Источник

Очищение

В человеческом сердце кроется злонравие, то есть гордость, ненависть, зависть, гнев, злоба, нечистота, сребролюбие, или любостяжание, славолюбие, любочестие и всякое зло, от первородного греха прибывшее. Все это делает человека злым и нечистым пред очами Божиими. Все это надобно человеку умерщвлять и не позволять, чтобы в действие приходило, и как разрастающиеся ветви на дереве отрезает садовник, так человек должен отсекать бесчинные и богопротивные их движения, и так с помощью Иисуса, Потребителя греха и всей силы вражьей, очищать сердце свое. А чем тщательнее от вышеперечисленных скверн очищать себя будет, тем лучше перемена внутреннего состояния будет. Чем более очищается источник, тем чище вода будет, чем более моется и отирается тело, тем белее бывает, чем более обрезается дерево от вредных отраслей, тем большие и лучшие плоды приносит; так и внутреннее состояние тем лучшее, чем усерднее его человек старается переменить на лучшее.

Но чтобы человеку переменить себя к лучшему, надобно, во-первых, познать бедное состояние сердца, так же как хотящему исцелиться от болезни надобно прежде познать болезнь. Для такого познания нужно чтение Божьего Слова и прочих христианских книг, которые показывают и открывают бедность и окаянство сердечного нашего состояния и учат, как его исцелять и изменять. Нужно размышление о действиях и движениях, от сердца исходящих, которое само в себе не что иное, как смрадный бесчиния и злонравия запах издает. А более всего нужно внутреннее и внешнее искушение, ибо как рвотное лекарство показывает и извергает кроющиеся худые соки в желудке, так искушение показывает, что у кого кроется в сердце. И как веред28, хотя и болит и тяжек всегда, но тогда сильнее познается его болезнь и тяжесть, когда что-то его коснется или ударит, так и человек, хотя и знает, что кроется у него в сердце, но в нашедшем искушении более и лучше это узнает. Искушение открывает все тайное и сокровенное и поставляет человеку перед глазами самого себя.

Видим эту истину при случаях. Скажи, когда гнев, кроющийся в сердце нашем, познаем? Не тогда ли, когда нас обидит кто? Зависть, когда показывает себя, разве при похвале и благополучии другого? Похоть нечистая от видимой или виденной красоты лица особенно разжигается, негодование и роптание в несчастии и нашедшей беде является. Многие в счастье дерзают и великодушными себя показывают, но в беде пришедшей падают, малодушествуют и от боязни отчаиваются. Многие полагают в благополучии, что на Бога надежду имеют, но в нашедшей буре оказывается, что не на Бога, а на человека, на серебро и золото надеются, когда от них помощи ищут в печали.

Видишь, как искушение открывает, что в сердце нашем содержится, а отсюда видно, насколько полезно искушение к познанию внутреннего состояния. А познавшему немощи свои надобно их целить истинным покаянием, сожалением и призыванием Иисуса Христа, Врача душ и телес, подобно тому как немощный телом не пренебрегает о себе, но лекаря призывает и просит у него исцеления.

Так особенно нам, христианам, видя в себе, то есть в душах наших, многоразличные недуги, которыми души наши расслабляются и к вечной смерти клонятся, не должно коснеть, медлить и нерадеть, но призывать Иисуса, Сына Божия, и от Него исцеления просить. Один Он эти недуги как ведает совершенно, так и исцеляет не зельем, но словом единым. Требуется же и с нашей стороны труд, усердие, подвиг и неусыпное старание. Тело немощное стараемся лечить, хотя и знаем, что в землю обратится, тем более об исцелении души заботиться должно, которая бессмертна. Что пользы тело здоровое иметь, а душу немощную? Лучше телом гнить, а душой здравствовать, нежели телом быть здоровым, а душой немощным. Лечи или не лечи тело, однако же сгниет, а если душа здорова будет, то и тело, в воскресение общее соединившись с душой, оздоровеет, и в бессмертие облечется, и в прекрасный вид оденется.

Видишь, что значит изменить внутреннее состояние. К изменению внутреннего состояния надлежит и мира сего презрение, то есть не иметь в мире сем чести, славы, богатства и угодий, но обратить ум и сердце свое к вечности, о том одном помышлять, как бы благодатью Божией избежать неблагополучной вечности и получить благополучную. Об этом у всякого христианина старание неусыпное должно быть. Ибо преходит образ мира сего (1Кор. 7, 31). Сегодня человек живет, а завтра умирает и оставляет мир, и с миром все оставляет: честь, славу, богатство и всякую похоть плотскую, и богатый бывает как нищий, и славный как безродный, и благородный как худородный, и господин как раб.

Так, когда переменится сердце, или внутреннее состояние, тогда от измененного сердца последуют начинания, дела, слова и вся жизнь. Так от источника очищенного чистая вода течет, от доброго древа добрые плоды рождаются и прочее.

И к этому много труда, старания и подвига требуется, так как глубоко сердце человеческое растлено и повреждено ядом первородного греха, и трудно и мало кем познается, разве что теми, которые в том поучаются и в различных искушениях бывают, ибо искушение, как выше сказано, открывает, что в сердце нашем сокровенно.

* * *

28

Веред – чирий, нарыв.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle