Источник

Евангелие

По троекратном искушении, Христос, Сын Божий, когда услышал, что предан был Иоанн Предтеча, проповедовавший покаяние и крестивший приходящих людей, вышел на проповедь и начал проповедовать Евангелие Царствия Божия, говоря: Покайтесь и веруйте в Евангелие (Мф. 4, 17; Мк. 1, 14–15).

* * *

Когда читаешь Евангелие, Христос Бог с тобой говорит. Когда, читая, молишься к Нему, то ты с Ним говоришь. Ах, сладкая беседа! Ах, любезный и всеприятный разговор! Бог с человеком, Царь Небесный с прахом тленным, Господь с рабом разговаривает! Что может быть приятнее этого, и что полезнее?

* * *

Что пластырь живительный для язвы или раны телесной, то для души грешной, страхом суда Божия и печалью о грехах уязвившейся, – Евангелие. Рана телесная ослабление болезни и исцеление от живительного пластыря получает. Так душа грешная, трепещущая суда Божия, страхом перед ним и печалью сокрушенная, ослабление, живое утешение и исцеление от Евангелия получает. Это есть то, что Псаломник воспел о человеколюбии Божием: исцеляет сокрушенных сердцем и обвязывает раны их (Пс. 146, 3). Не бойся, грешная, но кающаяся и болезнующая о грехах душа! Веруй только в Евангелие, и почувствуешь в сердце своем жизненность его.

* * *

Кому же Евангелие приличествует? Ответ: грешникам, от грехов обратившимся к Богу, за содеянные грехи болезнующим, суда Божьего боящимся, печалью сокрушенным, милости Божией ищущим и со смирением к Нему припадающим. Поэтому написано: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1, 15).

Видим, что прежде покаяние предлагается, а потом Евангелие. Без покаяния Евангелие никакой пользы не принесет. Евангелие утешение нам приносит. Но на что утешение тому, который не имеет печального и сокрушенного сердца? И это есть то, что Христос Господь говорит о Себе: Он помазал Меня благовествовать нищим, и по слал Меня исцелять сокрушенных сердцем (Лк. 4, 18). Видишь, кому Христос благовествует.

Покайся, и обратись от грехов к Богу, и имей сокрушенное сердце. Тогда и тебе Евангелие святое будет приличествовать, как язве телесной живительный пластырь.

* * *

Ученики в школах смотрят на установления и пример, учителями показанный, и так учатся искусствам и наукам. Христиане, нам правило – Евангелие святое, и житие и нравы Спасителя нашего Иисуса Христа – живой пример. На это священное правило и живой пример добродетелей должны мы смотреть и учиться искусству христианскому, то есть добродетельной жизни. Все, что мы видим в нас противное Евангелию и житию Христову, есть порок.

Евангелие и житие Христово – свет. Все, что свету этому в нас противно, есть тьма. Как представляем зеркало перед лицом нашим, и, в нем увидев пороки на лице нашем, стираем их, так должны мы представлять души наши перед зеркалом Евангелия и жития Христова, и все, ему противное, как порок, покаянием и сокрушением сердца очищать. Я – Свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8, 12), – говорит Господь. Приступим к дивному свету этому, и пойдем вослед Его – да не пребудем во тьме.

* * *

Под Законом Божиим понимаются заповеди Божии, в которых Бог или повелевает, или запрещает нам что-либо делать, как-то: уклоняйся от зла и делай добро (Пс. 33, 15). Под Евангелием понимаются все милостивые и радостные Его обещания нам, или уже исполнившиеся, как-то: о пришествии Христа Сына Божия, Который уже пришел и совершил великое дело спасения нашего, или те, которым еще предстоит исполниться, как-то: общее воскресение и вечная жизнь верующим во Христа. Вся сила Евангелия содержится в кратком Христовом изречении: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).

* * *

Закон Божий, данный прародителям нашим Адаму и Еве в раю, был написан на их сердцах, но потом, на двух скрижалях от Бога написанный, был передан святому Моисею на горе Синайской и через него всем людям был объявлен, как о том пишется в книге Исхода (Исх. 32 и 34). Евангелие же Христос Сын Божий от недр Отца Своего Небесного на землю принес и проповедал: И, придя, благовествовал мир нам, дальним и близким (Еф. 2, 17), – как Сам о Себе говорит: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное (Лк. 4, 18–19).

О Законе и Евангелии святой Иоанн Евангелист вкратце написал: Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа (Ин. 1, 17).

* * *

Евангелие – слово греческое, и означает благоприятную и радостную весть, то есть проповедует Христа Сына Божьего, пришедшего в мир спасти грешников, как в утешение грешникам апостол Христов написал: верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я пер вый (1Тим. 1, 15). И Сам Христос о Себе объявил: Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 10). Итак, какая весть может быть нам, грешникам, более приятной, чем слышать проповедуемое отпущение грехов даром, вместо гнева Божия – милость Божию, вместо проклятия – благословение Божие, вместо осуждения – оправдание, вместо ада – отверстое Царствие Небесное, и с Богом великим, святым и вечным – вечное примирение и общение (см.: Рим. 5, 1; Ин 1, 3, 7, 9).

Воистину не может быть более вожделенной для грешников вести. Не так желанны для больных – здравие, для алчущих – хлеб, для жаждущих – холодная вода, для заключенных – свобода, для пленных – освобождение, для слепых и сидящих во тьме – свет, как для грешников, которые подлежали вечному Божьему гневу и отвержению, – отпущение грехов и оправдание.

Это значит Евангелие, христиане! Эту благоприятную весть приносит нам Евангелие! Этим утешайся, душа, печалью за грехи и страхом суда Божьего сокрушенная, ибо Бог, по богатству благости Своей, всем грешникам, кающимся и верующим во имя единородного Сына Его, отворил двери милосердия и вечного блаженства.

* * *

Творец закона и Евангелия один – Бог. И как закон всем дан, и всех обязывает к совершенному послушанию, так и Евангелие всем проповедать велено, как написано: проповедуйте Евангелие всей твари (Мк. 16, 15). И Христос, откровение о Котором содержится в Евангелии, всей твари проповеданный, всех к Себе призывает: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28). И как закон на то дан был, чтобы человека, совершенно его исполнившего, оправдать и спасти: кто исполняет его [то, что написано в законе], тот жив будет им (Лев. 18, 5; Гал. 3, 12), так и цель Евангелия – верующих оправдать, и прочее. Однако различие между законом и Евангелием примечается следующее:

1. Закон, то есть писанный, дан был Моисеем (ибо на сердцах и у прародителей наших, Адама и Евы, написан был). Евангелие – Христом, как написал святой евангелист: закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа (Ин. 1, 17).

2. Закон дает заповеди, что мы должны делать и чего не должны. Евангелие проповедует отпущение грехов, благодать Божию и заслуги Христовы. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, да бы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).

3. Закон учит, что делать и от чего отвращаться, но помощи к действию не подает. Евангелие обещает благодать Святого Духа, Которым на сердцах верующих пишется и действует закон (см.: Иер. 31, 33).

4. Закон показывает грех, ибо законом познается грех (Рим. 3, 20). Закон согрешившего обличает, обвиняет, устрашает, гнев Божий возвещает ему (см.: Рим. 4, 15), клятвою поражает его и осуждает (см.: Гал. 3, 10), но греха не отнимает. Евангелие грех прикрывает, немощь греховную врачует, боящихся Божьего гнева ободряет и утешает, благодать и вечную жизнь верующим обещает.

5. Закон – для людей бесстрашных, неисправных, небрежных, нечестивых, которых он должен устрашать, сокрушать и к покаянию приводить. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3, 10). Евангелие проповедуется боящимся, смущающимся, страхом Божиим и печалью за грехи сокрушенным, алчущим милости Божией и утешения. Поэтому Христос говорит: благовествовать нищим послал Меня, исцелять сокрушенных сердцем (Лк. 4, 18), и прочее. Отсюда следует, что проповедники Божьего Слова должны осторожно поступать в своем учении, то есть закон проповедовать и гнев Божий возвещать тем, которые бесстрашно живут, а сокрушенным и страхом Божиим уязвленным, а также умирающим и кающимся – Евангелие, милость Божию и отсюда утешение, дабы бесстрашных не привести в большее бесстрашие, а печальных и смущенных Божиим страхом не привести в пагубу отчаяния, чтобы бесстрашные в страх и чувство пришли, сокрушенные же живое утешение почувствовали в сердцах и утвердились в вере.

* * *

Кому возвещается Евангелие? Отвечает Христос: благовествовать нищим послал Меня, исцелять сокрушенных сердцем (Лк. 4, 18). Вот кому проповедуется Евангельское утешение. Нищим, то есть тем, которые духовную свою нищету признают и ищут богатства благости, милости и человеколюбия Божьего, тем которые, не находя никакой правды в себе перед Богом, но даже всякое усматривая окаянство, алчут и жаждут правды Божией о Христе Иисусе и так смиряются перед Ним. Сокрушенным сердцем, то есть тем, которые имеют сердце, печалью за грехи, как стрелою, уязвленное. Им благовествуется, им говорится: веруйте во Евангелие (Мк. 1, 15). Им открывается все богатство Божьего человеколюбия. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей (2Кор. 1, 3–4).

* * *

Закон, хотя и был дан ради того, чтобы оправдать человека, как выше сказано, однако не мог человека оправдать, не от себя, но от немощи человеческой. Ибо никто не мог его совершенно исполнить, как написано: все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3, 23), – и так с оправданием своим отступил от нас. С оправданием, говорю, ибо что касается исполнения закона, то и ныне его исполнять должны христиане, ему повиноваться, жизнь свою проводить по правилу и учению его. Иначе тем, кто не хочет по правилу его жить, проклятий и осуждений, объявленных в законе, не избежать.

А если закон с оправданием от нас отступил, ибо делами закона не оправдается никакая плоть (Гал. 2, 16), так как не могли его исполнить, тем самым он отсылает нас к Евангелию и, как немощных, поручает Христу, проповедуемому в Евангелии, Который даром, без дел за кона, оправдывает и спасает верующих в Него (Рим. 3, 24–28). В этом, кажется, смысле апостол написал: закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою (Гал. 3, 24). Ибо кроме того, что он учит, что делать и чего не делать, и так нас старается отвести от грехов, он как бы за руку взяв, ведет ко Христу нас, неисправных и немощных, ибо, чему учит нас, того не делаем, и так обличает нас и осуждает, а не оправдывает, устрашает, а не утешает, немощь нашу нам показывает, а не отнимает, а тем самым как бы убеждает нас искать другое средство, через которое мы могли бы избавиться от окаянства нашего.

В такой тесноте совести убеждаемся прибегать к милостивому Божьему о Христе Иисусе обещанию, к святому Его Евангелию и Христу, о Котором проповедует евангельское откровение, Который не сотворивших закона, но верующих в Него даром оправдывает и избавляет от всего бедствия и окаянства, как Сам говорит: если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8, 36), – чтобы так, не будучи в силах оправдаться от закона, оправдаться верою (Гал. 3, 24). Ибо Христос осуждение закона, которому мы, как грешники и преступники закона, подлежали, на Себя взял, а нам благословение подает. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо (1Петр. 2, 24). Он нам подает правду Свою верою, как апостол написал: не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2Кор. 5, 21)...

Из вышеперечисленного следует:

1. Евангелие было от начала мира то же, что и ныне проповедуется.

2. Та же вера была от начала мира, которая ныне проповедуется, ибо отцы Ветхого Завета веровали в грядущего Христа, а мы веруем в пришедшего.

3. Тот же образ оправдания и спасения был у них, какой и у нас есть, то есть – вера во Христа. Ибо в предвечном Божием совете положено – человека согрешившего спасти не иначе, как только через Христа, верою в Него. И что определено тогда, то ныне делается, и кто ни спасается, верою спасается. Ибо Евангелие – это тайна, скрывавшаяся от вечности в Боге (Еф. 3, 9)…

4. Как христианин от веры, так вера от Евангелия начинается. Без Евангелия не может быть веры. Надо верить милостивому Божьему обещанию, которое относится к Евангелию, если хотим веру в сердце воспринять.

5. Чтобы веру в сердце воспринять от Евангелия, должно почувствовать в сердце силу, обличение, осуждение и страх суда Божьего от закона. Для этого нужна проповедь закона Божьего.

6. Отсюда видно, как нужно поучаться в Слове Божием, то есть в законе и Евангелии, так как от закона познается грех и ощущается гнев Божий против греха (см.: Рим. 3, 20), а от Евангелия силою Святого Духа вселяется в сердце утешение и живая вера.

7. Евангелие неисправным, некающимся и не перестающим грешить никакой пользы не приносит, так как тем только благовествуется, которые Бога и суда Его праведного боятся и страхом и печалью за грехи уязвлены. Им утешение от Евангелия нужно и предлагается. Им говорится: не бойся, только веруй (Мк. 5, 36). Им Христос, в Евангелии проповедуемый, – Утешитель и Врач, как и Сам Он говорит: не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф. 9, 12).

* * *

Евангелие – это слово греческое, и значит весть добрую, благоприятную и утешительную. Евангелие Иисуса Христа открывает нам, что Он от Отца Небесного в мир этот послан грешников спасти, и взыскать и спасти погибшего, как Он сам в Своем Евангелии научает: Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 10). То же и апостол Его благовествует нам: верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников (1Тим. 1, 15). Слава пославшему Отцу, слава и Сыну, пришедшему спасти грешников.

Поклонимся же радостным и благодарным духом пришедшему спасти нас, и благоволившему послать Его. Благословен Бог, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим. 2, 4)! Примем же эту всерадостную весть в сердца наши и дадим славу Богу, благоволившему о нас.

* * *

Нет ничего нам грешным приятнее, любезнее и слаще, чем Евангелие. Не так алчущим хлеб, жаждущим питье, плененным и в темнице сидящим свобода благоприятна, как грешникам, познающим свое бедствие, – Евангелие. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 10). Это сладчайший голос Евангелия. Кто Он, Сын Человеческий? Это Сын Божий, Царь Небесный, от Отца Своего Небесного к нам посланный, который восхотел ради нас назваться Сыном Человеческим. Ради чего Он пришел? Взыскать и спасти нас, погибших, и привести в вечное Свое Царство. Что этого благоприятнее и вожделеннее нам, погибшим, может быть?

Но посмотрим, что такое Евангелие, чего оно от нас требует и кому оно проповедуется?

1. Евангелие, по самому названию, – всерадостная весть. Оно проповедует всему миру Христа, Спасителя мира, Который пришел взыскать и спасти погибших.

Слушайте, все грешники погибшие, слушайте сладчайший голос Евангелия! Оно обращается ко всем нам: Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Страшно нам быть в грехах пред Богом – Евангелие проповедует, что грехи нам отпускаются ради имени Христа и что Христос есть наше оправдание перед Богом. В тебе, Спаситель мой, Иисусе, Сыне Божий, оправдаюсь, Ты моя правда и освящение.

Страшно нам быть под гневом Бога – Евангелие проповедует, что Христос нас примирил с Богом и, придя, благовествовал всем мир, дальним и ближним (Еф. 2, 17).

Страшна нам клятва законная, ибо все мы грешники. Она и временному, и вечному наказанию грешника подвергает. А Евангелие проповедует, что Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (Гал. 3, 13).

Страшна нам смерть – Евангелие проповедует, что Христос есть наше воскресение и жизнь.

Страшна нам геенна и ад – Евангелие проповедует, что Христос избавил нас от ада и всего того бедствия.

Страшно нам отлучиться от Бога и вечного Его Царствия – Евангелие проповедует, что всегда с Господом будем (1Фес. 4, 17) в вечном Его Царствии.

Это, благословенные христиане, сладчайший голос Евангелия: вкусите и увидите, как благ Господь (Пс. 33, 9)! Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не по гиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится (Ин. 3, 16–18). Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего (Лк. 1, 68–69).

2. От нас требуется, христиане, чтобы мы эту небесную и сладчайшую весть, с неба присланную, благодарно приняли, и Бога, Благодетеля нашего, помиловавшего нас, всегда от чистого сердца благодарили, и Ему от благодарности святое послушание и угождение показывали.

Ибо сама совесть увещевает и убеждает нас быть благодарными к благодетелю. Возлюбил Он нас, недостойных, возлюбим и мы Его, достойного всякой любви. Любовь требует не оскорблять любимого. Всяким грехом Бог оскорбляется. Уклонимся от всякого греха, и сотворим святую Его волю, и не оскорбим Его, благоутробного нашего Отца и Благодетеля. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, и прочее (Мф. 6, 10).

3. Кому проповедуется Евангелие? Христос нам отвечает: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем (Лк. 4, 18). То есть тем людям, которые, познавая свои грехи, видят свою нищету, бедность и окаянство, и имеют сердце, сокрушенное страхом суда Божьего и печалью. Таковым Евангелие и проповедуется, как прилагается живительный пластырь к изъязвленному телу.

Слушайте, печальные и сокрушенные души, слушайте пресладкий голос Евангелия: Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Этот живительный пластырь пресладкого Евангелия к изъязвленным душам нашим прикладывайте, этим спасительным врачеванием исцеляйте сокрушенные ваши сердца.

Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Взыщет и спасет и вас, поскольку и вы из тех, которых Он пришел взыскать и спасти. Признаете и исповедуете себя грешниками перед Богом – отпускаются и вам грехи ради имени Христова. Каетесь за грехи и печаль ради Бога (2Кор. 7, 10) имеете – готово и вам спасение от Бога. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я пер вый (1Тим. 1, 15). Святой Дух говорит вам через своего служителя: жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит (Пс. 50, 19). Эту жертву кающееся и сокрушенное сердце приносит Богу, и она для Него приятнее всякого приношения. На такую жертву милостиво смотрит Бог и ниспосылает свою благодать (см.: Ис. 66, 2).

Отсюда видишь, христианин, что Евангелие не полезно тем христианам, которые бесстрашно и беззаконно живут, своих грехов, нищеты и бедствия своего не познают и сокрушенного сердца не имеют. Ибо какая польза камню от елея? Пластырь к ране прилагается, и врачевание подается познающему и признающему свою немощь. Таким людям говорится: покайтесь, сокрушайтесь, плачьте и рыдай те; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль. Смиритесь пред Господом, и возне сет вас (Иак. 4, 9–10). И еще: уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3, 10).

Грешники! Убоимся Страшного суда Божьего и постараемся иметь сердце сокрушенное и смиренное, и тогда и мы от Евангелия, как от спасительного источника, живую воду прохлаждения и утешения черпать будем, и души наши поить, и так вечную жизнь получим во Христе Иисусе, Господе нашем.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle