любовью живут и служат Богу. Как для тела жизнь – душа, так для души жизнь – благодать Божия. И как жизнь тела познается от действий телесных, например, движения, речи и прочего, так и душевная жизнь примечается от действий духовных, то есть истинного покаяния, молитвы, любви и страха Божия. Испытай, христианин, душу свою, не мертва ли она. Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 26), – говорит апостол.

* * *

Дом, который не имеет господина, живущего в себе, нечист бывает, преисполнен сора, пыли и паутины; земля без делателя запустевает, бесплодна бывает и рождает непотребные травы; сад и виноград без делателя пропадает; корабль без хорошего кормчего бурей и волнами морскими потопляется, и прочее. Так и душа человеческая без Христа – как дом запустелый, преисполненный смрада, нечистоты и паутины, диаволом и демонами распростертых, то есть злых похотений, замыслов и начинаний; как земля невозделанная, только терние и колючки производящая и проклятию подлежащая (см. Евр. 6, 8); как сад и виноград, без делателя запустевший, плода не приносящий, и ни к чему не годный, и посечению и сожжению подлежащий; как корабль без кормчего плавающий, от бури и волн волнующийся и близ потопления находящийся. Ибо что для дома хозяин, для земли и винограда делатель, для корабля кормчий, то для души нашей Христос.

По падении отступил Христос от души человеческой и сделалась она как дом без хозяина, земля и виноград без делателя, корабль без кормчего. Нет и в той душе Христа, которая хотя водою и Духом в Крещении возрождена была, но, первому Адаму следуя, заповедь Божию отвергла и за лукавым врагом диаволом, древним тем змием, волей своей последовала. И если в том бедственном состоянии до конца пребудет, вовеки будет без Христа; и поскольку Христос – жизнь для души, то без Христа, Который есть Жизнь, пребывая, вовеки будет в смерти. Покаемся же, христиане, очистим себя от всякой скверны плоти и духа (2Кор. 7, 1), чтобы удостоиться принять Христа в дома душ наших. Для этого пришел Он в мир сей, чтобы мы благодарно встретили Его и, очистив дома душ наших, приняли Его.

Стоит Он и ударяет в двери сердец наших, чтобы открыли Ему, чтобы почил в душах наших, чтобы и мы могли помазать миром и омыть слезами своими святые ноги Его (см. Лк. 7, 37–38) и чтобы Он обитель у нас сотворил (Ин. 14, 23). Се, стою у двери, – говорит Он Сам, – и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему (Откр. 3, 20). Горе нам, если ныне не послушаем Его, нас ради пришедшего в мир, и странствовать в нем благоволившего, не примем в дома свои! Слушай, что скажет во Втором пришествии Своем стоящим слева от Него: алкал Я, и вы не да ли Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня (Мф. 25, 42–43). Стыдно и страшно будет выговор этот терпеть от Него.

Страшнее того навеки от Него отлучиться и с диаволом в огонь вечный отойти. Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41).

* * *

Чем более душа украшается ныне, тем большей красоты сподобится и тело по воскресении. Тогда будет слава иным – как солнцу, иным – как луне, иным – как звездам (1Кор. 15, 41). Чем же более украшается тело ныне, а душа пренебрегается, тем большее тогда и на душе и на теле явится безобразие. Гнусность небрежной души и на теле тогда покажется, во обличение ее и в показание всем, что она в мире не ради Бога жила, но вслед своих прихотей ходила и не Христу, но миру служила. Тогда миролюбивый грешник, как чудовище какое-то страшное, перед всем миром, Ангелами и избранниками Божиими явится, и сам себя будет стыдиться, ужасаться, ненавидеть, и захочет в ничто обратиться, но не сможет; сам себя будет ругать, укорять и оплакивать, но поздно. Душа человеческая подобна зеркалу, которое такой вид в себе воспринимает, к чему обратится. Так душа, к чему обратится, такой и образ в себе принимает. К Богу ли обратится и Бога будет искать, любить и к Богу прилепляться – образ Божий в ней изображается и пишется Святым Духом. К миру ли обратится и суету его любить будет – такой и образ в ней является. И что ныне в ней есть, то тогда внешне явится. Как боголюбивой души красота, так миролюбивой гнусность и безобразие тогда внешне покажется.

* * *

Душа человеческая подобна зеркалу. Как в зеркале, обращенном к солнцу, тем яснее видится солнце, чем чище зеркало, так в душе человеческой, обратившейся к Богу, вечному Солнцу, тем яснейший образ Божий изображается и видится, чем более очищается она от грехов и следует святым Божиим свойствам и нравам. И как в зеркале не изобразится подобие солнца, если к солнцу не обратится или закопчено и замарано будет, так в душе человеческой не изобразится образ Божий, если человек к Богу не обратится и от грехов не будет очищаться. К Богу же обращаемся тогда, когда сердце наше, ум и жизнь нашу изменяем и начинаем новую жизнь и так совлекаемся ветхого и облекаемся в нового человека, который по образу и подобию Божьему создан (см. Быт. 1, 26–27).

* * *

Красота и достоинство души человеческой познается из того, что в ней образ Свой Божественный напечатал Бог и Создатель наш. И сотворил Бог чело века по образу Своему, по образу Божию сотворил его (Быт. 1, 27).

О, сколь дивная и великолепная красота и достоинство души! Образом Божиим почтена и украшена душа человеческая! Все вещи созданные дивны и суть свидетельства всемогущества и премудрости Божией, но человек образ и подобие Создателя своего в душе своей имеет!

В создании всех прочих вещей всемогущество и премудрость Божия явлены, но в душе человеческой, кроме того, подобие и образ Божий написан. Какое может быть большее украшение и преимущество созданию, как образ Создателя своего в себе иметь? Кто может эту красоту и преимущество понять и словом изобразить? Образ подобен должен быть первообразному, как образ смотрящего в зеркало подобен тому, кто смотрит в зеркало; таковой и образ является в зеркале, какое лицо, которое смотрит в зеркало. Рассуди, какую красоту и великолепие имеет несозданное Естество – Бог, тогда и созданного от Него естества, по образу Его сотворенного, красоту и доброту несколько познаешь. Бог есть Красота бесконечная, Которой Ангелы святые от начала насытиться и похвалить не могут.

И избранных Божиих в том особенно вечное блаженство состоит, что эту бесконечную доброту лицем к лицу без конца и ненасытно будут видеть и наслаждаться (см. 1Кор. 13, 12; 1Ин. 3, 2). Господи, Боже мой! Ты дивно велик, в славу и великолепие Ты облекся. Ты одеваешься светом, как одеждою (Пс. 103, 1–2), – поет Ему Давид святой. Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1Ин. 1, 5). Когда рассудишь красоту и бесконечное благолепие величия Божьего, тогда познаешь, сколь великая, дивная красота и благолепие души человеческой, в которой образ и подобие Божие имеется.

* * *

Сын Божий, одевшись в плоть, подобную нашей, тридцать три года и более на земле жил как один из людей и как раб и один от нищих и бедных трудился, бедствовал, плакал, алкал, жаждал, бесчестие и хулу терпел ради души нашей, и, наконец, ужасное мучение претерпел, и между злодеями как один от злодеев единственный Праведный и Святой с неизреченным бесчестием на древе крестном повешен и умер. Все это учинил Человеколюбец Христос для того, чтобы души наши от власти диавольской освободить. Так дорога душа человеческая Богу и Христу Сыну Божьему! Бесценная цена Божией Крови за нее дана (см. Деян. 20, 28).

Отсюда видишь, что ценность, важность и достоинство одной души человеческой весь свет превосходит. О, как премного погрешает человек, когда за малую и кратковременную сласть, или за серебро и золото чувственное, или за мнимую честь и славу мира сего, или за иное нечто подобное этому такую дорогую и благородную душу продает и отдает во власть диавольскую! Такого оплакивает пророк святой: человек, будучи в чести, не уразумел сего, сравнялся с несмысленными скотами и уподобился им (Пс. 48, 13, 21). Верная душа неизреченную красоту, благолепие и благородство имеет. Ибо такая душа есть невеста, Сыну Божьему, Царю неба и земли обрученная, как сказано: обручил вас единому мужу, что бы представить Христу чистою девою (2Кор. 11, 2), дщерь Небесного Отца и храм Святого Духа.

Поэтому она получает превеликую красоту и достоинство. Как неблагородная и простая жена, благородному мужу сопряженная, от него славу, благородство и украшение получает, так душа, грехом оскверненная, когда Кровью Христовою очистится и верою Ему сопряжется, благородной, преславной и прекрасной делается. И как чистый, хрустальный сосуд, когда внутри в себе огонь будет иметь, дивное сияние и блистание издает, так душа, которая Кровью Сына Божьего очистилась, и верой Ему обручилась, и храмом Духа Святого – Огня невещественного и чистительного – сделалась, дивно просвещается и света сияние излучает. Читаем, что когда Моисей святой на горе Синайской с Богом беседовал, так лицо его просветилось, что сыны Израилевы не могли на него смотреть (см. 2Кор. 3, 7; Исх. 34, 30 и след.).

Сияние лица Моисеева не иное что значило, как красоту, доброту и славу святой его души, благодатью Святого Духа просвещаемой. То же должно разуметь и о прочих душах святых, которые верою и любовью прилепляются к бессмертному своему Жениху – Христу. Такая душа называется царицею и дочерью царя, вся слава которой – внутри Ее: одета она золотою бахромою, преукрашенная (Пс. 44, 10, 14). Не видна эта красота души ныне, когда праведные и грешные одинаковый вид внешний имеют, но явится она в воскресении мертвых, когда красота и доброта ее явится на воскресшем теле, в котором прекрасная обитала душа, однако по некоторым признакам узнается, как от теплоты огонь, и от вкуса мед, и от слова разум.

* * *

Душа человеческая подобна зеркалу. В зеркале, когда оно обращается к небу, – небо, а когда к земле – земля изображается, так и в душе то изображается, что любит и о чем мыслит. Любит ли мир сей и то, что в мире – славу, честь, похвалу, богатство, сласть, – это в ней изображается. Любит ли Бога и небесное царство – это в ней изображается.

А что любит душа, того и ищет, о том заботится, о том и помышляет. Так, где есть сокровище любимое у человека, там будет и сердце его (Мор. 6, 21). А что любила душа, в мире сем живя, чего искала, то с нею в ней изображенное явится в оном веке. Так за человеком последуют дела, слова и помышления в оный век и явятся на Христовом Суде перед всеми Ангелами и человеками и Самим Судией Богом; и сам человек увидит тогда, что он делал, любил, искал, о чем заботился и помышлял в мире. Надобно же душе как нагой от Бога произошла, так нагой от греха и от любви мира сего к Богу вновь возвратиться.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle