Жить – любви служить
Содержание
Введение. Сущность и проявления благоговения
Часть первая Благоговение § 2. Три рода любви Вера и добродетель § 3. Зависимость доброй жизни от веры и убеждений § 4. Добродетель вне христианства § 5. Безрелигиозная нравственность Закон и Евангелие § 6. Опасность буквалистического понимания евангельских наставлений § 7. Евангельские наставления – не предписания, но указание идеала § 8. Отрицательные предписания и значение настроения при доброделании § 9. От настроения зависит достоинство поступков § 10. Любовь – как источник нравственных поступков и воспитательное значение закона § 11. Трудность и лёгкость следования Христу Страх Божий § 12. Страх и любовь не исключают друг друга Награды и наказания, как побуждения к нравственной жизни § 13. Евангельское учение о наградах и наказаниях не поощряет эгоизма § 14. Но это учение помогает несовершенным в борьбе с искушениями § 15. Существенный мотив к нравственной деятельности не воздаяние, но любовь § 16. Однородность блаженства и добродетели Благодать § 17. Благодатная помощь потребна всем людям без исключения § 18. Благодать не упраздняет человеческой свободы Μолитва § 19. Сущность молитвы и время для неё § 20. Молитвенное смирение, дерзновение и внимание § 21. Действенность молитвы § 22. Действие молитвы на молящихся § 23. Взаимовлияние молитвы и нравственной добропорядочности § 24. Домашняя и общественная молитва Часть вторая Правда § 25. Сущность и проявления правды Любовь к ближнему § 26. Связь любви к Богу и любви к ближнему § 27. Мера и рост любви § 28. Качества любви Милосердие § 29. Милосердие и благотворение § 30. Благотворение – обязанность всех людей § 31. Уклонение от благотворения § 32. Благотворение радостное § 33. Польза благотворения для благотворящего § 34. Мера благотворительности § 35. Требовательность по отношению к благотворимым § 36. Общественная и церковная благотворительность Неосуждение § 37. Осуждение – следствие отсутствия любви § 38. Осуждением нарушается и формальная правда § 39. Пристрастный суд § 40. Осуждение вредно для осуждающих и для осуждаемых § 41. Осуждение вредно для слышащих и для церкви § 42. Источник осуждения и мнимая цель его Смирение § 43. Смиренный умножает таланты, а тщеславный губит те, которые имеет § 44. Трудность борьбы с тщеславием § 45. Высокость смирения § 46. Гордость разъединяет человека и от ближних и от Бога § 47. Тщеславие достоинством предков § 48. Тщеславие силою, красотою, воспитанием, богатством и успехами Негневливость § 49. Истинная причина гнева не вне человека, но в нём самом § 50. В гневе нет правды § 51. Подвиг примирения § 52. Напрасный гнев и ревность по Боге Господство и служение § 53. Евангелие и формы общежития § 54. Необходимость и полезность неравенства § 55. Значение неравенства для обуздания человеческой злобы § 56. Повиновение не нарушает любви § 57. Начальствование в духе христианском Суд и наказание § 58. Необходимость наказаний в семейном и общественном быту § 59. Правда и милость Самозащита и дуэль § 60. Месть и самозащита § 61. Невольное убийство § 62. Происхождение дуэли и ее непригодность к восстановлению чести § 63. Безнравственность и неразумие дуэлей Война § 64. Истинная причина войны § 65. Истинная причина войны § 66. Вопрос о достоинстве войны § 67. Можно ли христианину быть воином? § 68. Патриотическая и библейская оценка воинского звания § 69. Учение Спасителя и апостолов о воинском звании § 70. Отношение Церкви к войнам § 71. Терпя войны, Церковь зовёт к миру Клятва § 72. Виды клятвы и ее опасность § 73. Клятвопреступление § 74. Частая божба § 75. Учение Писания о клятве § 76. Церковное учение о клятве и замечание, об отрицании форм общежития С е м ь я § 77. Проявления любви в семейной жизни § 78. Нерасторжимость брака и второбрачие § 79. Супружество и девство § 80. Цель брака – целомудрие § 81. Супружеские отношения § 82. Главенство мужа § 83. Самостоятельность жены § 84. Воспитание детей § 85. Пятая заповедь Моисеева Любовь к отечеству § 86. Естественность этой любви и ее искажения § 87. Патриотизм и Евангелие Часть третья Целомудрие § 88. Понятие о целомудрии, как духовном самосохранении Целомудрие половое § 89. Чистота телесная и духовная § 90. Два пути к целомудрию § 91. Девство пожизненное и добрачное Грехи мысли и чувства § 92. Происхождение худых и хульных помыслов § 93. Борьба с помыслами Порочное состояние § 94. Область безразличного и малые грехи § 95. Пагубные последствия малых грехов § 96. Привычка к греху и виновность во всём при преступлении одной заповеди § 97. Грехи неведения Природа греха § 98. Два рода греха § 99. Лукавство греха и его заразительность Раскаяние § 100. Переход от зла к добру § 101. Самооправдание § 102. Раскаяние не безнадежно § 103. Опасность отсрочки исправления Бедствия человечества § 104. Вопрос о происхождении бедствий § 105. Вопрос этот разрешим только отчасти § 106. Не безнаказанно нечестие § 107. В земных бедствиях проявляется не столько правосудие Божие, сколько любовь Его к людям § 108. Страдания укрепляют людей в добродетели § 109. Страдания образуют терпение § 110. Правда Божия в страданиях праведников § 111. Неизбежность страдания праведников; страдания и смерть младенцев § 112. Отношение верующего к страданиям Богатство и бедность § 113. Ветхозаветный и евангельский взгляд на собственность и богатство § 114. Пристрастие к богатству § 115. Богатство не есть истинное благо, но нередко бывает злом § 116. Грехи богатства § 117. Роскошь, скупость, расточительность § 118. Бедность § 119. Следы Промысла в распределении имущества Подвижничество § 120. Несовпадение телесных и духовных потребностей человека § 121. Необходимость борьбы с чувственностью § 122. Воздержание не убивает телесной жизни, а преображает ее § 123. Подвижничество есть требование, вытекающее, как из любви к себе, так и из любви к людям § 124. Пощение § 125. Как согласуется уставный пост с христианской свободой § 126. Расширение понятия о посте § 127. Другие виды подвижничества Правдивость § 128. Значение человеческого слова § 129. Ложь и ее последствия § 130. Виды лжи § 131. Ложь вынужденная Самоубийство § 132. Причины самоубийства Труд § 133. Труд и праздность § 134. Виды труда § 135. Спасительность труда и вред бездействия § 136. Обязательность труда Удовольствия § 137. Значение радости и удовольствий § 138. Театральные и другие зрелища § 139. Современная сцена § 140. Маскарад и танцы § 141. Музыка и азартные игры § 142. Другие виды удовольствий § 143. Границы удовольствий Чтение § 144. Библия § 145. Её темнота § 146. Польза от чтения Писания и устранение возражений § 147. Польза от чтения мирских книг § 148. Выбор лёгкого чтения § 149. Общие правила для чтения Отношение христианина к живым тварям и природе § 150. Любовь к твари § 151. Охранительный характер господства человека над скотом § 152. Будущая судьба твари Заключение
Введение. Сущность и проявления благоговения
Один законник, искушая Господа, спросил Его: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф.22:36–40). В этих словах заключается вечное основание для различения добра от зла. Основание это не вне человека, не в поступках его, а внутри, в способности и наклонности сердца человеческого любить.
Но само по себе чувство любви весьма изменчиво и непостоянно: оно то растёт, то убывает, нуждается в воспитании и управлении, зависит и от опыта, и от знания, и от возраста, и от предмета любви: иное – любовь к Богу, иное – к самому себе, иное – к людям; дружба, любовь половая и супружеская, любовь родительская и детская, любовь к старшим и высшим, любовь к низшим и младшим, – все эти виды любви немало разнятся между собою.
Господь в приведённом изречении указывает на три рода любви, причём, однако, любовь к себе не названа заповедью, а упомянута только как мера и образец любви к ближнему. И это понятно: любовь к себе так естественна и всеобща, что нет надобности, предписывать – заповедовать ее.
Эти три рода любви: к Богу, к ближнему и к себе, находясь между собою в близком соотношении, имеют каждый свои особенности. Любовь к Богу – проявляется в благоговении, любовь к ближним – в правде и любовь к себе на низшей ступени есть самосохранение и самоутверждение, а на высшей – целомудрие.
Все эти роды любви объединяются в любви к Богу. «Любящий Бога не может не любить и всякого человека, как самого себя, хотя и соболезнует о страстях людей, еще неочищенных»1. «Истинная любовь к людям есть не что иное, как влечение к живущему в них божественному началу, потому что во всех людях есть образ Божий, есть божественное. Ведь, конечно, дурное, несовершенное, злое в людях мы любить не должны, не можем, да и не пожелаем, если только не утратили способности к истинной любви»2. Потому люди – и братья, что у них есть общий Отец небесный, и Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец (1Ин.4:20). Божественное и человеческое, со времени воплощения Христа, объединились в Богочеловеке, перестали быть далекими одно другому.
Любви к Богу, как к причине бытия, сродная и любовь к родителям и предкам. Как первая, так и вторая – виды получающей любви.
Низший вид любви к ближнему – есть половая любовь, стоящая на границе между любовью и самолюбием. Но и эта любовь сродная любви к Богу. «Влечение одного пола к другому, не есть ли стремление восполнить недостаточность и неполноту собственной природы и жизни, не есть ли затаенное стремление усовершенствовать и осчастливить свое бытие и жизнь, и, кроме того, обессмертить себя на земле в своём поколении, в роде? А стремление к счастью и совершенству, к бессмертию есть стремление к осуществлению божественного начала в мире»3. Примечательно, что в Писании обоих Заветов отношения Бога к людям изображаются под видом отношений супружеских. Последний момент мировой истории – брак Агнца с Невестой.
Наконец, любовь к себе, искание личного счастья, стремление к знанию и любовь к художественному творчеству – не стоят вне связи с любовью к Богу – Источнику истины, красоты и добра. «Стремление к тому, чтобы добро осуществлялось в нашей жизни и в жизни других людей, не есть ли, в сущности, любовь к Богу, как первоисточнику, образцу и споспешнику добра?4.
Итак, в любви к Богу объединяется все множество нравственных обязанностей человека, раскрытию которых посвящена эта книга5.
* * *
Максим Исп. «Книга о любви».
Проф. А. Д. Беляева. «Любовь Божественная». Изд. 2-е. М. 1884, стр. 51.
Там же.
Там же. 52 стр. Ср. св. Василия В. т. V, стр. 24.
Разделение нравственных обязанностей на три группы имеет на себе авторитет Филарета, м–та M., который, однако, отношения человека к Богу определяет словом «преданность».