Источник

XXVI. Благотворительное общество Борисоглебского церковного прихода

Борисоглебский приход. – Учреждение общества. – Открытие общества. – Первые жертвователи. – Ежемесячные пенсии. – Детский приют. – Собственный дом. – Школа в приюте. – Главнейшие благотворители и деятели.

Борисоглебская церковь на Калашниковской пристани выстроена сравнительно недавно, и прежде нынешний приход этой церкви принадлежал к Невскоприходской Скорбященской церкви, что над вратами Александро-Невской лавры; при этой церкви и открыто было в 1877 году нынешнее благотворительное общество Борисоглебского Калашниковского церковного прихода.

Устав «Благотворительная общества Невскоприходской Скорбященской церкви, что над вратами Александро-Невской лавры», утвержден министром внутренних дел 18 апреля 1876 года. Особенностью в уставе являлся § 4, допускавший в члены общества лиц «без различия пола, звания, состояния и вероисповедания». Учредителями общества, подписавшими устав, были: протоиерей П. А. Горизонтов, диакон А. К. Попов, церковный староста А. И. Поталовский, директор императорского стеклянного завода В. X. Книпер, Ф. П. Шишов, В. М. Голунов, А. М. Лазутин, П. М. Голунов, Н. П. Горизонтов, В. М. Мартынов, И. А. Воронин, А. И. Печкин, Д. Ф. Воробьев, Г. А. Исаиев, А. А. Лапотников, Н. Н. Соболев и дочь священника А. Н. Алексеева.

После утверждения устава учредители общества обратились к прихожанам Невскоприходской Скорбященской церкви с приглашением принять участие в деле приходской благотворительности и, заручившись некоторыми обещаниями, назначили первое собрание для открытия действий общества 15 февраля 1877 года. Но по разосланным восьмидесяти приглашениям явилось на собрание вместе с учредителями только 12 человек, – число, недостаточное даже для полного укомплектования совета. Тогда учредители назначили второе собрание, на 20 апреля 1877 года; в этот день явилось 21 лицо, и общество было открыто.

Общим желанием членов общества было открыть детские приюты: постоянные для круглых сирот и дневной для других бедных детей. Совет общества исходатайствовал у управления императорского стеклянного завода предоставление в аренду для этой цели одного из казенных домов, каковой и был уступлен за плату по 120 рублей в год. Но так как в доме этом оказались необходимыми значительный переделки, взявшие целый почти год, то в первое время деятельности общества пришлось ограничиться лишь выдачей бедным денежных пособий. Общество приняло на ежемесячную пенсию 25 бедных женщин.

Первыми значительными жертвователями в пользу общества были: Н. М. Полежаев, Н. Д. Полежаев, А. Г. Полежаева, Т. С. Полежаева, Ф. С. Овсянников, И. В. Голунов, В. М. Мартынов, В. М. Голунов, П. Л. Ненюков. П. М. Голунов, И. А. Воронин, И. С. Полукаров, Ф. Я. Валенков, Ф. С. Ширманов. Все они пожертвовали по 300 рублей. Е. Л. Лазутина, И. К. Пирогов, Ф. Блинков пожертвовали по 200 рублей. Протоиерей И. А. Горизонтов, А. Н. Алексеева, Н. П. Горизонтов, Л. Н. П., А. М. Лазутин, Г. А. Исаев, И. Н. Баев, Ю. Я. Годунова, И. Н. Жиголенков, А. И. Печкин, TOC \o «1–5» \h \z Н. П. Черенов, Е. Н. Горизонтова, Е. М. Першин, Д. Ф. Воробьев, Д. М. Соболев, А. А. Лапотников, И. С. Семенов, И. Я. Макаров, С. С. Михалев, И. И. Ермаков, А. И. Ильин, А. Е. Нечаев, И. Б. Васильев, Балашев, Г. И. Иконников, А. Л. Кекин, Я. П. Букитеров, И. Г. Фонталов, П. А. Хозинский, Ф. П. Шишов, В. П. Шишов, Я. Ф. Клемин, Е. И. Иванов и В. А. Сафронов пожертвовали по 100 рублей. Особенные заслуги по привлечению жертвователей оказали обществу диакон А. К. Попов, И. А. Воронин и В. М. Мартынов.

Детский приют открыт был 19 марта 1878 года, с десятью вакансиями для постоянно призреваемых и с 30-ю для приходящих детей. В действительности принято было в первое время только шестеро сирот в том числе двое детей пенсионерами Т. С. П.; приходящих детей было в приюте 36. Число постоянно призреваемых скоро было увеличено до десяти. При открытии приюта Ф. С. Ширманов пожертвовал для приюта полную обстановку, на 125 рублей.

Теснота наемного помещения, необходимость обращаться к частым и дорого стоящим ремонтам помещения и удаленность дома, в котором помещался приют от приходского центра «вынудили совет общества решиться построить собственный дом для приюта». В кассе общества к седьмому отчетному году было только 11,000 рублей. Но общество надеялось на помощь Божию. Председатель совета Д. Д. Подкованцев пожертвовал 3272/3 сажен земли, по Мытнинскому переулку, стоимостью в 6,500 рублей, и деньгами 1,000 рублей, в июне 1883 года была совершена закладка, а в ноябре каменный трехэтажный дом был уже вчерне готов. Постройка сперва сдана была подрядчику, но как опытная в строительном деле строительная комиссия, избранная обществом, стала замечать с его стороны некоторые уклонения от сметных предположений, то условие с ним было разорвано, и комиссия сама стала производить постройку хозяйственным способом. П. М. Галунов за свой счет покрыл дом железом, на сумму до 1,100 рублей. Архитектор И. Г. Буланов отказался от следуемого ему вознаграждения в 1,500 рублей. Пожертвовали строительных материалов: Е. И. Иванов на 1,450 рублей, И. В. Константинов на 700, В. М. Мартынов на 631, И. И. Кокин на 525, Н. П. Горизонтов на 500, Д. Ф. Воробьев на 327, И. Н. Воев на 286, Громов и КО на 205, Л. С. Слонимский на 200, И. А. Фролов на 185, И. К. Пирогов на 145, Я. Я. Игнашкин на 120. Деньгами пожертвовали: Н. Н. Каретников за В. А. Николаева 2,00, П. М. Пыляев 600, И. Я. Макаров 300, по 100 рублей: П. И. Марозов, М. Т. Фролов, Ф. А. Мякишев, Ф. Ф. Пуговишников, И. Д. Коробов, Ф. Т. Дмитриев, В. С. Кузнецов, В. П. Шитов, А. Н. Завитков, С. Г. Шитиков, П. Д. Харламов, И. И. Капустин, К. М. Васильев, В. А. Васильев, В. А. Таратин, И. И. Оловянников, Я. И. Нагорский, А. Ф. Бабушкин, Ф. О. Меншуткин, Ф. С. Овсянников, М. Т. Тюлин, Н. П. Черенов. Общая стоимость дома простиралась до 50,000 рублей. Недоставшую сумму, до 25,000 пришлось задолжать.

Как только дом был окончен, в него и был переведен приют, занявший второй этаж. Остальное помещение было обращено под дешевые квартиры. При открытии дома, 1 октября 1884 года, пожертвовали: Т. С. Полежаева 2,535 рублей, В. М. Мартынов 200, А. А. Селецкий и И. И. Ильинский по 150, В. М. Галунов, Л. М. Галунова, А. К. Савин, И. Я. Макаров по 100 рублей, и другие до 500 рублей мелкими суммами. К. Г. Дмитриев развел во дворе приютского дома садик на свои средства. П. М. Пыляев пожертвовал лампы и посуду. Но общество все же не могло уравновесить свой расход с приходом. Тогда некоторые из благотворителей общества решили дать ему беспроцентные ссуды, от 300 до 3,000 рублей, но так как и после этого общество не было в состоянии покрыть свой расход, то А. Д. Подкованцев дал обществу взаймы свыше 17,000 рублей.

Несмотря на необходимое стеснение в расходах, общество не сократило своей деятельности; напротив, еще расширило, приняв в приют на полное содержание, к прежним четырнадцати, еще троих детей. И так продолжало прибавлять по нескольку вакансий ежегодно, хотя долг окончательно был погашен лишь в 1891 году. Теперь в приюте содержится 40 девочек.

С 1891 года в приюте принята по учению программа церковно-приходских школ. Кроме обучения закону Божию, русской грамоте, арифметике, письму и пению, а также географии и русской истории, особенное внимание, с первых лет существования приюта, было обращаемо на обучение рукоделиям. Девочки не только всегда сами себя обшивали, но и изготовляют на продажу белошвейных работ на сумму до 100 рублей ежегодно.

Дети встают в 7 часов утра, убирают постели, комнаты: потом становятся на молитву. Чтение молитв очередной девочкой чередуется с общим пением и с чтением дневного Евангелия. Кроме того, обязательно каждый день прочитывается на детской молитве синодик благотворителей общества, живых и умерших. После молитвы дети пьют чай с хлебом и обращаются к обычным дневным занятиям в школе. Старшие девочки, окончившие курс учения в школе и оставленные для усовершенствования в рукоделиях, отправляются в особый рукодельный класс. В полдень обед, до двух отдых, с двух до четырех снова учебные занятия, потом чай, а вечером младшие девочки присоединяются к старшим для приучения к рукоделиям. В 9 часов ужин, за ним молитва и – покойный сон! В праздничные и воскресные дни девочки поют за богослужениями в церкви, вместе со взрослыми певчими, а по пятницам поют в церкви одни – литургию и акафист Пресвятой Богородице.

Кроме содержания приюта, благотворительная деятельность общества выражается в выдаче денежных пособий бедным и в отдаче квартир в своем доме трудящимся и престарелым женщинам по удешевленной цене. В 1898–1899 году выдано пособий ежемесячных 48-и лицам 619 рублей и единовременных 99 лицам на 107 рублей. За удешевленную цену сдана была 21 комната.

Главнейшим благотворителем и душою общества в продолжении многих лет был председатель совета А. Д. Подкованцев. Кроме тех пожертвований, о которых уже было упомянуто, он (вместе с братом) пожертвовал смежный с прежде пожертвованным участок земли в 2931/4 кв. сажени, стоимостью в 5,750 рублей, и более 12,000 рублей деньгами, из коих 10,000 рублей в неприкосновенный капитал с тем, чтобы проценты с него поступали на приданое выходящим в замужество приютским девочкам. Его неожиданная смерть в 1896 году сразу заметно отразилась на средствах общества. О создателях приютского дома было упомянуто. Поступили обществу по завещанию С. М. фон Эссен 3,000 рублей, Е. Н. Беляковой 1,250 рублей и А. М. Русинова 1,000 рублей. По уставу общества, лица, пожертвовавшие в пользу общества свыше трехсот рублей, признаются почетными членами общества, а пожертвовавшие свыше ста – пожизненными. В числе почетных значатся (еще не упомянутые): О. С. Ардашева, Ф. Я. Валенков, Е. В. Вавулин, И. А. Воронин, И. В. Галунов, М. В. Захарьинский, И. Е. Иванов, В. Е. Иванов (1,000 рублей), И. И. Конецкий, А. М. Кожевников, П. Л. Ненюков, Н. И. Носов, Н. М. Полежаев, А. Г. Полежаева, И. С. Полукарпов, Е. Г. Селецкая, П. М. Становой, А. Ф. Фролов, А. П. Шитова (1,000 рублей) и Ф. С. Ширмонов. В пожизненных числится 103 лица.

Особенно крупные вещевые пожертвования доставляли обществу: Т. С. Полежаев, ежегодно почти на 1,000 рублей, П. Н. Каретников, устроивший на свой счет садик при доме общества, на 1,000 рублей, В. Г. Васильев, в последнее время уплачивающий ежегодно за дрова до 500 рублей. А. И. Тележкин доставлял в течение 11/2 месяца мясо для призреваемых, А. М. Комаров устроил огород и засадил его разными овощами, Ф. Г. Дмитриев уплачивал жалованье учителю пения, И. А. Цвылева – учительнице; аптекарь Данциг делал 50% уступки с цены лекарств, врачи Н. Ф. Келдыш и А. И. Мартынов и фельдшер Поташкин оказывали безмездно медицинскую помощь; давали бесплатно уроки в приюте: студент Петербургской духовной академии А. А. Алексеев, протоиереи И. Полканов, М. Д. Никифоровский, П. П. Космодемьянский и И. В. Сыренский, священники В. В. Белогостицкий и А. В. Красов, диаконы А. К. Попов и П. А. Григорьев. И. А. Цвылева на свой счет отправляла трех больных девочек в Старую Руссу на воды, устраивала елку, прогулки. Безмездно оказывали свои услуги водопроводный мастер И. М. Чернов, малярный – Н. И. Кадников. Первым председателем совета общества был протоиерей П. А. Горизонтов, с 1897 года состоял председателем Н. Н. Каретников, скончавшийся в 1899 году. В последнее время общество не имеет председателя и во главе совета стоит товарищ председателя В. Г. Васильев.

По отчету 1898–99 года общество имело на приходе 10,770 рублей, в том числе членских взносов 1,522 рубля, процентов с капитала 244, кружечного сбора по 38-ми кружкам 1,329, дохода от дома 2,489. Израсходовано на содержание приюта 4,417 рублей и на жалованье служащим при нем 1,578 рублей. К 1 сентября 1899 года общество имело 36,486 рублей. В. этой сумме 20,000 рублей принадлежат «детской кассе». Касса эта учреждена обществом для вспомоществования девочкам, покидающим приют за достижением шестнадцатилетнего возраста или за выходом в замужество.

Дом общества расположен по старорусской улице № 14.

В последнее время Борисоглебский приход разделен надвое и часть прихожан отошла к новосозданной Скорбященской церкви на Стеклянном заводе.


Источник: Приходская благотворительность в Петербурге: Ист. очерки С.Г. Рункевича. – Санкт-Петербург: тип. Гл. упр. уделов, 1900. – VIII, 313, [6] с.

Комментарии для сайта Cackle