Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Битье, побои, избиение

(Beat, beating)

Примерно восемьдесят ссылок на битье подпадают под разные смысловые категории. Некоторые из них встречаются в рассказах о жатве. В данном случае имеется в виду отделение полезных питательных частей от отходов. Так, маслины отбиваются для приготовления елея (Исх.29:40; Лев.24:2), а пшеница выколачивается для отделения зерна (Суд.6:11; Руфь 2:17 {«ячмень»}). Масличные деревья тоже обиваются, чтобы получить с них плоды (Втор.24:20; Ис.17:6; 24:13). Израильтяне толкли манну в ступе, прежде чем варить ее (Чис.11:8). В военных песнях, прославляющих победу, этот процесс превращается в метафорический образ побития противников, рассеивающихся «как прах земный» (2Цар.22:43) или «как прах пред лицом ветра» (Пс.17:43).

Положительное значение этот образ имеет также в случаях, когда речь идет об обработке металлов. Золото обивали для производства щитов (3Цар.10:16–17; 2Пар.9:15–16). В тысячелетнем царстве мечи будут перекованы на орала, а копья – на серпы (Ис.2:4; Мих.4:3; ср. Иоил.3:10). Серебро тоже ковали (Иер.10:9).

В отрицательном смысле этот образ выражается, в частности, в том, что силы природы могут наносить удары по беззащитному народу. Например, солнце «стало палить голову Ионы, так что он изнемог» (Ион.4:8), в притче Иисуса о двух домах на них обрушились дождь и ветер (Мф.7:25, 27), а волны «били в лодку» Иисуса и учеников, угрожая затопить ее (Мк.4:37). По словам Притч.28:3: «Человек бедный и притесняющий слабых то же, что проливной дождь, смывающий хлеб».

Бить себя в грудь было в Древнем мире обычным способом выражения печали, тревоги или раскаяния. Такой обычай показан и в Библии (Ис.32:12; Наум.2:7; Лк.18:13; 23:27, 48).

В желании разбить что-либо вдребезги выражалось стремление освободиться от чего-то, связывающего человека, особенно от языческих идолов. Иосия разбил и сжег языческого идола (4Цар.23:6), а также разрушил жертвенники и посвященные дерева (2Пар.34:7). Пророк Михей предвидел, что все истуканы в Самарии будут «разбиты» (Мих.1:7).

Но чаще всего под битьем подразумевается причинение физических страданий какому-то человеку или группе людей. В данном смысле это понятие имеет несколько значений. Самое положительное среди них – наказание розгами, то есть дисциплинарное воздействие на детей (Притч.23:13), кроме того, метафорические раны от таких «побоев» названы врачеванием против зла (Притч.20:30).

Побои служат также образом законного и заслуженного наказания за недостойное поведение. Вполне оправданно бить вора, проникшего в дом (Исх.22:2), и Моисеев закон позволял судье наблюдать за избиением виновного кнутом (Втор.25:2). Неемия бил людей, позволявших своим детям вступать в брак с язычниками (Неем.13:25).

Есть и военные по своей сути образы избиения {«поражения»}. Аморреи «избивали» израильтян (Втор.1:44), а слуги Давида поражали народ Израиля (2Цар.2:17). Иеремия видит пораженных и бегущих без оглядки воинов (Иер.46:5).

Еще одна категория избиения связана с темой мученичества – притеснения и угнетения Божьего народа безбожниками. Начало эта тема получила во время угнетения евреев в Египте (Исх.2:11; 5:14, 16). Иеремия был избит и брошен в темницу озлобленными князьями (Иер.37:15). Иисус предсказал, что в будущем Его учеников будут преследовать и бить (Мк.13:9). Наивысшего выражения эта тема находит в страданиях Иисуса (Мк.14:65; Лк.22:63) и в рассказах о миссионерской работе Павла (Деян.16:22, 37; 18:17; 21:32; 1Кор.4:11; 2Кор.6:5; 11).

См. также: МОЛОТЬБА, ГУМНО.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle