Заключение
Как разбросанные лучи сходятся в источнике света, так благоговение, правда и целомудрие со всеми своими качествами и проявлениями сходятся и объединяются в Любви. Бог любы есть (1Ин.4:8,16). Из Того и Тем, и в Нем всяческая (Рим.11:36).
«Великое дело любовь, – воистину и благо она великое: она одна из тяжкого творит легкое и всякую неровность ровно переносит. Ибо тягость носит она без тягости и все горькое превращает в сладкое и приятное. Чистая любовь подвигает к великим делам и возбуждает в душе желания одно другого совершеннее. Любовь всегда вверх стремится и ни от каких нижних дел не терпит задержания. Любовь хочет быть свободна и чужда всякой мирской привязанности, чтобы ничем не смущалось в ней внутреннее зрение, чтобы не связывало ее никакое временное благо, чтобы временная потеря ее не обессилила. Ничего нет слаще любви, ничего крепче, ничего выше, ничего шире, ничего приятнее, ничего – полнее, ничего нет лучше ее ни на земле, ни на небе. Ибо любовь рождена от Бога, и в одном только Боге может успокоиться превыше всякого творения».
«Любовь часто не знает меры, но свыше всякой меры разгорается. Любовь не чувствует бремени, о трудах не помышляет; на что нет силы, и того стремится достигнуть. Не рассуждает она о невозможности, потому что на все дерзает. Есть у ней сила на все, и многое она наполняет и приводит в действие там, где неимущий любви отпадает и низлагается»655.
В чьём сердце повеет этой любовью, подчиняющей себе и ум, и сердце и волю, тот легко поймет, что смысл жизни человеческой заключается в познавании Добра и в служении Ему.
Село Тума, Рязань г.
1910 г. Сент. 29.
* * *
Фомы Кемпийского. «О подражании Христу». Книга третья, Гл. V-я, п. 3–4.