Мудрость
Если по закону духа поступаешь и духовно мудрствуешь, то ты человек духовный. Ежели по плоти живешь и по-плотски мудрствуешь, то ты плотской человек. А если плотской, но хочешь спастись вечно, то надобно тебе непременно иго сие отвергнуть, и мудрование плотское оставить, поскольку, как апостол учит: мудрование плотское есть смерть, потому что мудрование плотское есть вражда против Бога,– и надобно приняться за мудрование духовное, которое есть жизнь и мир (Рим. 8, 6–7), как тот же апостол учит. Так переменишься благодатью Божией из ветхого в нового, из плотского в духовного человека.
* * *
Сыновья века сего пекутся о теле смертном, а благочестивые души пекутся о бессмертной душе. Сыновья века сего ищут временных и земных своих сокровищ, а благочестивые души к вечным и небесным стремятся и желают таких благ, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1Кор. 2, 9). На это сокровище невидимое и непостижимое верой они взирают и всем земным пренебрегают. Сыновья века сего стараются на земле прославиться. А истинные христиане ищут славы на небесах, где Отечество их. Сыновья века сего украшают тело различным одеянием. А сыновья Царствия Божия украшают бессмертную душу и облекаются, по увещеванию апостола, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол. 3, 12). И потому сыновья века сего несмысленны и безумны, ибо ищут того, что само по себе ничто. Сыновья же Царствия Божия разумны и мудры, так как пекутся о том, что блаженство вечное в себе заключает.
* * *
Средства, через которые к духовной мудрости приходим:
1. Святое Божие слово, с помощью Святого Духа. Ибо Священные Писания, по словам апостола ,могут умудрить во спасение верою во Христа Иисуса (2Тим. 3, 15).
2. Искренняя молитва. Так говорит апостол: если же у кого из вас недостает мудрости, да про сит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему. Но да просит с верою, ни мало не сомневаясь (Иак. 1, 5–6 и прочее). Потому Соломон говорит: познав же, что иначе не могу овладеть ею(премудростью), как если дарует Бог, – и что уже было делом разума, чтобы познать, чей этот дар, – я обратился к Господу и молился Ему, и говорил от всего сердца моего (Прем. 8, 21). Догматам духовной мудрости учимся не в книгах мудрецов века сего, но в книгах пророческих и апостольских и получаем навык в ней в школе Святого Духа, Который посредством слова Своего святого умудряет сердца верных Своих.
Поэтому, если хотим, христиане, духовную мудрость сыскать, должны прилежно поучаться день и ночь в Слове Божием и усердно молиться Подателю премудрости – Богу.
* * *
Духовная мудрость во всем отличается от плотской, или мирской. Плотская мудрость горда – духовная смиренна. Плотская мудрость самолюбива – духовная боголюбива. Плотская мудрость нетерпелива, злобна – духовная терпелива, кротка. Плотская мудрость непримирима – духовная мирна. Плотская мудрость немилостива – духовная милостива и исполнена благих дел. Плотская мудрость ненавидит, завидует – духовная любит. Плотская мудрость лукава, обманчива, хитра – духовная простосердечна, истинна, чистосердечна. Плотская мудрость неправдива – духовная правдива. Для плотской мудрости смирение, поношение, страдание и крест Христов есть безумие – для духовной есть великая премудрость. Так и в прочем духовная мудрость плотской противопоставляется.
* * *
Желающий получить от Христа просвещение, непременно должен признать свою слепоту от сердца, иначе как был, так и будет всегда слеп, хотя и все святое Писание наизусть будет знать, то есть письмена будет знать, а силы не уразумеет. Ибо Бог от тех, которые считают себя мудрыми и разумными, тайны Свои утаивает и открывает младенцам, то есть простосердечным и признающим свое невежество, по свидетельству Господнему: Ты, Отче, утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам (Мф. 11, 25).
Таковых просвещает, вразумляет, умудряет и им тайны Свои открывает; прочих же, которые мудростью, разумом и искусством своим хвалятся, оставляет. Потому и говорит Господь: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы (Ин. 9, 39), то есть признающие свою слепоту Христовым светом просветятся и увидят; а не признающие и мудрыми себя считающие в прежней своей слепоте останутся, даже более помрачатся за неблагодарность и гордость, каковы были во время жития Христова на земле книжники и фарисеи, которые говорили Христу: неужели и мы слепы (Ин. 9, 40)? Ибо гордость и высокоумие – это дьявольское дело, и как его самого помрачило и из ангела светоносного тьмою сделало, так и людей, последующих ему, подобными ему делает.
* * *
Христианская премудрость есть Христос, Сын Божий, как говорит Павел святой: сделался для нас премудростью от Бога (1Кор. 1, 30). Он нам открывает тайну познания Небесного Отца. Бога не видел никто ни когда; Единородного Сына, сущего в недре Отчем, Он явил (Ин. 1, 18). И Отца не знает никто, Кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф. 11, 27). В Котором (Христе) сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2, 3), – говорит богомудрый Павел. Христианин самый простой, который научен догматам святой веры, намного мудрее Платона и Аристотеля и прочих языческих мудрецов. Кто из них уразумел то, что простой христианин верою познал? Никто из властей века сего не познал (1Кор. 2, 8). Безумие есть эллинским философам слышать о Боге, Который един естеством, но троичен в лицах, о Боге и человеке в одном лице, о Слове, ставшем плотью (см.: Ин 1, 14), о Деве родившей и Девою пребывающей, о теле умершем, сгнившем и в прах рассыпавшемся, но снова восстающем и живущем. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь (1Кор. 2, 14). Но христианин, верою святою просвещенный, знает и исповедует то, чего премудрость премудрых и разум разумных и слышать не может, ибо для них это безумие. Да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь, творящий милость. Суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, – говорит Господь (Иер. 9, 23–24).
* * *
Премудрость христианская не в одном только познании Бога состоит, но заключает в себе и непорочное житие христианское. Не знает Бога и тот, кто воли Божией не творит, хотя устами и исповедует Его, и много о Нем разглагольствует. Об этом свидетельствует святое Писание: что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я по знал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец. И нет в нем истины (1Ин. 2, 3–4)… В Святом Писании незнающие Бога, или беззаконно живущие называются безумные, буии, во тьме ходящие и прочее... Поэтому премудрость христианская тем только христианам приличествует, которые во Христе Иисусе благочестиво живут, а тем буйство и безумие приписывается, которые на языке Бога, а в сердце безбожие имеют, хотя бы и звезды считали или все Священное Писание наизусть знали.
* * *
Надобно, наконец, хотящему просветиться богопознанием признать свое невежество, слепоту и тьму. Ибо Бог невеж, а не мудрых умудряет, и слепых, а не видящих просвещает, а гордость надменная и высокоумие не вмещает просвещения, более того, не допускает, но всегда в своей пребывает тьме. Кто мнит себя разумным и мудрым, от того отходит свет Божий и оставляет его в своем разуме и мудрости, и так хотя много о Боге говорит, но Бога не знает таковой. Помни, что выше сказано: Бога без Бога познать не можем, и чем более Бога познает кто-либо, тем более смиряется, боится и любит Его.
* * *
Спрашиваешь, в чем состоит мудрость христианская?
Ответ:
1. Знать Бога и почитать Его.
2. Держать внутри себя, что Он как твой, так и мой Бог, хотя и всех есть Бог.
3. Что как мне, так и тебе Он повелевает: уклоняйся от зла и твори благое, хотя и всем то же повелевает.
4. Слушать Его, как Господа и Царя своего, и волю Его исполнять.
5. Ходить пред Ним с осторожностью, так как Он все видит, и на всех смотрит, и испытывает сердца и утробы, испытывает праведного и нечестивого. Ходить, говорю, перед Ним так, как ходят ученики перед учителем, дети перед родителями, рабы перед господами, подвластные перед властью.
6. Жить в мире этом и обращаться так, как странник, пришелец и путник.
7. Опасаться всего, как птица сидит и опасается, туда и сюда посматривая, дабы не поймали или не пристрелили. Ибо многие враги окружают нас и хотят уловить в сеть свою.
8. Ни к чему в мире сердца своего не прилагать: ни к богатству, ни к чести, ни к славе, ни к роскоши, – тем более не искать всего этого.
9. Довольствоваться тем, что Бог подает, и благодарить Его за это. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем (1Тим. 6, 8).
10. Пока время имеем, делать всем добро (см.: Гал. 6, 10).
11. Говорить, что должно и нужно, и когда должно, а молчать о том, что говорить не должно, и когда не должно.
12. В мире жить телом, но умом отлучаться к вечности. Часто поминать смерть, суд Христов, вечную смерь и вечную жизнь.
13. Не быть никогда в праздности, но делать что-нибудь полезное, и только упраздняться от злых дел, слов и помыслов. Ибо только эта одна праздность нам полезна.
14. Крайне беречься, чтобы не подать соблазна ближнему.
Это есть христианская и истинная мудрость. Начало же премудрости страх Господень (Сир. 1, 15).
* * *
Пишу тебе и о мудрости христианской, о которой ты некогда меня вопрошал и которой мы всю жизнь должны учиться. Рассуждай же о следующем:
1. Знать единого истинного Бога, Его бояться и любить более всего и себя самого; Ему повиновение, послушание и покорность сердечную показывать; благодарить Его от сердца за все оказанные и оказываемые благодеяния, то есть: что Он нас создал, что падших нас так чудно искупил, что питает, одевает и сохраняет нас и прочими благами мира сего снабдевает; от сердца Его призывать, помощи, заступничества и милости от Него просить и ожидать; на Него сердечно надеяться, словом, почитать Его так, как святое слово Его нас учит, – вот в чем состоит мудрость христианская.
2. Бог на всяком месте есть, и нет такого места, где бы Бога не было. Поэтому, что ни делаем, говорим и помышляем, пред святыми очами Его делаем, говорим и мыслим: что говорит человек, Он слышит; что делает и помышляет, Он видит и в книге Своей записывает, и в последний день воздаст всякому по делам его, замыслам, словам и начинаниям. Ничто пред Ним не сокровенно, не только в тайном месте, но и в сердце замышляемое и делаемое. Об этом учит нас Святое Его Писание и вера наша, которая за основание имеет Святое Его Писание. Ибо на основании Святого Писания вера наша и все благочестие утверждается. Поэтому всякому христианину должно поступать во всех своих делах, словах, помышлениях и обхождении с ближним со страхом, так, как поступают и ходят пред царем своим присутствующие с ним подданные его, и рабы пред господином своим, и дети пред отцом своим. Пред царем земным ничего не смеем и стыдимся противное делать, тем более пред Богом ничего противного Ему делать не должно. Блажен и мудр, кто так пред Богом живет и ходит и угождает Ему!
3. От всякого греха в слове, деле и помышлении всячески беречься, поскольку всякий грех пред Богом вездесущим и всевидящим творится, и всякий грех великого Бога оскорбляет, а грешника милости Его лишает и подвергает праведному Его гневу (см.: Рим. 1, 18). Блажен и мудр тот, кто избегает смертоносного сего яда, который и душу и тело человеческое вовеки умерщвляет.
4. Думать и держать, что как всем, так мне и тебе Бог великий в Писании Своем Святом говорит, повелевает и обещает. Ибо Бог лицеприятия не имеет, но хочет, чтобы все равно спаслись и достигли познания истины (1Тим. 2, 4), потому всем в Писании говорит, которое ради спасения нашего нам от Него предано. Оттуда последует вера святым и милостивым Его обещания и тщательное святых Его заповедей творение. Ибо если царь земной обещает, верим ему и ожидаем того от него, и что повелевает нам, со старанием то исполняем, тем более поверим Богу, и будем без сомнения ожидать и надеяться от Него того, что обещает нам, и постараемся исполнять, что повелевает нам, если точно уверимся, что Он нам приказывает и обещает.
Богу единому более всего света верить и слово Его святое более всякого слова человеческого исполнять должно, поскольку всякий человек, как ни велик, и весь свет – как ничто пред Богом. Кто Бога любит и почитает, тот и слово Его любит и почитает за великое. Царское слово и письмо почитается за великое, тем более Слово Божие, которое, как письмо, от Него к нам послано через пророков и апостолов, за великое и дорогое почитать должно.
5. Человек, в мире этом живущий, есть странник, пришелец и путник. Входит в мир и, немного пожив, отходит от мира подобно тому, кто, побывав на чужой стороне, опять в отечество и дом свой возвратится. Так и человек поживет в мире и отойдет от мира. Жизнь в мире этом и все в нем, то есть: честь, слава, богатство, роскошь и прочее, подобно сновидению, ибо все это ненадолго является и скоро отходит, как сновидение. Ибо смерть, придя, отнимает жизнь и с жизнью все у человека. Как рождаются все равными, так и умирают равными, кроме того, что один праведным, а другой грешным, один блаженным, а другой окаянным и бедным отходит. Смерть всех равными делает: и богатый богатства своего лишается, и славный славы, и честный чести, и роскошный роскоши. Гробы умерших это показывают. Где лежит господин, где раб его, где славный, где бесславный, где богатый, где убогий, познать невозможно. Все тут сравнялись, все в землю, как земля, возвратились, и поверх их не только всякие люди, но и скоты ходят.
Здесь рассуждай, что есть человек, и жизнь его, и помышление его. Земля и пепел есть человек; подлинно, все суета, всякий человек живущий. Да, подобно призраку ходит чело век, напрасно только мятется он, собирает сокровище, а не знает, для кого собирает (Сир. 10, 9; Пс. 38, 6–7). И оставляют чужим богатство свое, и гроба их – жилища их на век, обиталище их в род и род (Пс. 48, 11–12). Мудр, кто понимает это. Блажен, кто живет в мире этом как путник, пришелец и странник, и всегда к отечеству своему горнему возводит душевные свои очи.
6. Поскольку все в мире, как сновидение, от нас отходит при смерти, и мы как странники, пришельцы и путники пребываем в мире этом, и на путь сей восходим в рождении, а оканчиваем его при смерти, то мудрость и блаженство заключаются в том, чтобы ни к чему в мире этом не прилагаться, но все: честь, славу, богатство и все мира этого сокровища – почитать за сновидение, которое как приходит к нам со сном, так и отходит со сном; и к единому Богу, высочайшему добру и всякого добра источнику, прилепляться, и вечного сокровища искать и любить, дабы там, где будет сокровище наше, там и сердце наше было; о горнем помышлять, а не о земном (Кол. 3, 2). Вот в чем мудрость христианская.
7. Если кому дается богатство от Бога, то не на роскоши и неумеренные строения употреблять, но умеренно им довольствоваться, и Бога благодарить, и нищих, бедных и скудных снабдевать во славу Божию. Если кому дается почетная должность, то, пребывая на той, о славе Божией и о пользе общества заботиться, а не маммоне служить. Если кому слава и похвала дается, той недостойным себя почитать, но все единому Богу приписывать. Ибо Ему единому подобает всякая слава и похвала, как Источнику всех благ, а человеку, как грешному, подобает смиряться. Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему дай славу (Пс. 113, 9). Мудр и блажен, кто так поступает.
8. Всегда пред глазами душевными иметь или памятовать смерть, суд Христов всемирный, вечную муку и небесное царствие. Как следует всякому умереть непременно, а когда, как и где неизвестно, так следует всем явиться пред судом Христовым непременно и воздать Судии праведному ответ за слова, дела и помышления. И как праведным будет жизнь со всем небесным сокровищем, так грешникам нераскаянным вечная мука будет в огне и тартаре. Так Бог истинный и неложный в святом Своем слове объявил, и что объявил, то непременно будет. Мудр и блажен, кто помнит о кончине и заранее готовит себя.
9. Мудр и блажен, кто никого ни словом, ни делом не обидит, но всех, сколько может, благословит. Кто сеет доброе семя, добрый и плод пожнет.
10. Мудр и блажен, кто все время молится Богу и ищет у Него милости, помощи и защиты от врага – диавола и служителей его – злых людей. Бог уповающих на Него не оставляет.
11. Разумен и добр, кто, крестьян, слуг и подчиненных имея, обходится с ними как с братией. Ибо все мы – братия: единого имеем Отца Бога, к Которому и молимся: «Отче наш, Иже еси на небесех», и прочее. Все мы рабы: единого имеем Господа на небесах, у Которого нет лицеприятия. Христос, Господь наш и Царь царствующих, Господь господствующих называет нас братьями: возвещу имя Твое брать ям Моим (Евр. 2, 12). Тем более всякому человеку, и высокому, должно нарицать всех своих подчиненных братьями, ибо все мы люди, и высокие и низкие, и все единого Бога Отца и Господа имеем. Однако господину своих подчиненных в страхе должно содержать и бесчинных смирять, чтобы не развратились и не погибли. Вот в чем мудрость христианская.
12. Время, которое потеряно, как слово сказанное, не возвращается, не проводить напрасно в лености, в гулянии и прочих непотребных делах, но в полезных и богоугодных трудах. В поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3, 19), – говорит Бог человеку.
13. Истинная христианская премудрость – побеждать природное злонравие, то есть: гордость, высокоумие, гнев, злобу, зависть, ненависть, нечистоту, сладострастие, сребролюбие, скупость, невоздержание и прочее, и последовать примеру святого жития Христова, то есть: смирению Его, любви, милосердию, терпению, кротости и прочим прекрасным Божественным Его добродетелям. К этому апостолы Его святые увещевают, и сам Христос учит: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8, 12). Отсюда следует, что во тьме ходит и заблуждается тот, кто примеру жития Христова не последует.
14. Христианину богобоящемуся и должность христианскую исполняющему ни в чем ином не полагать надежды спасения, как только в едином Иисусе Христе, Сыне Божием, Искупителе мира, Который искупил нас от смерти и ада не серебром или золотом, но честною Своею Кровью (1Петр 1, 18–19). Я есмь путь и истина и жизнь, – говорит Он, – никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14, 6). Да будет слава Ему за это со Отцем и Святым Духом!
Вот в чем мудрость христианская, которая обретается не в догматах мудрецов века сего, но в догматах пророков и апостолов, которые проповедали нам Слово Божие, Духом Его Святым просвещаемые (см.: 1Петр. 1, 25). Эта премудрость не в словах, но в силе состоит. Эта премудрость миру незнакома и неприятна, но Богу любима. Ищи же этой премудрости чтением и размышлением святого Божия Слова и усердной молитвой. Бог, премудрости и всех благ Источник, да умудрит нас во спасение наше и во славу святого имени Своего.