Источник

Отчаяние

Предатель Иуда, придя в отчаяние, удавился (см.: Мф. 27, 5). Познал он величество греха, но не познал величества милосердия Божия. Так и ныне многие делают и следуют за Иудой. Познают множество грехов своих, но не познают множества щедрот Божиих, и так отчаиваются в спасении своем.

Христианин! Тяжкий и последний удар диавольский – отчаяние. Он прежде греха милостивым Бога представляет, но после греха – правосудным. Это его хитрость. Ты делай напротив. Прежде греха правосудие Божие представляй себе – да не согрешишь, но когда оступишься и согрешишь, думай о величестве милосердия Божьего – да не впадешь в отчаяние Иудино. Как величество Его, так и милость Его. Сколько бы ни было у тебя грехов и как бы велики они ни были, у Бога еще более милости и щедрот. Только кайся и впредь грешить берегись – да не познаешь на себе правосудие Божие.

* * *

Бывает, что злой дух кающемуся шепчет: ты, мол, столько и столько зла сделал, на какое же спасение надеешься? Через это злой дух намеревается и хочет человека в отчаяние привести и своей погибели сообщником сделать. Христианин! Берегись соизволить злому совету злого духа. Надежда наша – Христос Господь. Если Он за тебя пострадал и умер, как обратившегося и кающегося не примет и не помилует? Он этого и хочет, и через слово Свое и через проповедников увещевает, и ожидает, чтобы все грешники к Нему обратились и покаялись и так бы спаслись. Желает и жаждет спасения всех Тот, Который за всех Себя предал, и пострадал, и умер. Верно это слово и всякого принятия достойно. И хотя бы были твои грехи велики и ужасны, и было бы их великое множество, однако все они загладятся и истребятся благодатью Его.

* * *

Нет вере большего и тягчайшего искушения, чем когда на верное сердце находит духовная напасть: смущение, страх и ужас суда Божьего, отчаяние, страх геенны и ада; когда жестокое ударение и муку совести вынуждается чувствовать верная душа; когда помыслы, как волны, восстают и ударяют верное сердце отчаянием: нет спасения ему в Боге (Пс. 3, 3). Что тяжелее может быть душе, ищущей спасения, чем когда враг хочет отчаянием отнять у нее вечное спасение? Это раскаленные стрелы лукавого, метаемые на верную душу Божиим попущением для нашей пользы. Их, по учению апостольскому, подобает угашать щитом веры (Еф. 6, 16).

* * *

Верному, а особенно такому, который в грехах находился и благодатью Божией от них отстал и кается, сатана часто вкладывает злые помыслы, поминая ему прежние грехи, и ими совесть его утесняет, говоря: «Перестань веровать, будешь осужден. Столько и столько ты согрешил. Бога праведного, Который всем воздает по делам, прогневал. На что тебе надеяться, кроме одного мучения?» (Макарий Египетский, Беседа 11).

Так злой и коварный дух хочет привести кающегося к отчаянию. В таком случае можно злому духу отвечать: «Ты клеветник, и уже осужден, а не судья; суд же предан Христу, Который пришел в мир грешников спасти, в Которого и я верую, и надеюсь благодатью Его спастись». И должно к молитве обратиться, и утвердить себя Божиим милосердием, которого никакой грех победить не может.

Сколько бы грехов ни было у кого, и как бы велики ни были, – у Бога милосердия еще более. Как Сам Он бесконечен, так и милость Его бесконечна. И Христовы заслуги, которыми нам, верующим в Него, милость, благодать и отпущение грехов у Отца небесного заслужил, так же бесконечны, как и божественны. Человеколюбием Божиим утешай себя, кающаяся душа, и благодатью Божией и молитвою стой в вере. Только тем непременно следует в аду с диаволом вечное осуждение, которые не хотят каяться и от грехов отстать. А отставшим от грехов и кающимся отверсты двери милосердия Божьего.

* * *

Помыслы смутные и в отчаяние влекущие приходят от диавола, который хочет нас во всеконечное отчаяние ввергнуть и так нас погубить, потому что отчаяние есть грех тяжкий, ибо кто отчаивается в своем спасении, тот думает, что Бог – не милостивый и не истинный, а это страшная хула на Бога. К такому тяжкому греху хочет нас сатана через помыслы смутные и отчаянные привести. Такому его лютому искушению должны мы противиться и утверждаться в надежде на милосердие Божие, и от Него нашего спасения ожидать. Когда такие помыслы находят, молись так: не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене; вонми в помощь мою, Господи спасения моего 26 (Пс. 37, 22–23)! И еще: Господи! Что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души мой: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси, и прочее до конца псалма 3-го27.

* * *

Совесть твою смущают помыслы и влекут к отчаянию? Вот плоды грехов! Сладко человеку грешить, но горько плоды грехов вкушать.

Берегись отчаяться! Отчаяние – тяжкий грех, и грех против милосердия Божия. Бог Человеколюбивый хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим. 2, 4). Чего же отчаиваться? Бог призывает всех к покаянию и кающимся обещает и хочет явить милость (см.: Мф. 4, 17; 11, 28). А если грешник от грехов обратится, и в грехах кается и о них жалеет, и прочих грехов бережется, этого Бог хочет, и это Ему угодно, и на такого грешника Бог милостиво призирает, и грехи ему все отпускает, и тех не поминает уже.

Так Сам Бог свидетельствует об этом в Писании Святом, говоря: Если беззаконник обратится от всех беззаконий, будет иметь жизнь и не умрет; все согрешения, какие сотворил, не помянутся ему (Иез. 18, 21–22). Что утешительнее этого грешникам кающимся? Все грехи и беззакония их уже не поминаются пред Богом. Слава человеколюбию Божию, что Он грехов наших и беззаконий не поминает, когда от них отвращаемся и каемся! А поскольку грехи и беззакония кающихся не поминаются, то и прежняя жизнь беззаконная не вредит им. Ибо они как вышедшие из рва и ходящие по земле ровной, или как вышедшие из тьмы на свет, или как освободившиеся из плена и темницы и получившие свободу. Ибо грешник, пока беззаконничает, ходит во тьме и находится как во рве погибели, но если начнет каяться в грехах и всякого греха бережется, то от всего того бедствия освобождается.

А что помыслы тебя смущают, это тебе полезно.

1. Таковые помыслы смиряют и сокрушают твое сердце, что для покаяния нужно.

2 Удерживают тебя от грехов, прежде бывших и прочих. Как будешь грешить, вкушая такие горькие плоды греха? Кто не бережется змия, зная ядовитое жало его? Кто касается огня, ведая, что он жжет и палит? Как и человек будет грешить, чувствуя, что так горек грех?

3 Таковые помыслы отвращают человека от мира, суеты и прелести его.

4. Подвигают к сердечной и усердной молитве, которая нужна христианину, и прочее.

Итак, кайся, и против отчаяния подвизайся, и милости Божией ожидай, только берегись крайне, чтобы к прежнему не возвратиться. Сатана будет тебя всеми силами влечь к прежнему беззаконному житию, но ты стой в том, что начал, мужайся и крепись, и об этом усердно молись. Читай почаще со внимание и усердием: помилуй мя, Боже, и прочее (Пс. 50), и другой псалом: Боже, в помощь мою вонми, и прочее (Пс. 69). Худых компаний и дружеств уклоняйся. В монастырь не ходи. Дом твой и уединение да будет тебе вместо монастыря. Отлучайся часто от своих домашних и в уединении колена пред Богом преклоняй, и падай пред Ним со смирением, и мытаревым гласом молись Ему: Боже, милостив буди мне грешному (Лк. 18, 13)!

И еще повторяю: берегись горького отчаяния, и берегись к прежнему житию возвратиться, но иди тем путем, которым начал, и дойдешь до блаженной кончины и вечной жизни, чего тебе усердно желаю.

* * *

26

В переводе П. Юнгерова: Не оставь меня, Господи, Боже мой, не отступи от меня! Поспеши на помощь мне, Господи спасения моего.

27

В переводе П. Юнгерова: Господи! как умножились гонители мои! Многие восстают на меня. Многие говорят душе моей: «нет спасения ему в Боге его». Но Ты, Господи, заступник мой…


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle