издательство П.П. Сойкина

Источник

Канон новозаветный

Канон новозаветный – это собрание евангелей, книги деяний, посланий апостолов и Апокалипсиса. Авторами собраний были апостолы – Матфей, Иоанн, Иаков, Петр, Иуда, Павел и два их ученика – Марк и Лука. К. новозав. обнимает собою 27 книг, но некоторые ученые не раз возбуждали вопрос о том, не больше ли было книг, не утеряны ли, пока они достались нам и, в самом деле, некоторые, особенно протестантские учен. делая вывод на основании оставшихся посланий апост., приходят к заключению, что до нас не дошли два послания, – к Коринфянам и Лаодикийцам св. Павла; но более детальная ревизия и разработка ап. посланий ясно указывают, что послания апостолов дошли до нас все в целом, невредимом виде, это объясняется также и тою заботою церкви, с какою она старалась о сохранении важных для нее документов и настолько, что даже письма апостолов к разным частным лицам остались. Доказательством того, что оставшиеся и дошедшие до нас книги Новозав. канона исчерпывают число и объем ап. посланий – может служить историческое предание, именно согласие церквей и его согласованность с основным учением, тщательно хранимым в церквах; а равно и преданием догматическим – служащим основанием Канона Нов. Зав., и кроме того в тех же посланиях указывается на число книг и их объем, за исключением послания к Филимону, 3 послания Иоанна и послания Иуды, о которых не говорится вследствие их очень частного характера. Имея К., церковь никоим образом не делала в нем каких-либо сокращений, или каких-нибудь к нему прибавлений – как это ни стараются доказать некоторые протестантские ученые, правда, бывали случаи, когда церковь, владея тем или другим посланием, делала его известным и неоспоримым для других церквей, где они считались или спорными, или совсем ей были неизвестны – но все таки это не значит, что Церковь вводила к-н. новые неканонические послания или устраняла старые боговдохновенные, так что в иных случаях дело может и касаться установления, но уже никак не образования в его, о чем заявляют протестантские ученые, говоря, что Новозав. Канон появился только в 150 – 170 г. Апостольские послания – кан. кн. Нов. Завета, служат основным аргументом против учения различных еретиков, которые не раз, для того, чтобы назвать свое учение «истинным», сочиняли ложное послание от им. К-н. Апостола и тем давали основание для своего учения, но это конечно скоро выяснилось при сличении его с подлинным посланием данного Апостола. Историю Канона, для удобства ея обозрения, делят некоторые на следующие периоды – 1 до 170 г., II почти до IV в.; III-IV в., с ясно установившимся мнением ο. К. Нов. Зав. До нас дошли несколько свидетельств, благодаря которым можно с уверенностью определить взгляды на К. Нов. Зав. в известное время. Одним из них явл. Фрагмент Муратория, относимый к годам второй половины II в., написанный на западе (некот. части Фрагмента отсутствуют); разбирая его, мы приходим к заключению, что К. Нов. Завета – заключает в себе: 4 Евангелия, кн. Деяний Апостольских, 13 посланий св. Павла, 1 послание Иоанна, послание Иуды, Апокалипсис Иоанна; не говорится в нем об: посл. Иакова, 2 посл. Петра, послании евреям, и неточно указывается на 3 посл. Иоанна. Для частного чтения предлагает Фрагмент – «Пастырь» – Ермы. Вторым источником истории К. Нов. Зав. является перевод Пешито, относимый к концу II и III в. (сирийской церкви), который указывает на 22 книги канона, не упоминая о 2 послании Петра, и 2 и 3 – Иоанна, а также посл. Иуды и Апокалипсиса. О состоянии К. в карфагенской и Галльской церквах II и I в.в. дают сведения в своих трудах Тертуллиан и св. Ириней лионский. Первый упоминает о послании Иакова и 2 послании Петра, об Апокалипсисе, но почему то умалчивается о 2 и 3 послании Иоанна и посл. Евреям приписывается Варнаве. У св. Иринея лион. не указаны – послание к Филимону, 2 посл. Петра, посл. Иуды. Состояние канона Александрийской ц. свидетельствует Климент Алекс. (ок. 200 г.), Ориген (254 г.). Первый указывает на все канон. книги, а Ориген упоминает – 4 Евангелия,13 посланий св. Павла, 1 – Петра 1 – Иоанна и Апокалипсис и Кн. Деяний Апостольских; причем о послании Павла к евреям – он говорит: «а кто именно написал посл., об этом поистине знает только Бог». Признавая спорность некоторых книг – напр. 2 послание Петра, 2 и 3 посланий Иоанна, неясно также говорит и о послании Иакова, Иуды и о послании Евреям, но все таки признает их авторами апостолов; Далее Евсевий Кесарийский, известный историк церкви, говорит о 26 книгах К. Нов. Завета, признавая все, кроме Апокалипсиса Иоанна. Он на первом месте ставит – 4 Евангелия, Деяния Апостолов, послания Павла, далее следуют послания Иоанна и Павла; спорными у него книгами суть послания Иакова, Иуды, 2 послание Петра, 2 и 3 Иоанна; а Деяния Павла, Псалтырь, Апокалипсис Петра, послание Варнавы, и т. наз. Учения Апостолов – все эти он признает явно не новозаветными. Под влиянием, быть может, сомневающегося Дионисия александрийского и Лукиана, пресвитера антиохийского, характерно его отношение к Апокалипсису Иоанна, который признает неканоническим. Таково отношение к апокалипсису и св. Кирилла иерусалимского и Григория Богослова, которые насчитывают канонических книг 26. Но громадное значение на Востоке имело мнение св. Афанасия, признававшего все 27 (т. е. и Апокалипсис Иоанна), кан. кн., которое восторжествовало над другими. На Западе суждение о новозаветном Каноне изменяется несколько раз особенно под влиянием Востока; Иппонский (383) и Карфагенский (419) соборы окончательно установили количество и объем новозаветного Канона, где было и признано и включено посл. Павла Евр.; но впоследствии на Западе появились и некоторые отступления. Канон Нового Завета, это драгоценное достояние христ. церкви – не случайный продукт времени – обнимает полностью 27 кн. боговдохновенных мужей.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle