Иаков из Ворагина
Иаков из Ворагина (Jakobus de Voragine), p. около 1230 г. в Вираджио (Ворагу, ныне Вараццо) близ Генуи, в 1244 г. вступил в доминиканскийй орден, в 1267 г. сделался провинциалом Ломбардской провинции этого ордена, в 1292 г. был назначен папою Николаем VI архиеп. генуэзским и скончался в 1298 или 1299 г. Своею славой он обязан, главным образом, составленному им сборнику легенд, известному под названием «Золотой легенды» (Legenda aurea), «Легенды святых» (L. sanctorum) и «Лонгобардской истории» (Hиstoria longobardica). И заимствовал баснословные жити святых частью из книг, частью из предания, сохранявшегося в народе и монастырях. Первоисточником для одних рассказов служат апокрифические евангелия и апостольские и мученические акты, первоисточником для других – произведения средневековой фантазии, причем, И. не только без всякой критики, но и без всякого поэтического чутья вносит в свое собрание самые нелепые и безвкусные выдумки. Не зная ни греческого, ни еврейского языка, он посредством удивительной этимологии пытается объяснить имя каждого святого. Только некоторые жития имеют ценность исторического источника, напр., жиле Гедвиги и Елизаветы тюрингенской. Справедливо Лютер назвал это собрание легенд (Sainmlung v. Legenden) собранием лжи (S. и. Lülgenden). Но труд И. как нельзя более отвечал вкусам того времени, и поэтому был любимейшим чтением в средние века. Он сохранился в массе списков, был переведен на немецкий, французский, итальянский. испанский и английский языки и по изобретении книгопечатания выдержал сотни изданий (последнее – в Бреславле 1890 г.). И теперь он незаменим, как источник для изучения средневекового суеверия и для выяснения поэтов и хронистов того времени. Кроме «Золотой легенды» известны собрания его проповедей: «Sermones de tempore et quadragesiinales», «Sermones de dominicis per annum», «Quadragesimale et de sanctis», «Sermones de sanctis». Эти собрания также неоднократно издавались (последнее издание всех проповедей И. вышло в 1760 г. в Аугсбурге, 4 тома в лист). Проповеди И. наполнены сказаниями тоже баснословного характера и могут служить дополнением «Золотой легенды». В защиту доминиканского ордена (И. написал: Defensorinm contra impugnantes Fratres Praedinatores, quod non vivant secundum vitam apostolicam, Венещя 1504. Ему же, очевидно, принадлежит: Summnrium irtutum et vitioгum»,Базель 1497, – извлечение из Summa virt. et vit. Вильгельма Перальда, – и De operibus et opusculis s. Augustini. «Генуэзская хроника» доведенная до 1279 г., издана Муратори в «Scriptores rerum ital.» IX, 1 и сл. Впервые приписанный ему Сикстом менским (Bibl. sacra lib. IV) итальянский перевод Библии, по-видимому, никогда не существовал: не сохранилось ни его списков, ни современных свидетельств о нем, да и невероятно, чтобы составитель «Legenda aurea» пришел к мысли о необходимости перевода Свящ. Писания на народный язык.
С. Троицкий