Источник

Отречение от себя

Кто хочет Христу последовать (всякий же христианин должен)... тому должно прежде от себя отречься. Как хотящему на небо смотреть, должно сперва очи свои отвратить от земли и так на небо смотреть, так и кто хочет Христу, то есть Христову небесному житию последовать, тот должен сперва от себя отречься, и так будет свободно следовать Христу. Ибо как невозможно одновременно и на небо и на землю смотреть, так невозможно и себе и Христу последовать. Причина тому следующая: поскольку мы от природы нашей злы, от грешника Адама грешниками и грехолюбивыми рождаемся все, то не что иное замышляем, как злое и суетное, а Христос же есть самая чистейшая благостыня и святыня, есть свет, никакой тьме не причастный (см.: Ин. 8, 12; 1Ин. 1, 5), – потому и не можем Ему последовать, пока от себя, как злых, не отречемся. Потому и Сам Он говорит: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (Мф. 16, 24).

* * *

Что значит отречься от себя, познаем, когда посмотрим на того, кто от ближнего своего отрекается. Всякий, кто от ближнего своего отрекся, удаляется от него: когда отреченный алчет, жаждет, раздет, избивается, бесчестится, болеет, не чувствует того отрекшийся; когда бедствует, не помогает ему; когда страждет, не сострадает ему. Так должно и нам по отношению к себе самим поступать, когда хотим истинно отречься от себя: когда хулят, ругают, поносят нас, бьют и уязвляют, лишают чести и имения, заключают в темницу и облагают оковами, изгоняют и от дома и отечества удаляют, – всего этого как бы не чувствовать на себе, как будто с другим кем-то, а не с нами, то все бедствие делалось.

Это значит отречься от себя. Отречься и последовать Христу мы должны так: отречься от воли нашей и последовать воле Христовой; отречься от злонравия нашего и последовать благонравию Христову; отречься от гордости, злобы, зависти, ненависти, нетерпения, сребролюбия, самолюбия, славолюбия и прочего ветхого Адама злонравия и последовать Христову смирению, кротости, любви, терпению, нищете и прочим Божественным нравам.

Никто не может одновременно быть гордым и смиренным, злобным и кротким, ропотливым и терпеливым, сребролюбцем и нестяжательным, завистливым и любящим, похотливым и целомудренным, скупым и щедрым. Ибо порок и противная ему добродетель в едином сердце поместиться не могут, но один другого изгоняет вон. Когда порок какой-либо из сердца исходит, тогда добродетель, ему противоположная, входит. Когда исходит гордость, приходит смирение. Когда отступает злоба, на место ее вступает кротость. Когда изгоняется ненависть, зависть, скупость, невоздержание, нечистота, тогда вселяется любовь, милость, щедролюбие, воздержание, целомудрие и прочее. И чем более порок в человеке уменьшается, тем более добродетель, ему противоположная, умножается. Чем более в ком гордость убавляется, тем более смирение возрастает. Чем более оскудевает злоба, ненависть, зависть, скупость, немилосердие, нечистота, тем более возрастает кротость, любовь, щедролюбие, милосердие, чистота.

Кто хочет последовать Христу, смирению, кротости, терпению, любви и прочим Божественным Его нравам, тому должно оставить свою гордость, злобу, мщение, гнев, нетерпение, ненависть, зависть и прочие ветхого человека душепагубные свойства.

Спросят: « Как-де это может быть?»

Ответ. Это делается таким образом. Восстает в сердце твоем похоть к нечистоте, блуду и прелюбодеянию? Сердце твое этого похотствует, а сердце твое – ты сам, ибо сердце человеческое всего человека в себе заключает, и не иное что есть, как сам человек, внутрь и вне со всеми своими наклонностями понимаемый. Отрекись от похоти этой злой, и с похотью от себя самого, похотствующего, отрекись, и последуй чистотою и целомудрием пречистому и святых святейшему Христу. Поднимается в сердце твоем гордость, и, как змий, главу свою возносит и хочет тебя угрызть? Отрекись этой мерзости, ибо, что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16, 15), – и последуй смиренному Иисусу смирением. Запаляется сердце твое ко гневу, злобе, мщению? Отрекись от этого и последуй кротостью кроткому и незлобивому Агнцу, Христу Иисусу. Зачинается в сердце твоем зависть и ненависть, как младенец пагубный от змеиного семени? Отрицайся от этого зла, умерщвляй его внутри тебя и последуй любовью человеколюбцу Сыну Божию. Восстает стыд бесчестия и страх смерти правды ради? Это плоти твоей славолюбивой и немощной свойство. Ободрись верою и духом, отрекись от немощи твоей, воззри на Христа поруганного, обесчещенного, осмеянного, оплеванного, распятого за грехи твои, и любовью последуй Ему, тебя ради пострадавшему.

Так сперва себя должно отречься и так последовать Христу. И сие-то значит распинать плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24), совлекаться ветхого человека с делами его, и облекаться в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Кол. 3, 9–10; Еф. 4, 22–24). В человеке, христианскую веру воспринявшем и святым крещением обновленном, двоякий человек, но противный себе, должен быть: ветхий и новый... Ветхий человек не иное что в нас, как страсти греховные, с нами родившиеся и ко греху нас склоняющие, как-то: нечистота плотская, неправда, ложь, лукавство, гордость, гнев, злоба, ненависть, зависть, сребролюбие, славолюбие и прочее. Новый же есть вера живая с плодами своими, подвизающаяся против ветхого человека, в страстях и похотях тлеющего, и этого подвига от всякого христианина вера христианская требует. И в ком такого подвига нет, в том только ветхий человек имеется, следственно, и веры нет, которая обновляет человека и подвизается против греха...

Если хотим Христу последовать, должно нам от ветхого человека, то есть гордости, сребролюбия, славолюбия, сладострастия, гнева, злобы, мщения и прочего отречься и возлюбить и последовать смирению, терпению, кротости и любви Христовой. Ветхий наш человек ужасается бесчестия, поношения, поругания, уз, темницы, ссылки, изгнания. Но, если Христовыми быть, Христу следовать, не должно нам в этом ветхого человека слушать, но ради Христа бесчестие и прочее противное, нам приключающееся, презирать, взирая на Него, как Он нас ради не устыдился быть поруганным и прочие страсти претерпеть. Ветхий наш человек ужасается смерти, но и в этом вера наша нас да укрепит, и жизни нашей не щадит, если нужда есть, Христа ради, Который положил за нас душу Свою (1Ин. 3, 16). Он нам предшел смирением, терпением, кротостью, злостраданием и показал путь от земли на небо. Поэтому должно на Него взирать, за Ним идти, и тем путем за Ним следовать, и ветхого человека, который нас от того пути отвлекает, отрицаясь и оставляя позади, последовать Начальнику веры и Совершителю (Евр. 12, 2).

Родился Христос плотью – должны и мы родиться духом. Возрастал Христос – должны и мы расти духовно и не всегда младенцами быть во Христе. Искушаем был Христос сатаной (см.: Мф. 4, 1–11) – следует и нам искушаемыми быть от него и Христовою силою победить его. Вышел Христос на проповедь святого своего Евангелия, и учил правде, и свидетельствовал истину, как Сам говорит: Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине (Ин. 18, 37), – должны и мы, когда надлежит и где надлежит, истину не замалчивать, но безбоязненно слово истины свидетельствовать, и что в сердце веруем, устами исповедовать. Ненавидим был и гоним Христос за правду врагами правды – следует и нам, правду исповедующим, то же терпеть от мира, ибо мир не любит правды.

Подвизался Христос до смерти, смерти же крестной, за истину – так должны и мы до самой смерти стоять за истину, лживые уста заграждать, ложь и неправду обличать. Так пострадал Христос и вошел в славу Свою, как говорит нам: не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою (Лк. 24, 26)? Так и нам следовать за Ним и многими скорбями надлежит войти в Царствие Божие, Кровью и смертью Его отверстое (Деян. 14, 22). Ибо нет иного пути к этому Царствию, кроме пути тесного, скорбного и крестного, потому что широкие врата и пространный путь ведут в погибель (Мф. 7, 13).

* * *

Возразят: « Как от себя отречься? Это дело невозможное».

Ответ:

1. Не велит Христос совсем себя отречься: надобно плоть алчущую питать, жаждущую напоять, нагую одевать, утружденную успокаивать, ибо без того жить не можем. Надобно жизнь свою хранить и защищать.

2. За честь имени Его, в случае нужды, и плоть и жизнь нашу презреть должно, как Он Себя нас ради не пощадил. А без такой нужды себя и жизнь свою беречь. Например, когда нам следует или лишиться жизни, или согрешить Ему, в таком случае должны мы себя отречься и лишиться жизни, нежели согрешить Ему. Без этого должны себя и жизнь свою хранить.

3. Когда велит Христос отречься, то подразумевается отречение от злонравия и злой воли нашей, как выше сказано, ибо без этого не можем угодить и последовать Ему.

4. Правда и то, что и злонравия нашего отречься и победить нашими силами не можем. Ибо злонравие свое победить – значит себя самого победить и отречься, что собственной нашей силе невозможно. Потому для этого искать нам должно помощи у Самого Бога, Который все может (Мф. 19, 26). Потому велено молиться, просить, искать и стучать (см.: Мф. 7, 7). Однако требуется и с нашей стороны тщание, ибо Бог помогает труждающимся, а не лежащим и унывающим.

* * *

Причины, по которым мы должны от себя отречься и последовать Христу:

1. Если не хочешь от себя и злонравия своего отречься, хочешь ли снова обратиться к сатане, делам его, служению и гордыне его, от которых при крещении святом и вступлении в христианство отреклись мы, и обещали Богу служить преподобием и правдою? Соединившись со Христом верою, снова ли хочешь союз этот спасительный разорвать? Познав путь правды, снова ли хочешь возвратиться назад от преданной святой заповеди истинной, и на себе показать притчу: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи (2Пет. 2, 21–22), – и так попасться в тяжкое рабство диавольское, от которой Сын Божий Кровью Своей искупил тебя и извел на свободу? Снова ли хочешь под гневом Божиим и клятвою быть? Ибо все это непременно последует не хотящему себя и своего злонравия ненавидеть, отрекаться, умерщвлять и последовать благому Христову нраву. Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 38), – говорит Христос. И еще: кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8, 38).

Стыдишься ли Христова смирения, терпения, кротости и хочешь с миром в гордости, злобе, почитании и славе быть? Стыдишься и слов Христовых, которые поучают смирению, терпению и кротости, следовательно, и не следуешь Его смирению, терпению и кротости, а так и Самого Христа стыдишься. Стыдишься ли Самого Христа? Постыдится и Он тебя перед Ангелами святыми и всеми избранными Своими. Ибо не имеешь знамения, что ты Христов. Знамение Христова раба – вера, любовь, терпение, кротость и прочее. Горе же будет тем, которых Христос постыдится, отречется и скажет: не знаю вас, откуда вы (Лк. 13, 25). Не знаю вас, поскольку вы в гордости своей не знали Меня в смирении Моем. Что за этим страшным изречением последует? Страшнейший глас: отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов (Лк. 13, 27–28).

2. Смотри и рассуждай, сколько сыновья века сего ради временных благ трудятся и подвизаются, ничего не почитают для себя тягостным и неудобным, дабы намеренное и желаемое получить. Не страшится воин исходить против неприятеля под пули, ядра, мечи и прочее оружие, явной смертью грозящее, чтобы от монарха, которому служит, честь и славу заслужить. Не боится купец скитаться по чужим странам, где повсюду разбои и прочие опасности, дабы тленное собрать сокровище. Не тяжко поселянину целое лето от зноя солнечного гореть и потом обливаться и трудиться ради желаемого плода. Чего не делают честолюбцы? Каких услуг не оказывают князьям, вельможам и прочим высоким лицам? Не только им самим, но и слугам их угождают, ласкают, раболепствуют, чтобы честь желаемую заслужить. Их всех надежда временного блаженства так сильно поощряет и убеждает труды всякие подымать и противности терпеть. Как тебя не поощрит к подвигу надежда будущего вечного и неизреченного блаженства, когда на это с верой взирать будешь!

Истину тебе говорю, христианин: весь свет со всею славой, честью, великолепием, богатством и прочими утехами своими омерзеет тебе. Бесчестие, поношение и поругание ради Христа за честь себе вменишь. Нет в том сомнения для тех, которые с верой взирают на будущую славу сынов Божиих. Различно ее изображает Слово Божие и представляет нам в утешение и духовную радость. Но Павел святой, неизреченных Божиих тайн зритель, краткими словами заключил: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор. 2, 9). И Христос о избранных Своих говорит: тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13, 43). Временное добро, как ни велико, и сколь долго ни имеешь его, надобно, с лишением жизни сей, и того лишиться, а часто и прежде кончины отступает от нас, однако с такой охотой ищут его люди. Тем более, ради приобретения вечного блаженства, которое обещал Бог любящим Его, ничего для себя тяжелым и неудобным не должны мы считать, хотя плоти нашей и горестно кажется, особенно когда Сам Бог обещал в этом помогать нам, и помогает труждающимся и ищущим Его. Все возможно верующему и истинно хотящему (Мк. 9, 23).

3. Представь себе образ и нрав обоих – ветхого Адама и Христа, нас ради бывшего человеком, и рассуди прилежно: кому лучше последовать? Гордость, высокоумие, зависть, злоба, нечистота, срамословие, обжорство, хищение, лукавство, лесть, ложь и прочие мерзости – это ветхого Адама свойства. Скотский и зверский нрав ветхого человека лютостью подобен льву, хитростью и лукавством лису, хищением волку, нечистотой и обжорством псу, злобой василиску и прочее. И нравы, которые особенно и разделенно имеются в бессловесных, те все в одном ветхом человеке находятся. Таковая мерзость в ветхом человеке кроется, и при случае подобными себе плодами себя показывает.

Сам ты, в ближнем твоем видя такой нрав, гнушаешься им, хотя и в своем сердце то же имеешь. Все мы зло это в сердце своем носим, как рожденное с нами. Обрати теперь очи сердца своего на Христов нрав, который живо описывает нам святое Его Евангелие. В Нем является горячая любовь, объемлющая объятиями своими всех, друзей и врагов, сердце, жаждущее всем спасения, смирение глубочайшее, кротость и долготерпение к хулителям, святыня, света чистейшая, благосклонность к просящим, милосердие к бедным, сострадание к страждущим, милость к грешникам, благость и снисхождение ко всем. Хотим Бога Отца небесного видеть? Во Христе Его видим. Хотим Божественный Его нрав познать, как щедр, милостив, долготерпелив и многомилостив, как жаждет нашего спасения? Во Христе, единородном Сыне Его, познаем. Это тебе о Спасителе нашем предлагаю, христианин, не для того, дабы хвалить Его, – выше Он нашей хвалы, Его хвалят небесные силы, и солнце не требует доказательства своего света, – но чтобы представить тебе Божественный Его и преблагой нрав, который сам собою влечет и привлекать должен сердца наши к любви и подражанию Ему, и так бы, оставив мерзость ветхого человека, последовать Ему возмог ты верою и любовью.

На эту Божественную доброту должно с верою взирать нам, и, как в зерцало взирая, отираем на лице пороки, – смотря на ту, омывать грехи и пороки, к душам нашим прилипшие, покаянием, отвержением своего злонравия и так с помощью Его обновляться в нового человека. Не только душеспасительно, как выше сказано, но и сладко следовать Христу, преблагому, милостивому, милосердому, смиренному, долготерпеливому, кроткому и всех небесных добродетелей сокровищу и живому образу. Так отречемся же своего злонравия, как смрадной вони, и сему Божественному и пресладкому благоуханию последуем. Благоухание мира Его лучше всех ароматов; как миро излитое, имя Его. Влеки нас за Тобою: в благоухании мира Твоего побежим, сладчайший Иисусе (Песн. 1, 2–3).

4. Христос есть Глава Церкви, сыны Церкви – верные члены Его. Подобает нам, если истинными членами Его хотим быть, неотлучными быть от Него, но верой и любовью с Ним соединенными, и что делает Он, делать и нам, и куда идет Он, за Ним следовать и нам, ибо члены от главы своей не отлучены, как видим в вещественном теле. Христос есть Вождь верный и мудрый, Который по пути мира сего ведет следующих за Ним в небесное отечество, должны мы следовать за Ним, если не хотим заблудиться на пути погибели. Христос есть Пастырь добрый, должны мы гласа Его слушать, которым Он вслед Себе идти призывает нас, и последовать Ему: кто Мне служит, Мне да последует (Ин. 12, 26). Христос есть Учитель и Наставник наш, Который учит и наставляет нас на путь истины, должны мы учиться от Него тому, чему Он и словом и образом непорочного жития учит нас, и в слове Его пребывать, если хотим учениками Его быть, как Сам Он говорит: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики (Ин. 8, 31). Христос есть Свет миру (см.: Ин. 8, 12), и если не хотим во тьме быть, то должны Свету сему следовать, дабы тьма нас не объяла (см.: Ин. 12, 35). Христос есть Жених верных душ, верные должны верой и любовью к Нему прилепляться, творить волю Его. Христос есть Истина и Жизнь (см.: Ин. 14, 6), должны мы держаться Его, если не хотим прельститься и умереть.

Из сказанного следует, что если Христос есть Глава верных, то не члены Его те, которые верою и любовью с Ним не соединены. Не соединены же с Ним, ибо не следуют Ему. Не следуют Ему, ибо смирению, терпению, кротости и прочим Божественным нравам не подражают. Если Христос есть Вождь к небесам, то непременно заблуждаются те, которые за Ним не следуют. Если Христос есть Пастырь наш, то не овцы его те, которые не слушают гласа Его: овцы Мои, – говорит Он, – слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною (Ин. 10, 27). Если Христос есть Учитель и Наставник наш, то не ученики Его те, которые не учатся от Него смирению, терпению, кротости и прочему. Если Христос есть Свет, то непременно во тьме ходят те, которые не ходят вслед Его. Надобно во тьме быть непременно тому, кто удаляется от света. Если Христос есть Жених верным душам, то прелюбодействуют от Него те, которые удаляются от Него. Если Христос есть Истина, то непременно прельщаются и заблуждаются те, которые не придерживаются Его. Если Христос есть Жизнь, то мертвы те, которые отлучаются и удаляются от Него, как говорит: ибо вот, удаляющиеся от Тебя погибнут (Пс. 72, 17).

Видишь, возлюбленный христианин, как нужно нам следовать Христу, так что едино сие есть на потребу (Лк. 10, 42), и напротив, как опасно удаляться от Того, у Которого единственного есть жизнь и блаженство. Оттрясем же леность, уныние и тягость греховную и двинемся вслед Ему, да приведет нас к Отцу Своему Небесному видеть лицем к лицу доброту Его святейшую (1Кор. 13, 12). Без Него не можем туда прийти, как говорит: никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14, 6).

5. Требует от нас Христова любовь, чтобы любовью последовали Ему, возлюбившему нас. Любя нас, Он сошел с небес и пришел в мир, любя нас, высокий смирился, Сын Божий сыном человеческим нарицаться и быть благоволил, Бог во плоти явиться и на земле жить изволил, Царь и Господь наш к нам, подлым, бедным, окаянным и отверженным рабам, прийти и в рабском облике беседовать, и образ смирения, терпения, кротости и любви нам показать, крест понести и на кресте распяться нас ради изволил. Сия Его Божественная и горячайшая любовь да привлечет нас вслед Его. Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1Пет. 2, 21). Вне врат пострадать изволил нас ради. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание (Евр. 13, 12–13). То есть будем вне мира сего, не телом и ногами, но сердцами нашими. Оставим позади нас похоть плотскую, похоть очес и гордость житейскую, как сродников своих, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса (Евр. 12, 1–2).

* * *

Что значит отречься от себя? Знаешь ли, что делают люди, когда видят, как других, которых они не любят, бьют и обижают или какое-нибудь другое зло им причиняют? Не думают и небрегут о них, и не имеют к ним никакого сочувствия. Это к себе приложи и поступай с собой, как со врагом, которого не любишь, отсеки волю твою и не делай того, что ей угодно. Презри и возненавидь себя, а не люби. Что в естество вошло по создании [Адама], то все, как непотребное, отсекай, делайся иным, чем прежде был, – лучшим. Пусть будет цело то, что Бог создал, но что потом вошло, от того отвращайся. Всякий человек сам себе враг первейший, враждуй же на себя, а не на других. Никто тебя не обидит, когда сам себя не обидишь. Не гневайся же на других, а гневайся на себя. Когда хвалят тебя, не утешайся тем, а когда гонят и поносят, не скорби. Человек после падения ветхим человеком сделался, в похоти тлеющим. Отрекись же от ветхого человека, отрекись всякой похоти, которая враждует на душу, созданную по образу Божьему. Отрекись от стыда и страха, который не полезен ей, не стыдись и не ужасайся там, где слово Божие не велит.

Трудно-де это человеку делать? И я знаю, что трудно, но нужно. Но нужда должна победить любые трудности и неудобства. Трудящимся, и понуждающим себя, и просящим Бог всемогущий помогает. Добродетель истинная с великими неудобствами совершается, и там добродетель, где победа над страстной плотью. Младенца не называем целомудренным, так как против похоти не борется; и глухого не называем терпеливым и кротким, когда поносят его, а он не гневается, потому что не слышит; и больного и не имеющего хлеба постником, так как один не имеет чего есть, а другой не может. Себя же самого победить – добродетельно, и похвально, и славно. В этом весь подвиг христианский состоит.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle