Посты
Что такое пост?
Пост – время усиленного молитвенного обращения к Богу, борьбы со своими страстями и греховными привычками, сопровождаемое воздержанием от пищи животного происхождения, употребления спиртного, супружеской близости, увеселений и развлечений.
Цель поста – не в формальном отказе от мяса, других продуктов животного происхождения и вообще воздержании. Эта сторона поста, как бы она не была важна сама по себе, является лишь помощью в достижении главной цели – искоренения в человеке всего того, что мешает его соединению с Богом, и стяжания добродетелей, которые этому единству способствуют. Священник Александр Ельчанинов пишет по этому поводу следующее: «Важней не сам по себе пост, как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде наказания. Пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов – через истощение тела дойти до утончения духовных способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу».
Совершенный пост имеет две основные составляющие:
1) телесный пост;
2) духовный пост.
Телесный (или физический) пост, как следует из его названия, относится к телесной природе человека, к его физиологическим потребностям. В первую очередь, это воздержание в пище, которое должно носить не только качественный, но и количественный характер. Нельзя, отказываясь от определенного Уставом вида пищи, употреблять неумеренно постную или формально постную, но изысканную еду. Наслаждение дорогими или редкими продуктами, специально приготовленными в качестве «постной пищи», соблюдая букву Устава, нарушает его дух. Понятно, что цель телесного поста – не буквальное следование ограничениям в пище животного происхождения, а настойчивая попытка освободиться от духа чревоугодия и лакомства, от привычки к невоздержанию и объедению. Супружеское воздержание, предписываемое правилами Церкви, также способствует укрощению телесных страстей человека и способствует сосредоточению на состоянии души постящегося.
Во время поста необходимо воздерживаться и от развлечений, особенно современных, доступ к которым можно получить, не выходя из дома. В первую очередь, это телевидение, которое агрессивной нечистотой или пустотой некоторых передач способно расстроить любое духовное делание христианина, просматривающего постом эти, мягко говоря, неблагочестивые программы. Таким же соблазном, но уже для детей, являются компьютерные игры, увлечение которыми не только мешает выполнению ребенком своих обязанностей в школе и дома, но может привести к серьезным духовным и физическим последствиям.
Постом вообще необходимо воздерживаться от пустого времяпрепровождения, поскольку оно отвращает человека от концентрации на духовном, молитвенном делании. Но одновременно с физическим должен совершаться пост духовный, который и является высшей ступенью совершенного поста.
Духовный пост – это, прежде всего, молитвенное обращение к Богу, стремление к Богообщению, высшей точкой которого является Причащение Святых Христовых Таин. Притом очень важно оказывать ближним свою любовь и доброжелательность, помогать им в их нуждах, проявлять заботу и внимание к тем, кому они необходимы. Святитель Иоанн Златоуст, раскрывая суть духовного поста, говорит: «Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих, будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния».
На этом пути человека обязательно будут подстерегать собственные греховные страсти: эгоизм, гнев, раздражение, самомнение, самолюбование, гордость, тщеславие. Борьба с ними и составляет одну из целей постного делания христианина. Но и эта цель не является главной. Очищение от страстей должно проходить на фоне сокрушенного сознания своей немощи и упования на Божию помощь. Если нет честного анализа своих грехов, духовной неудовлетворенности собой, самоуглубления и осознания своего недостоинства перед лицом Божиим, настоящее покаяние и примирение с Господом будет невозможным.
Божественное установление поста
Райское состояние Адама и Евы могло продлиться бесконечно, если бы прародители не нарушили единственную заповедь, данную им Богом в Эдеме. Она подразумевала свободное послушание первых людей своему Создателю в отношении некоего несложного воздержания. Первоначальный пост, установленный Богом, был очень прост: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2; 16, 17).
Прародители не смогли понести этот небольшой подвиг послушания и самоограничения, и этот факт привел ко многим трагическим последствиям. Пост как добровольное послушание Богу в ограничении своих желаний и потребностей стал с тех пор обязательным элементом человеческого делания, направленного на восстановление разорванной связи с Творцом.
Пост в Ветхом Завете
Примеров соблюдения поста в Ветхом Завете великое множество. Постились цари и пророки, простые израильтяне и иноплеменники, постились дети и даже животные, которые невольно разделяли скорбь своих хозяев.
В книге Исход находим пример поста пророка Моисея перед великим событием в жизни богоизбранного народа. И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие (Исх. 34; 28).
Пророк Давид в день погребения своего союзника Авенира соблюдал строгий пост: И пришел весь народ предложить Давиду хлеба, когда еще продолжался день; но Давид поклялся, говоря: то и то пусть сделает со мною Бог и еще больше сделает, если я до захождения солнца вкушу хлеба или чего-нибудь (2Цар. 3; 35).
Постился он и при печальных или тяжких обстоятельствах. Так, когда восстали на Давида свидетели неправедные, пророк свидетельствовал: Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недр о мое (Пс. 34; 13).
Пророк Даниил постился, когда ему было откровение великой силы: В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней (Дан. 10; 2, 3).
В Ветхом Завете есть подробные указания о том, как провести пост, чтобы это было не формальностью, не фарисейским самодовольным деланием, направленным на внешнее исполнение заповеди, а настоящим, живым движением человеческого сердца к Богу. Так в Книге пророка Исайи есть удивительные слова:
Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» – Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. (Ис. 58; 2–7).
Посты ветхозаветного Израиля делились на три вида.
1. Чрезвычайные.
2. Всенародные.
3. Частные.
Примерами подобных постов полны книги Ветхого Завета. Так к числу чрезвычайных постов относится уже упомянутое сорокадневное воздержание от пищи Моисея на горе Хорив. Сюда же можно отнести пост длиной в три с половиной года, наложенный Богом на народ Израильский по молитве пророка Илии: И сказал Илия [пророк], Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову (3Цар. 17; 1). После этого последовала засуха и неурожай, посредством которых Бог по молитве своего угодника пророка Илии отвратил народ Израильский от поклонения идолам.
К числу всенародных постов можно отнести пост, описанный в 1-й Книге Царств, когда все Израильтяне постились целый день, прислушавшись к словам обличившего их в идолопоклонстве пророка Самуила: И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе (I Цар. 7; 6). Но, несмотря на свою всенародность, этот пост был еще и чрезвычайным, так как был наложен на иудеев при скорбных обстоятельствах.
Собственно всенародными постами являлись твердо установленные в Ветхозаветной Церкви дни. Вот некоторые из них:
1) 9-й день четвертого месяца Фаммуза (соответствующего июню), в память завоевания Иерусалима и прекращения священных жертв;
2) 10-й день пятого месяца Ава (июля) в память сожжения храма и окончательного разрушения Иерусалима Навузарданом;
3) 3-й день седьмого месяца Тисри (сентября) в память убийства Годолии, поставленного царем Вавилонским начальником над Иудеей.
