Ложь
Ложь и лесть – пороки, от диавола происходящие, который есть отец лжи (Ин. 8, 44) и всякой лести.
Горе месту тому, где эти пороки умножились, никакого там добра быть не может. Что доброго ожидать там, где друг друга обманывают, друг другу льстят? Так как не может быть там верности, без которой союз общества стоять не может.
Эти же пороки, как представляется, ввели богопротивные клятвы и в самых подлых вещах напрасные призывания страшного имени Божия, как-то: «на то Бог», «ей-Богу», «Бог видит», «свидетель Бог» и прочее. Ибо многие обманутые лживыми и лестными людьми, не верят и тем, кто правду говорит. И поэтому люди вынуждены верность своих слов призыванием имени Божия утверждать. И так, друг другу не веря, клянутся, что и в обычай вошло; а дети от родителей, молодые от старых, низшие от высших тому же учатся и уже за грех не считают и в самых подлых вещах страшное имя Божие призывать.
Лживые и льстивые чем скрытнее, тем опаснее. Знают они, как свою ложь прикрывать; они языком гладко говорят, а сердцем иначе думают; на языке мед, а на сердце желчь носят; языком хвалят, а сердцем козни плетут; устами целуют, а сердцем продают.
От этих-то людей простосердечные, которые не могут и не хотят одно на сердце, а другое на языке иметь, много претерпевают. Нет для общества язвы вреднее; но сколько бы они ни хитрили, однако же хитрость их делается явной, и уже тогда всякий ими, как прокаженными, гнушаться будет. Пусть они помнят написанное: Погубишь всех, говорящих ложь, кровожадного и льстивого гнушается Господь (Пс. 5, 7).
* * *
Видим, что различная ложь бывает в мире.
Лжет купец, когда говорит, что товар его такой-то цены, а на самом деле иначе.
Лжет свидетель на суде, когда говорит то, чего не видел и не слышал, или не говорит того, что видел и слышал, и черное называет белым, и горькое сладким.
Лжет раб, когда господину говорит то, чего не было.
Лжет судья, который обещался и присягал по совести на суде поступать, хранить и искать правду, но не делает этого.
Лжет работник, который, взяв достойную цену, обещал нанявшему его работать усердно, но лениво работает или совсем не работает.
Лжет должник, который принимает деньги от заимодавца и обещает ему отдать, но не отдает.
Лжет всякий, кто нанимает других работать себе и обещает им достойную дать цену за труды их, но не дает.
Лжет воин, который присягал Государю и обществу служить, но не делает этого.
Лжет пастырь, который обещает и присягает стадо овец Христовых пасти, но не пасет или нерадиво пасет, и прочие.
Так лжет и христианин, который в Крещении святом обещает Христу Господу служить, но не служит. Таков каждый, кто после святого Крещения беззаконничает и к суете этого мира прилепляется.
Лжет Христу Господу блудник, прелюбодей и всякий осквернитель.
Лжет хищник, вор и грабитель.
Лжет кощунник, сквернослов и буеслов.
Лжет злоречивый, клеветник и ругатель.
Словом, лжет всякий законопреступник. Ибо беззаконная и нехристианская жизнь противна тем обетам, которые в Крещении христианами даются Богу.
Всякий христианин в Крещении обещается свято, непорочно и благочестиво во Христе Иисусе жить и Ему служить. Без святой и благочестивой жизни невозможно Христу служить. Но когда не благочестиво, а беззаконно живет, то Христу не служит, обетов своих не хранит и так лжет Ему. И до тех пор будет пребывать во лжи, пока будет жить нераскаянной жизнью.
Христианин! Тяжело человеку солгать человеку простому, тяжелее – чиновнику, а намного тяжелее – царю. Сколь несравненно тяжелее и страшнее Богу солгать! Вспомни, Кому ты обеты свои давал в Крещении и, не сохранив их, Кому солгал? Богу ты солгал, а не человеку. Покайся, пока время не ушло, и исполни обеты свои – и да примет Господь тебя в милость свою.