Источник

Иаков витрийский

Иаков витрийский, епископ аккийский, кардинал-епископ тускулский, знаменитейший из проповедников крестовых походов. Он происходил из городка Витри (в Лотарингии к югу от Дуэ); некоторое время учился в Париже; затем был каноником в общине бельгийских бегуинок (см. «Энц.> II,), воззрения которых имели на него сильное влияние. Около 1210 г., по желанию знаменитой бегуинки Марии нивельской, он принял сан священника в Париже, а около 1211 г. предпринял путешествие в Рим. В 1213 г. он отправился в северную Францию проповедовать крестовый поход против альбигойцев (см. «Энц.» I); но потом вместо них призван был взять объектом для собственно крестового похода мусульман, за что аккийский соборный капитул избрал его епископом. Однако Иаков уехал к Иннокентию III с целью склонить его учредить посольство от Франции при крестоносцах. В Перуджио он прибыл на другой день после смерти (16 июля 1216 г.) этого папы, а Гонорий III желания Иакова не исполнил, хотя и утвердил по его просьбе институт бегуинок в Люттихе и во всей Франции. 31 июля сам папа посвятил его в епископа г. Акки (Акко, со времен Птолемеев в греческий период – Птолемаида, при крестоносцах Акра, потом St. Jean d’Acre, ныне Акка, приморская гавань Палестины; ср. о ней в статье Иерусалимская латинская патриархия), а 4 ноября после бурного плавания Иаков прибыл к себе на место. С 1217 г. он проповедовал по местностям, находившимся в руках христиан, и ревностно участвовал во всех походах крестоносцев, с коими двинулся против Дамиетты, но – после неудачи Здесь – осенью 1221 г. вернулся в Акку, а затем, с согласия Гонория III, и в Европу, причем в 1227 г. снова стал проповедовать крестовый поход в северной Франции и пограничных германских областях. Во время болезни еп. люттихского Гуго он управлял его епархией в качестве викария, а в 1228 г. личный друг Иакова папа Григорий IX назначил его на должность кардинала и епископа тускулского (Tusculum – город к югу недалеко от Рима). В конце 1239 г. или в 1240 г. иерусалимский капитул избрал Иаков в патриархи, но папа не отпустил его. 30 апреля 1240 г. Иаков умер в Риме. В жизни и развитии Иакова, как в зеркале, отразились господствующие религиозные течения того времени. Всецело преданный идеалам нового ордена проповедников-доминиканцев, он старался все сделать средством к назиданию. К этой же цели направляются и его сочинения. Две особенности его проповедей обеспечили им особенный успех: 1) удачно подобранные exempla, т. е. примеры, анекдоты, притчи, басни, которыми он выясняет и делает наглядными нравственные требования; 2) стремление не ограничиваться выяснением нравственных требований ко всем людям вообще, а применять их к отдельным группам людей: к прелатам и каноникам, к студентам и профессорами к судьям и юристам, к монахам и монахиням, к бедным и богатым, к крестоносцам и пилигримам, к рыцарям, горожанам и крестьянам и т.п. И то и другое было ново и составляло эпоху в истории проповеди. В конце жизни Иаков сделал собрание своих проповедей. Оно разделяется на 6 частей: 1–5 sermones de tempore – на воскресные и праздничные дни (ed. Damien Dubois), 6 sermones vulgarcs – часть особенно важная для истории церкви и культуры. Здесь мы имеем не только единственный образец проповеди о крестовом походе, но и такую наглядную картину состояния западноевропейского общества во времена Иннокентия III и Григория IX, какой не дает никакой другой памятник. В своих обличениях Иаков касается даже и королей. Для монарха, говорит он, не существует более безопасности, коль скоро никто не обезопашен от него. Примеры подбирались Иаковом настолько удачно, что впоследствии были извлечены из его проповедей и составили особую книгу, служившую пособием для проповедников, широко распространенную и употреблявшуюся даже в Англии. И как историк, Иаков пишет с назидательною целью. Важнейшими историческими его трудами являются: Liber de mulieribus Leodiensibus и Vita s. Mariae Oigniacensis (в 2-х книгах). Оба труда написаны между 23 июня 1213 г. и маем 1216 г. и составляют главный источник начальной истории бегуинок. Менее важна historia orientalis или historia Hierosolymitana abbreviata, пользующаяся особенным вниманием в новое время. Иаков начал этот труд в лагере при осаде Дамиетты 5 ноября 1219 г. В первой книге содержится история Святой Земли от Мелхиседека до мира 1211 г. Здесь он оригинален только при описании событий 1184–1211 гг., а в предшествующей части переписывает Вильгельма тирского (см. «Энц.» III). Исторический рассказ часто прерывается обширными экскурсами о жизни и учении Магомета (заимствовано из утерянного труда Вильгельма тирского), о климате, флоре, фауне, топографии и обитателях Св. Земли (из какого-то decsriptio terrae sanctae, Плиния, Исидора и какой-то mappa mundi) и очень ценными для истории размышлениями о различных религиозных партиях, о пулланах и о западных общинах в Палестине. Во второй книге Иаков дает очень мрачную картину нравственного состояния западного христианства. В третьей книге Иаков хотел описать пятый крестовый поход, но то, что теперь у Bongars’a носит название 3 книги (Gesta Dei per Francos, S. 1047–1124), есть компиляция из письма Иерусалимского патриарха к Иннокентию III, из одного палестинского итпиерария и из historia Daminana Оливера, хотя возможно, что эта компиляция составлена самим Иаковом, тогда как 3 книга у Martène et Durand (Thesaurus novus anecdotorum III, S. 268–287) никоим образом не принадлежит ему. Более важны для истории 5 крестового похода письма И. 1216–1221 г.г. Письма эти отличаются удивительною наблюдательностью и живостью описаний, но в то же время легковерием и суеверием, повторениями и беспорядочностью. Вообще сильною стороною Иакова было не мышление, а наблюдение. Как богослов, Иаков был очень начитан в Библии и произведениях Бернарда клервосского, но вобщем стоит очень невысоко и представляет собою контраст с заметным ростом богословия в начале XIII в.

С. Троицкий


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 6: Иаван - Иоанн Маронит : с 42 рисунками. - 1905. - [10] с., 1012 стб., 1013-1026 с., [25] л. ил., план. : ил. и портр.

Комментарии для сайта Cackle