Невидимое
Христианин, верой просвещенный, хотя и не видит Бога присутствующего – и видеть Его невозможно, однако видит Его внутренним оком веры, и Невидимого, как видимого, зрит перед собой. Так говорит Псаломник о себе, верой и Святым Духом просвещенный: всегда я видел Господа пред собою (Пс. 15, 8). Так пишется о Моисее-пророке: ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд (Евр. 11,27).
Свойство веры в том, что она невидимого Бога, как видимого, душевным очам представляет. Просвещенная такой верой душа везде и на всяком месте ходит перед Богом со страхом и благоговением, и всего бережется, что Ему противно, и поступает перед Ним так, как ученики перед своим учителем, рабы перед своим господином, дети перед своим отцом и подданный перед своим монархом. С такой душой человеколюбивый Бог во всех бедах, напастях и искушениях – Защитник, Помощник и Заступник.
* * *
Как скот любит и ищет то, что чувствует, так и бедный плотский и невозрожденный человек о том только заботится, что видит и что чувствам приятно, но о том не заботится, что Слово Божие обещает, так как не видит этого. Так перед потопом люди ели, пили, женились, посягали, и только плоти угодное замышляли, но внезапно пришла вода и погубила всех. Так и ныне люди пьют, едят, гуляют, женятся, выходят замуж, то в гости ездят, то принимают гостей, а на дела Господня и судьбы Его не взирают, и нежданно возгласит архангельская труба: вот грядет Христос Судия, восстаньте, мертвые, идите на суд.
Из такой безопасной и плотской жизни примечается, что близок день Господень (см.: Мф. 24; 2Тим. 3, 14 и прочее).