издательство П.П. Сойкина

Источник

Канон

Канон ветхозаветный, – по существующему определению его в православной церкви – это собрание писаний Богом вдохновенных, которые унаследовала церковь христианская от Иудейской, и объявленных древнему Израильскому народу через боговдохновенных мужей. По буквальному смыслу «канон» означает прямую палку, служащую то для опоры, то для измерения и взвешивания, то для проведения прямой линии, а в переносном означает руководственную норму, правил жизни. У св. Отцов церкви мы находим определение К. как собрание богодухновенных писаний, заключающих в себе слово Божие, записанное пророками, Апостолами. Начало К. было положено Моисеем, который держал его в Ковчеге, чтобы народ имел свидетельство Божье. К. у Иисуса Навина назван «книгою закона Божия» – соответственно его назначению и месту хранения. Дополн. к К. были сделаны И. Навином, равно и Самуилом, а потом эти книги были изданы «друзьями Езекии» и в плену их читали прор. Даниил, Иезекиил, а потом пр. Аггей, Захария, Малахия, Ездра, Неемия, каковыми последними и заканчивается собрание канонических книг (Ветхого Завета). Ветхозаветный К. имеет следующие разделения: 1) закон, в каковое отделение входит одно Моисеево Пятикнижие; 2) пророки, в котором находятся книги Иисуса Навина, Исаии, Иеремии, Иезекииля и младших пророков; 3) писания, где находятся Псалтирь, кн. Иова, Притчи, Екклезиаст, Песнь Песней, Руфь, Плач Иеремии, Есфирь, Даниил, 1-ая книга Ездры, Неемии, Хроники (т.-е. Паралипоменон). Палестинские и вавилонские Иудеи имели канонические книги в числе 24, о чем не раз упоминается в еврейской литературе, у александрийских иудеев тоже были 24 книги, несмотря, что в состав их К. стали проникать и неканонические. У Флавия и отцов церкви указаны только 22 книги, но эту разницу и как бы отсутствие 2-х книг объясняют, тем, что Флавий, а потом и отцы ц. соединяли несколько книг в одну, должно быть, сливая сходные по содержанию и смыслу. Канонические книги пользовались у всех глубоким уважением, и хранились как величайшие святыни. Иисус Христос нисколько не уменьшал авторитета и того значения книг Вет. Завета, которым пользовались они в древнее время у иудеев. Он признает их вполне боговдохновенными, и их пророчества о Нем вполне согласными, а также и разделение их на указанные 3 части – закон, пророки и писания (или псалмы). Апостолы следовали своему великому Учителю; это ясно сказывается в их многочисленных изречениях, которые они, как бы для придания большого авторитета, снабжали разными предисловиями, как-то: «так написано в священном писании, так говорит Дух Святый» и др. Книги же неканоническия хотя и пользовались известностью у апостолов, но им не придавалось того авторитета, каковой имели канонические, эти первые признавались ими (апостолами) за книги мудрых и полезных советов но онтюдь не боговдохновенные. Для удобства обозрения истории К. в христианской церкви, делят ее на периоды: I-III в., IV-V в., VI-XVI в. по Рожд. Хр. В православной Восточной церкви в первом периоде мнение относительно канонических а равно неканонических кн. ясно высказалось в 85 апост. правил, в творениях Мелитона и Оригена и переводе Пешито. В 85 ап. пр. указаны книги: Бытия, Исход, Левит, Числ, Второзаконие, Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств, Паралипоменон, Ездры две, Есфирь, Маккавейския, Иова, Псалтирь, Притчи, Екклезиаст, Песнь Песней, 12 малых пророков, Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила. Мелитон – указывает на канонические все книги, кроме книги Есфирь. Ориген, говоря, что у иудеев были 22 кн., перечисляя их, пропускает почему-то 12 малых пророков. У Пешито указаны также канонические книги. Отсюда вытекает, что православная церковь прежних веков руководилась только 22 кн. еврейск. канонов, между тем как в западной церкви, пользовавшийся переводом LХХ толковников, одинаково пользовались как каноническими, так и неканоническими книгами, включенными в первые – признавая все за божественное писание. Во втором периоде мнения о К. Ветх. Зав. православной ц. высказывается в 60 правиле Лаодикийского Собора, в 39 пасх. послании св. Афанасия, в Оглас. поучениях Кирилла иер., в послании Амфилохия к Селевку, и творении Епифания кипрского. Все указанные писатели церкви – перечисляют 22 кн., то вспоминая о неканонических, то умалчивая. И хотя, значит, в этом периоде наряду с 22 кн. евр. кан. вспоминается и о неканонических, но авторитет далеко не равен – первых; при рассмотрении положения этого вопроса на Западе ясно выступает мнение о неканонических кн. как равноправных с каноническими, это уже установившееся мнение было доведено до конца декретами нескольких пап (Дамаса, Иннокентия – 405, Геласия – 495 и постановлениями нескольких соборов паннонского – 393 г. карфагенского – 397 – 419 (прав. 37). В стороне стоят правильные мнения Руфина, Иеронима и Илария пиктавийского – о 22 кн., но это мнение не могло поколебать уже установившееся – неправильное. В православной церкви в следующий период – суждение о канонических и неканонических кн. остается прежнее, то же старое мнение удерживается в этом периоде и на Западе (р.-к. цер.). Следующий период не внес никаких изменений в суждения Восточной Православной церкви. – В русской православной ц. мнения, согласные с Востоком, выражены в катехизисе митр. Филарета, у митр. Макария в его «Введении в православн. богословие». Но не лишне заметить, что у нас не только некоторые неканонич. дополнения находятся в канонических кн., но и некоторые неканонические книги помещены вместе с каноническими. Западная (р.-кат.) церковь своим постановлением Ватиканского собора в 1871 г. окончательно освящает принятое мнение прежнего времени, угрожая всякому анафемой, кто осмелится не признавать признанных уже прежде книг. Но некоторые зап. богословы, специально посвятившие себя разработке истории К., высказываются о различии неканонических кн. называя их «девтероканоническими, т.-е. второканон.» в отличие от канон. кн., или «протоканонических», – понимая под первыми книги, неизвестные еврейскому канону и непринятые апостолами, вследствие неясности их авторитета, «которые первые отцы церкви разрешили их для чтения верных (сперва оглашенных, как полезные». Протестанты приняли в полном объеме еврейския канонические книги, но поместили, хотя отдельно, и неканонические, сделав пометку, что они не находились у евреев, но Лютер не только сравнял их, признавая за теми и др. один авторитет, но даже думал исключить несколько канон. из св. Писания, заменив и дополнив неканоническими, но мысль эта не приведена в исполнение, и св. Писание – обнимает только канонические, разграничивая их от неканон., называя последние «апокрифами».


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle