Источник

Разум

Как лицо человеческое делается безобразным от получения какой-либо раны или проказы, так и разум делается безумным через возвращение ко греху после покаяния, и человек тогда становится уже не разумным человеком, но скотом несмысленным, которому он и уподобляется, согласно написанному: «Сравнялся со скотами несмысленными и уподобился им» (Пс. 48:13) (1).

От разума и познания рождается вера, от веры же хранение заповедей Божиих, от хранения же заповедей Божиих упование на Бога, от упования же на Бога – Божественная любовь; когда же это умножается, бывает совершенное единение с Богом и исполнение закона и пророков. Поскольку процветает разум, постольку возрастает и вера; и поскольку возрастает вера, постольку умножаются добродетели, постольку рождается и упование на Бога; и поскольку кто уповает, постольку и Бога любит; и поскольку любит, постольку с Богом соединяется, наслаждаясь Его Божественной славой (3).

Разум, не употребленный на умное делание и не очищенный долгим временем, – это разум неразумный, неправый и неистинный. Есть же и в отношении разума различие, как и всех внешних вещей. Ибо есть разум совершенный, духовный; есть средний, душевный; есть же грубый, плотский. Как во внешнем учении или каком-либо художестве никто не навыкнет, если не будет всегда поучаться и творить попечение, так и совершенному духовному разуму и умному очищению кто научится, если не будет о том всегда творить прилежание (3)?

Всем добродетелям пусть будут предпочтены разум и рассуждение, ибо они – начало и вина всему благому. Ибо и добродетель не может, как подобает, быть добродетелью, если рассуждение и разум не будут способствовать и помогать делу. Как в области видимого из всех естественных чувств драгоценнейшее и радостнейшее – зрение, так в области мысленного, разумеваемого, драгоценнее и утешительнее всего – разум и познание всех вещей, ибо это есть и жизнь вечная, это же и отпадение мучения (3).

Разумом направляй свою жизнь, а не бессловесными похотями и сластями, если хочешь иметь мирную и немятежную жизнь и верный залог своего спасения. Если же не последуешь этому, то не перестанешь впадать во всякие злые и погибельные грехопадения, и никогда без скорби и печали, горести и мятежа не пребудешь, но с настоящей жизнью и вечной лишишься (3).

Первейшая заповедь Адаму в раю была такая: делать и хранить, то есть делать разумом, чтобы правильно разуметь, и хранить заповедание, чтобы не преступать его. Но поскольку он не делал разумом, то не сохранил заповедания, ибо от неделания умного прежде всего возросло в Адаме неверие, – не веровать Богу, который сказал и заповедал. Затем от неверия произошло преслушание и преступление, а от преступления – отпадение от Господней благодати и отлучение от его Божественной любви. Если бы разумел Адам Благодателя и обдумал заповедание, то не оказал бы неверия заповеданию. Если бы веровал, не ослушался бы; если бы не ослушался, не вкусил бы от заповеданного древа, не был бы изгнан из рая, не подпал бы смерти и тлению, и Бог не чудодействовал бы о нас до тех пор, желая привести нас в древний разум и познание всех вещей (3).


Источник: Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского / [ред.-сост. Т.Н. Терещенко]. - Москва : ДАРЪ, 2008. - 601, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle