Источник

Бог

Бог есть Господь всех и Царь небес и земли, всеми владеющий, Который весь мир в руке Своей держит и страшен зело, так что все создания Ему со страхом и трепетом служат. Ангелы и все небесные Силы славы Его трепещут и волю Его со всяким страхом исполняют. Человек, если волю Его не хочет творить, – противится повелению Его и тем себя показывает ослушником и преслушником такого страшного Господа и Царя, в чем вся тварь и все Ангелы святые негодуют на него, ревнуя о славе Создателя своего и Господа.

* * *

Спросишь: «Как и где искать мне Бога?»

Ответ:

1. Не желай и не ищи ничего, кроме Бога и воли Его святой, следуя пророку, который ни на небе, ни на земле, кроме Бога, ничего не хотел: что для меня существует на небе? и без Тебя чего желать мне на земле (Пс. 72, 25)? И будешь искать Бога.

2. Везде и во всяком месте ищется и находится Тот, Который везде есть. Где ни находишься и ни живешь, есть возле тебя Бог, там и ищи Его.

В городе живешь? Тут Бог есть, тут и ищи его.

На селе живешь? Тут Бог есть, тут и ищи Его.

В монастыре или в пустыне живешь? Бог с тобой есть, там и находится Бог, там и ищи Его. Словом, где ни находишься, возле тебя Бог есть. Ищи Его возле себя, как следует, – и найдешь Его. Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20). Вот Сам Бог хочет к нам придти и Себя для познания нам подать! Он у всякого при дверях стоит и всяким хочет быть познанным, но мало кто слышит Его, стучащего в двери, поскольку у всякого слух заглушен похотями греховными и любовью мира. И так, постучав в двери и ничего не обретя, отходит ни с чем от человека.

Успокой и утешь ум и сердце твое от похотей плотских и шума мирских вожделений. От всего этого отвратись и внимай Ему Одному. Тогда воистину познаешь, что Он возле тебя стоит и стучит в двери сердца твоего, и услышишь пресладкий голос Его, и откроешь Ему двери. Тогда войдет в дом твой и будет вечерять с тобою и ты с Ним. Тогда вкусишь и увидишь, как благ Господь (Пс. 33, 9). Тогда воззовешь и ты с любовью и радостью: щедр и милостив Господь, долготерпелив, и многомилостив, и истинен (Исх. 34, 6)... Ищи везде Того, Который везде есть, и, оставив все, одного Его ищи. И тогда непременно найдешь.

* * *

Бог есть начало и источник, от Которого все блага, видимые и невидимые, проистекают, и какое в созданиях ни содержится добро – от Бога произошло и в Боге превосходным образом имеется. Ибо никто не может подать того, чего сам не имеет, как философы истинно учат. Бог подает всем бытие, красоту, смысл, разум и прочие блага – Сам же превосходным образом имеет их. Бог подает солнцу, луне, звездам и огню свет – Сам же в Себе превосходнейший есть Свет. Подает всем животным жизнь – и Сам есть превосходнейшая Жизнь. Насаждает в сердцах человеческих любовь – и Сам по превосходству в Себе имеет любовь. Так в Боге все сокровенно есть, что в созданиях малейшими частями рассеяно; и сокровенное в Нем превосходно и несравненно лучше и больше. Так, поскольку от солнца просвещается воздух, то в солнце самом – больший и превосходнейший есть свет. Поскольку огонь дает нам тепло – он в себе гораздо большее тепло имеет. Так и о прочих естественных вещах разумей. Так в Боге все блага имеются, которые есть в созданиях. И так, кто Бога обретает, тот все блага с Богом и в Боге обретает превосходнейшим образом.

* * *

Дела Бога нашего – как следы Его, из которых познаем божественное Его шествие и Самого Бога. Когда взираем на небо и красоту его, на солнце, луну, звезды и свет их, на землю и исполнение ее, познаем в них шествие Бога нашего и познаем Самого Бога, шествие в них показавшего. И так убеждаемся прославлять всемогущую силу Его, ибо все это из ничего словом одним сотворил; премудрость Его – ибо так дивно устроил и в порядке Своем все поставил; благость Его: ибо все это ради нас сотворил. Ибо Сам Он ничего этого ради Себя не требует: но как прежде веков, так и ныне Сам в Себе доволен и блажен. Создания – как следы Бога нашего, из которых убеждаемся познавать Самого Бога, ибо они, будучи дивными, показывают славу Божию: небеса проповедуют славу Божию (Пс. 18, 2).

* * *

Бог, перед Которым всегда находишься, так велик, что весь свет перед Ним, как малейший прах или одна капля воды (см. Ис. 40, 15); так силен, что все из ничего творит Словом одним. И Он есть Царь царей и Господь господ, перед Которым и Ангелы трепещут, благоговеют и со страхом Ему поклоняются.

* * *

Бог есть Благость высочайшая, естественная, вечная и бесконечная.

* * *

Бог наш – Бог вечный, безначальный, бесконечный, живой, бессмертный и есть величия бесконечного и неописанного, так что перед Ним весь свет как ничто, как видим в Святом Писании. Если же весь мир, небо и земля и все народы как ничто перед Богом, тем более ты один или я, который в отношении ко всему миру, как капля в океане.

* * *

Бог – существенное, безначальное, бесконечное, непостижимое, вечное, неизменяемое, высочайшее и прелюбезное Добро, от Которого, как от источника, все благое, видимое и невидимое, на небесах и на земле, происходит... Как огонь всегда горяч и всегда греет, как свет всегда свет и светит, как мед всегда сладок и услаждает – так Бог всегда и непрестанно благ и всегда благотворит. И как огонь не может не согревать, и свет не может не просвещать, и мед не может не услаждать, так и Бог не может не благотворить. Естество Его таково, чтобы благотворить. От Него Единого происходит всякое добро, какое ни есть и какое может быть; от Него утешение, радость, веселье и блаженство. Без Него не может быть истинного блаженства, утешения, радости и веселья.

* * *

Должность христианская ко Христу, Сыну Божию, связана с должностью к Богу. Ибо Бог повелел нам во Христа, Сына Его Единородного, веровать, любить Его, почитать, служить и следовать Ему: сей Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17, 5). И Христос говорит: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он (Отец) послал (Ин. 6, 29). Чему учит нас Христос, Сын Божий, то и Отец Его Небесный говорит нам, и велит слушать Его: Его слушайте! И Бог в Сыне Своем говорил нам, как написал апостол: Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне (Евр. 1, 1–2). Кто должность исполняет ко Христу, тот исполняет должность и к Богу, а кто оставляет должность ко Христу, тот оставляет должность и к Богу. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его (Ин. 5, 23). Не может веровать в Бога тот, кто не верует во Христа, Сына Божия. Не может любить, почитать, служить Богу тот, кто не любит, не почитает и не служит Христу. И так человек, не имеющий веры в Бога, есть безбожный, хотя устами исповедует Бога, ибо в сердце у человека должно быть богопочитание.

* * *

Надобно здесь быть и присутствовать всемогущей силе, которая все может и творит из ничего нечто и из зла добро, из немощного здоровое и из тьмы свет, из мертвого живое, и из несущего сущее, и из небытия бытие, – такой, говорю, силе, хотению которой все повинуется и которая, что хочет, все творит, которой ничто не невозможно. Такая сила – Бог наш, Который один все, что хочет, творит.

* * *

Бог наш есть Бог вечный, безначальный, бесконечный, живой, бессмертный, и величие Его бесконечно и неописуемо, так что перед Ним весь свет как ничто есть, как видим из Писания Святого. Если же весь мир, небо и земля и все народы как ничто перед Богом, то тем более ты один или я, который против всего мира, как капля единая против океана. Но грешник перед бесконечным Его величием не смиряется, и так не отдает величию Его почитания, но, более того, презирает Его – что есть страшная диавольская гордыня. Не смиряется же, ибо не слушает Его; не слушает же, ибо не исполняет Его святых заповедей. Всякое преслушание, и от того грех, от гордыни происходит. Как смирение покорно и послушливо, так гордость есть корень непослушания.

* * *

Нет сомнения у христиан, что есть Бог и есть един существом, но троичен в Лицах – Отец, Сын и Святой Дух; и Он есть верховнейший властелин, и владеет и управляет всем миром, небом и землей, всем видимым и невидимым, и есть Царь царствующих и Господь господствующих (1Тим. 6, 15), и все, что ни есть, Его всемогущая десница из ничего произвела. Ибо Он сказал, – и стало так (Быт. 1, 20). И как все вещи, так меня и тебя создал, о чем говорим и поем Ему с псаломником: руки Твои сотворили меня и создали меня (Пс. 118, 73). И обо всех Он как Создатель и Отец промышляет. Все ожидают от Тебя (Господи) пищи, чтобы Ты дал им благовременно (Пс. 103, 27). И далее: очи всех на Тебя уповают, и Ты даешь им пищу благовременно: открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению Твоему (Пс. 144, 15–16). И он есть упование всех концов земли и находящихся в море далеко (Пс. 64, 6).

* * *

Писание учит нас, что Бог един естеством, но троичен Лицами – Отец и Сын и Святой Дух, Бог безначальный, бесконечный, присносущный, бессмертный, вездесущий, всеведущий, преблагой, милосердный, праведный, истинный, Дух невещественный, премудрый, непостижимый и прочее. Так точно и есть. Так верует и исповедует Святая Церковь и почитает Триипостасное Божество.

* * *

Бог наш бестелесный и невещественный, и потому Он Дух наичистейший. Так о Нем свидетельствует Святое Писание: Дух есть Бог (Ин. 4, 24). Что Святое Писание приписывает уды тела, то не собственно Ему приписывает, но по снисхождению к немощи и слабости понятия нашего, поскольку мы иначе не можем понять действий Его, силою Его совершаемых. Так руки, Ему приписываемые, означают всемогущую силу Его, очи – всеведение Его, уши – всего слышание, так как от Него ни слово, ни дело, ни помышление наше сердечное не утаится. И как всех людей, так и всякого человека, что делал, говорил, мыслил и для чего делал то, что делает, говорит и мыслит и для чего, и что будет делать, говорить, мыслить и для чего, – все Ему совершенно явно. Он не имеет рук, но все единым хотением и повелением делает, что хочет. Он не имеет очей, но все и в сокровенных местах, и в глубине сердца делаемое наблюдает и видит. Он не имеет ушей, но всякое слово, голос, пение плохое и хорошее слышит.

* * *

Не должен христианин и в том сомневаться, что Бог наш безначальный, бесконечный и потому вечный и присносущный. Он Один существенно живет, не может не быть, существо Его и естество – это сама жизнь. Все созданные вещи начало имеют, так как от Него пришли из небытия в бытие и могут даже не существовать, если бы так Ему изволилось, но Создатель как был всегда и прежде мира, так и ныне Тот же, и без конца Тот же будет неизменно, и как прежде не мог не быть, так и в будущем не сможет не быть. Поэтому не только называется вечный, но и вечность, не только живой, но и жизнь, не только присносущный, но и присносущее, не только пребывающий, но и бытие. Греки называют Его «ь юн», мы называем «сущий», то есть и был, и есть, и будет. И в Писании святом Он о Себе говорит: есть, и был, и грядет (Откр. 1, 8).


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle