Надменность
Не похваляйся сам и похвалы от других не принимай в сладость, да не примешь здесь воздаяния за свои благие дела похвалением человеческим. «Вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили», – говорит пророк (Ис. 3:12). Ибо от похвалы рождается самолюбие, от самолюбия же гордыня и надменность, а затем и от Бога отлучение. Лучше не сделать ничего преславного в мире, нежели, сделав, безмерно величаться. Ибо фарисей, сотворивший преславное и похвалявшийся, возношением погиб, а мытарь, ничего благого не сделавший, смирением спасся. Одному в его благих делах от похвалы ров был, другому же из-за смирения было возведение ото рва, ибо сказано, что «сей пойдет оправданным в дом свой более, нежели тот» (Лк. 18:14). Похвалился Давид исчислением множества людей и смертной казнью людей своих был наказан. Езекия множеством богатства перед послами вавилонскими похвалился и всех сокровищ своих лишен был (4Цар. 20:12–19; Ис. 39:1–7). Потом Навуходоносор созиданием Вавилона похвалился, – и со скотами, как скот, семь лет траву ел (Дан. 4:26–30)(3).
Если бы и восхотел ты в самопревознесении какими-либо мнимыми своими заслугами получить дар от Господа, а Он их не принимает, то чем себе поможешь? Но скажет тебе: «Друг! я не обижаю тебя... возьми свое и пойди», – по евангельской притче (Мф. 20:13–14). Поэтому наши добрые дела не так от нас зависят, как от милости Христовой. Если мнишь себя чем-либо, то перед Ним ты ничто, ибо себя так разумеешь. Если себя разумным и благопотребным мыслишь, то ты весьма непотребен. Если себя чистым, праведным и святым считаешь, то ты, как окаяннейший и грешнейший всех людей, перед Господом вменяешься в полное ничтожество, ибо сам себя считаешь чистым, праведным и святым. «Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем», – говорит Соломон (Притч. 16:5)(3).