сост. Александр Ратшин

Источник

Вологодской губернии

МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ:

СПАСО-ПРИЛУЦКИЙ, муж. 2 класса, в двух верстах от губернского города Вологды, на левом берегу реки того же имени; находится под управлением архимандрита, который есть и ректор ВОЛОГОДСКОЙ Семинарии. – Он основан во второй половине XIV века Преподобным Димитрием Прилуцким, с пособием В. К. Димитрия Донского. Обитель эта, находясь прежде в области Новгородской, подпала в конце XIV в. разорению от воевод московского Великого Князя Василия Димитриевича, посланных с войском против новгородцев. В 1613 году разграблена она литовцами; при чем более 200 монашествующих погибло; потом, в 1615, опять разорена и сожжена, вместе с Вологдой, войсками пана Голеневского и казацкого атамана Баловня. – Ныне здесь 6 церквей, из коих 1) соб. двухэтажная; в ней престолы: вверху Происхождения Честных Древ, с двумя приделами мучеников Платона и Романа и кн. Александра Невского, а внизу Преподобного Димитрия Прилуцкого, которого и мощи здесь почивают. Тут же находится и Чудотворный образ этого Святого, сопутствовавший Великому Князю Иоанну III в первый его поход на Казань, и по украшению богатым окладом, возвращенный в обитель 3 июня 1503 года. Собор этот построен первоначально деревянный Преподобным Димитрием, во имя Спаса; потом заложен каменный в 1537 году и совершен 1542. От случившегося в 1811 году пожара собор этот почти весь выгорел, а икона св. Димитрия Прилуцкого, написанная в начале XV века Преп. Дионисием Глушицким, чудесно сохранилась. Впрочем в соборе находятся и другие также древние иконы XIV, ХV и XVI веков. Здесь же почивают мощи св. князя Иоанна, внука В. К. Василия III Темного, и погребен брат этого святого, князь Димитрий, страдавший здесь вместе с ним в заточении 2) Обновления храма Воскресения Христова, теплая. 3) Введения Богородицы, с трапезою. 4) Всех Святых, больничная. 5) Вознесения Господня, над св. вратами. 6) Алексия человека Божия, под колокольней. – Из Вологодского собора бывает ежегодно сюда, в обитель, крестный ход 3 июня, в память возвращения в 1503 году иконы св. Димитрия. Каменные стены вокруг монастыря, с башнями, построены в 1656 году. – Архимандрия здесь учреждена в 1651 году.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ, муж. 2 класса, в уездном городе Великом Устюге; состоит под управлением архимандрита. Место, занимаемое ныне монастырем, называлось в древности Черным Яром: здесь Преподобный Киприан, поселясь в пустыне, построил в 1212 году две деревянные церкви: Введения Божией матери и Архистратига Михаила; а в 1216, когда Великий Устюг перенесен с Гледенской горы на нынешнее место, св. Киприан учредил здесь обитель, украшенную впоследствии каменными храмами и другими зданиями. Здесь почивают мощи основателя, Преподобного Киприана. – Ныне в этом монастыре 5 церквей, из коих две соборные: Архистратига Михаила и Введения Богородицы. – Здесь с 1786 года жил на покое, и по кончине погребен последний епископ Великоустюжской епархии, Иоанн. – В этой обители учреждена была в 1737 году семинария.

СПАСОКАМЕННЫЙ-ДУХОВ, муж. 3 класса, в губернском городе Вологде, на конце города, при речке Золотухе, прежде называемой Кодемкой; состоит под управлением архимандрита. В конце XVI в. жил на этом месте, в уединенной хижине, Преподобный Галактион, который в 1613 году, при нашествии на Вологду литовцев и казаков, убит и погребен был вологжанами в той же хижине; а впоследствии над могилой его устроена церковь Знамения Божией Матери, существующая и до ныне; потом, у сего храма, основана, также в начале XVII в. иноческая обитель, которая до 1775 года называлась Галактионовой пустынью; а когда сгорел и упразднен знаменитый Спасокаменный монастырь, бывший на Кубенском озере (см. Богоявленская Белавинская пуст.), и все оставшееся от пожара имущество, также и мощи св. князя Андрея, перенесены сюда: то, по указу св. Синода Галактионовская пуст., переименована Спасокаменным монастырем. В 1654 году обитель эта была перестроена из собственной казны царя Алексея Михайловича. – Ныне здесь находятся две каменные церкви: 1) Соб. Сошествия Св. Духа; в которой хранятся собранные после пожара (1477) и перенесенные сюда из Спасокаменного монастыря мощи св. Андрея, князя Вологодского; и 2) Знамения Пресвятой Богородицы, теплая, в которой почивают мощи Преподобного Галактиона; при сем храме два придела: один во имя княгини Ольги и Равноапостольного Князя Владимира, а другой во имя В. К. Александра Невского.

ГЛЕДЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в двух верстах от уездного города Великого Устюга, на высокой горе, называемой Гледень, между реками Сухоною и Югом, которые здесь соединясь, текут под именем северной Двины; состоит под управлением Игумена. – Основан в XII веке. Около этой обители был в древности (с XI до начала XIII в.) Город Великий Устюг, до перенесения на нынешнее место. – Здесь три церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, 2) Тихвинской Божией Матери, теплая, и 3) вне монастыря, св. Иоанна Устюжского, построенная на месте рождения этого святого, и принадлежавшая прежде к отдельному монастырю (см. Ивановская пуст.).

ВВЕДЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в уездном городе Сольвычегодске; находится под управлением игумена. Основан в 1563 году. Здесь соб. церковь Введения Божией Матери, с двумя приделами, которой нынешнее здание начато строиться в 1680, кончено в 1689 году; вообще храм этот великолепно украшен иждивением Г. Григория Дмитриевича Строгонова. Внизу под папертью собора устроена еще церковь Богоявления Господня. – Между погребенными в этой обители, есть гробница Юродивого Фомы, которого память почитается окрестными жителями. – В этом монастыре помещено Духовное Правление и находится дом для приезда Архиереев. Ризница здешняя, Обогащенная драгоценнейшими вкладами Г. г. Строгоновых, есть одна из замечательных по всей губернии.

КОРЯЖЕМСКИЙ, муж. 3 класса, в 16 верстах от уездного города Сольвычегодска, на реке Вычегде, при впадении в нее речки Коряжемки; находится под управлением игумена. Монастырь этот основан в 1535 году Преподобными Логгином и Симоном, последователями св. Стефана, первого епископа Пермского: они первоначально построили здесь, в пустынном месте, часовню и келью, а потом деревянную церковь Николая Чудотворца и собрали братство. Преподоб. Симон, вскоре после основания Коряжемской обители, удалился за 60 верст оттуда, в пустыню, где впоследствии устроил Сойгинский монастырь; а св. Логгин оставшись настоятелем обители, по кончине своей, был здесь погребен, вне церкви; но чрез 16 лет, по некоторому видению Устюжскому воеводе, мощи его перенесены в самую церковь.

Ныне в Коряжемском монастыре каменная соборная церковь Благовещения Богородицы, построенная в 1665, на месте древней деревянной, с приделом Николая Чудотворца, где и мощи основателя, Препод. Логгина, почивают под спудом. – В Ризнице хранится фелонь Преподобного; а близ церкви есть колодезь, им самим ископанный.

В этой обители жил и принял иночество в XVI в. Преподобный Христофор.

СОСНОВЕЦКИЙ-ПРЕДТЕЧЕВСКИЙ-ГЛУШИЦКИЙ, муж. 3 класса в 30 верстах от уездного города Кадникова, на берегу реки Глушицы; находится под управлением игумена. Здесь в начале XV века Преподобный Дионисий Глушицкий, оставя прежде основанную им Покровскую Глушицкую обитель, водворился, в 4 верст. от оной, в необитаемом месте, и по прошествии некоторого времени учредил монастырь, как видно, для погребения братии. Эта обитель долгое время находилась в зависимости старого Покровского монастыря; а в 1764 году все братство того монастыря с настоятелем переведено сюда в Сосновецкий, который и сделан самостоятельным.

Здесь ныне соб. церковь каменная Иоанна Крестителя, построенная св. Дионисием в 1420 году; при ней есть придел, впоследствии устроенный, во имя святых Дионисия и Амфилохия Глушицких. В этом храме, посреди церкви, почивают открыто мощи Препод. Дионисия и Амфилохия, в раке, сделанной иждивением Гостя Бахтеяра Булгакова; тут же находятся под спудом мощи: Макария, преемника св. Амфилохия, Тарасия, Феодосия и многих других Преподобных. – В этой обители есть несколько икон работы Препод. Дионисия, который занимался иконописью и резьбой; а между ими замечателен образ Серафима, находящийся за правым клиросом Соборной церкви. – Обитель Сосновецкая имеет наименование свое от того, что св. Дионисий нашел на этом месте необычайной величины сосну. – В смутное время самозванцев монастырь этот был разорен.

При обители бывают ежегодно две ярмарки: 1 июля и 1 октября.

ТРОИЦКИЙ-ОБНОРСКИЙ, пли КОМЕЛЬСКИЙ, муж. 3 класса, в 15 верстах от уездного города Грязовца, при реках Обноре и Нурме; находится под управлением игумена. Он основан в 1414 году Препод. Павлом Обнорским. В 1538 г. обитель эта разорена казанскими татарами, а в нач. XVII в. также подверглась сожжению от литовцев, и каждый раз была возобновляема.

Ныне здесь четыре каменные церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы; 2) Павла Обнорского, где и св. мощи его почивают под спудом; 3) Сергия Радонежского, построена каменная в 1546 году; при копании рвов для этого храма обретены мощи Преп. Павла и еще 6 других нетленных мощей угодников Божиих, которых имена неизвестны; 4) Успения Богородицы, при настоятельских кельях. – На монастыре показывают колодезь, ископанный Преподобным Павлом, и дупло в дереве, где он жил три лета; а в ризнице хранится медный крест, которым благословил его св. Сергий Радонежский. С 1694 по 1764 монастырем управляли архимандриты.

КОМЕЛЬСКИЙ-ВВЕДЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в 5 верстах от уездного города Грязовца, на реке Нурме, в так называемой Комельской волости. Основан в 1497 году Преподобным Корнилием, по благословению митрополита Всероссийского Симона. Здесь две церкви: 1) Соб. Введения Богородицы, которая была первоначально, еще до основания обители, построена малая деревянная Преподобным Корнилием; а потом им же, в 1517, увеличена; при ней ныне придел Корнилия Комельского, где и святые мощи его почивают под спудом; 2) Антония Великого, также построенная Препод. Корнилием. – В этой обители приняли иночество Преподобные: Даниил Шужгорский, Иродион Илоезерский, Симон Сойгнинский и Филипп Ирапский. – Настоятельство здесь было сначала игуменское; 1693 установлена патриархом Адрианом архимандрия; а в 1764 году переменено опять на игуменство. Из числа бывших в древности игуменов известен по благочестивой жизни ученик св. Корнилия, Лаврентий, который здесь и погребен. – При обители бывают ежегодно две ярмарки: 17 января и 21 ноября.

КОМЕЛЬСКИЙ-РИЗПОЛОЖЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в 20 верстах от уездного города Грязовца, при реках Кохтыше и Леже, в Комельском лесу; находится под управлением игумена. Основан около 1530 года, по грамоте царя Иоанна Васильевича, Преподобным Арсением, бывшим прежде в Троицком Сергиевом мон. игуменом. – Здесь соб. церковь Положения Ризы Богородицы, с двумя приделами, из коих один во имя Арсения Комельского, где и святые мощи его почивают, под спудом; а другой во имя Сергия Радонежского. В ризнице хранится Евангелие, писанное самим Препод. Арсением. – До XVII века управляли этой обителью строители.