4) 10-й день седьмого месяца Тисри, как непосредственное Божие установление для сугубого очищения грехов.
5) 13-й день двенадцатого месяца Адара (февраля) в память поста Есфири и др.
Частный пост ветхозаветные иудеи налагали на себя временно, большей частью при скорбных или, наоборот, радостных обстоятельствах. Подобный пост содержался либо отдельными иудеями, либо целыми сообществами.
Яркий пример частного поста при тяжких обстоятельствах содержит Книга Судей: Вениамин вышел против них из Гивы во второй день, и еще положили на землю из сынов Израилевых восемнадцать тысяч человек, обнажающих меч. Тогда все сыны Израилевы и весь народ пошли и пришли в дом Божий и, сидя там, плакали пред Господом, и постились в тот день до вечера, и вознесли всесожжения и мирные жертвы пред Господом (Суд. 20; 25, 26).
Пост в христианстве
Новозаветная Церковь – преемница Ветхозаветной, поэтому Христос неоднократно подчеркивал: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Матф. 5; 17). И первое, что сделал Христос перед своим выходом на проповедь – удалился в пустыню, где провел сорок дней в посте и молитве: Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал (Мф. 4; 1, 2).
Несмотря на то, что Христос готовился к Своему служению исполнением заповеди поста, его избранные ученики-апостолы, находясь с Ним, не постились: Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? (Мф. 9; 14). Ответ Христа исчерпывающий: И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься (Мф. 9; 15). Пост, целью которого является приближение человека к своему Создателю, не нужен тем, кто находится с Ним рядом.
О непреходящем значении поста для человека Христос говорил неоднократно. Так, изгнав беса из некоего отрока, Он сказал апостолам: сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17; 21). Господь учит своих учеников, как правильно совершать пост и какие плоды это приносит: Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6; 16–18).
Покаянный канон
Таким образом, богоустановленность поста и его необходимость для христианина становится очевидна. В Христианской Церкви пост претерпел некоторые изменения, оставаясь, впрочем, неизменным по своей сути. Одной из причин, по которой в первохристианских общинах стали прибегать к сугубому частному посту, стала необходимость совершения важного дела. Примеры этого находим в Книге Деяний святых Апостолов: Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13; 2, 3). Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали (Деян. 14; 23).
Апостолы показывали своим последователям примеры самоотверженного служения Господу, важной составляющей которого был и пост. Так в своем Втором послании к Коринфянам апостол Павел пишет: Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах… (2Кор. 6; 3–5). Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лже-братиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. И; 26,27).
Заповеданный Христом пост соблюдается в Православной Церкви с самых ранних времен. Завет о посте Христа и апостолов, собиравших первохристианскую Церковь, свято чтится всеми христианами доныне.
Канонические установления Церкви о посте
Первым, собственно христианским установлением о посте можно считать правило Иерусалимского Апостольского Собора, предписывающего членам Церкви такой устав: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите (Деян. 15; 29).
Это постановление Иерусалимского Собора подтверждается 63-м Апостольским правилом, которое к требованиям заповеданного поста прибавляет наказания за их неисполнение: «Если кто: епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет есть мясо с кровью, в которой душа, или мясо растерзанного зверем животного, или мертвечину, да будет низвержен. Ибо сие и закон Моисеев запретил. Если же это соделает мирянин, да будет отлучен».
69-е правило Святых Апостолов гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Святитель Тимофей Александрийский в своих канонических ответах к числу лиц, не имеющих возможности совершать телесный пост, прибавляет рожениц.
66-е Апостольское правило, 55-е правило Трулльского Собора и 18-е правило Гангрского Поместного Собора предписывают наказание христианам, постящимся в субботу и воскресенье, поскольку в церковном сознании эти дни были днями особого торжества и духовной радости. Действительно, факт Воскресения Христова занимает центральное место в учении о спасении, а суббота чтится Церковью, начиная с момента ее основания, как день покоя, когда Бог почил от дел Творения.
Поэтому вышеперечисленные правила предписывают извергать из сана клириков и отлучать мирян, постящихся в эти дни. Но если субботы и воскресенья приходились на дни Святой Четыредесятницы (а позже и на другие многодневные посты), пост не отменялся, а ослаблялся.
В 19-м правиле Первого Поместного Гангрского Собора говорится: «Если кто из подвижников без нужды телесной возносится и разрешает1 посты, преданные к общему соблюдению и хранимые Церковью, пребывая притом в полном разуме, да будет под клятвою».
Восьмой Толедский Собор, проходивший около 653 года, своим 8-м правилом постановил: «Всех, кои в Четыредесятницу решились бы без крайней необходимости употреблять мясо, лишать причащения и осуждать на невкушение мяса на целый год». 56-е правило Шестого Вселенского Собора перечисляет продукты, от которых следует воздерживаться постом: «Церковь Божия, по всей вселенной, следуя единому чину, совершает пост и воздерживается как от всякого закалаемаго2, так от яиц и сыра, которые суть плод и произведение того, от чего воздерживаются».
Первым постом, появившимся в первохристианской Церкви, был пост перед Пасхой. Кроме того, с самых ранних времен соблюдался пост в среду (в память предания Спасителя в руки первосвященников) и в пятницу (в память Христова Распятия). Эти посты были строгими – с утра до вечера соблюдалось полное неядение. А начинавшийся в Великий Пяток пост продолжался до полуночи Воскресения Христова. В эти дни воздерживались не только от пищи, но и от воды.
Что касается многодневных постов, то в первые века христианства в Церкви существовал один пост – Святая Четыредесятница, получивший позже название «Великий». Все правила первохристианской Церкви относительно поста говорят, таким образом, о Святой Четыредесятнице.
Установление Рождественского поста относится к первым векам христианства. Самые ранние письменные свидетельства о нем датируются IV веком, когда святой
Амвросий Медиоланский, блаженный Августин и Филастрий упоминают Рождественский пост в своих творениях. Длился этот пост семь или немногим более дней. Сорокадневный пост пред великим праздником Рождества Христова был установлен на Константинопольском соборе 1166 года. Возглавляли Собор константинопольский патриарх Лука и император Мануил.
Апостольские постановления предписали соблюдать летний пост, получивший позднее название Апостольского (Петрова или Петро-Павловского): «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу3, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».
К XII веку относятся указания Антиохийского патриарха Феодора Вальсамона, которые говорят об установившихся к тому времени правилах, касающихся Апостольского поста: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».
Постный период августа состоял первоначально из двух постов: Преображенского и Успенского. Эти посты были установлены позже, чем Великий и Рождественский. Разделял их один день – праздник Преображения Господня, когда разрешалось мясоедение. В один, Успенский пост, их объединил император Лев VI Мудрый. Но в XII веке этот пост еще не был четко регламентирован. Поэтому на Константинопольском Соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки, рассматривался вопрос об Успенском посте. По свидетельству Вальсамона, обсуждались вопросы длительности двух постов: «Тогда сомневались некоторые о количестве дней поста Успенского и Рождественского. Поэтому сам Святейший Патриарх подтвердил, что хотя дни этих постов письменно нигде не обозначены, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и должны поститься от первого дня августа и от четырнадцатого дня ноября».
Свидетельства о существовании всех многодневных постов в V веке находим в беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост – в Четыредесятницу, для лета летний – в Пятидесятницу (Петро-Павловский), для осени осенний – в восьмом месяце (Успенский), для зимы – зимний (Рождественский)».
Многодневные посты
Оформившиеся уже к V веку многодневные посты существуют в Православной Церкви и поныне. Но вплоть до конца XII века количество постных дней и другие их уставные особенности претерпевали некоторые изменения. Великий пост, а также посты среды и пятницы являются каноническими, поскольку были введены в практику Православной Церкви уже упоминавшимся 69-м правилом святых Апостолов. Остальные посты являются уставными, так как были введены в практику через монастырский устав, ставший впоследствии образцом и для христиан, живущих в мире. Эта особенность не имеет, впрочем, особого значения в том плане, что принципы соблюдения поста остаются одними и теми же во всех случаях4.
Однодневные посты
1. Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок.
2. Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) 5 (18 по новому стилю) января.
3. День Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 29 августа (11 сентября по новому стилю)
4. День Воздвйжения Креста Господня 14 (27 по новому стилю) сентября.
Многодневные и однодневные посты церковного года являются общими для всех христиан. Но в отдельных случаях они могут дополняться так называемыми частными постами, принимаемыми на себя одним человеком или группой людей по обету. Причиной такого индивидуального поста могут стать тяжкие обстоятельства, в которых оказался христианин – начиная от болезни и заканчивая угрозой смерти. Обязательным в этом случае является благословение духовного отца, поскольку благие по наружности, но самочинные действия могут привести к еще более тяжелым последствиям.
До 1917 года в Русской Церкви существовала практика сугубых постов, временно устанавливаемых церковными властями. Случалось это во время нашествия иноплеменников, при стихийных бедствиях, в дни губительных эпидемий.
Сплошные седмицы
В православном календаре есть так называемые сплошные седмицы, когда пост в среду и пятницу отменяется. Обычно сплошные седмицы бывают либо перед одним из многодневных постов, либо после него. Слово «седмица» в данном случае не означает буквально «неделя», поскольку Святки (Святые дни) после праздника Рождества Христова длятся 11 дней.
Сплошные седмицы в порядке богослужебного года следующие.
1. Святки, продолжающиеся от дня Рождества Христова, 7 января, до дня, предшествующего Крещенскому сочельнику – 17 января (включительно).
2. Седмица Мытаря и фарисея – за четырнадцать дней до начала Великого поста.
3. Сырная седмица (масленица) – неделя перед Великим постом5.
4. Светлая (Пасхальная) седмица – неделя после Воскресения Христова.
5. Троицкая седмица – неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).
Степени поста
Различия в строгости воздержания в те или иные дни позволяет говорить о существовании пяти степеней поста.
1. Разрешение на употребление в пищу рыбы6 .
2. Разрешение на вареную с растительным маслом пищу.
3. Разрешение на вареную пищу без масла.
4. Сухоядение7 – разрешение на вкушение только невареной растительной пищи без растительного масла.
5. Полное воздержание от пищи.
Кроме того, в масляную (или сырную) седмицу существует как бы предуготовительная к посту степень воздержания, когда разрешается употреблять в пищу все продукты, исключая мясо.
При наличии строгих и определенных предписаний Устава, такие правила поста могут быть ослаблены для некоторых категорий христиан.
1. Для больных.
2. Для младенцев.
3. Для беременных и кормящих грудью матерей.
4. Для людей, занятых тяжелым физическим трудом.
5. Для заключенных.
6. Для путешествующих.
7. Для престарелых.
Церковь в этих случаях не требует строгого исполнения всех указаний Устава, поскольку цель поста – не умертвить тело физически, но уничтожить либо ослабить укоренившиеся в человеке страсти и греховные привычки. Святитель Московский Филарет говорит, что в случае болезни «немощь сама собою доставляет то, что ищется посредством поста, то есть укрощение чувственности и бездействие плотских страстей. И, следовательно, для немощного не то нужно, чтобы усмирять плоть постом, а чтобы тело поддерживать питанием и врачеванием, дабы оно не сделалось вовсе неспособным служить душе».
Впрочем, послабления в посте христианин не может разрешать себе сам. Индивидуальные коррективы можно сделать только после обсуждения этого вопроса со своим духовником либо с приходским священником и с их благословения. Но и в этих случаях христианин в Таинстве Покаяния должен исповедовать недолжное соблюдение поста, как грех, обусловленный человеческой немощью.
Великий пост. Подготовительные седмицы
Подготовительные к Великому посту седмицы существовали уже в первые века христианства, о чем в своих беседах и словах свидетельствуют знаменитые проповедники IV века: святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие.
В эти седмицы совершается воспоминание Евангельских событий и притч Спасителя, помогающих христианину осознать смысл и цель постного делания. Кроме того, для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в приготовительные Недели (воскресенья) начиная с Недели о мытаре и фарисее, включает в богослужения пение особых великопостных стихир: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…», «На спасения стези настави мя. Богородице…», «Множество содеянных мною лютых помышляя, окаянный…». Кроме стихир в эти дни поется 136-й псалом «На реках вавилонских», живописующий образами Ветхого Завета плен Новозаветного Израиля, избавление от которого возможно и необходимо.
Богослужения подготовительных Недель и предшествующих им седмиц помогают христианину понять, каким должен быть его духовный настрой не только во дни Великого Поста, но и каждодневно.
Так называемая Неделя о Закхее является первой Неделей подвижного годового богослужебного круга, который именуют Пасхальным циклом. Она предваряет подготовительные к Великому посту Недели и седмицы, но формально в их состав не входит. Действительно, богослужение этой Недели ничем не отличается от богослужений неподвижного годового круга, но в этот день читается евангельский отрывок, содержание которого важно для осознания того, каким должен быть настрой на пост. За воскресным богослужением звучит евангельское повествование о начальнике мытарей8 Закхее (Лк. 19; 1–10), который был слишком мал ростом, чтобы увидеть проходящего мимо Иисуса. Тогда он, несмотря на свое высокое положение и богатство, не побоялся насмешек и залез на дерево, рядом с которым должен был пройти Иисус. Увидев это великое желание, Христос призвал Закхея спуститься с дерева и воше́л в его дом. Таким образом, греховность, мелочность, ограниченность Закхея была побеждена его настойчивым стремлением увидеть Вездесущего и Безгрешного. Этот поступок евангельского грешника предлагается Церковью как пример для подражания каждому христианину.
Собственно подготовительных к Великому посту Недель четыре.
Неделя мытаря и фарисея. Одноименной евангельской притчей (Лк. 18; 10–14) Церковь напоминает христианам о смирении как о важнейшем начале всякого духовного делания, ведущем к покаянию и стяжанию добродетели. Гордыня же, являясь главным источником грехов, оскверняет человека, лишает его Богообщения, изолируя его не только от Бога, но и от ближнего. В притче говорится о двух людях, мытаре и фарисее, зашедших помолиться в церковь. Фарисей, формально выполнявший предписания ветхозаветного закона, считал себя в связи с этим праведным и осуждал мытаря. Мытарь же справедливо считал себя грешным и «не смел очи поднять на небо», каясь перед Господом. Мытарь за свое смирение был оправдан Господом, а фарисейская гордыня была осуждена.
Седмица мытаря и фарисея является сплошной – пост среды и пятницы церковным Уставом отменяется.
Неделя о блудном сыне. За воскресным богослужением читается одноименная евангельская притча (Лк. 15; 11–32), от которой получила название и сама Неделя. То, как поступает с блудным сыном евангельский Отец, дает надежду на неисчерпаемое Божие милосердие ко всем грешникам. Условие же, при котором это становится возможным, – искреннее покаяние обращающегося к Богу грешника. Всегда надо помнить, что никакой грех не может поколебать человеколюбия Божия. Поэтому христианин должен всячески избегать уныния, надеясь на примирение с Богом и помня, что для этого нужно покаяние и обращение от греха.
Неделя о Страшном Суде (мясопустная). Евангельская притча о Страшном суде (Мф. 25; 31–46) рисует апокалипсические картины конца человеческой истории. За что же будет судить Бог свое творение? Вот что говорит об этом Евангелие: Тогда скажет (Бог) и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне (Мф. 25; 41–45). Таким образом, Церковь, руководимая Христом, учит своих чад, что любовь к ближнему, который по воле Божией встречается на нашем жизненном пути, и милость, оказываемая ему, становится ходатаицей за нас в час Страшного Суда. Эта любовь открывает возможность увидеть Христа в другом человеке, кто бы он ни был, и через это исполнить важнейшую заповедь о любви к Богу.
Неделе о Страшном Суде предшествует Вселенская родительская суббота (мясопустная), установление которой, согласно письменному свидетельству IV века, восходит к апостольским временам. В этот день в Церкви совершаются заупокойные богослужения, на которых поминаются «все от века усопшие православные христиане, отцы и братии наши».
Неделя сыропустная и предшествующая ей сырная седмица (масленица). Воспоминание Адамова изгнания. Другое название этой Недели – Прощеное воскресенье. Церковь перед самым началом поста не случайно напоминает христианам о факте Первородного греха, ставшего причиной изгнания человека из рая. Грех этот заключался в противлении воле Божией, выраженной в одной заповеди о воздержании. Постный подвиг через воздержание призван стать средством борьбы с человеческой гордостью, являющейся главной причиной отдаления человека от Бога. Пост освобождает христиан от порабощения греху, от плена миру, от диктаторской воли плоти, материи. Он становится нашим «детоводителем» ко Христу, побуждая отказаться от мысли, что желания и требования нашей падшей природы являются нормальными, а стремления духа невыполнимыми и чрезмерными.
В евангельском чтении Прощеного воскресенья указываются главные условия того, чтобы пост был подлинным, угодным Богу: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения га, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6; 14–21).
В среду и пятницу Сырной седмицы не положено совершать Литургию. Кроме того, Сырная седмица является сплошной – пост среды и пятницы отменяется. Но церковный Устав предписывает во все эти дни воздерживаться от мясной пищи.
Уставные указания о воздержании в дни Великого поста
Чинопоследования Великого поста существенным образом отличаются от состава богослужений во все остальные дни церковного года. Службы становятся очень продолжительными, поскольку обычный состав утренних и вечерних служб дополняется специальными постовыми чинопоследованиями. Все великопостные чинопоследования содержатся в богослужебной книге, называемой Триодь9.
Святая Четыредесятница состоит из шести седмиц. Лазарева суббота, Вербное воскресенье и Страстная седмица стоят особо и в ее состав не входят. По строгости воздержания седмицы Великого поста отличаются друг от друга. Самыми строгими являются первая и Страстная, в некоторые дни которых положено полное воздержание от пищи.
Уставные указания о воздержании в пище Великим постом («о велицей четыредесятнице, яже должен всякий христианин хранити») содержатся в 32-й главе Типикона.
1. В понедельник и вторник первой седмицы Великого поста вкушение пищи не положено. Первый прием пищи (хлеб «тепл», вареные овощи, теплая вода с медом, т. е. вареная растительная пища без масла) полагается в среду после совершения Литургии Преждеосвященных Даров. Для тех, кто не в состоянии выдержать такие предписания, и для престарелых Устав разрешает перенести первый прием пищи (хлеб и квас) на вторник, после вечерни.
2. В остальные седмицы Святой Четыредесятницы с понедельника по пятницу положен однократный прием растительной пищи без масла: вечером.
3. В субботы и воскресенья Великого поста положен двукратный прием вареной растительной пищи с растительным маслом и вином.
4. Накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (если этот день будет прежде Лазаревой субботы) разрешается растительное масло и вино.
5. В сам день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (если он не приходится на Страстную Седмицу) и в Вербное Воскресенье полагается рыба.
Данные указания приведены здесь как идеал, как то, к чему можно стремиться. Но современные условия жизни таковы, что Устав соблюсти чрезвычайно трудно. Мера поста каждого конкретного человека определяется его духовником или приходским священником и зависит от состояния здоровья, возраста и условий жизни и работы христианина. Одним из ориентиров в определении меры поста может служить и практика современных приходов Русской Православной Церкви. Единственным непременным условием для каждого постящегося является необходимость «задеть за живое» свое плотоугодие и сластолюбие.
Для людей, только начинающих свой путь к вере, очень важна постепенность во всем. Как человек, желающий стать специалистом в какой-то области, начинает обучение премудростям профессии с простейших вещей, так и начинающий свой путь в Церкви должен осваивать глубину православной веры и аскетического делания с азов. Самое опасное – пытаться «стать христианином» сразу. Причина такого настроя – в гордости, присущей в большей или меньшей степени каждому человеку. В такой ситуации очень важно руководство опытного священника Православной Церкви. Даже если у «начинающего христианина» пока нет духовника (а это бывает в 90 % случаев), ему необходимо посоветоваться с приходским священником о том, какая мера поста приемлема для него лично.
Седмицы Великого поста
Первая Седмица Великого поста проводится особо строго – в ее дни и монахи, и миряне стараются соблюдать предписания Устава о воздержании максимально точно. Христиане в начале постного подвига не вкушают пищи до среды (или вечера вторника), до окончания Литургии Преждеосвященных Даров, на которой они причащаются Святых Христовых Таин. Но еще раз оговоримся – этот сугубый подвиг не является обязательным для всех. Современная секуляризированная жизнь с ее не приспособленными для постного делания реалиями не позволяет соблюдать предписания Устава в полном объеме.
В приходских храмах практикуются такие правила хранения поста (с небольшими вариациями): в первые два дня – сухоядение, в следующие три – вареная растительная пища без масла.
В субботу и воскресенье Первой Седмицы Великого поста полагается вареная растительная пища с растительным маслом.
Чтение на Великом повечерии канона святого Андрея Критского10 настраивает христиан на подобающее проведение святых дней поста. Поэтому очень рекомендуется в понедельник, вторник, среду и четверг Первой седмицы присутствовать на вечернем богослужении. Количество тропарей в Великом каноне в восемь раз больше, чем в обычных канонах годового богослужебного круга. Многочисленные примеры Ветхого и Нового Завета, содержащиеся в каноне, показывают, каким должен быть путь покаяния для каждого христианина. Кроме того, еще до начала Великого поста – со среды подготовительной Сырной седмицы начинается чтение особой покаянной молитвы святого Ефрема Сирина:
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Земной поклон)
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. (Земной поклон)
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен ecu во веки веков. Аминь. (Земной поклон)
Боже, очисти мя грешного. (Читается 12 раз и совершается столько же поясных поклонов)
После этого молитва повторяется полностью:
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен ecu во веки веков, аминь. (Творится один земной поклон) Молитва Ефрема Сирина прибавляется во все седмичные дни Великого поста и к домашнему правилу христианина после чтения утренних и вечерних молитв. Под субботу и воскресенье эта молитва не читается, то есть ее чтение заканчивается в пятницу вечером, а возобновляется перед следующей неделей поста в воскресенье вечером. Окончательно прекращается чтение молитвы Ефрема Сирина вечером в среду Страстной седмицы.
В пятницу вечером по обычаю совершается так называемая Общая исповедь. Здесь слово «общая» означает исповедь всех присутствующих в храме, но индивидуально каждого. Обычно священнослужители всех храмов совершают это Таинство над всеми подготовившимися к нему прихожанами.
Во все седмичные дни Святой Четыредесятницы полной Литургии не совершается11. В среду же и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров. В пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии происходит освящение кблива (вареной пшеницы с медом), в память святого великомученика Феодора Тирона. В 362 году император Юлиан Отступник (361–363 гг.) приказал Константинопольскому градоначальнику каждую ночь в течение первой недели поста тайно кропить идоложертвенной кровью продукты, продаваемые на рынках. Святой Феодор в ночном видении повелел Константинопольскому архиепископу Евдоксию объявить христианам, чтобы не покупали продукты на рынках, а питались бы вареной пшеницей с медом. В память этого события в пятницу после заамвонной молитвы служится молебен святому Феодору Тирону и благословляется коливо.
Празднование Торжества Православия совершается в первую Неделю (воскресенье) Великого поста. Этот праздник был установлен при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания святых икон после окончательной победы над иконоборцами. В конце Литургии священнослужители на середине храма совершают молебен перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истинный всех отступивших от Церкви.
Суббота 2-й седмицы является Вселенской родительской субботой. В этот день совершается сугубое поминовение усопших.
Неделя вторая Великого поста посвящена памяти святителя Григория Паламы.
В этот день Святая Церковь говорит христианам о тайне Божественного Света и необходимости приближения к Нему. Именно поэтому вторая Неделя Великого поста посвящена памяти святителя Григория Фессалонитского, который принадлежал к числу последних византийских богословов и Отцов Церкви начала XIV века. Он стоял в центре богословских споров того времени, посвященных природе Божественного Света. Именно Григорий Палама учил о том, что Свет Преображения есть Свет нетварный, несотворенный и что в нем Сам Бог являет Себя миру и человеку в Своих энергиях.
Вторая седмица поста менее строга, чем первая. Устав предписывает однократный прием растительной пищи без масла. В субботу и воскресенье второй седмицы Великого поста полагается вареная растительная пища с растительным маслом.
Практика поста многих современных приходов такова: во все седмичные дни кроме среды и пятницы, а также в субботу и воскресенье употребляется вареная растительная пища с маслом. В среду и пятницу – вареная растительная пища без масла. Это относится и ко всем остальным седмицам Великого поста.
Суббота 3-й седмицы также является Вселенской родительской субботой. В этот день совершается сугубое поминовение усопших.
Неделя третья Великого поста. Крестопоклонная.
Поклонение Животворящему Кресту Господню начинается в субботу третьей седмицы выносом его на середину храма во время утрени. В этот момент в храмах звучит тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Эта Неделя и последующая за ней седмица называются Крестопоклонными. Напоминание о страданиях и смерти Христовой призвано укрепить христиан и воодушевить их к продолжению поста. Поклонение Святому Кресту продолжается до пятницы, когда он перед начальным возгласом Литургии вносится обратно в алтарь.
Практика поста современных приходов в дни поклонения Святому Кресту такова: во все дни до пятницы включительно употребляется вареная растительная пища без масла.
Суббота 4-й седмицы также является Вселенской родительской субботой. Как и в две предыдущие субботы Великого поста, совершается сугубое поминовение усопших.
Неделя четвертая Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника.
Святой Иоанн Лествичник, игумен монастыря Синайской горы, являющийся автором «руководства для духовной жизни» – книги «Лествица» (VI-VII вв.), дает своей жизнью и творчеством высокий пример «царского пути» в православной аскетике. Будучи, с одной стороны, человеком строгой постнической жизни, он уклонялся от всякого рода особенных подвигов. Он не дополнял иноческий устав сугубым воздержанием в пище и не проводил ночей без сна, чтобы «непрестанным бодрствованием не погубить ума».
Святая Церковь не зря дает нам этот пример рассудительности в аскетическом делании. Часто бывает так, что христианин (особенно начинающий, неофит) берет на себя чрезвычайный подвиг, который не может понести, и это приводит к очень плохим, а иногда и к трагическим последствиям. Происходит это, как уже отмечалось, от скрытой от самого христианина тонкой гордости, определяющей подобные стремления. Преподобный Иоанн же с помощью своего смиренномудрия и рассудительности достиг высоты духовного совершенства. Кроме того, он оставил христианам руководство для их духовной жизни, описав в «Лествице» борьбу подвижника благочестия с такими пороками и страстями, как чревоугодие, блуд, сребролюбие, гордость, тщеславие, гнев и другими. Вместе с этим в «Лествице» даются примеры, служащие воспитанию противоположных страстям добродетелей – кротости, целомудрия, терпения, смирения, молитвы и других. Именно поэтому память преподобного Иоанна Лествичника совершается в дни Великого поста, цели которого максимально соответствуют целям, поставленным в его книге.
В четверг 5-й седмицы совершается так называемое «стояние святой Марии Египетской». Мария, бывшая великой блудницей, смогла через искреннее покаяние коренным образом изменить свою жизнь и достичь великой святости. В течение многих веков этот ярчайший пример изменения греховной жизни дается Церковью для подражания всем христианам.
В этот день на утрени канон святого Андрея Критского прочитывается полностью, а также читается канон в память преподобной Марии Египетской и ее житие.
Суббота 5-й седмицы называется Субботой Акафиста, поскольку в этот день совершается чинопоследование «Похвалы Пресвятой Богородицы». Это благодарственное молебное пение было установлено в IX веке в память об избавлении Константинополя от нашествия иноплеменников, подступивших к столице Византийской империи с моря. После того как в море опустили Ризу Пресвятой Богородицы, началась страшная буря и раскидала корабли неприятеля. Какое-то время это молебное пение совершалось только в Константинополе во Влахернском храме. Затем через Студийский устав чинопоследование праздника попадает в богослужебные книги Восточной Церкви.
Неделя пятая Великого поста. Преподобной Марии Египетской. В воскресенье 5-й седмицы празднуется память Марии Египетской, которой составлена одна из самых продолжительных служб годового богослужебного круга. Многочасовое «Мариино стояние», совершаемое за два дня до пятой Недели Великого поста, в своем чинопоследовании содержит пример истинного покаяния для всех грешников, и Церковь снова и снова возвращает к нему своих чад.
Практика поста современных приходов в дни 5-й седмицы Великого поста такова: во все дни до пятницы включительно употребляется вареная растительная пища без масла.
В субботу 6-й седмицы за богослужением вспоминается воскрешение Иисусом Христом праведного Лазаря. Евангелие от Иоанна говорит о том, что Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими (Ин. 11; 1, 2). Когда Иисус узнал об этом, то пробыл два дня в том же поселении и только после этого пошел в Вифанию. Лазарь к тому времени уже умер и был погребен в специальной пещере, к которой и направился Христос. И когда был отвален камень от пещеры, где лежал умерший, Иисус воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. (Ин. 11; 43, 44). После воскрешения святой Лазарь прожил еще 30 лет, став епископом Китийским (на острове Кипр), где и распространял христианство до своей кончины.
Воскрешение Лазаря стало прообразом будущего Воскресения мертвых в момент Страшного Суда.
В Лазареву субботу разрешается употребление в пищу рыбной икры.
Неделя шестая Великого поста. Вход Господень в Иерусалим.
Шестое воскресенье Великого поста – великий двунадесятый праздник, подробные сведения о котором даются в главе, посвященной праздникам. На следующий после Вербного воскресенья день начинается Седмица Христовых Страданий (Страстей), предваряющая Светлое Христово Воскресение.
В Вербное воскресенье разрешается употребление в пищу рыбы.
Страстная седмица
Страстная седмица – это последние дни земной жизни Спасителя, дни Его смерти и погребения. Это дни, когда Христос был предан Иудой, когда Он был распят, страдал на Кресте, умер как человек, был погребен «во гробе» и находился «в глубине земной» до момента Своего Воскресения. Эта Седмица по величию и важности совершавшихся в ее дни событий, не может быть приравнена ни к какому другому времени церковного года. Именно поэтому каждый из ее дней называют Святым и Великим. Во всю Страстную седмицу не совершаются ни богослужения святым, ни поминовения усопших, ни тем более молебны. Страстная седмица должна проводиться христианами в строжайшем воздержании и сосредоточенной молитве.
Понедельник, вторник и среда посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками. Содержание этих бесед можно узнать из евангельских чтений, входящих в состав богослужения первых трех дней седмицы.
1. Великий понедельник. В этот день читаются две евангельские притчи: о бесплодной смоковнице (Мф. 21; 18–22) и о неправедных виноградарях (Мф. 21; 33–44). Иссушение Господом смоковницы, покрытой богатой листвой, имеет вполне определенную причину: Богу не нужна внешняя набожность лицемерных книжников и фарисеев, не приносящая плодов веры – истинного покаяния, молитвы и добрых дел. В притче о злых виноградарях, убивших сначала слуг своего господина, присланных за виноградом, а потом и его сына, изображается ожесточение иудеев, избивавших пророков и впоследствии распявших самого Христа. Христиане, уподобляющиеся книжникам и фарисеям, нарушающие апостольские и святоотеческие заповеди и продолжающие тем самым распинать Сына Божия, подлежат тем же наказаниям, что и ослепленные своей ненавистью иудеи.
2. Великий вторник. Основное содержание службы вторника заимствовано из притч о десяти девах и о талантах (Мф. 25; 1–30). Церковь через эти чинопоследования призывает христиан к духовному бодрствованию и к целесообразному употреблению дарованных им Богом способностей и сил.
3. Великая среда. Ночь на среду Господь провел в Вифании, в доме Симона прокаженного. Здесь некая жена-грешница омыла слезами и помазала принесенным с собою драгоценным миром ноги Спасителя. Сам Господь сказал в ответ на возмущение Иуды из-за «напрасной» траты ценного состава, что женщина тем самым приготовила Его Тело к погребению. Иуда же, вынашивающий преступное намерение предать Учителя и Господа в руки синедриона, укрепился в своем намерении и вечером предал Христа иудейским старейшинам, получив за это 30 сребреников (Мф. 26; 6–16).
В первые три дня Страстной седмицы на утрени, после шестопсалмия и «Аллилуия» поется особый тропарь
8-го гласа: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас».
После канона поется особый ексапостиларий: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь. Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя».
В понедельник Страстной седмицы начинается чин мироварения. После того как Патриархом прочитываются молитвы на начало чина, миро доводят до кипения и варят его, постоянно перемешивая, в течение трех дней – до утра Великой среды. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом за Божественной литургией Великого Четверга.
Великий Четверг
Великий Четверг (Четверток) – день, когда Христом на Тайной Вечере было установлено важнейшее христианское Таинство Евхаристии: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего (Мф. 26; 26–29).
В этот день вспоминается также, как Христос омыл ноги Своим ученикам, как Он молился о Чаше в Гефсиманском саду (Гефсиманское моление) и был предан Иудой в руки первосвященников, был судим ими и прокуратором Иудеи Понтием Пилатом. Эти воспоминания составляют основное содержание богослужения Великого Четверга.
Это единственный день в году, когда за Литургией Святейшим Патриархом освящается миро, употребляемое для совершения Таинства Миропомазания, а также при освящении храмов и антиминсов. Кроме того, в Великий Четверг принято запасать Святые Дары для больных, а в кафедральных соборах после Литургии служащим архиереем совершается чин «умовения ног» сослужащим с ним священникам.
Но важнейшим содержанием дня является событие установления Таинства Евхаристии. В связи с этим Литургия в Великий Четверг имеет особый статус, и за ней обычно стремятся причаститься все христиане, имеющие к этому хоть малейшую возможность. В этот день в храмах совершается Литургия святителя Василия Великого, соединяемая с вечернею. Вместо Херувимской песни, причастного стиха и песнопения «Да исполнятся уста наша…», поется одна и та же песнь: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…»
Великий Пяток
Великий Пяток – это день Страстной седмицы, когда совершается воспоминание Распятия, Крестных страданий и погребения Иисуса Христа. Литургия в этот день может совершаться лишь в одном случае: если Великий Пяток совпадает с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы. Во все остальные дни Литургии не положено.
В Великий Четверг вечером служится утреня Великой Пятницы, во время которой читаются Двенадцать Страстных Евангелий – определенные отрывки, специально подобранные из всех евангелистов и сгруппированные в 12 «зачал». В них описывается все, происходившее с Господом Иисусом Христом, начиная от времени последней беседы Его с учениками на Тайной Вечери и кончая погребением Его в саду Иосифа. Во время чтения этих Евангелий молящиеся стоят с зажженными свечами, а колокол отбивает при каждом новом зачале то число, которое соответствует звучащему в этот момент Евангелию. Евангельские отрывки, читаемые в Великий Четверг вечером, следующие:
1-е Евангелие: от Иоанна 13; 31 – 18; 1
2-е Евангелие: от Иоанна 18; 1–28
3-е Евангелие: от Матфея 26; 57–75
4-е Евангелие: от Иоанна 18; 28 – 19; 16
5-е Евангелие: от Матфея 27; 3–32
6-е Евангелие: от Марка 15; 16–32
7-е Евангелие: от Матфея 27; 34–54
8-е Евангелие: от Луки 23; 32–49
9-е Евангелие: от Иоанна 19; 25–37
10-е Евангелие: от Марка 15; 43–47
11-е Евангелие: от Иоанна 19; 38–42
12-е Евангелие: от Матфея 27; 62–66
После 8-го Евангелия читается Канон Великого Пятка, а после его окончания поется ексапостиларий, в котором вспоминается, как Иисус Христос простил распятого вместе с ним разбойника за его покаяние и исповедание в последнюю минуту перед смертью. Это песнопение поется только один раз в году.
Утром в пятницу Литургии не положено, а совершается чинопоследование так называемых Царских Часов, состоящих из «необычных» для повседневных Часов псалмов:
1-й час – псалмы 5-й; 2-й; 21-й;
3-й час – псалмы 34-й; 108-й; 50-й;
6-й час – псалмы 53-й; 139-й; 90-й;
9-й час – псалмы 68-й; 69-й; 85-й.
После псалмов читаются паремии12, Апостол и Евангелие, затем совершаются Изобразительны. Вечером Великого Пятка служатся повечерие и вечерня, в конце которой совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб. После вечерни совершается малое повечерие, на котором поется Канон «на распятие Господне» и «на плач Пресвятой Богородицы». Затем, после отпуста, к поклонению и целованию Плащаницы подходят прихожане.
Великая Суббота
Великая Суббота – день, когда «молчит всяка плоть», день скорбного покоя, когда Господь Иисус Христос телом находится «во гробе», а душой – в аде, из которого Им в этот день будут выведены души всех ветхозаветных праведников.
Службы Великой Субботы являются вершиной православной литургической традиции. Евангельские чтения этого дня повествуют о том, как Иосиф и Никодим сняли с Креста пречистое Тело Иисуса Христа и, обвив Его плащаницей, пропитанной благовониями, положили Господа в новом каменном гробе (пещере), находящемся в саду Иосифа, недалеко от Голгофы. Ко входу в пещеру они привалили большой камень. В погребении Христа участвовали также Мария Магдалина и мать Иакова и Иосии. Первосвященники и фарисеи, опасаясь, чтобы Апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и не сказали народу, что Он воскрес из мертвых, приставили ко гробу военную стражу, а сам гроб запечатали, чтобы любая попытка проникновения была бы сразу обнаружена.
На утрене Великой Субботы, совершаемой в пятницу, после Великого славословия, при пении: «Трисвятого» совершается торжественный Крестный ход с Плащаницей, которую священнослужители выносят из храма на своих главах.
Литургия Великой Субботы, чин которой соединяется с вечерней, совмещает в себе два момента: с одной стороны – она завершает собой службы Страстной Седмицы, а с другой – уже начинает Пасхальное торжество. В начале чинопоследования вечерни, а именно – после малого входа, перед Плащаницей читаются 15 паремий, в которых содержатся предсказания о тех страданиях, которые претерпит Воплощенный Бог, о Его смерти и Воскресении и о будущей славе Новозаветной Церкви.
После паремий читается апостольское чтение (Рим. 6; 3–11), призывающее христиан умереть для греха, чтобы жить с Иисусом Христом. В это время закрывается алтарь, и все облачения в храме меняются с темных на белые, а последующее евангельское чтение уже предвозвещает Воскресение Спасителя (Мф. 28; 1–20).
Затем Литургия Василия Великого продолжается обычным порядком. Особенность заключается в том, что вместо Херувимской песни поется: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным…» Вместо «Достойно есть» поется: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе…», а запричастный стих следующий: «Воста, яко спя Господь, и Воскресе, спасаяй нас».
По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина для подкрепления сил молящихся и затем в продолжение всего дня совершается освящение куличей, пасок и яиц. Ближе к вечеру начинается чтение книги Деяний Апостольских и продолжается до начала полунощницы. В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы «Волною морского…». По его окончании священнослужители молча переносят Плащаницу из храма в алтарь, где она останется до праздника Вознесения Господня. Еще несколько мгновений и наступит полночь, когда прозвучат слова, возвестившие новую эру в истории человечества: «Христос Воскресе…», а сердца всех присутствующих в храме зажжет светлая пасхальная радость величайшего праздника на земле – Воскресения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
Уставные указания о посте в течение всего церковного года («О разрешении всего лета»)
Подробные правила о том, как нужно поститься во все постные дни года либо в дни подвижных праздников, которые выпадают на среду и пятницу, содержатся в 33-й главе Типикона. Там даются следующие указания.
1. Если праздники Рождества Христова и Богоявления (Крещения) приходятся на среду или пятницу, пост отменяется. Разрешается прием и молочной, и мясной пищи.
2. Если праздники Рождества Богородицы либо Ее Успения, Введения во храм Пресвятой Богородицы, а также Сретения Господня приходятся на среду или пятницу, разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом, рыбы и вина. Употребление молочной и мясной пищи не разрешается.
3. В день праздника Преображения Господня, на какой бы день он не пришелся, разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом, рыбы и вина.
4. В день Благовещения Пресвятой Богородицы, если он не приходится на Страстную седмицу, разрешается употребление вареной с растительным маслом пищи, рыбы и вина. Если же этот день приходится на Страстную седмицу, употребление в пищу рыбы не разрешается. В первые четыре дня Страстной седмицы до Великого Четвертка включительно разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом и вина, а в Великий Пяток разрешается вареная пища без масла и вино.
5. В день рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в дни памяти святых Первоверховных апостолов Петра и Павла и апостола Иоанна Богослова разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом, рыбы и вина.
6. В дни Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом и вина.
7. В течение 12 дней после Рождества Христова, в дни мясопустной и Светлой седмиц пост отменяется. Разрешается прием и молочной, и мясной пищи.
8. В Сырную седмицу (Масленицу) во все дни разрешается употребление любой пищи, кроме мяса.
9. В среду и пятницу седмицы, следующей после праздника Пресвятой Троицы, пост отменяется и разрешается употребление любой пищи.
10. В течение пятидесяти дней после Пасхи в среду и пятницу разрешается употребление вареной с растительным маслом пищи и вина. Если дни
Преполовения Пятидесятницы или Отдания Пасхи выпадают на среду, разрешается рыба. Далее Типикон дает следующее указание: «Нецыи же разрешают и в прочия (дни)». Сложившаяся к настоящему моменту практика подразумевает, что в среды и пятницы всей Пятидесятницы разрешается употребление рыбы.
Уставные указания о том, как следует поститься в течение Рождественского и Петрова постов
Указания Устава о пощении в Рождественский и Петров пост совпадают и объединены в одной главе, в которой говорится следующее.
1. В течение Рождественского и Петрова постов во вторник и четверг разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом и вина.
2. В понедельник, среду и пятницу разрешается употребление пищи без растительного масла.
3. В субботу и воскресенье разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом, рыбы и вина.
4. Если в понедельник, вторник или четверг празднуется день памяти святого, которому положена Уставом славословная13 служба, то в эти дни разрешается употребление в пищу рыбы.
5. Если же день памяти святого, которому положена Уставом славословная служба, празднуется в среду или пятницу, то в эти дни разрешается употребление в пищу вареной пищи с растительным маслом и вина.
6. Если празднование памяти святого, которому положено «бдение», совершается в среду или пятницу, то в эти дни разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом, рыбы и вина.
7. Если на среду и пятницу выпадает день памяти святого, в честь которого освящен храм, в эти дни также разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом, рыбы и вина.
Практика соблюдения постов в некоторых современных приходах Русской Православной Церкви несколько мягче, чем это положено по Уставу. В основе такого подхода к вопросу церковной практики поста лежит так называемая икономия, то есть учет внешних обстоятельств жизни современного православного человека. Исходя из этого, в некоторых церковных приходах сложилась такая традиция воздержания в Рождественский и Петровский посты:
1) во все дни поста, кроме среды и пятницы, разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом и рыбы;
2) если в среду или пятницу празднуется память святого храма или святого, которому положено «бдение», то в эти дни разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом, рыбы и вина14;
3) в последнюю неделю перед Рождеством употребление в пищу рыбы не разрешается;
4) в среду и пятницу разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом.
Следует помнить, что такая практика соблюдения постов не может быть общей, но является результатом применения упомянутого принципа икономии к конкретным людям. Поэтому свою меру поста каждый христианин должен определять не самостоятельно, а со своим духовником либо приходским священником.
Уставные указания о том, как следует поститься в течение Успенского поста
Успенский пост по своей строгости максимально приближается к Великому, но ввиду своей небольшой продолжительности и обилия «плодов земных», созревающих к этому времени, предписываемые Уставом ограничения в пище не требуют таких больших усилий от постящихся. Вот как звучат уставные правила воздержания во время Успенского поста:
1) в понедельник, среду и пятницу положено сухоядение;
2) во вторник и четверг разрешается употребление вареной без растительного масла пищи;
3) в субботу и воскресенье разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом и вина;
4) в день Преображения Господня разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом, рыбы и вина.
Когда нужно разговляться?
Одна из целей поста – достойно приготовиться к тому празднику, который этот пост предваряет. Понятно, что присутствие, молитва и, по возможности, Причащение на праздничном богослужении Пасхи, Рождества Христова, Успения Пресвятой Богородицы или святых первоверховных апостолов Петра и Павла в случае правильного соблюдения заповеданных Церковью постов является просто необходимым. И тогда сам собой отпадает вопрос, когда же можно разговляться (то есть начинать принимать скоромную пищу). Становится понятным, что после длительных постов разговляются в день праздника, после Божественной литургии. Делать это нужно постепенно, чтобы духовная радость праздничных дней не омрачилась телесным недомоганием.
* * *
Разрешать – нарушать.
Закаляемое – убиваемое животное. Этим правилом Церковь запрещает постом употреблять в пищу мясо.
С церковнославянского на русским язык слово «седмица» переводится как «неделя». Но в церковнославянском языке есть и слово «неделя», означающее по-русски «воскресенье». Отличить эти слова можно по написанию начальной «н»: в церковнославянском слове она прописная, в русском – строчная.
Лазарева суббота и Вербное Воскресенье формально к Святой Четыредесятнице не относятся. Они как бы разделяют ее и пост Страстной Седмицы. В эти дни несколько ослабляется телесный пост (разрешается рыбная икра в субботу и рыба – в воскресенье) и совершаются торжественные богослужения этих праздников. Но фактически – это дни приготовления к самой строгой и важной – Страстной Седмице, когда все мысли и весь строй жизни христианина должны максимально сконцентрироваться на важнейших в истории человеческого Спасения событиях.
В течение Сырной седмицы разрешаются все продукты, кроме мяса.
Накануне Вербного воскресенья, в Лазареву субботу, разрешается употребление в пищу рыбной икры, но в особую степень поста этот день не выделяется.
Сухоядение означает разрешение на вкушение только невареной пищи: хлеба, соли, неподогретого питья, сырых овощей и фруктов (в том числе изюма, кураги, инжира, фиников), меда и т. д.
Мытарь – сборщик податей в завоеванных Римом провинциях, к числу которых относилась и Иудея времен Иисуса Христа. Слово «мытарь» носило резко негативный оттенок, поскольку подати, выплачиваемые богоизбранным народом, шли на содержание институтов языческой Римской Империи.
Триодь (греч. трипеснец) – книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий подвижного годового богослужебного круга. Первая ее часть – Триодь Постная – содержит в себе службы Великого поста и трех предшествующих ему недель. Название «Триодь» объясняется тем, что каноны, читаемые на утрене в седмичные дни Великого поста, содержат в себе по три песни.
Канон святого Андрея Критского называют еще Великим каноном.
Смотрите об этом во второй части Справочника Православного человека в разделе, посвященном Таинству Евхаристии (глава «Чины Божественной Литургии»).
Паремии (притчи, иносказания) – чтения из Священного Писания, по преимуществу Ветхого Завета, содержание которых носит пророческий характер.
О делении богослужений на различные разряды смотрите в части, посвященной праздникам, в главе «Деление праздников и времен церковных на различные категории».
Этот принцип действителен только в том случае, когда престольный праздник совершается в том храме, прихожанином которого вы являетесь, либо тогда, когда вы молитесь за богослужением в другом храме, отмечающем свой престольный праздник.