Источник

Нищие

Погибнет все то, что расходуется на прихоти и роскошь, на богатые и красивые дома, на богатые столы, на богатые одеяния, на богатые кареты, и коней и прочее. Все эти траты суетны и погибнут. Узнаешь это в день смерти твоей, когда все оставишь здесь. Но что в руки нищих влагается, то не погибнет, а сторичный плод принесет, как семя, павшее на добрую землю, не погибает, а сеявшему плод приносит. Доверим имение наше в руки нищих во имя Христово и восприимем от Христа сторицей.

* * *

Поскольку нищета немалую скорбь приносит… то должны они в этом бедствии ни чем иным, как терпением себя укрепить, на волю Божию отдаться и так милости Его ожидать. Однако да внимают следующему предложению:

1. Утешение нищим может быть от сравнения богатого с нищим. Хотя сыны века сего и полагают блаженство в богатстве, но если на состояние богатого и нищего посмотрим, то увидим, что этот блаженнее того.

Ибо блаженство состоит не во многом стяжании, но в покое душевном; не в том, чтобы много иметь, но в том, чтобы тем довольствоваться, что имеем.

Смотри на богатого и нищего: богатый проживет дни свои, и нищий проживет. Богатый живет в богатых покоях, богатым столом насыщается, в богатую одежду одевается, нищий – в хижине, хлебом с водой питается, в рубищах ходит, но также дни проводит, как и богатый. У богатого и нищего вчерашний день прошел, то же и впредь будет. Богатый имеет сокровище, но с сокровищем имеет и попечение, страх и боязнь, как бы его не лишиться; нищий не имеет сокровища, но не имеет и страха. Богатый боится воров и разбойников; нищий от этого свободен. Богатый вместе с богатством часто и жизни от злодеев лишается; нищий этого не боится, ибо на нищего не нападает разбойник. Богатому многие завидуют, как самое дело показывает; а кому завидуют многие, тому много и козней бывает, ибо зависть без того не бывает; нищий того не опасается, ибо кто нищете позавидует? Богатый осуждению и злословию подлежит из-за скупости и немилосердия; нищий того не знает, ибо кто чего не имеет, того и не дает. Богатый должен расходовать богатство по воле Божией, иначе перед судом Божиим будет виноват; нищий от того свободен.

С богатством почти всегда неразлучна гордость, начало всякого греха; нищета учит смирению. Богатство или скупостью связывает, или роскошью и сластолюбием расслабляет сердца богатых; в нищете того нет, ибо что нищему давать, когда ничего сам не имеет? Или на что роскошно жить, когда терпит недостаток? Богатому следует ответ дать перед Богом о расходе богатства; нищий о том не думает. Богатый перед смертью рассуждает, кому и как оставить богатство, нищий о том не заботится. Богатый, умирая, оставляет богатство, нищий как не имел, так и не оставляет. Богатому и при смерти не допускает богатство заботиться о душе своей, а нищий об одной душе своей подвизается.

О богатых говорит Христос: истинно говорю вам, что труд но богатому войти в Царство Небесное (Мф. 19, 23). О нищих – не то; но что? Послушайте, – говорит апостол, – братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богаты ми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его (Иак. 2, 5)?

Да не помыслит кто, что богатство само собой губит и нищета сама собой спасает! Но как неверие с плодами своими к погибели приводит, так вера, действующая любовью (Гал. 5, 6), дверь к вечной жизни отворяет. Всем Бог хочет спастись – богатым и нищим, но по большей части нищие этой спасительной Божией воле повинуются; а богатые, прилепившись к суете мира сего, отрекаются от нее. Отсюда слышим, что званные на вечерю великую начали все извиняться, все житейскими попечениями запутанные. Один сказал: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти (Лк. 14, 16–20). Это означает не что иное, как пристрастие к земным и тленным вещам, презрение Слова Божия и преслушание воле Божией, которая хочет, чтобы все спаслись (1Тим. 2, 4). Напротив, нищие, хотя их и отводят от спасительного пути общие враги – диавол, плоть и мир, – но много им нищета против них помогает, как выше сказано. Видишь, сколь блаженнее нищета по сравнению с богатством, хотя люди за этим гоняются, а той избегают!

2. Утешение нищие в нищете своей получают от имени Христова, которое, хотя многие богатые, скупостью плененные, презирают, однако многие с радостью и усердием в слух и сердце принимают, и так отворяют двери милосердия просящим ради Него. Это имя для них более всякого сокровища мира сего, это имя их питает, одевает, напаивает и успокаивает; с этим именем везде им дом, трапеза, одежда, утешение, где только ни имеются христолюбивые сердца. Богатый часто приходит в скудость; но нищий с именем Христовым всегда равен, доволен и богат. На это драгоценнейшее сокровище надеяться, им утешаться должны нищие.

3. Хотя Бог, как Щедрый и Милостивый, обо всех промышляет, но о нищих, как беспомощных, особенно. Ибо называется Отцом сирых и Судией вдовиц (Пс. 67, 6; Ин. 14, 18). И еще сказано: сироту и вдову примет (Пс. 145, 9). Почему во многих местах Писания читаем, что о них нам заботиться, им помогать, им, просящим, подавать повелевает и вменяет то Себе, что нищим доброхотно подается. Милующий нищего взаймы дает Бог у(Притч. 19, 17). И Христос говорит: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40).

4. Христос, Сын Божий, будучи богат, обнищал, дабы мы обо гатились Его нищетою (2Кор. 8, 9). От этого великое утешение нищим проистекает, что Христос, у Которого весь мир в руке, Царь неба и земли, волею обнищал, так что Сын Человеческий, как Сам о Себе сказал, не имел, где приклонить голову (Мф. 8, 20). Ибо они нищетой своей Ему сообразуются, когда ее с благодарением терпят.

5. Как богатые, так и нищие не случайно бывают, но как богатство, так и нищета – от Господа(Сир. 11, 14). Итак, что от Бога, не может быть зло, но добро.

6. Как всякое бедствие, так и нищету может Бог Своим человеколюбием или прекратить, или облегчить, – что и на самом деле бывает, когда поднимает с земли нищего и от гноища возвышает убогого, чтобы по садить его с князьями, с князьями народа Своего (Пс. 112, 7–8). Так воздвиг Иосифа из темницы и посадил выше князей египетских. Так избрал Давида, раба Своего, и взял его от стада овец (Пс. 77, 70).

7. Наконец, как всякое бедствие, так и нищета смертью оканчивается. Всему конец – смерть: богатству и нищете; и богатых утешение, и нищих терпение смертью заключается.

Когда здесь предлагается утешение нищим, то только те имеются в виду нищие, которые подлинно нищенствуют по Божьему, все нам на пользу строящему Промыслу; или которые расточают имения и дают убогим, и так самопроизвольно изволят ради имени Христова нищету терпеть и в след Христа, обнищавшего ради нас, ходить. Поэтому от этого утешения исключаются:

1. Те нищие, которые могут трудиться и трудами себя и домашних питать, но не хотят, и так, в праздности и лености живя, не имеют, чем себя довольствовать, и хотят чужими трудами питаться. Эти сами в своей нищете виноваты; они не утешения, а суда Божия, как тунеядцы, ожидать должны, если не покаются, ибо против заповеди Божией поступают, которой повелевается нам в поте лица нашего искать хлеба себе (Быт. 3, 19).

2. Те, которые, имея, чем довольствоваться, притворяются нищими, в рубища одеваются, чтобы человеколюбие к себе привлечь. Они – обманщики, воры и похитители, а не нищие, поскольку и подающих обманывают, и подлинно нищих обкрадывают; ибо ту милостыню, которая истинно нищенствующим должна была быть подана, они ухищренным вымыслом похищают. Погрешают они против заповеди Божией: не кради (Исх. 20, 15), и так, как воры, суду Божьему подлежат, если не исправятся.

3. Те, которые поданную ради имени Христова милостыню тратят на пьянство и прочие пагубные расходы. Эти так же, как и обманщики, и воры, и пьяницы, суда Божия не избегнут, если не очувствуются.

4. Сюда относятся и те нищие, которые, не терпя нищеты, устремляются на воровство, хищение, разбой и прочие законом Божиим запрещенные дела.

5. В это число входят и те нищие, которые, не терпя, ропщут против Бога и хулят Его.

И прочие, им подобные, из вышеописанного утешения исключаются.

* * *

Те христиане, которые терпят нищету и от той унывают, следующими рассуждениями могут себя утешать.

1. Как прочее бедствие, так и нищета от Господа попускается нам. Доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство – от Господа (Сир. 11, 14) и для доброй цели посылается нам, как ниже увидишь.

2. Нищетой человек от всех тех зол, которыми богатство окружается, удобно может освободиться. Гордость, скупость, роскошь и прочее тому подобное зло в нищете почти не имеют себе места; нищета смиряет всякого, и расточительным и роскошным быть нищему не от чего. При богатых эти христианские язвы находятся и их сердца поражают. От попечения о хранении богатства, которое за богатым неотлучно ходит и содержит сердце его, нищий свободен; нищий не боится воров и хищников, которым богатство подвержено; тля нищеты не тлит, моль не растлевает; от зависти, которая на богатство неприятно смотрит, удалена нищета; нищий ответа не готовит за расточение богатства, за что богатые истязаны будут. Нищета в праздности и лености жить не допускает, что обычно для богатых, но понуждает работать. «Нищета, – говорит Златоуст, – не праздность, но трудолюбие рождает» (Беседа 2-я на послание к Ефесянам).

Видишь, от скольких зол и бед нищета освобождает тебя! Да будет нищета твоя во утешение тебе, а не в оскорбление и негодование, ибо она отводит тебя от гордости, скупости, роскоши, пышности, тщеславия, печали, страха, зависти людской, праздности, лености, нежности и прочих душевных зол и возводит тебя на путь христианский, тесный, и руководствует к небесам… Трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф. 19, 23). Если богатому трудно, легко нищему благодатью Христовой войти в Царство Небесное.

3. Нищий и богатый равно дни проводят и живут: ни богатому богатство, ни нищему нищета не отнимает и не придает дней жизни; немощная плоть равно богатой и убогой пищею подкрепляется, равно богатым платьем и рубищем покрывается, равно в хижине и светлых чертогах упокоевается; равно и житие свое и тот и другой оканчивает, но только с тем отличием, что богатый как живет, так и скончается с печалью и страхом, – нищий без печали и страха; равный, наконец, и богатого и нищего гроб заключает, и в смерти и по смерти богатый с нищим равняется. И когда б на всемирном суде равно судимы были!

Но нет, не будет того. От всякого, кому дано много, много и потребуется (Лк. 12, 48). Следует богатому дать ответ Судии о богатстве своем, как и на что богатство, данное ему от Бога, издержал и израсходовал, как и каждый о таланте своем даст Господу ответ (см.: Мф. 25, 19–30). Нищий о том не печется: не имеет богатства, не готовит и ответа о расходе богатства.

Видишь, что ни богатство не придает, ни нищета не отнимает истинного блаженства от нас, но делает нас блаженнее богатых. Ибо истинное блаженство не состоит во внешнем виде, но в покое душевном, от которого богатство отводит, но нищета к тому руководствует, как выше сказано. Что пользы человеку внешне показываться, красоваться и блистать, но внутри попечением, печалью и страхом, как яблоку красному червем, снедаться? Это есть богатых блаженство! Напротив, ничем не вредит быть внешне смиренным, умаленным, презренным и уничиженным, но внутри иметь сокровище безопасности, покоя и мира. Это есть нищих состояние! Не тот спокоен, следовательно, и блажен, кто много имеет, но кто ни о чем не печется: к этому нищета ведет нас. Это прими в рассуждение, христианин, и нищеты не бойся, ибо она за тебя, а не против тебя, помогает тебе, а не борет тебя.

4. В нищете твоей помяни о вольной нищете Христа, Сына Божьего. Знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою (2Кор. 8, 9), – Он от убогой Матери Девы родился, и положен был в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк. 2, 7); Он пришел к своим, и свои Его не приняли (Ин. 1, 11); Он не имел где приклонить голову (Мф. 8, 20), и убогих учеников и апостолов имел, и повелел им нищету любить: не бери те с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, и прочее (Мф. 10, 9 и след.). Потому святой Павел о себе и прочих апостолах говорит: мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем (2Кор. 6, 10). И Петр святой к нищему хромому говорил: серебра и золота нет у меня (Деян. 3, 6). Да умягчит твою от нищеты скорбь и утешит сердце твое вольная нищета Христа и святых апостолов.

5. Помни, что странник ты и пришелец в мире сем, путник на пути мира сего, и к небесному отечеству идешь. Кто в странствовании обогащается! Не собирают ли богатство и в отечество не посылают ли? Христианское отечество – небо. Там собирать себе сокровище повелел нам Христос: собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 20–21). Туда нам предпосылать сокровища наши должно, сокровища не мира сего, но того отечества достойные: любовь, терпение, кротость, милосердие, и прочее; там их без сомнения обретем.

Путник ты, кто идучи по пути обременяется? Более того, не свергает ли с себя бремя, чтобы легче был путь? Бремя человеку, идущему по пути мира сего, – богатство, которое отягощает путь и удерживает его, и не допускает к отечеству стремиться. Сколь многих бремя это удержало от неба и погрузило на дно адово!

Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф. 7, 14), – говорит Христос. Этими вратами и путем не проходят сидящие на высоких колесницах гордости, надменности и пышности и расширяющиеся широтой роскоши и попечений мирских, ибо не вмещаются, а смиренные, кроткие и попечения мирские отложившие идут им. Тебя от того бремени, тяжести и величины избавил Господь и легким учинил, дабы без задержки шел ты к небесному отечеству. Пищу же дает Бог всякой плоти, не только человекам, но и скотам и птенцам ворона, призывающим Его (Пс. 146, 9). Имея про питание и одежду, будем довольны тем (1Тим. 6, 8).

6. Скоро окончится и богатых довольство и утеха, и нищих скудость и скорбь, всему будет конец скоро. Вот скоро будет перемена: вместо нищеты временной, которую терпишь, вечные отверзнутся тебе сокровища благости Божией, и забудешь нищету твою и скорбь. Уже ты более приблизился к концу тому ныне, нежели вчера и третьего дня был. И как только приидет он, то и нищете твоей будет конец, как и от богатых богатство отойдет. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ни чего не можем и вынести из него (1Тим. 6, 7). И тогда богатый с нищим сравнится. Смерть всех равными делает, и богатых с нищими, и славных с простыми, и господ с рабами сравняет. Открой гроб умерших, и не узнаешь, где богатый и где нищий, где вельможа и слуга его, где господин и где раб его лежит: всех один вид показывается – тление, земля и пепел. Одно неравенство в душах: что благочестивая душа на лоно Авраамово Ангелами несется, нечестивая же в ад, место, по делам ее уготованное, низвергается (см.: Лк. 16, 22–23).

Рассуждай вышеописанные причины и не унывай от нищеты, которая более тебе добра делает, нежели богатым богатство...

Это утешение не приличествует тем нищим, которые без страха Божьего живут, пьянствуют, не хотят работать, но в праздности дни свои проводят. Такие нищие и телом и душой нищи, и здесь и в будущем веке нищими будут, если не покаются.

* * *

Нищий ты, и принимаешь милостыню? Как и на что подаваемую тебе Христа ради милостыню принимаешь? На нужду ли, или на роскошь и прихоти? Не служишь ли сребролюбию и маммоне под видом нищеты? Не собираешь ли от милостыни богатства? Не похищаешь ли у истинно нищих и бедных добра? Не притворяешься ли нищим, имея довольствие? Не притворяешься ли немощным, будучи здоров? Не живешь ли в праздности и от того не имеешь чем питаться?


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle