Азбука веры Православная библиотека протоиерей Стефан Кашменский Систематический свод учения св. отцов церкви о душе человеческой. Часть 2. Отдел 1-3

Систематический свод учения св. отцов церкви о душе человеческой. Часть 2. Отдел 1–3

Источник

Часть 1Часть 2 (1–3)Часть 2 (4)Часть 3

Содержание

Отдел первый. Вообще о силах души нашей § 45. Жизнь души, состоящая в движении и деятельности данных ей сил. § 46. Понятие о силах души человеческой. § 47. В числе различных сил души – силы по первоначальному разделению, именно: словесно-разумная, раздражительная и вожделевательная. § 48. Значение раздражительной и нежелательной силы, в сравнении с словесно-разумною. § 49. Частные силы трех сил первоначального разделения. § 50. Совокупное действование и взаимное влияние душевных сил. § 51. В каком порядке рассматривать силы и способности души нашей? Отдел второй. Словесно-разумная сила души О чувствах § 52. Понятие о чувствах. § 53. Пятеричное число чувств. § 54. Непосредственность в наблюдениях пяти чувств. § 55. Чувство зрения. § 56. Чувство слуха. § 57. Чувство обоняния. § 58. Чувство вкуса. § 59. Чувство осязания. § 60. Осязание распростерто по всему телу; прочие чувства устроены вдвойне. § 61. У каждого чувства свой закон и ни одно из них не препятствует другому. § 62. Сравнительное достоинство различных чувств. § 63. Каким образом душа чрез чувства наблюдает внешние предметы. § 64. Отношение внешних чувств к прочим силам души нашей. О воображении § 65. Понятие о воображении. § 66. Виды воображения. § 67. Причины представлений воображения. § 68. Отношение воображения к прочим силам души нашей. § 69. Достоинство чувств и воображения в душе человеческой. О памяти § 70. Понятие о памяти и о двух свойствах ее. § 71. Значение и важность памяти. § 72. Что помогает памятованию? О разуме § 73. Понятие о разуме. § 74. Различные изменения в движениях разума. § 75. Два приема в разысканиях разума – сложение и разложение. § 76. Различные виды познания. § 77. Различные свойства разума. § 78. Слово есть произведение разума и выражение как разума, так и прочих сил души нашей. Об уме § 79. Понятие о высшей разумной силе – об уме. § 80. Предметы для созерцания ума и неполная способность его в нынешнем его состоянии ко всем созерцаниям, к которым он предназначен. § 81. Движимость разумной силы вообще, сообщаемая ей умом её. § 82. Понятие о совести, присущей уму нашему. § 83. Действия совести. Отдел третий. Раздражительная сила души О гневе § 84. Переход к настоящему отделу. § 85. Понятие о гневе и виды его. § 86. Как обнаруживается гнев? § 87. Что гнев производит в душе? § 88. Причины гнева. § 89. Отличительные свойства гнева. § 90. О том, что способность гневаться, управляемая разумом, обращается в ревность делать добро и истреблять зло, в горячность, настойчивость и мужество. О страхе и стыде § 91. Переход к настоящей главе. § 92. Понятие о страхе и виды его. § 93. Обнаружение высшей степени страха. § 94. Действие страха на душу. § 95. Относящийся к страху стыд; степени и обнаружение стыда. § 96. Действие стыда на душу. Об удовольствиях или радостях § 97. Переход к настоящей главе. § 98. Виды удовольствий или радости. § 99. Причины удовольствий и радости. § 100. Обнаружение радости. § 101. Какая радость и что производит в душе? § 102. Чистые удовольствия от слуха и зрения. § 103. Коренная причина, по которой прекрасное привлекательно для нас. § 104. Среднее между радостию и печалию – надежда. § 105. Понятие о надежде. § 106. Что производит в душе надежда? О скорби § 107. Переход к настоящей главе. § 108. Понятие о скорби. § 109. О том, что печаль и скорбь неизбежны в жизни. § 110. При каких условиях скорбь или сильнее чувствуется, или облегчается? § 111. Мера печали определяется не столько свойством вещей, сколько расположением печалящихся. § 112. Как обнаруживается печаль? § 113. Благотворные действия печали на душу. § 114. Вредные действия печали на душу. О зависти § 115. Переход к настоящей главе. § 116. Понятие о зависти. § 117. Обнаружение зависти. § 118. Что производит в душе зависть? § 119. Отличительные свойства зависти. § 120. Зависть есть злоупотребление душевной силы – соревновать другим в добре. О сострадании и сорадовании § 121. Понятие о сострадании и действие его на других. § 122. Понятие о copaдовании.


Источник: Систематический свод учения св. отцев церкви о душе человеческой / Сост. свящ. Стефаном Кашменским. Ч. 1-3. – Вятка : тип. К. Блинова, 1860-1865. – в 4 том. / Ч. 2. Отд. 1-3. – 1865. – 296 с.

Комментарии для сайта Cackle