сост. Александр Ратшин

Источник

Владимирской губернии

МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ:

ТРОИЦКИЙ-ДАНИЛОВ, муж. 2-го класса, в 1 1/2 версте от уездного города Переславля-Залесского; состоит под управлением Архимандрита, который есть и Ректор Владимирской Семинарии. Основан в 1508 году Преподобным Даниилом. На этом месте было издревле общее кладбище для странных, неимущих и погибших насильственной смертью, или Убогий Дом, по примеру Палестинского села Скудельнича; сюда уединялся Препод. Даниил, бывший Игуменом в Горицком монастыре, для моления над могилами усопших, которых он нередко сам переносил на место погребения; потом он построил здесь деревянную церковь во имя всех Святых; а когда несколько подобных ему отшельников пожелали разделить с ним подвиги иночества, то устроил для них и кельи, и, со благословению митрополита Симона, основал обитель, которая впоследствии увеличилась посредством даров В. К. Василия IV и Вельмож его Иоанна и Василия Андреевичей Челядинных; в ней Преподобный, оставя Горицкий мон., пребыл в звании игумена до конца своей Богоугодной жизни, уважаемый Великим Князем, сыновьям коего, Иоанну и Юрию, был и восприемником от купели. Наконец св. Даниил еще соорудил большую деревянную ж церковь Похвалы Богородицы, с трапезой; а за 10 лет до кончины имел утешение видеть в своей обители и каменный храм св. Троицы, воздвигнутый Василием IV. – В продолжение XVI века в Великокняжеских грамотах Даниилова пустынь была именована Новым Монастырем что на Божьем Дому. В первых годах XVII века она разграблена поляками, и хотя, по водворении спокойствия в России, и была несколько возобновлена; но в лучшее состояние приведена она уже в начале царствования Петра I: в это время жил здесь в числе иноков боярин Князь Иван Петрович Борятинский, под именем Ефрема, который, кроме значительных вкладов, построил (1689) каменные кельи, также три церкви, колокольню и ограду. Два сильные пожара, случившиеся в 1720 и 1749 годах, много повредили тогдашнему благолепию монастыря.

Ныне здесь три каменные церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, начатая построением в 1530 году, по благословению Митрополита Даниила, в следствие завещания В. К. Василия Иоанновича и на его иждивение, с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в честь дня тезоименитства крестника препод. Даниила, Кн. Иоанна (что после царь Иоанн IV), и освящена в 1535 г. Впоследствии времени придел этот упразднен, а в 1660 г. устроен новый во имя св. Даниила Переславского, который возобновлен в 1813 году. Этот древней троицкий храм, и теперь в том же виде существующий, расписан внутри в 1668 году; в иконостасе его, сделанном в 1784 году, есть много образов старинного письма. Между главной церковью и приделом, в арке, почивают открыто мощи Преподоб. Даниила, в богатой серебряной раке, и так высоко, что кажутся лежащими на одре. Сей Угодник Божий погребен сначала вне соб. церкви; но чудеса, происходившие еще при жизни его, и увеличившиеся по кончине, дали поводе архимандриту Тихону, в 1652, испросить дозволение патриарха Никона на перенесение мощей внутрь самого храма, где и положены они подле жертвенника; на нынешнем же месте находятся с 1716 года, и троекратно были перекладываемы: 1770, декабря 30, в новую бронзовую раку, 1782, октября 16, в новый кипарисный гроб, причем рака посеребрена, и 1816, июля 28, в драгоценную серебряную раку, устроенную по усердию Коммерции Советника Крестовникова, и которая стоила более 42 т. руб. Последнее переложение совершено с особенным торжеством епископом Владимирским Ксенофонтом, и св. мощи были обнесены вокруг обители с крестным ходом; с тех пор 28 июля празднуется здесь ежегодно. Главный престол троицкого собора украшен серебряною вызолоченною чеканною одеждою, с рельефными изображениями, которая сделана в 1801 году Г. Мещаниновым. Тут же находится икона Тихвинской Богородицы, принесенная, как гласит предание, Преподобным Даниилом из Пафнутиева Боровского монаст., где он в XV веке принял иночество. 2 ) Похвалы Божией матери; она была прежде деревянная, построенная еще самим Преп. Даниилом; а в 1695 старец Ефрем (Кн. Борятинский) соорудил каменную, с приделом св. Евфимия Суздальского, своего ангела по мирскому имени; храм этот впоследствии усердием доброхотных дателей был весьма богато украшен и иконы оного имели оклады с драгоценными камнями и жемчугом; но пожары 1720 и 1749 г., истребили все; после чего и придел св. Евфимия остался упраздненным, а самая церковь, по возобновлению, освящена 28 октября 1752 епископом Серапионом, Викарием Переславским. Здесь, в трапезе устроена, 1793, придел во имя Сергия Радонежского, вместо бывшего с 1700 года храма над св. вратами, который после пожаров возобновлен не был; тут же помещается старая бронзовая рака, в которой до 1816 года находился гробь Препод. Даниила. 3) Всех Святых; она существовала, как выше сказано, еще до основания обители; а в 1687 г. сооружена каменная тем же старцем Ефремом, по образцу древней, и при ней, у южной стены, устроен склеп, вроде пещеры, на том самом месте, где, по преданию, находилась моленная св. Даниила, в которой он тайно возносил мольбы к Богу, чрез оконце в церковь. При этом храме была некогда братская больница. – Монастырская ограда, почти на 300 саженях, построенная старцем Ефремом, была, по ветхости, возобновлена в 1760 и 1791 годах. В одной из башен есть св. колодезь, ископанный, как говорят, самим Препод. Даниилом.

Между погребенными в обители замечательны: мать св. Даниила, Фекла (в иноч. Феодосия), и старец Ефрем, бывший кн. Борятинский, обогативший обитель, который скончался 1701, июля 1, и погребен подле настоятельских келий.

В 1539 году учреждена здесь, вместо игуменства, архимандрия. – До 1764 года принадлежало монастырю более 3000 душ крестьяне.

Переславский Епископ, Серапион (Латошевич), основал при оной обители, в 1753 году, семинарию.

СПАСО-ЕВФИМИЕВ, муж. 2 класса, в уездном городе Суздаль, на берегу реки Каменки; состоит под управлением архимандрита. Он основан в 1352 году, по воле. В. К. Нижегородского Бориса Константиновича, Преподобным Евфимием, который и был здесь первым архимандритом. Обитель эта прежде называлась Преображенскою-Суздальскою, по главной церкви; а когда случившийся в 1501 году пожар все строения монастыря, бывшие тогда большей частью деревянные, обратил в пепел: то при возобновлении архимандритом Константином, поврежденную пожаром соборную церковь разобрали, и при сем случае, нашли (1511) мощи св. Евфимия нетленным и, тогда и обитель, в честь этого Преподобного, наименована уже Спасо-Евфимиевой. В 1587 году, после второго пожара, оставившего в обители развалины, возобновлена она тщанием усердствующих и приведена опять в цветущее состояние. Здешняя соб. церковь, Преображения Господня, сначала существования обители построена св. Евфимием каменная, и была освящена в 1357 году; в 1507, после пожара, разобрана и воздвигнута вновь; а в 1596 еще перестроена, и сделан к ней придел св. Евфимия, где и мощи его почивают открыто, поставленные на нынешнее место 22 февраля 1615 г.; в новейшее время устроена для них серебряная позлащенная рака, в которую они торжественно и переложены в 1823 г. епископом Владимирским Парфением.

Здесь, в обители, погребены: Новгородский наместник князь Иоанн Васильевич Оболенский-Стрига, и знаменитый освободитель России от внутренних и внешних беспокойств, князь Дмитрий Михайловиче Пожарский, с прочими лицами своей фамилии. – В числе иноков был здесь и самозванец, Гришка Отрепьев.

Монастырь Спасо-Евфимиев известен в историческом отношении: здесь, под стенами его, в 1445 году было кровопролитное сражение русских с татарами, и В. К. Василий III Темный, с прочими князьями взят в плен.

Церковная утварь и ризница сей обители преисполнена богатейшими вещами: есть ризы, украшенные жемчугом и драгоценными каменьями – дар князей Пожарских; между многими священными и редкими предметами, хранится Евангелие с собственноручной подписью кн. Д. М. Пожарского, и плащаница, шитая супругою его, княгиней Феодорой Андреевной.

БОГОЛЮБОВ, муж. 3 класса, в 11 верстах от губернского города Владимира, между реками Клязьмой и Нерлью; находится под управлением архимандрита. Он основан в 1154 году св. В. К. Андреем Юрьевичем Боголюбским по следующему случаю: В. К. Андрей, отправясь из Киева в Суздальскую область, взял с собой икону Пресвятой Богородицы (известную ныне под именем Владимирской); все путешествие продолжалось беспрепятственно; но на том месте, где ныне Боголюбов мон., лошади, на коих везена была св. Икона, остановились и никак не шли далее; их переменили, думая, что усталость их – причина того, но и новые не тронулись с места до тех пор, пока В. К. не произнес обета создать тут церковь во имя Божией Матери. Вследствие того он немедленно и заложил каменный храм, который, по свидетельству летописцев, был потом украшен иконами многоценными, златом, каменьем драгим, жемчугом великим бесценным, финифтью, цатами различными и аспидными, всякими узорочьями; от низу до верху по стенам и столпам окована златом; двери и ободверье тоже; сень от верха до деисуса вся украшена золотом; ерусалим золотой, с каменьями дорогими; рипидии многоценные; кадила различные. При этом храме св. Kн. Андрей устроил после и иноческую обитель, а около ее основал город Боголюбов, бывший любимым его местопребыванием: здесь последовала и несчастная его кончина. При нашествии татар, в 1238 году, город и монастырь разорены, сокровища похищены – и теперь существует здесь, вместо города, село Боголюбово; а в монастыре соборная церковь Владимирския Богородицы, без прежнего великолепия, с кельями старинной архитектуры. В этом храме находится древняя Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Боголюбской; она написана по желанию князя Андрея Юрьевича, вследствие бывшего ему в марте 1157 года сонного видения. Празднество этой иконе совершается дважды в год: 25 марта, с 1157 года, и 18 июня, с 1771 года, в память чудесного избавления Владимира и его окрестностей от морового поветрия; последнее празднество сопровождается и крестным ходом из Владимира в Боголюбов монастырь.

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в уездном городе Муроме; состоит под управлением архимандрита. Монастырь сей замечателен своей древностью: известно, что в конце XI века он уже существовал; но когда именно основан, сведений нет. Здесь три каменные церкви, из коих соб. Преображения Господня.

Сын В. К. Владимира Мономаха, Князь Изяслав, убитый в 1096 году, был сначала погребен в здешней обители; а потом останки его перенесены в Новгородский Софийский Собор.

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ, муж. 3 класса; в уездном городе Муроме; находится под управлением игумена. На сем месте была церковь Благовещения Богородицы, построенная в XII веке св. князем Константином Святославичем Муромским, где он, по кончине, и погребен с супругой, княгиней Ириной, и детьми Михаилом и Феодором. В ХIII в. сродник св. Константина, князь Георгий Ярославич, возобновил сей храм, существовавший после того более 300 лет; но иноческой обители тогда при нем еще не было. – Царь Иоанн Васильевич, проходя, в 1553 г., с войском под Казань, и молясь в этой церкви, произнес при гробах Муромских князей обет создать тут, по благополучном возвращении, монастырь. В следствие чего, в 1555, приступлено к перестройке ветхой Благовещенской церкви; при чем найдены мощи сих святых нетленными; а в 1563, Царь, исполняя обещание, устроил на свой кошт обитель, и церковь сделал соборной, в которой и почивают мощи св. Князей Муромских Константина и чад его Михаила и Феодора, в одной раке.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ, муж. 3 класса, в уездном городе Юрьеве-Польском; находится под управлением архимандрита. Монастырь этот в конце XIII века уже существовал; когда ж именно основан, точных сведений нет. В нем 6 церквей каменных, старинной архитектуры, из которых: 1) соб. Архангела Михаила, с приделом Пророка Илии; она построена, вместо древней, в 1560 году, здесь почивают под спудом мощи князя Димитрия Святославича Юрьево-Польского1, сына В. К. Святослава III ; он скончался в иноч. и схиме , в 1269 году. 2) Знамения Богородицы, теплая. 3) Иоанна Богослова, над святыми вратами. Сверх того, в 1 версте от обители, деревянная церковь Апостолов Петра и Павла, бывшая некогда соборною в отдельном монастыре (см. Петропавловской Юрьево-Польский мон.).

УСПЕНСКИЙ-КОЗЬМИН, муж. 3 класса, в Юрьево-Польском уезде, на реке Яхроме, в 40 верстах от Владимира, на урочище, называемом в древности Хвахматица; находится под управлением игумена. Он основан около 1482 года Преподобным Козьмой, который и был здесь первым игуменом; мощи его почивают под спудом в Успенской соборной церкви сего монастыря. В этом храме находится явившаяся Препод. Козьме, в 1482 году, Чудотворная икона Божией Матери, называемая Яхромскою; празднество которой совершается 14 Октября.

В числе преемников св. Козьмы известны: инок Илларион, муж добродетельный, который здесь и погребен, и св. Митрофан, бывший впоследствии Епископом Воронежским.

НИКИТСКИЙ, муж. 3 класса, в 3 верстах от уездного города Переславля-Залеского; находится под управлением архимандрита. Обитель эта весьма древняя; но когда именно и кем основана, известий нет; о существовании ее упоминается в первый раз во второй половине XII века, когда поступил сюда в число иноков св. Никита Столпник. Нынешние здания сего монастыря – огромные и великолепные – воздвигнуты при царе Иоанне IV. В 1611 году монастырь разорен литовцами и 1646 возобновлен, по повелению царя Алексея Михайловича, на казенную сумму; при чем обитель ограждена каменными стенами с башнями. – Ныне здесь две церкви: 1) Соб. Великомученика Никиты, где почивают под спудом, в бронзовой позолоченной раке, мощи св. Никиты Столпника; на гробнице находятся и вериги, в которых сей Угодник спасался. При соборе устроен во имя его придел. Церковь эта существует с 1564 года. 2) Благовещения Богородицы, трапезная, с приделом Николая Чудотворца.

Архимандрия учреждена здесь в 1716 году, по указу императора Петра Великого и по благословению Блюстителя Патриаршего престола, митрополита Стефана Яворского.

На том самом месте, где находился столп св. Никиты, построена часовня. В день памяти сего святого, 24 мая, совершается сюда ежегодно крестный ход из города Переславля-Залеского. – В полуверсте от монастыря есть другая древнейшая часовня, в которой находится каменный крест, поставленный – как гласит предание – в XII веке св. князем Михаилом Всеволодовичем Черниговским, посещавшим св. Никиту, когда еще он был жив, и получившим на этом месте исцеление от болезни.

ШАРТОМИНСКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. 3 класса, в 13 верстах от уездного города Шуи; находится под управлением игумена. О времени основания сего монастыря сведений нет; известно только, что в XVI веке он уже существовал, и был тогда родовым кладбищем князей Горбатых-Суздальских; последние потомки этой фамилии, князья Димитрий и Василий, имели пребывание в селе Горицах, в 4 верстах от обители, где видны еще следы их теремов. – В монастыре три церкви: 1) соб. Николая Чудотворца, 2) Казанской Богоматери, с приделом Григория Акрагантийского, и 3) Сретения Господня, над св. вратами. – При сей обители бывает ежегодно 9 мая ярмарка.

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ-ВЯЗНИКОВСКИЙ, муж. заштатный, в уездном городе Вязниках; основан в 1683 году. Здесь собор, церковь Благовещения Богородицы.

МАХРИЩСКИЙ, муж. заштатный, в 10 верст. от уездного города Александрова, и в 30 верстах от Троицкой Сергиевой Лавры, на берегу речки Махры, при впадении ее в реку Молохчу. Основан около 1360 года Преподобным Стефаном, учеником св. Сергия Радонежского. Здесь он сначала построил малую деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы, трапезу и несколько келий. Вскоре после кончины св. Стефана, в начале XV в., монастырь, состоявший все еще из деревянных строений, сгорел и пришел в упадок, находясь почти в запустении более ста лет. Игумен Варлаам (хиротонисанный 1570 во Епископа в Суздаль) возобновил, или лучше сказать, вновь построил обитель в первой половине XVI века; при Самозванцах, в смутное время, она была разорена и разграблена мятежниками. Царь Михаил Феодорович, по вступлении своем на престол, повелел ее паки возобновить и быть ей в ведении Троицкой Лавры Архимандрита св. Дионисия и Келаря Авраамия Палицына. Нынешним благоустройством обязана она митрополиту московскому Платону, при котором монастырь этот сделан самостоятельным; впрочем начальствующие определяются сюда и до ныне от Троицкой Лавры. – Здесь ныне 4 каменные церкви: 1) соб. Живоначальной Троицы, заложенная игуменом Варлаамом в 1522 году, но оконченная уже на иждивение царя Иоанна Васильевича; храм этот освящен в 1551 г. ; при чем одежда на престол, воздухи, покровы и другие вклады пожалованы царицею Анастасией Романовной; слишком чрез 280 лет церковь, по случаю ветхости, разобрана в 1807 году и тщанием митрополита Платона сооружена нынешняя, двухэтажная и похожая несколько на Спасовифанскую, которая и освящена им 23 августа 1808; в ней престолы: вверху Живоначальной Троицы; где Царские врата сделаны зеркальные, а внизу во имя Иоанна Златоустого. 2) Трапезная, Св. Стефана Махрицкого, в которой и мощи его почивают; о времени построения ее неизвестно. 3) Препод. Сергия, на Восточных св. вратах, устроена митрополитом Платоном в 1792 году. 4) Петра и Павла, на Северных вратах, существует с 1806 года. – До 1768 года монастырь не имел даже ограды, которая тогда сделана деревянная, а митрополитом Платоном в 1791 году каменная с башнями, также как и разные здания для братии.

НИКОЛЬСКИЙ на БОЛОТЕ, муж. заштатный, в уездном городе Переславле-Залеском, на берегу Переславского озера. Основан в XIV веке Преподобным Димитрием Прилуцким, который и был тут первым игуменом; а чрез несколько лет, отошел из этой обители в Вологду, и там, в 2 верст. от города, устроил другой монастырь. – В XVII в. от случившейся моровой язвы, Никольская обитель опустошена, а в смутное время, при Самозванцах, подверглась разорению; после чего была возобновлена затворником схимонахом Дионисием (который здесь † 1645). По прошествии нескольких лет, когда здания монастырские пришли в ветхость, старанием игумена Варлаама все приведено в наилучшее состояние и построена каменная колокольня. Здесь ныне 3 церкви: 1) соб. Николая Чудотворца, с двумя приделами, из коих один во имя Димитрия Прилуцкого; храм этот сооружен вкладчиком Герасимом Яковлевичем Обуховым. 2) Благовещения Богородицы, теплая, с трапезою, и 3) Апостолов Петра и Павла, над св. вратами. Обе эти церкви построены также вкладчиками: Благовещенская Максимом и Иваном Щелягиными, а надвратная Петром Романовым. Каменная монастырская ограда устроена на иждивение жившего здесь на покое архимандрита Филарета.

НИКОЛЬСКИЙ-ТРОИЦКИЙ, муж. заштатный, в уездном городе Гороховце, на возвышенном, прекрасном месте. Основан в 1643 году. Здесь 3 камен. церкви: 1) соб. Двухэтажн., в которой престолы: вверху Живоначальной Троицы, внизу Николая Чудотворца, теплая; 2) Покрова Богородицы; 3) Иоанна Лествичника.

ФЛОРИЩЕВА пуст. муж. в Гороховецком уезде, на берегу реки Клязьмы, на небольшой горе, в 24 верстах от Гороховца. Здесь был дремучий, непроходимый лес, и в нем богатые пчельники некоторого крестьянина, по имени Флора, прозванного по тогдашнему обыкновению Флорищем, от чего лес тот и гора удержали название Флорищевых. В первых годах XVII в. поселился здесь в лесу благочестивый старец Мефодий, с другими тремя тружениками: их деревянные келии были на самой горе. По времени, когда увеличилось число отшельников, привлеченных славой иноческих подвигов Мефодия, тогда он, с помощью окрестных жителей, построил деревянную церковь Успения Богородицы, в которой, по неимению в числе братии бедной Флорищевой пустыни ни одного иерея, службу отправляли приходившие временно из других мест священники. В 1654 году пришел в эту пустынь инок Иларион (бывший потом Митрополитом Суздальским) который, по просьбе старца Мефодия, был посвящен Патриархом Никоном во иеромонаха, а потом сделался настоятелем – и в его правление, Флорищева обитель, при всех многочисленных препятствиях, возвысилась на степень первейших пустынь в России, наряду с Ниловой, Софрониевой и Саровской. Царь Феодор Алексеевич, полюбив благочестивого Илариона, был дважды в Флорищевой пустыни, обогатил ее многими дарами и присутствовал при освящении построенной на царскую сумму каменной соборной церкви. Следы дороги, по которой ехал Царь, приметны и поныне; в обители же был построен, для его помещения, не большой деревянный дворец, разобранный, к сожалению, в 1808 году. – Соборная церковь здешней обители, Успения Божией Матери, с приделом святых Флора и Лавра, воздвигнута каменная, вместо прежней деревянной, как выше упомянуто, по повелению и на кошт Царя Феодора Алексеевича, и освящена при нем 30 Сентября 1682 года Смоленским Митрополитом Симеоном. Храм этот имеет близкое подобие с дворцовой церковью в подмосковном селе Измайлове, внутренность его украшена стенным писанием; а четыре местные иконы, Спасителя, Успения, Кипрской Богоматери и Владимирской Богоматери, написаны, по приказанию царя Феодора Алексеевича, известным в то время иконописцем, Симоном Ушаковым. – Здесь, в пустыне, принял иночество и скончался наставник Петра Великого, боярин князь Борис Александрович Голицын. При сей обители бывает 15 августа ярмарка.

СОЛБИНСКАЯ, или НИКОЛАЕВСКАЯ, на БОЛОТЕ, пуст. муж. в 40 верстах от уездного города Переславля-Залеского, на берегу реки Солбы. Когда основана, неизвестно. В смутное время, при самозванцах, она была разорена поляками и находилась 97 лет в запустении; а возобновлена уже по указу императора Петра Великого, в 1711 году. Здесь две церкви: 1) Соб. Успения Богородицы, которой настоящее здание существует с 1731 года; 2) Николая Чудотворца, теплая, построенная Троицкого Данилова монастыря архимандритом Варлаамом, в 1711 году. Обитель сначала была управляема игуменами, а ныне строителями.

ЗОЛОТНИКОВСКАЯ, пуст. муж. в 30 верстах от уездного города Суздаля, на берегу речки Золотнички. Основана в 1624 году иноком Ионой Головцыным. В ней 4 церкви: 1) соб. Успения Богородицы, с двумя приделами; 2) Воздвижения Честного Креста; 3) Казанской Богородицы и 4) Всех Святых. В этой пустыне принял, в 1663 году, иночество св. Митрофан, бывший потом епископом Воронежским.

БОРКОВСКАЯ, пуст. муж. в Вязниковском уезде. Она построена около 1650 года на иждивение князя Ивана Дмитриевича Пожарского. Здесь соб. церковь Николая Чудотворца. В 1775 году эта обитель распространена и здания поправлены.

ВВЕДЕНСКАЯ-ОСТРОВСКАЯ, пуст. муж. в 4 верстах от уездного города Покрова на небольшом острове озера Вятского. Основана в конце XVII века монахами Сергием и Тимофеем, жившими прежде в Антониевой пуст. (которая существовала тогда на месте нынешнего города Покрова), и искавшими для себя большего уединения; а утверждена от Правительства в 1708 году указом императора Петра Великого. Здесь ныне две каменные церкви: 1) Соб. Введения Божией Матери, построенная после 1729 года купцом Ситниковым, украшена стенным писанием; иконостас в ней посеребреный, местами с позолотой, а иконы греческого письма; 2) Николая Чудотворца с приделом Архангела Михаила, теплая; она вновь построена каменная, после 1729 года.

В первых годах своего существования обитель эта была уничтожаема: сначала она была приписана, в 1722 году, к Богословской пустыне (в Московском уезде); а потом и строитель ее с братией переведены туда ж; а церковь здешняя, Введения Богородицы, бывшая тогда еще деревянной, обращена в приходскую; но в 1729 году Островская пустынь, по прошению монаха Лаврентия, сделана самостоятельной.

Обряд церковной службы в этой пустыне отправляется по чину Афонской горы; он введен здесь бывшим на Востоке иеромонахом Клеопой.

ЛУКИАНОВА, пуст. муж. отстоящая от уездного города Александрова в 10, а от Переславля-Залеского в 25 верстах. Она основана в 1594 году, и была сначала известна под названием Богородицкой по церкви Рождества Богоматери, которая построена деревянная священником Григорием, по благословению патриарха Иова. Впоследствии времени церковь эта и обитель перенесены на нынешнее место, на урочище, называемое исстари Псковитиново Раменье. После разорения в XVII веке поляками, монастырь возобновлен, в 1640 году, строителем иеромонахом Лукианом, почему обитель с тех пор и стала именоваться Лукиановой. – Ныне здесь три церкви: 1) соб. Рождества Богородицы, существовавшая сначала, как выше сказано, с 1594 деревянная, вместо коей, в 1648 году, по желанию вкладчиков, Александра Феодорова Баркова и Тимофея Николаева, сооружена такая же вновь; а нынешняя каменная построена в 1707 году, по благословению Блюстителя Патриаршего Престола, митрополита Стефана Яворского. 2) Великомученицы Екатерины, теплая; построена в 1713 году. 3) Больничная, Богоявления Господня, с приделом Феодора Стратилата, существует с 1680 года. Все здания этой обители, также и ограда с башнями, каменные.

В день Рождества Богородицы, 8 сентября, бывает при обители ярмарка.

* * *

ПОКРОВСКИЙ, женский 1 класса, в уездном городе Суздале. Основан в 1364 году В. К. Нижегородским и Суздальским, Андреем Константиновичем. Здешняя соб. церковь, Покрова Богородицы, построена в одно время с монастырем. В ней показывают гробницу первой супруги В. К. Василия Иоанновича, княгини Соломонии (в иночестве Софии) Юрьевны, урожденной Сабуровой, местно-чтимой за богоугодную жизнь, которая 17 лет пребыла здесь в подвигах иночества и скончалась 16 декабря 1542 года. Тут же, как некоторые летописцы утверждают, схоронена пятая супруга царя Иоанна Васильевича, Анна, из фамилии Васильчиковых. – Здесь в обители, жили: царица Мария (в иноч. Елена), супруга царя Василия Иоанновича Шуйского, и царица Евдокия, первая супруга Петра Великого, которая с 1698 содержалась в заточении и пострижена в иночество; а потом, за участие в деле сына ее, царевича Алексия Петровича, переведена в старую Ладогу, потом в Шлиссельбургскую крепость, откуда возвращена в Москву внуком ее, императором Петром II.

Монастырь Покровский замечателен как по огромности и древности своих зданий, так и по богатству ризницы, в которой сохраняются многие достопримечательные и редкие вещи.

УСПЕНСКИЙ, женский, 1 класса, в уездном городе Александрове, на берегу речки Серы. Основан в XVI веке царем Иоанном Васильевичем. – Обитель эта (прежде мужская) не редко бывала резиденцией царя Иоанна, который, окружив себя опричниками, здесь живал по нескольку времени, вел монашескую жизнь, как настоятель; соблюдал в точности наружный иноческий устав; ходил в черном платье в церковь и общую с опричниками трапезу; а между тем звал сюда на суд подданных, которые часто становились тут же жертвами его подозрительности: еще видны следы бывших подле обители и давно пересохших прудов, в которых, по преданию, погублено множество несчастных. – Здесь была учреждена царем Иоанном и типография, вторая по Московской. – Ныне монастырь этот, обращенный в 1651 г. при царе Алексее Михайловиче в женский и в 1764 возведенный в 1 класс, окружен огромными каменными стенами с башнями, которые построены при царе Феодоре Алексеевиче, и имеет 6 церквей, из коих две соборные: 1) Успения Богородицы, с приделами Иоанна Предтечи и Марии Египетской, построенные царем Иоанном Васильевичем; при ней находятся уцелевшие еще до ныне две келии, в коих сей царь имел пребывание. 2) Живоначальной Троицы, также древнего построения, с приделами Симеона Богоприимца и Сергия Радонежского. В этом соборе заслуживают внимания южные дубовые двери, покрытые листами красной медной, некогда вызолоченной латуни, с изображениями разных святых, притчей из священного Писания и даже мифологических лиц; они сделаны в 1336 году св. Василием, архиепископом Новгородским, что доказывается надписью на них. Эта драгоценность, известная в ученом свете под именем Корсунских врат, находилась в Новгородском Софийском соборе, а сюда вывезена в 1569 году царем Иоанном Грозным, по покорении им Новгорода. Здесь же есть другие, западные врата, также, по-видимому, из Новгорода привезенные, которые хотя и позднейшей работы, но замечательны простотой и величием древнего греческого искусства. 3) Покрова Богородицы, теплая. 4) Воздвижения Креста, под колокольней. 5) Феодора Стратилата, над вратами. 6) Сретения Господня, больничная. – В этой обители погребены две сестры императора Петра Великого: Марфа Алексеевна и Феодосия Алексеевна. Царевна Марфа Алексеевна была здесь более 8 лет в числе инокинь, под именем Маргариты. После нее остались принадлежавшие ей вещи, тщательно сберегаемые, как-то: серебряное блюдо, ложки, вилки с ножом, стеклянная чарка с вызолоченной подножкой и кубок с крышкой. Портрет ее также здесь находится. – Между погребенными в обители замечателен храбрый генерал и любимец Петра I, Иван Иванович Бутурлин. – Монастырская ризница наполнена древними и дорогими царскими вкладами; между прочим здесь находится золотой напрестольный крест, с серебряным распятием, украшенный жемчугом – дар царицы Наталии Кирилловны.

В подмонастырской слободе Александровской, (что ныне город), был в 1609 году военный стан доблестного героя, князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, участвовавшего в спасении отечества.

КНЯГИНИН, женский, 2 класса, в губернском городе Владимире; основан в конце XII века В. К. Всеволодом III, по желанию супруги его, княгини Марии, которая украсила обитель богатыми вкладами и по кончине В. К. Всеволода приняла в ней иночество. В 1238 году, при взятии Владимира Батыем, монастырь сей подвергся разорению. – Ныне здесь три церкви: 1) Соб. Успения Богородицы; заложена каменная в 1200 году и освящена Иоанном, Епископом Ростовским, Суздальским и Владимирским; в ней почивают мощи мученика Авраамия, перенесенные сюда из Болгар в 1230 году; и местно-чтимых: а) Княгини Александры, первой супруги св. В. К. Александра Невского; б) Княгини Вассы , второй супруги сего Великого Князя; и в) дочери его, княжны Евдокии. Тут же погребены: основательница обители, Княгиня Мария (в иноч. Марфа), сестра ее, Княгиня Ярославля († 1200) и Княжна Елена, дочь В. К. Всеволода III. 2) Казанской Богородицы, позднейшего построения. 3) Иоанна Златоустого, теплая. – В этой обители жила в иночестве 16 лет злополучная царевна Ксения Годунова до своей кончины, случившейся в 1622 году.

ФЕОДОРОВСКИЙ, женский, 2 класса, в уездном городе Переславль-3алеском. О времени основания его сведений нет; известно только, что он сначала был мужским, а в женский обращен около 1557 года при царе Иоанне Васильевиче, по воле супруги его царицы Анастасии Романовны, вскоре после разрешения ее от бремени царевичем Феодором. – Здесь три каменные церкви: 1) Соб. Великомученика Феодора Стратилата, сооруженная в 1557 году на пожалованную Царем Иоанном сумму. 2) Казанской Богородицы, больничная. 3) Введения во храм Божией Матери, древнего построения, с приделами Знамения Богородицы и св. Адриана и Наталии. В этой Введенской церкви показывают гробницу Схимонаха Сергия, жившего в обители тогда, когда она была мужской; его память почитается от окрестных жителей, как инока добродетельного.

РИЗПОЛОЖЕНСКИЙ, женский, 2 класса, в уездном городе Суздале; существует с 1207 года. В нем Соб. церковь Положения Ризы Богоматери во Влахерне, в которой почивают мощи жившей здесь в числе инокинь св. Княжны Евфросинии, дочери св. Михаила Всеволодовича, князя Черниговского. При нашествии Батыя, в 1238 году, когда Препод. Евфросиния была еще жива, город Суздаль разорен татарами; обитель же сохранена молитвами ее и осталась невредимой. – Монастырь этот примечателен как по древности и красоте зданий, так и по богатству ризницы и церковной утвари.

ТРОИЦКИЙ, женский, 2 класса, в уездном городе Муроме; основан в 1642 году. Здесь две каменные церкви, из коих соборная во имя Живоначальной Троицы.

ВВЕДЕНСКИЙ, женский, 3 класса, в уездном городе Юрьев-Польском. В нем две каменные церкви: 1) Соб. Введения Божией Матери, и 2) Николая Чудотворца, теплая, древнего построения. О времени основания обители известий нет.

* * *

УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, муж. бывший Кафедральным Владимирских Епархиальных Архиереев, в губернском городе Владимир, в Кремле. Основан в 1191 году В. К. Всеволодом III. – Здесь Соб. церковь Рождества Богородицы, заложена каменная 22 августа 1191 года и освящена 7 ноября 1197, Иоанном, епископом Ростовским, Суздальским и Владимирским; а потом чрез 22 года вновь перестроена и в 1219 году освящена епископом Симоном, при св. В. К. Юрии Всеволодовиче. В 1491 году, мая 23, в большой Владимирский пожар, храм этот сгорел. – Тут в продолжении 460 лет опочивали мощи св. В. К. Александра Ярославича Невского, и отсюда перенесены 1724 по воле императора Петра I, в С.-Петербург. Здесь и теперь находится та самая икона Знамения Божией Матери, которую св. Александр носил при себе в своих походах.

Из числа древних настоятелей этой обители известен архимандрит Пахомий, потерпевший мученическую кончину в Златоверхом Успенском соборе, вместе с князьями, княгинями и боярами, при взятии Владимира Батыем, 7 февраля 1238 года.

Обитель эта уничтожена в 1764 году.

ЦАРЕКОНСТАНТИНОВ, муж. с церковью св. Равноапостолов царя Константина и матери его Елены. Он находился прежде в самом Владимире, и хотя во всех позднейших описаниях показано, что эту обитель основал в XIV веке св. митрополит Алексей, вскоре по возвращении его из Орды, где он был в 1362 году; однако ж из летописей видно, что еще в 1276 году игумен здешний Феодор хиротонисан во Епископа Владимирского, Суздальского и Нижегородского: следовательно начало существования сего монастыря должно отнести если не к XII, по крайней мере, к первой половине XIII века; а св. Алексей мог быть только возобновителем его. – Потом Цареконстантиновская обитель переведена, в 1764, в здания уничтоженного Волосова монастыря, за 15 верст от Владимира, на реку Клязьму; наконец, по Высочайше-Конфирмованному 18 Декабря 1843 года положению Святейшего Синода, она вовсе упразднена. – Пред уничтожением монастырь был управляем архимандритами и состоял во 2 классе.

ГЕОРГИЕВСКИЙ, женский, во Владимире. Он основан в 1129 году Кн. Юрием Владимировичем Долгоруким, во время княжения его в Ростове и Суздале. Время уничтожения обители неизвестно. Здесь две церкви: 1) Великомученика Георгия (ныне приходская) построенная в 1129 г. и доселе существующая; 2) Трапезная, Введения Богородицы, построена в 1739 году. В Георгиевском храме погребены: дочь храмоздателя, княгиня Ольга (в иноч. Евфросиния), бывшая в замужестве за князем Ярославом Владимировичем Галицким, и сын их, князь Феодор.

ВОЗНЕСЕНСКИЙ, муж. бывший в глубокой древности во Владимире, у Златых врат, и давно уже уничтоженный. О времени основания этой обители сведений нет; известно только, что в 1187 году она уже существовала. К В. К. Константину I принесены епископом Полоцким, в 1218 г., из Царя-Града, св. мощи: обе руки Логина сотника и часть мощей Марии Магдалины; святыня эта встречена Великим Князем торжественно и положена была в Вознесенском монастыре.

СПАСКИЙ, муж. существовавший некогда в Губернском городе Владимире, у Златых врат. На этом месте теперь находятся две церкви (обращенные в приходские): 1) Преображения Господня, с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи, заложенная в 1160 году св. князем Андреем Юрьевичем Боголюбским и освященная 1163. При этой церкви, вероятно, в то же время была и обитель учреждена. 2) Николая Чудотворца, трапезная, также древнего построения. – В 1238 году, при взятии Владимира Батыем, монастырь сей, вместе с другими обителями и церквами, подвергся разорению, и игумен его Феодосий, искавший спасения в Успенском Златоверхом Соборе, предан, вместе со всеми, мучительной смерти. После чего, кажется, обитель эта уже не возникала.

УСПЕНСКИЙ, муж. бывший в древности в губернском городе Владимире, у Златых врат, и давно уже уничтоженный. О времени основания его никаких сведений нет. В 1238 году монастырь этот при взятии Владимира Батыем, совершенно разорен и игумен его, Даниил, погиб также в Успенском Златоверхом Соборе. – Здесь теперь находятся две приходские каменные церкви, бывшие прежде монастырскими: 1) Успения Богородицы, 2) теплая, Богоявления Господня. При Успенской церкви устроены в 1644 году два придела: Апостолов Петра и Павла и Нерукотворенного Спасова образа.

ВОЛОСОВ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. существовавший в 15 верстах от губернского города Владимира. Когда он быль основан, неизвестно; впрочем в начале ХVI века он уже существовал. В 1764 году сюда переведен из Владимира монастырь Цареконстантинов.

ДИМИТРИЕВСКИЙ, муж. бывший в глубокой древности в уездном городе Суздале, на посаде. Он основан еще около 1096 года Ефремом Скопцом, Митрополитом Киевским, и назывался тогда Митрополичим монастырем. Здесь, в 1096 году, построена была помянутым Ефремом церковь св. Димитрия Солунского. Во время нашествия Батыя, в 1238 году, обитель эта разграблена и сожжена; полагать должно, что она тогда ж и рушилась: ибо о времени уничтожения ее никаких сведений нет. В ней, в начале XIII в., был погребен Кирилл, епископ Ростовский.

ВАСИЛЬЕВСКИЙ, муж. в уездном городе Суздале, с церковью св. Василия Великого (ныне приходской). Время основания этой обители неизвестно; а уничтожена она в 1764 году. Ризница ее была одна из богатейших.

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ, женск. в уездном городе Суздале. Он основан был в 1240 году св. В. К. Александром Невским; упразднен в 1764 году и обращен в приходскую церковь.

КИДЕКШСКИЙ, или КИДЕКОЦКИЙ-БОРИСОГЛЕБСКИЙ, муж. в 4 верстах от уездного города Суздаля, на берегу реки Нерли, в селе Кидекше. Он основан был в 1152 году кн. Юрием Владимировичем Долгоруким на том самом месте, где было становище, или съезд двух св. братьев Бориса из Ростова, а Глеба из Мурома, на пути к Киеву. – Обитель эта впоследствии была приписана к Вознесенскому-Печерскому мон., что в Нижнем-Новгороде; когда ж упразднена, неизвестно. Ныне находится здесь приходская Села Кидекши, бывшая монастырскою, церковь св. князей Бориса и Глеба, построенная в 1152 году из белого камня; в ней погребены: сын храмоздателя, князь Борис Юрьевич Туровский, с супругой, княгиней Mapией, и дочерью, княжною Ефросинией; их каменные гробницы видимы и теперь в стенах церкви, с надписями. В 1675 году по случаю проникли в гробницу кн. Бориса и видели одежду на его теле еще не истлевшей. Сверх того, в этом же храме погребены и другие князья, имена коих неизвестны. В XIII веке эта церковь, по-видимому, была возобновлена: ибо есть в летописях сведение, что в 1239 г. ее освящал Ростовский епископ Кирилл.

ПЕТРОВСКАЯ, пуст. муж. существовавшая некогда в 40 верстах от уездного города Суздаля, с церковью Петра и Павла. О времени основания и уничтожения этой обители никаких сведений нет.

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ-ДУНИЛОВСКИЙ, женский, в Суздальском уезде, в селе Дунилов, на берегу реки Тезы, в 15 верстах от Шуи. Время основания этой обители неизвестно; в первый же раз упоминается о ней в 1632 году. Здесь церковь Благовещения Богородицы, огромная, пятиглавая, существует с 1675 года; в ней иконостас сделан по повелению царицы Евдокии Феодоровны, первой супруги Петра Великого. – В 1764 году монастырь сей упразднен и церковь обращена в приходскую.

УСПЕНСКИЙ-ДУНИЛОВСКИЙ, муж. в Суздальском уезде, в селе Дунилов, на реке Тезе, в 15 верстах от Шуи. Основан был в XVII в. боярином Лопухиным, отцом царицы Евдокии Феодоровны, первой супруги Петра Великого, и упразднен в 1764 году. Церковь сей обители обращена в Единоверческую.

ВОСКРЕСЕНСКИЙ, женский, существовавший некогда в уездном городе Муроме, и обращенный в 1764 году в приходскую церковь. О времени основания его сведений нет. Здесь были две каменные церкви.

ВОЗНЕСЕНСКИЙ, женский, бывший в уездном городе Муром, на посаде. Подробного известия об этой обители нет.

БОРИСОГЛЕБСКИЙ, мужеский в 10 верстах от уездного города Мурома, на берегу реки Юшны, в простонародии называемой Ушною , или Ушеною почему и монастырь именовался прежде Борисоглебским Ушенским. Здесь три каменные церкви. Неизвестно, когда обитель эта была основана, упоминается же о ней еще в первой половине XIV века; упразднена она в 1764 году. – В монастыре сем погребен князь Муромский, Василий Ярославич, правнук св. Давида (Петра) Муромского.

ПЕРЕМИЛОВСКАЯ-ТРОИЦКАЯ, пуст. муж., существовавшая в 20 верстах от уездного города Мурома, с церковью Живоначальной Троицы, обращенною в приходскую. О сей обители никаких подробностей неизвестно.

ГОРИЦКИЙ пли ГОРИЙСКИЙ, муж. в уездном городе Переславле-Залеском. Он основан около 1392 года св. Евфросинией, супругой В. К. Димитрия Донского, и был с 1744 года кафедральным Переславской Епархии. Здесь четыре каменные церкви: 1) Успения Богородицы – храм великолепный, с иконостасом весьма высокой работы и отличного рисунка; церковь эта построена, вместо прежней, между 1753–1761 г. старанием епископа Переславского Амвросия Зертис-Каменского, бывшего впоследствии архиепископом в Москве, и имеет два придела: Благовещения и Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы; 2) Всех Святых, с трапезою; 3) Богоявления Господня, на колокольне, начатая постройкой во второй половине прошедшего столетия епископом Геннадием Кратинским, а доконченная по смерти его и освященная около 1777 года епископом Феофилактом Горским, который и другие здешние храмы украсил внутренним стенным писанием; 4) Николая Чудотворца, над св. вратами. – Монастырь упразднен в 1764 году и оставался Архиерейским домом до 1788 г.; по уничтожении же епархии главная церковь обращена в городской собор.

Здесь в XIV веке пострижен в иночество св. Димитрий Прилуцкий, а в XVI веке был игуменом св. Даниил Переславский. – В одном из приделов Успенской церкви погребен епископ Переславский Геннадий Кратинский.

Место, на котором построена эта обитель, называлось в старину Го̒рицы.

В августе, с 15 по 18 число, бывает здесь ежегодно ярмарка.

КНЯЗЬ-АНДРЕЕВСКИЙ, муж. в уездном городе Переславль-Залеском. Здесь с XIII века существовала приходская церковь Николая Чудотворца, в которой тогда служил 30 лет в должности пономаря князь Андрей Смоленский, скрывший свое звание и, по кончине, тут погребен. Впоследствии устроен при этой церкви монастырь, известный в XV веке под названием Никольского в Дерязине. Сын В. К. Димитрия Донского, князь Юрий, отняв престол у племянника своего Василия Темного, приписал этот Никольский монастырь к Троицкой обители св. Сергия Радонежского. – При царе Иоанне Васильевиче, когда в 1540 году св. Даниилом Переславским обретено тело князя Андрея нетленным, и обнаружилось настоящее звание Угодника Божия чрез найденное тогда при мощах краткое описание его жизни, вместе с золотой цепью и перстнем – принадлежностями Княжеского сана – тогда, по повелению царя, монастырь Николаевский переименован Князь-Андреевским. По некоторым известиям он был тогда женским. – Упразднен в 1764 году. В настоящее время здесь находится одна приходская церковь во имя Николая Чудотворца, в которой и мощи св. князя Андрея почивают под спудом, в серебряной раке.

БОРИСОГЛЕБСКИЙ-ПЕСОЦКИЙ, или на ЖЕЛТЫХ ПЕСКАХ, муж. в уездном городе Переславле-Залеском. Когда был основан, неизвестно. По упразднении монастыря, в 1764 году, иноки его переведены в Борисоглебский же мон., что на Горе, а здешняя церковь Бориса и Глеба обращена в приходскую; в ней почивают под спудом мощи Блаженного Корнилия Затворника, о житии которого нет никаких сведений.

БОРИСОГЛЕБСКИЙ на ГОРЕ, муж. вне уездного города Переславля-Залеского, на берегу Переславского озера, неподалеку от Никитского монастыря. Сюда были переведены монашествующие из Борисоглебского Песоцкого монастыря. Потом обитель эта, в царствование Екатерины II, уничтожена и обращена в загородный дом для Переславских Архиереев. – О времени основания ее никаких известий нет.


ВВЕДЕНСКИЙ Женские, бывшие в уездном городе Переславле-Залеском. Они обращены в приходские церкви в 1764 г. О времени основания их неизвестно.
ВОЗНЕСЕНСКИЙ
НИКОЛАЕВСКИЙ

ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКИЙ, муж. существовавший в уездном городе Переславле-Залеском. Об этой обители упоминается в 1540 и 1584 годах, в грамотах царей Иоанна IV и Феодора Иоанновича, но о времени основания и уничтожения сведений нет. Она принадлежала в XVI веке к Троицкому Данилову монастырю. Здесь теперь приходская церковь, бывшая монастырская, во имя Рождества Христова.

БОГОРОДИЦКИЙ-СРЕТЕНСКИЙ, женский, существовавший в уездном городе Переславле-Залеском внутри крепости. Когда быль основан, сведений нет. Сначала строения в нем были все деревянные; а во 1740 году мещанин Филипп Фадеев Угрюмов построил две каменные церкви, вместо прежних: 1) Соб. Сретения Владимирской иконы, весьма хорошей архитектуры, и 2) Александра Невского; также ограду каменную. – Обитель упразднена в 1764 году; а церковь Владимирской Богоматери присоединена к древнему Спасо-Преображенскому Собору и сделана вторым Городским Собором; по уничтожении же в 1788 году Переславской Епархии, обращена в приходскую.

ВЕПРЕВА-УСПЕНСКАЯ, пуст. муж. в Переславль-Залеском уезде. Здесь две деревянные церкви, Успения Богородицы и Николая Чудотворца, обращенные в приходские. В котором веке существовала эта обитель и когда уничтожена, неизвестно. В 1687 году пустынь эта была приписана к Троицкому Данилову монастырю.

ВВЕДЕНСКИЙ, муж. в заштатном городе Киржаче. Он основан в XIV веке преподобным Романом, учеником св. Сергия Радонежского, на том месте, где св. Сергий в кратковременную свою отлучку из Троицкого монастыря (см. Троицкую Сергиеву Лавру) имел пребывание в малом ските. Обитель эта впоследствии приписана была к Троицкой Лавре, и наконец, 1764, упразднена. Здесь церковь Введения Божией Матери с приделом Живоначальной Троицы, обращенная в приходскую; в ней почивают мощи основателя этого монастыря, Преподобного Романа.

Пять раз в год: в Троицын день, 29 июля, 1 августа, 25 сентября и 25 марта, бывают здесь многолюдные ярмарки.

СИМЕОНОВСКИЙ, муж. существовавший некогда близ уездного города Александрова. О начале этой обители, также и о времени упразднения ее сведений нет; одно только известно, что в 1635 году патриарх Иоасаф пожаловал ее Московскому Новоспаскому монастырю.

БОГОРОДИЦКИЙ, женский, в уездном городе Гороховце. Здесь две каменные церкви, обращенные в приходские: 1) Владимирской Богородицы, 2) Сергия Чудотворца. Монастырь огражден каменными степами. Неизвестно, когда эта обитель была основана; уничтожена она, вероятно, в 1764 году.

ЗНАМЕНСКИЙ, женский, против уездного города Гороховца, на берегу Клязьмы. Обитель эта, по упразднении в 1764 году, приписана к Флорищевой пустыне; о времени основания ее известий нет. Здесь две каменные церкви, из коих главная во имя Знамения Божией Матери.

СВЯТОО3ЕРСКИЙ-СПАСКИЙ, муж. в 62 верстах от уездного города Гороховца, на берегу озера. Он был основан в XIV веке св. Киприаном, митрополитом всея Руси, удалявшимся иногда в это пустынное место, для уединения. Здесь он сначала построил одну только церковь Спаса, и при ней для себя небольшой скит; а впоследствии учредил и обитель. Когда она уничтожена, не известно: вероятно, гораздо прежде 1764 года.

УСПЕНСКИЙ, муж. в 10 верстах от уездного города Вязников, в Мстерской волости, на берегу реки Клязьмы. Здесь были две церкви: 1) Успения Богородицы и 2) Николая Чудотворца. О времени основания и упразднения этой обители сведений нет. Здесь жил некогда в числе иноков, более 50 лет, какой-то Михаил, которого память за праведную жизнь уважается местными жителями; он здесь и погребен.

МСТЕРСКИЙ-БОГОЯВЛЕНСКИЙ, муж., бывший в древности в Вязниковском уезде, на берегу реки Мстеры. Когда обитель эта основана и уничтожена, не известно. Здесь две церкви, из которых соб. Богоявления Господня, построена в XVI веке князьями Ромодановскими. Тут находятся и вклады сих князей, как-то: старопечатное евангелие, данное в 1599 году, и серебряный потир с надписью, принесенный в дар, 1563, князем Васильем Григорьевичем Ромодановским.

ВВЕДЕНСКИЙ, женский, в Вязниковском уезде. В котором веке существовал этот монастырь не известно; уничтожен же он в 1764 году и церковь его, Введения Божией Матери, с приделом Иоанна Предтечи, обращена в приходскую.

МИХАЙЛОВСКАЯ, пуст. муж, в Вязниковском уезде, с церквами: Владимирской Богородицы и Иоанна Предтечи. Кем и когда она была основана, почему называлась Михайловскою, и когда уничтожена, сведений нет.

AHTOHИEBA, пустынь муж. существовавшая в древности на том самом месте, где ныне находится уездный город Покров, и давно уже уничтоженная.

ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ, муж. бывший некогда близ уездного города Юрьева-Польского. О времени основания и уничтожения этой обители никаких сведений нет. От нее уцелела одна только, стоящая среди поля, деревянная церковь во имя Апостолов Петра и Павла, которая приписана к Архангельскому Юрьево-Польскому монастырю.

ТРОИЦКИЙ, муж. в уездном городе Шуи, на берегу реки Тезы, на конце города. Когда он был основан, точных сведений нет; но из вкладов и других обстоятельств видно, что он в первой половине XVI в. уже существовал; уничтожен же он в 1764 году и место это обращено в городское кладбище. – Ныне здесь две церкви, построенные в недавнем времени, вместо прежних: 1) Живоначальной Троицы, с приделом Успения Божией Матери, и 2) Казанской Богородицы, где находилась и древняя ее икона. В ризнице хранится, между прочим, старинное письменное евангелие 1546 года; а прежде были тут некоторые утвари и книги, принесенные в дар Княз. Д. М. Пожарским. – Обитель, до уничтожения, пользовалась разными угодиями и вотчиной, пожалованными Царями Иоанном IV и Феодором Иоанновичем.

В храмовой праздник, в день Пятидесятницы, совершается сюда из городского собора крестный ход.

СПАСКИЙ, женский, в уездном городе Шуя, с церковью Преображения Господня. О времени основания его неизвестно; упразднен же в 1764 году.

ЗНАМЕНСКИЙ, женский, в Шуйском уезде, в селе Лежневе. Основан в XVI веке Марфой Владимиpoвной, супругой Принца Магнуса, Короля Лифляндского, дочерью Князя Владимира Андреевича Старицкого, имевшей пребывание в помянутом селе. Здесь церковь Знамения Божией Матери, обращенная в приходскую. Обитель упразднена в 1764 году. До уничтожения она была на всем содержании крестьянина села Лежнева, Андрея Петрова Кобылина, который и все монастырское строение соорудил на свой счет.

ЦЕРКВИ

УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ, Кафедральный Собор, в Губернском городе Владимире. Он заложен в 1154 году св. В. Князем Андреем Юрьевичем Боголюбским, кончен в 1160, и назывался Златоверхим. По свидетельству Ипатьевской летописи, внутренность сего собора была украшена великолепно: трое дверей церковных золотые; везде дорогие каменья, жемчуг и всякие узорочья; паникадила золотые и серебряные; амвон из золота и серебра; верх церкви и 5 глав золотые; комары (своды) позолоченные; пояс устроен золотом и украшен каменьями; и проч. – В 1161 году стены его расписаны по золоту, а снаружи вся церковь обложена мраморными плитами – и все это сделано мастерами иноземными. – В. К. Андрей сверх того обеспечил содержание храма десятиной в торге и стадах, и приписал к нему села и слободы; потом внес сюда привезенную им из Вышгорода Чудотворную икону Богоматери, известную под наименованием Владимирской, которая и находилась тут 240 лет, а в 1395 году перенесена в Москву. – 17 апреля 1184, знаменитый этот храм сгорел, и потом В. К. Всеволодом III поновлен 1189 и освящен Епископом Ростовским Лукой; при Епископе ж Иоанне вторично возобновлен, в 1193 году. – Во время нашествия Батыя, в 1238, когда Владимир был взят приступом Татарами, Великая Княгиня с своими родственниками, также Епископ Митрофан, Архимандриты, бояре и другие Владимирские жители заперлись в этом храме; но двери собора были слабой защитой против жестокости неприятелей, которые обложили церковь деревом, зажгли, и как самый собор, так и укрывавшихся в нем предали пламени. Чрез несколько лет после этого бедствия , Успенский собор приведен, по возможности, в прежний вид – и долгое время был первенствующей церковью в России: здесь и после перенесения (1328) Столицы Велико-Княжеской из Владимира в Москву, Великие Князья Московские совершали обряд восшествия своего на престол, до самого 1432 года. – В 1408, известные иконописцы Даниил Черный и Андрей Рублев расписали стены этого храма. – В нынешнем положении церковь эта существует с 1774 года: в этом году освящена она 25 мая после возобновления, сделанного по повелению императрицы Екатерины II, пожаловавшей и сумму на этот предмет в проезд свой из Казани чрез Владимир, в 1767.

Между иконами находятся здесь: 1) Явленный образ Божией Матери, называемый Максимовским; он написан в 1299 году, по явлению, бывшему в апреле того года митрополиту Всероссийскому Максиму; празднество этой иконе совершается 18 апреля, и 2) Владимирской Богоматери, списанный в первой половине XIV в. св. митрополитом Петром с подлинной Чудотворной иконы. – Здесь почивают открыто мощи: 1) св. В. К. Андрея Юрьевича Боголюбского, в серебряной раке, в недавнем времени сооруженной; в честь имени его находится при соборе особый придел; а в иконостасе есть образ этого князя во весь рост, написанный – как из преданий известно – на деке гроба его, снятой при обретении мощей; 2) Князя Глеба Андреевича, в приделе, во имя его сооруженному; серебряная рака для мощей сделана в 1818 году; 3) В. К. Юрия II (Георгия) Всеволодовича, в богатой серебряной раке, устроенной Патриархом Иосифом; эти мощи перенесены сюда из Ростова В. К. Ярославом Всеволодовичем в XIII веке; во имя этого святого устроен по правую сторону главного алтаря особый придел; сверх того, в соборе находятся гробницы: В. К. Ярослава II Всеволодовича; В. К. Всеволода III Юрьевича; В. К. Михаила II Ярославича; князя Ярослава, сына Юрия I Долгорукого; В. К. Михалко Юрьевича; Князя Владимира, сына Всеволода III; сыновей св. Андрея Боголюбского, князей: Мстислава и Изяслава; князя Бориса Данииловича, брата Калиты; княгини Ольги, супруги В. К. Юрия I Долгорукого; князя Изяслава Глебовича, внука Долгорукого; В. К. Константина I Всеволодовича; Луки, Епископа Ростовского, Серапиона, епископа Владимирского и Максима, митрополита Киевского и всея Руси, перенесшего на краткое время престол свой из Киева во Владимир. Над Княжескими гробницами лежат их орудия, – В особом склепе, наглухо закладенном, покоятся кости погибших при сожжении этого храма Батыем, в 1238 году: княгини Агафьи Всеволодовны, супруги св. В. К. Юрия II; сыновей ее, князей Мстислава, Всеволода и Владимира; дочери ее княгини Феодоры; невесток ее, княгинь: Марии, супруги князя Владимира, и Христины, супруги кн. Мстислава; Митрофана, епископа Владимирского; Пахомия, архимандрита бывшего Рождественского монастыря; Феодосия, игумена Спаского монастыря; Даниила, игумена ж Успенского монастыря; многих бояр и других Владимирских жителей.

В Соборной ризнице хранится много древностей, между коими замечательны: полуистлевшие одеяния Велико-Княжеские; серебряное кадило 1534 года; Евангелие 1541 года; медный вызолоченный нагрудник, с дорогою мусией и проч. Также особенного внимания заслуживает, по высокому достоинству произведения, живописное изображение крещения Киевлян при св. Владимире, в Почайне; картина эта – работы даровитого художника Тончи – ценится знатоками в 50-т рублей.

ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО, собор, в губернском городе Владимире; сооружен в 1194 году В. К. Всеволодом III (Димитрием) и был придворной его церковью. Здесь до XIV века находился образ Великомученика Димитрия, написанный на гробовой его доске, и принесенный 10 января 1197 года из Солуня во Владимир; а в 1380 году перенесенный в Московский Успенский Собор. Древняя эта церковь, Византийского стиля, сложенная из белого камня и существующая по ныне в том же виде – не смотря на некоторые повреждения, сделанные во время нашествия татар, в 1238 году, и в пожары, коим столь часто подвергался Владимир; – она украшена по наружным стенам старинною резьбою, изображающею разных птиц, зверей и другие фигуры. С давних времен пристроены были к боковым стенам собора два придела, закрывавшие наружный фасад этого достопамятного храма, служащего образцом русского зодчества в XII веке. Государь император Николай Павлович, в бытность свою во Владимире, в 1834 году, повелел отнять означенные пристройки и оставить собор в первоначальном его виде. Обстоятельство это было причиной, что при отламывании найдены под несколькими новейшими слоями штукатурки, в арке, под хорами, драгоценные древние изображения греческого письма, альфреско, Апостолов, Ангелов, Праотцев и других святых, снятые академиком Солнцевым.

БОРИСА и ГЛЕБА, древняя церковь в губернском городе Владимир, существовавшая издавна деревянная; а в 1755 году построенная каменная, с приделом Благовещения Богородицы. При ней есть особая теплая церковь, во имя Апостолов Петра и Павла.

ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ БОГОРОДИЦЫ, существовавшая некогда во Владимире, на Златых вратах, построенных из белого камня в 1158 году. Храм этот сооружен был св. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским, и освящен в 1163 году; а при нашествии Батыя, 1238, разрушен.

ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА, существовавшего в губернском городе Владимире; была построена каменная Великим Князем Константином I, в 1218 году.

ИОАКИМА и АННЫ, церковь в губернском городе Владимире, существовавшего на воротах кремля; она была заложена каменная 1 мая 1196 года Иоанном, Епископом Ростовским, Суздальским и Владимирским.

РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ, собор, в уездном городе, Суздале. Церковь огромная. Она первоначально построена каменная в 1148 году Великим Князем Юрием Долгоруким; когда еще он был удельным Князем, и освящена св. НИФОНТОМ, Епископом Новгородским, потом возобновлена в 1193 году Иоанном, Епископом Ростовским и Суздальским, и покрыта оловом; а в 1222, Великим Князем Юрием Всеволодовичем заложена новая каменная, существующая поныне, вместо прежней разрушавшейся, и в 1233 украшена стенным писанием, а пол вымощен различным мрамором. Чрез 4 года после того, в нашествие Батыя, храм этот был разграблен. – В правой стене собора почивают под спудом мощи св. епископов Суздальских, Феодора и Иоанна. – Здесь погребены: 1) сын В. К. Юрия Долгорукого, князь Святослав; 2) супруга В. К. Михалко Юрьевича, княгиня Феврония; 3) Князь Юрий Андреевич Суздальский, внук Ярослава Всеволодовича, и 4) супруга князя Глеба Георгиевича, сына Долгорукого. Также есть и другие гробницы XV и последующих веков, в них погребены тела Князей Горбатых-Суздальских, Шуйских (в том числе князь Иван Иванович Шуйский, известный воевода XVII в.). Скопиных-Шуйских, Бельских и Ногтевых и Суздальских Епископов: Нифонта, Симеона и Ферапонта.

СПАСКАЯ церковь, в уездном городе Суздале, построена каменная в 1152 году В. К. Юрием Долгоруким, а совершенно кончена сыном его, В. К. Андреем Боголюбским.

БЛАГОВЕЩЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ Собор, в уездном городе Муроме, построен около 1170 года князем Юрием Владимировичем Муромским, праправнуком В. К. Святослава II. – Здесь была прежде Муромская Чудотворная икона Божией Матери, принесенная сюда из Киева В. К. Константином I, и находящаяся ныне в Успенском Рязанском соборе. – В сем храме почивают мощи св. князя Петра (Давида) и супруги его Февронии (Евфросинии). Здесь же погребен храмоздатель, князь Юрий Владимирович. – При сем соборе в 25 день июня бывает ярмарка.

ГЕОРГИЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА собор, в уездном городе Юрьеве-Польском. Храм этот сначала построен каменный в 1152 году В. К. Юрием Владимировичем Долгоруким; а внуком его, В. К. Святославом III, в 1230, за ветхостью сломана и в 1234 вновь воздвигнут. Здесь погребен храмоздатель В. К. Святослав III, которого память, за добродетельную жизнь, и до ныне чтится окрестными жителями.

ВЛАДИМИРСКОЙ БОГОМАТЕРИ, церковь, в уездном городе Переславле-Залеском. (См. Богородицкий-Сретенский мон.).

СПАСА-ПРЕОБРАЖЕНИЯ, древнейший собор в уездном городе Переславле-Залеском, на берегу озера Плещева, или Плесцова, называвшегося некогда Клещиным. Он построен каменный В. К. Юрием Долгоруким, сыном Мономаха, в 1152 году, весь из белого камня и доселе существует в продолжении почти семи столетий в том же виде. Тут, во времена многобожия, стоял истукан Купало. Ярмарка, при этом храме, бывающая 23 Июня, называется, как и самое место купальницею. Замечательно, что в этот же день празднуется православною церковью память св. мученицы Агрипины, которая издревле слывет в простонародии под именем Аграфены-Купальницы. – В этом знаменитом соборе погребены: В. К. Димитрий I Александрович, сын его кн. Иоанн Переславский, и князь Владимир Глебович, внук Юрия Долгорукого. В иконостасе этого храма замечательны древние иконы: Спаса-Нерукотворенного, Печерской Божией Матери и Деиус.

РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ, церковь в уездном городе Переславле-Залеском; построена в конце XIV века св. Евфросинией, супругой В. К. Димитрия Донского.

БЛАГОВЕЩЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ, собор, в уездном городе Гороховце, на берегу Клязьмы – церковь весьма древней архитектуры; при ней особый храм во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, построенный, кажется, в честь тезоименитства царя Иоанна Васильевича, с приделом Великомученицы Параскевы.

ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА, собор, в уездном городе Шуе. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери-Одигитрии, известная под названием Шуйской, в богатом окладе, ценимом более 80 т. руб. К этой иконе все окрестные жители и даже издалека притекают с верой. Она написана в 1654 году по окончание морового поветрия, свирепствовавшего в этом году, от которого город Шуя был избавлен предстательством Пресвятой Богородицы. Особенное празднество этой иконе отправляется в июле месяце, 11 и 28 числа. – Колокольня при соборе есть одна из огромнейших в России: вышина ее 50 сажен; шпиль с крестом в 15 сажен; она заложена в 1810 году по проекту итальянского архитектора Марицелла, но доведенная им до 3-го яруса обрушилась в 1819 году, и приведена к окончанию в том колоссальном размере, в каком ныне существует, уже русским крестьянином Владимирского уезда, Михайлою Саватеевым. – В недавнем времени на престоле собора устроена, иждивением граждан, московским фабрикантом Сазиковым серебряная чеканная одежда, в коей весу почти 5 пуд.

ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА, приходская церковь в уездном городе Шуе. Здесь находится икона Успения Богородицы древнейшего греческого письма, вывезенная из Греции в Рим в 1453 году; на ней есть надпись, из коей видно, что образ этот принадлежал прежде одному знаменитому Греку, бывшему при особе императора Фомы Палеолога. – Крестовоздвиженская церковь в новейшее время отделана и украшена весьма богато Шуйским купцом Киселевым: иконостас, замечательный по изяществу резьбы, стоил, как говорят, 200 т. руб.; престол, жертвенник и паникадило сделаны бронзовые, весьма искусно.

* * *

* * *

1

Энциклопед. Лексик. Т. XVI.


Источник: Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России / Сост. из достовер. источников Александром Ратшиным. - Москва: Унив. тип., 1852. - [2], 566, 45 с.

Комментарии для сайта Cackle