Пресмыкающиеся
(Crawl)
Пресмыкающиеся – в целом отрицательный образ, связанный с нечистотой. В Ветхом Завете ползающие по земле существа вызывали отвращение и часто связывались с идолопоклонством (Иез.8:10). По ветхозаветному закону, все пресмыкающиеся животные считались нечистыми, оскверняющими при прикосновении к ним и непригодными для употребления в пищу (Лев.22:5), а существа, которым предопределено ползать, воспринимались как проклятые. Такое сугубо отрицательное отношение можно видеть уже в первоначальном проклятии, наложенном Богом на змея в Едемском саду: «Проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт.3:14). Проклятие врагов Израиля тоже напоминает судьбу, уготованную змею (Мих.7:17).
Пресмыкательство связывается также с унижением и позором. Когда Ионафан с оруженосцем вышли и стали перед филистимским отрядом, филистимляне сказали: «Вот, Евреи выползают из ущелий, в которых попрятались они» (1Цар.14:11 {«выходят»}). Этим образом они хотели унизить израильтян и выставить их поведение на позор.
В Ветхом Завете пресмыкающиеся – всеобъемлющее понятие, относящееся к рептилиям и подобным им животным. Во Втор.32:24 имеются в виду ядовитые змеи, в Мих.7:17 – все змеи, в Авв. 1:14 – все морские животные, за исключением рыб. В Левит имеются в виду все небольшие животные, которые могут сделать человека нечистым: «Или кто прикоснется к какому-нибудь гаду, от которого он сделается нечист, или к человеку, от которого он сделается нечист какою бы то ни было нечистотою» (Лев.22:5). Взаимосвязью между пресмыкающимися и обрядовой нечистотой воспользовался Иезекииль в представленной им картине: «И вошел я, и вижу, и вот всякие изображения пресмыкающихся и нечистых животных и всякие идолы дома Израилева» (Иез.8:10).
См. также: ЖИВОТНЫЕ; ЗМЕЙ, ЗМЕЯ; СМИРЕНИЕ; СТЫД, СРАМ, ПОЗОР; ЧИСТОТА.