Источник

XXIV. Николаевское православное братство

Церковь святителя Николая на Черной Речке. – Основание братства. – Первые годы деятельности. – Постройка собственного дома. – Богадельня и приют. – Новый устав братства. – Братство под председательством К. П. Победоносцева: учреждение церковного капитала; обмер земли; нарочитые дни поминовения наследника цесаревича Николая Александровича; собрание сведений о воспитанниках братства, вышедших из приюта; общий ремонт; приучение приютских детей к церковности и обучение мастерству; библиотека для прихожан; обеспечение причта квартирами; городское училище в доме братства. – Заметка о состоянии братства в последние годы.

На берегу Большой Невки, по дороге на Островк, у пристани «Черная Речка», стоит, приветливо глядя на реку, бледно-розовая, изящной архитектуры церковь с зеленой крышей и золотыми маковками куполов. Эта церковь, во имя святителя Николая, Мирликийского чудотворца, построена в память безвременно почившего 12 апреля 1865 года, в Ницце, наследника престола, государя цесаревича и великого князя Николая Александровича и имеет свою историю.

Обыватели значительного пространства по берегу Черной Речки, на Выборгской стороне, не имея церкви вблизи, еще в 1864 году предприняли чрез тогдашнего петербургского военного генерал-губернатора, генерал-адъютанта, светлейшего князя Италийского А. А. графа Суворова-Рымникского ходатайство о построении в их местности церкви. Ходатайство не было удовлетворено, по недостатку в духовном ведомстве капитала. Когда в следующем году вся Россия была поражена безвременной кончиной наследника, у чернореченских жителей явилась мысль предположенную у них церковь сделать памятником о почившем царственном юноше и создать ее на пожертвования. На докладе об этом князя Суворова государь император Александр II написал: «Согласен и благодарю». Была образована строительная комиссия, приобретен с аукционного торга в опекунском совете участок земли бывшего головинского дворца, в 7211/2 квадратную сажень, составлен план профессором А. И. Кракау, испрошено благословение святейшего синода, 1 октября 1866 года вбита первая свая под церковный фундамент и 17 августа 1871 года церковь была освящена, в высочайшем присутствии их императорских величеств, обошедишсь в 114,000 рублей, не считая даровых приношений строительными материалами и работами, колоколов, мраморного иконостаса и клиросов, икон, облачений и различной церковной утвари.

В том же 1871 году владения церкви несколько округлились. Два соседних владельца, В. Н. Стобеус и И. Тимофеев пожертвовали церкви землю: первый 465 квадр. сажен, под помещение церковного причта, а второй 1861/2.

После построения церкви началась переписка о приписке церкви сначала к придворному, потом к военному ведомству, но после отказа обоих этих ведомств принять церковь, церковь была принята в епархиальное ведомство, с образованием при ней прихода из лиц, которые изъявят желание быть ее прихожанами.

При церкви предположено было учредить приют и богадельню. И. Ф. Громов и завел в 1875 году29 на свои средства небольшой детский приют, поместившийся в деревянном домике. В ожидании устройства и богадельни, Г. М. Ландрин пожертвовал 3,200 рублей. Но дело учреждения приюта и богадельни этим, конечно, не обеспечивалось, и тотчас же по вступлении в епархиальное ведомство новые прихожане предприняли ходатайство об учреждении при церкви братства. К пожертвованию Ландрина шталмейстер А. Н. Стобеус прибавил 7,000 рублей и петербургские «трактиропромышленники», 110 человек, со своей стороны, собрали пожертвований, от 25 до 70 рублей с человека, всего 6,500 рублей. Таким образом, еще прежде учреждения своего, братство располагало уже значительным капиталом. 105 лиц изъявили желание участвовать в учреждении братства, был составлен устав, который и был утвержден митрополитом Исидором 24 марта 1876 года30.

Открытие братства состоялось 18 апреля 1876 года. Во главе правления братства остался граф Суворов-Рымникский, товарищем председателя избран А. Н. Стобеус. 9 мая 1876 года, в храмовой праздник, после богослужения в церкви, за которым присутствовали в Бозе почивающий государь император Александр III, тогда наследник престола, с августейшей супругой своей, государынею императрицей Марией Феодоровной, был освящен Громовский детский приют, в присутствии августейших гостей, и недолго спустя братство принято под августейшее покровительство наследника цесаревича.

После этого признано было нужным дополнить устав некоторыми параграфами: о состоянии братства под августейшим покровительством наследника цесаревича, о принятии в члены братства, иноверцев и о выдаче членам дипломов. Последние два параграфа были и в первоначальном проекте братства, но были исключены при первом утверждении устава, на основании замечаний, сделанных петербургским градоначальником. Кроме того, взнос для почетных членов был повышен со ста до 300 рублей.

Допущение иноверцев в члены, братства было вызвано тем обстоятельством, что они были в числе жертвователей, на постройку храма и благотворительных учреждений, как Г. М. Ландрин, о котором было упомянуто, Дейтер, пожертвовавший в церковь серебряные сосуды и другие предметы на несколько тысяч рублей и исправлявший даже должность церковного старосты, и некоторые содержатели ресторанов.

Новый устав был утвержден 8. февраля 1877 года. К концу первого года всех членов братства было 221, в том числе 4 почетных: князь Суворов, шталмейстер Стобеус, генерал-лейтенант Н. Н. Смирнитский и Н. Ф. Леонтьев, пожертвовавший 1,000 рублей.

В первые два года братство ограничивалось выдачей небольших денежных пособий двадцати бедным семействам, оказавшимся в приходе, и некоторым пособием причту. Братство приберегало свои, капиталы на устройство богадельни и школы.

С. Е. Плотицын пожертвовал под богадельню участок земли, в 442 квадр. сажени, смежной с церковною, С. И. Григорьев 1,000 рублей, К. Л. Дейтер 900, князь Суворов 600, О. Ф. Чешер и И. Ф. Громов по 500, А. И. Громова 300, Т. В. Жемчугов 250, К. П. Палкин, Д. И. Соколов и Г. М. Ландрин по 200, Л. А. Молоствова, урожденная княгиня Суворова, В. Б. Будылин, А. Д. Житейский, Н. М. Полежаев, П. И. Варгунин и архимандрит Игнатий по 100 рублей.

Д. И. Соков произвел на свой счет работы и пожертвовал материалов на 9,000 рублей, Л. Ф. Милицын произвел каменные работы на 6,000 рублей, Я. А. Брусов произвел работы и пожертвовал материалов на 4,000, А. Н. Тряничев произвел земляные и И. Н. Никитин слесарные работы, каждый на 3,500, Н. И. Иванов устроил тротуар, лестницы и ограду на 2,100, О. Е. Коровов и В. М. Малафеев пожертвовали работами и материалами каждый на 2.000 рублей, А. Н. Иванов, С. М. Макаров, И. П. Павлов, каждый на 1,500 рублей, Н. Д. Егоров и Т. М. Михайлов оба на 2.500, 3. В. Орлов и В. М. Мартынов, каждый на 1,000, Ю. Я. Бальдер, А. В. Васильев, И. Ф. Громов, Я. Я. Игнашкин, И. Ф. Перепелкин, М. В. Потников, Ф. И. Ротин, С. А. Савельев, В. Г. Семенов, А. Т. Тимофеев а И. А. Юзихин, каждый на сумму от 500 до 1,000 рублей и, наконец, на сумму менее 500 и не ниже 100: Е. И. Брусова, С. Н. Бутков, Дункер, В. М. Ермаков, Я. А. Зверков, Я. И. Иванов, А. М. Игнатьев, А. И. Кошелев, Г. М. Ландрин, Ф. И. Михайлов, И. К. Николаев, Н. А. Пестриков, 3. А. Поплескин, Парфентьев, А К. Седов, А. П. Ширкин, П. И. Шорохов..

Для богадельни участок в 442 сажени представлялся тесным, решено было прикупить еще участок, принадлежавший купцу Исконилову, в 449 сажен. Исконилов уступил этот участок, вместо 4,500 рублей, как ценил, за 2,000 рублей. Архитектор П. Ю. Сюзор взял на себя составление сметы и наблюдение за постройкой; к ноябрю 1878 года здание было уже выведено вчерне. В 1881 году были произведены некоторые переделки в доме за счет Л. Ф. Милицына и Я. А. Брусова. К зиме 1881 года дом богадельни был уже почти готов, и в декабре в его комнатах происходила раздача братчикам дипломов, изготовленных заграницей на средства Г. М. Ландрина и обошедшихся до 2,500 рублей. Капитал братства возрос до 33,500 рублей. Сверх того, трактирщики учредили в богадельне 10 стипендий в память императора Александра II и внесли капитал в 24,000 рублей. Но свою деятельность братство во все эти годы ограничивало исключительно раздачей бедным двадцати сажен дров, предоставляемых в те годы братству думой, наравне с другими приходскими благотворительными обществами.

Наконец, 9 мая 1882 года богадельня и приют были открыты в новом доме. К этому дню в приюте было шестеро детей и двое старых, а к концу года эти цифры поднялись до 18 и 5.

Братский дом в три этажа. Один фасад его выходит на Головинскую улицу, от которой дом отделяется садиком, а другой выходит в сад. С одной боковой стороны двор, с другой – проезд от набережной к Головинской улице. Под домом всего места 890 квадр. сажен; место занято, кроме двора, садом и огородом; двор огражден забором и железной решеткой. Стоимость всего сооружения определилась в 80,000 рублей, из коих только 17,500 рублей были взяты из кассы братства: остальное доставлено специальными жертвователями.

24 февраля 1887 года митрополитом Исидором утвержден новый, уже третий, устав братства. По новому уставу, цель братства определялась заботами о благолепии храма и сохранении принадлежащего церкви имущества, о содержании и благоустройстве богадельни и приюта и о помощи бедным выдачей денежных пособий. В.апреле августейший попечитель братства великий князь Павел Александрович назначил председателем правления братства обер-прокурора святейшего синода К. П. Победоносцева. С назначением этого заслуженного профессора и заявившего уже себя тогда государственного деятеля братство почувствовало необходимость тотчас же, говоря языком вульгарным, оправиться. Потребовался значительный ремонт церкви. Чтобы обеспечить это дело и в будущем, положено было начало специальному церковному запасному капиталу. К этому был и весьма приличный повод: от чинов войска Донского продолжали все еще поступать денежные приношения на сооружение храма в память почившего атамана, хотя храм был давно уже окончен. Приступлено к установлению точных границ церковной земли. Усилено старание в обучении детей церковному чтению и пению, чтоб они могли участвовать и в том и в другом за богослужением. Установлены нарочитые дни для церковного торжественного поминовения почившего цесаревича: 12 апреля и 8 сентября, день кончины и день рождения. Собраны сведения о том, как живут выпущенные приютом дети: оказалось, зарабатывают себе хлеб честным трудом и иногда не забывают посещать по временам церковь, при которой воспитаны. В каникулы произведен ремонт дома и всего его инвентаря, на средства товарища председателя И. И. Глазунова и некоторых членов правления братства. Заведено обучение детей столярному ремеслу и принято за правило, чтобы дети по возможности обходились в своей жизни без услуг прислуги, приучаясь к обычному в жизни простого народа черному, труду. Затем, в следующем году заведена при церкви библиотека для прихожан (книги пожертвованы, главным образом, К. П. Победоносцевым). В 1890 году была произведена переделка братского дома с тою целью, чтобы приспособить в нем помещение для квартир священника и псаломщика. Переделка стоила свыше 7,000 рублей. 1,000 рублей пожертвовал 3. А. Поплескин, 500Н. Ф. Леонтьев и А. Н. Тряничев, по 300 – А. М. Игнатьев и Я. А. Брусов, 100 Е. Д. Шиловцев. Материалами и работами пожертвовали: Г. Г. Григорьев на 1,150 рублей, 3. А. Поплескин на 300, Г. Р. Шаров, Н. Д. Егоров на 200, И. И. Пирогов, Ф. Леонтьев, В. Е. Репин, на 100. Наконец, 1,850 рублей заплатил по счетам из своих средств церковный староста И. И. Кокин и 700 рублей братство. В 1891 году в братском доме была приспособлена квартира для помещения городского начального училища. Цель у братства при этом была двоякая: получать арендную плату и воспользоваться училищем для обучения в нем содержащихся в приюте детей, которое доселе в приюте не имело правильной постановки. Переделка потребовала снова до 4,000 рублей, и эта сумма была покрыта главным образом пожертвованиями: И. П. Столетова в 1,000 рублей, Я. А. Брусова и С. А. Смурова по 300, А. Н. Тряничева, И. И. Пирогова, С. А. Иванова и Н. П. Брусницына по 200, В. И. Лихачева и А. М. Игнатьева по 100 рублей. А. И. Волков и торговый дом Громова и Ко отпустили материалов – первый на 300 и второй на 100 рублей, не потребовав уплаты. Братство приплатило по всем счетам только 650 рублей. Наконец, к двадцатипятилетию храма в 1896 году снова был произведен его ремонт, причем М. Я. Брусов пожертвовал 3,000 рублей и А. Н. Тряничев 2,895.

С основания братства и до 1893 года число призреваемых не изменялось: 6 стариков и 20 детей, а в этом году число первых увеличено до 8 и вторых до 25. В 1899 году содержалось в богадельне 9 стариков и в приюте 30 воспитанников. По отчету за 1899 год братство получило около 13,150 рублей, из них членских взносов 822 рубля, кружечного сбора 1,634, процентов на капитал 4,497 рублей. Израсходовало за тот же год 6,922 рубля, в том числе на содержание приюта и богадельни 5,221 рубль, в пособие причту 480 рублей. Но списку 1899 года братство считало в своей среде 31 почетного члена, 167 постоянных и 138 действительных. Капитал братства к 1900 году возрос до 122,655 рублей.

Братство состоит под покровительством Его Императорского Величества Государя Императора.

* * *

29

Утверждение последовало б февраля.

30

В очерке учреждения братства, помещенном в отчете за 1892 год, не все обстоятельства изложены согласно с данными первых отчетов братства.


Источник: Приходская благотворительность в Петербурге: Ист. очерки С.Г. Рункевича. – Санкт-Петербург: тип. Гл. упр. уделов, 1900. – VIII, 313, [6] с.

Комментарии для сайта Cackle