Источник

XXV. Николаевское общество попечения о бедных в приходе Спасопреображенской церкви в Колтовской

Устав общества. – Открытие и первый год деятельности: выдача пособий и бесплатные квартиры. – Собственный дом. – Богадельня. – Почетный покровитель общества. – Рукодельня. – Новый дом. – Детский приют. – Школа при приюте. – Еще дом. – Главнейшие благотворители и деятели.

Первый параграф устава «Приходского благотворительного общества при колтовской Спасопреображенской церкви», утвержденного 11 января 1877 года, гласит: «Общество учреждается действительным статским советником Михаилом Егоровичем Петровым на капитал 2,000 рублей, пожертвованный им в пользу общества на вечное время». Устав общества трижды подвергался некоторым изменениям и дополнениям, и в новых редакциях был утвержден 13 мая 1880 года, а затем 19 марта 1885 года и в 1897 году. Последний устав общества имеет характерный параграф, исключающий из состава правления общества тех членов, которые без уважительных причин не явятся подряд на шесть заседаний, которые тем же уставом установлены еженедельно.

Открытие общества состоялось 27 февраля 1877 года, и в первый же год, кроме оказания бедным помощи выдачей денежных пособий, общество нашло возможным открыть даровую квартиру для трех бедных женщин, в помещении, предоставленном безмездно для целей общества членом совета В. М. Малафеевым. Открытие квартиры произошло 8 января 1878 года. Г. Зайцевский пожертвовал всю хозяйственную обстановку, а В. А. Леонтьев – 3 швейных машинки. Первое крупное пожертвование, вслед за М. Е. Петровым, сделал К. П. Т., 1,000 рублей, в день открытия общества; затем в первое заседание совета В. Я. Леонтьев внес 500 рублей от себя и 400 от имени неизвестного; затем К. И. Менде пожертвовал 1,500 рублей и Иванов 100 рублей. Подписные листы первого года, разосланные домовладельцам, также принесли два крупных пожертвования: от В. Я. Леонтьева и от Самохвалова, по 100 рублей.

Во второй уже год своего существования общество исходатайствовало разрешение на уступку участка церковной земли под постройку дома для помещения в нем благотворительных учреждений общества. Однако, проект этой постройки не осуществился и дело несколько затянулось. В 1882 году М. Е. Петров предложил 2,000 рублей на покупку удобного для целей общества участка земли, А. И. Христич, ввиду благотворительных целей общества, уступила обществу такой участок, в 400 квадр. саж., вместо 6,000, за 2,000 р., а затем потекли и пожертвования на постройку дома. В. А. Леонтьев пожертвовал 3,000 рублей, А. А. Лисенкова 2,000, Н. Р. Петухов, М. Я. Чистяков и М. Е. Комаров по 1,000, А. Д. Водеников 200, архиепископ Волынский Тихон, И. П. Лесников, М. И. Лопатин, П. Д. Яковлев, М. П. Гайдукова, П. И. Долгин, В. Е. Петров, Мартенс и КО, Е. С. Турыгина, М. И. Столярова по 100 рублей; В. М. Малафеев пожертвовал черный лес на всю постройку, на 2,000 рублей, Е. И. Копейкин 1000,000 кирпича, И. Ф. Громов лесу чистого на 1,000 рублей, П. Ф. Петров 50 пудов листового железа, наследники Яковлева 30 пудов листового железа, Мартенс и КО железные скрепы для дома, Орлов – чугунные трубы, Лебедев и В. А. Ратьков-Рожнов чистого лесу на 150 рублей каждый. Архитектор А. В. Иванов безмездно составил проект и план и руководил постройкой, которая велась хозяйственным способом; М. Е. Петров пожертвовал 300 рублей на обзаведение помещения для богадельни, В. М. Малафеев, Дрягильская компания и некоторые другие жертвователи пожертвовали некоторые вещи. 29 декабря 1883 года состоялось освящение нововыстроенного дома, в присутствии обер-прокурора св. синода К. П. Победоносцева и других почетных лиц, а 5 марта 1885 года состоялось и открытие богадельни. Дом был выстроен четырехэтажный; общество израсходовало на постройку наличными деньгами до 30,000 рублей. Богадельня заняла половику второго этажа, другая половина отдана была под даровые комнаты для бедных. Прочее помещение сдано в наем. Вместе с открытием богадельни в нее были переведены старушки, помещавшиеся в даровой квартире В. М. Малафеева, число которых с каждым годом понемногу увеличивалось и теперь было 9. Сверх того, принято было еще 11 старух. Все они стали получать от общества полное содержание, имели сначала пищу из народной столовой за счет общества, а потом, при содействии попечительницы богадельни А. И. Малафеевой, для них устроена была особая кухня. Даровые комнаты сданы были 14 старухам. Эти менее счастливые старушки вызвали жалость к себе со стороны В. М. Малафеева, М. Я. Чистякова и Н. Ф. Федорова, которые с 1886 года за свой счет предоставили им даровой стол в общей столовой богадельни.

В 1891 году князь Евгений Максимилианович Романовский, герцог Лейхтенбергский принял на себя звание почетного покровителя общества, которое приняло к своему названию добавление Николаевского, в память усопшего 25 декабря 1890 года брата его императорского высочества, князя Николая Максимилиановича. 6 июня его высочество посетил дом общества, а затем пожертвовал обществу свой портрет и 100 рублей. Впоследствии его высочество неоднократно посещал учреждения общества, жаловал обществу значительные пожертвования и принимал живое участие в его делах, привозил с собою свою дочь, графиню Дарию Евгеньевну Богарне, ставшую потом княгиней Кочубей и принявшую на себя звание покровительницы общества.

В марте 1892 года, по предложению Е. А. Лебединской, открыта рукодельня для бедных женщин. «Неизвестные» благотворители уплатили за нанятую для рукодельни квартиру, пожертвовали швейную машину, а затем, под управлением Е. А. Лебединской, рукодельная так хорошо устроилась, что не потребовала за весь год от общества никакого расхода. В первый год бывало в рукодельне ежедневно от одной до двенадцати женщин, в среднем пять. В рукодельне они получали по 40 копеек, потом плата была задельная, дозволявшая некоторым зарабатывать до рубля; но, понятно, как только работницам предоставлялось на стороне более доходное место, они уходили туда. Рукодельня помещалась по Съезжинскому переулку, № 5. Просуществовала она недолго и к 1894 году, в связи с уходом из состава общества многих его старинных членов-благотворителей, была закрыта.

8 июля 1893 года, в присутствии почетного покровителя общества и многих высокопоставленных лиц, совершена была закладка нового дома общества, предназначенного для дешевых квартир, детского приюта, рукодельни, амбулатории и библиотеки. А. А. Лисенкова пожертвовала 2,500 рублей, Г. Н. Петухов 1.000, Ф. П. Шалыгин исполнил бесплатно работ на 600 рублей, В. М. Малафеев пожертвовал лесу на сумму свыше 100 рублей, устроен был концерт, давший до 2,000 рублей. Постройка была начата в широких размерах, и скоро выяснилось, что у общества нет средств окончить ее. Лето 1894 года для новостроящегося дома было чрезвычайно печальными Но новый совет общества (прежний в большей части членов ушел из-за разногласий со строительною комиссией) сумел найти подрядчиков, которые согласились ждать уплаты из залога дома, когда он будет отстроен, и после этого постройка и отделка дома была снова возобновлена. Тем временем А. А. Лисенкова опять пожертвовала 3,000 рублей. Наконец, 6 июня 1895 года новый четырехэтажный дом общества был освящен. На обеде в день освящения дома протоиерей церкви Зимнего дворца Д. П. Соколов предложил подписку на приобретение соседнего с новым домом дворового места для разведения на нем сада, и сам записал 200 рублей. А. А. Лисенкова пожертвовала 3,000 рублей – на обеде и 2,000 впоследствии – и участок был куплен. К. В. Герарди и Я. П. Петров тотчас же разбили на этом участке на свои средства сад.

После постройки нового дома общество открыло и детский приют, на 10 девочек. Еще в 1893 году у общества оказалась одна девочка на призрении, подкидыш, найденный на лестнице в доме общества, маленькая Шура. Она была тогда отправлена в воспитательный дом, а по выходе из воспитательного дома взята в одну добрую семью. В 1896 году число девочек в приюте увеличено до 20. При приюте с 1896 года учреждена школа.

Постройка нового дома обошлась в 70,855 рублей, и как у общества не было средств для уплаты за строительный работы, то дом был заложен в 35,000 рублей. В этом же году обществом прикуплен был еще участок земли за 5,674 рубля.

В 1895 году общество возымело мысль устроить в своем доме церковь. А. А. Лисенкова тотчас же подписала на устройство церкви 1,000 рублей. В 1896 году испрошено было разрешение, Н. С. Хесин и другие лица начали пожертвования церковной утварью. В 1897 году решено было строить новый дом под церковь, дом трудолюбия и лазарет. Графиня Н. А. Стенбок-Фермор пожертвовала железо на крышу, Глухарев строительного железа на 500 рублей, Михеев и Каллистратов взялись безмездно произвести земляные работы. А. А. Лисенкова пожертвовала 2,500 рублей, Г. К. Болин, И. Н. Лепинг, Р. Б. Эльбен по 2,000, Г. Н. Петухов 1,000. В отчете 1898 года новый дом значится уже выстроенным. Дом, четырехэтажный, обошелся в 33,000 рублей.

За 22 года своего существования общество получило 245,000 рублей. На 1 января 1899 года у общества оставалось 13,309 рублей. Приход последнего отчетного года (1898) выразился в цифре 27,834 рублей; из них: членских взносов 2,432 рубля, кружечного сбора 614, процентов с капитала 703 и дохода с домов общества 9,191 рубль.

О главнейших благотворителях и их пожертвованиях уже упомянуто. Е сказанному следует прибавить, что в 1892 году наследник цесаревич, ныне благополучно царствующей государь император пожертвовал обществу 1,000 рублей. М. Е. Петров пожертвовал в разное время 3,000 рублей (сверх прежде упомянутых пожертвований) и 2,400 в комитет о нищих для двух стипендий по назначению общества (при жизни жертвователя это право оставалось за ним), А. А. Лисенкова пожертвовала в разное время мелкими суммами (сверх упомянутых крупных пожертвований) 2,200 рублей; Д. И. Тыртов-Жданов пожертвовал 4,000 рублей, А. А. Гензельт 2,700, Я. П. Петров 2,500, В. А. Хрущев до 2,500 князь С. С. Абамелек-Лазарев и Г. С. Хесин по 1,500 бывший церковный староста В. Я. Леонтьев от имени неизвестного 1,350, Ю. И. Виц и М. Э. Сегаль по 1,200, К. В. Герарди 1,100, Е. П. Готовцев по завещанию и Никольский по 1,000, А. И. Хесин 900, П. И. Чистякова 750, И. Л. Упатчев 600, М. И. Столярова, по завещанию, Петров, М. И. и И. Л. Дрожжины по 500, М. В. Захарьинский, Красовская и душеприказчики П. А. Погребова по 400, И. И. Смирнов, А. А. Бажанова и Чуксанов по 300, В. А. Ратьков-Рожнов, отец Иоанн Кронштадтский, А. В. Рождествина, А. К. Журавлева, С. Шепердсон, П. И. Мошков и Эльбен по 200, А. В. Алферовский, И. Л. Позаржитская, М. П. Гайдукова, Фиников, Решетников, М. С. Степанова, Н. А. Козлов, Семенов-Щапинский, Мейер, Фишер, Болин, Срамотко, Дубышева, Баландин, Букнал – по 100 рублей. Н. П. Вишняков пожертвовал выигрышный билет 2-го займа, в 1897 году векселей А. А. Лисенкова на 3,000 рублей, В. А. Хрущев и Сегаль на 1,000. В 1879 и 1880 годах общество получило от съезда приходских благотворительных обществ в Петербурге 250 рублей; с 1882 года от ежегодно устраиваемых благотворительных спектаклей общество получало от 380 до 100 рублей, в 1892 году получено от гулянья в Михайловском манеже 500 рублей, в 1896 году от базара в манеже юнкерского училища 1,325 рублей. В помощь пострадавшим от наводнения общество получило от благотворительного общества при гаваньской Троицкой церкви, под председательством В. К. Саблера, 500, от общества ревнителей веры и милосердия 84 рубля, от председателя комитета Красного Креста 400 рублей, от думы 250 В 1892 году общество выиграю 50 рублей на купон благотворительной лотереи в пользу голодающих.

Бывшая попечительница богадельни А. Е. Журавлева сделала экипировку для богадельни на 800 рублей, Н. С. Хесин пожертвовал мебель, Ф. И. Саксен пожертвовал строительных материалов на 200 рублей, В. М. Малафеев, И. В. Воронин и Л. М. Воронина на свой счет печатали отчеты общества, Е. И. Копейкин и Е. Ф. Овчинников бесплатно предоставляли свои бани, нотариус Н. П. Янкин производил бесплатно нотариальные работы для общества, Хуальман – трубочистные, А. Р. Флекенштейн – часовые. М. Я. Чистяков и Дрягильская компания бесплатно вывозили мусор со двора, А. С. Дербаченкова обучала в своей школе 5 детей по назначению общества; врачи: С. В. Гиренко, К. И. Бобрицкий, Л. В. Бессер, Е. Б. Димант, Н. П. Саваровский, М. И. Поварнин, П. В. Лебедияский, М. Н. Бонкер, В. А. Смольянинов, П. О. Бурнов, И. И. Игнатьев, П. П. Михайлов и массажист Г. И. Эльхонес оказывали безмездную медицинскую помощь; аптекари Крангельс и Майзель бесплатно отпускали лекарства, а А. А. Вагнер – со скидкой. А. И. и Н. С. Хесины предоставляли детям дачу на Удельной, М. П. Тырлова-Жданова тоже одно лето брала детей на свою дачу.

Председателем совета общества в первые годы был С. В. Гиренко, с 1883 года М. Е. Петров, с 1888 года А. А. Вагнер, в 1893 году оставивший свою должность из-за разногласий со строительною комиссией. После него избран председателем строительной комиссии барон В. А. Людинсгаузен-Вольф.

Из внутренней жизни общества не излишне отметить следующее. Общество не выдает ежемесячных пособий, а только единовременные (в последний отчетный год 459 рублей). Взаимодействие с Императорским Человеколюбивым обществом в 1891 году прекращено; до этого времени Колтовское общество получило от Человеколюбивого для раздачи бедным 8,361 рубль за все время. Во время голода в поволжских губерниях общество пожертвовало на голодающих 100 рублей; во время наводнения в Петербурге устроило даровую раздачу пищи, – выдало 1,440 порций.

Поступающие в богадельню обязываются подпиской все могущее остаться после их смерти имущество передавать в собственность общества.

В 1896 году совет пытался провести мысль об избрании в члены общества посредством баллотировки (члены вступают, как известно, посредством взноса). В том же году один из священников Колтовской церкви, долго служивший товарищем председателя, просил епархиальное начальство освободить его от обязательного участия в совете общества, по должности священника; просьба уважена.

В последние годы общество проявляет особенное оживление. С 1897 года решено увеличить число вакансий для призреваемых в богадельне до 50 и в приюте до 25, что в году и было исполнено. В приюте в этом году содержалось, впрочем, 29 воспитанниц. В школе при приюте учреждены два класса с двумя учительницами, получающими по 30 рублей в месяц на средства благотворителей. У общества имеется амбулатория и при ней фельдшер, получающий 120 рублей – из средств Шепердсона. В 1898 году дети ездили летом на дачу на средства общества. Дача была снята на Поклонной горе близ Озерков.

В 1897 году вступил в почетные члены общества приезжавший в Петербург его величество король Сиамский Чулалонгкорн и пожаловал обществу 1,000 рублей. В 1898 году пожаловал обществу 300 рублей его величество король Румынский.

Как состоящее под августейшим покровительством, общество пользуется правом получения наград и ежегодно исходатайствует своим деятелям мелкие ордена и медали. В 1897 году, между прочими, и председатель правления барон Людинсгаузен-Вольф получил ордена Анны 3-й степени и Белого Слона сиамский.


Источник: Приходская благотворительность в Петербурге: Ист. очерки С.Г. Рункевича. – Санкт-Петербург: тип. Гл. упр. уделов, 1900. – VIII, 313, [6] с.

Комментарии для сайта Cackle