СЯМСКИЙ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, муж. заштатный, в 62 верстах от губернского города Вологды, близ Кубенского озера. Основан в 1524 году. Здесь соб. церковь двухэтажная, в которой престолы: вверху Рождества Богородицы, а внизу Благовещения. В этом храме находится явившаяся в 1524 году Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Сямскою, которой празднество совершается 8 сентября. – При этой обители бывает ежегодно три ярмарки: 25 марта, 2 июля и 8 сентября.

ЛОПОТОВ-ПЕЛЬШЕМСКИЙ, муж. заштатный, в 40 верстах от губернского города Вологды и в 7 верстах от уездного города Кадникова, на берегу реки Пельшмы. Основан в 1426 году Преподобным Григорием, бывшим здесь первым игуменом.

Ныне в этой обители две каменные церкви: 1) Соб. во имя Собора Пресвятой Богородицы в Миасинех, с приделом Иоанна Предтечи; 2) Григория Пельшемского, где и мощи этого Святого почивают под спудом.

Название монастыря произошло от того, что основатель его, св. Григорий, был из дворянской Фамилии Лопотовых.

2 июля бывает здесь ежегодно ярмарка.

ПРИЛУЦКИЙ, муж. заштатный, в 40 верстах от уездного города Великого Устюга, при заливе реки Двины. О времени основания его сведший нет. Здесь Соб. церковь Николая Чудотворца, с двумя приделами.

СПАСОСУМОРИН, муж. заштатный, в 2 верстах от уездного города Тотьмы, между рек Сухоны, Ковды и Песьяденги; находится под управлением игумена. Основан около 1554 года, по желанию Тотемских посадских, Преподобным Феодосием, которого и мощи здесь почивают открыто. Ныне в этой обители четыре церкви: 1) Соб. Преображения Господня, построенная сначала деревянная Препод. Феодосием; 2) Вознесения Господня; 3) Александра Невского – великолепный храм, сооруженный в 1803 году щедротами государя императора Александра I и освященный в 1805 году; здесь находится икона сего св. князя, в богато украшенном окладе, присланная сюда императором Александром; 4) Иоанна Златоустого, под колокольней, построена в 1810 году. – В ризнице хранится подлинное завещание св. Феодосия Тотемского.

В этой обители, в начале XVII века, принял иночество Преподобный Вассиан, основатель Тикспенской пустыни.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ, муж. заштатный, в Велико-Устюжском уезде, при заштатном городе Лальске. Основан в XVII веке. Здесь Соб. церковь Преображения Господня, с приделом Архангела Михаила.

БОГОЯВЛЕНСКАЯ-БЕЛАВИНСКАЯ пуст. муж. на юго-восточной стороне Кубенского озера, на острове, который называется издревле Каменным, от берега озера в 7, и от губернского города Вологды в 47 верстах, на том самом месте где прежде был знаменитый Спасокаменный монастырь. Обитель Белавинская, находившаяся дотоле на острове Белавинского озера, в 50 верстах от уездного города Кадникова, основана около 1260 года князем Глебом Васильковичем Белозерским, сыном св. Василько Ростовского; в 1630 году была она возобновлена; а на нынешнее место переведена в 1801 году, по указу императора Павла I. – Здесь, на Каменном острове, существовал более 500 лет Спасокаменный мужской монастырь, основанный в одно время с Белавинской пустыней и тем же князем Глебом Васильковичем, в память избавления его от потопления во время бури на Кубенском озере. Князь Глеб, пристав к берегу, нашел тут 23 отшельника, укрывавшихся на уединенном острове и имевших у себя только часовню. По учреждении обители, князь построил две деревянные церкви: Преображения Господня и Успения Богородицы, в которой несколько лет почивали открыто мощи св. князя Андрея Вологодского, спасавшегося в этой обители. В 1472 году сентября 3, монастырь и церкви сгорели, и 1477 остатки мощей св. Андрея, вложены старцем Мартинианом в ковчег. Вскоре после этого пожара Успенская церковь вновь построена деревянная ж, а в 1481 и Преображенская сооружена каменная, уцелевшая и до ныне, в которую 10 июня 1650, по благословению Маркелла, Архиепископа Вологодского и Великопечерского, первым архимандритом Спасокаменной обители, Маркеллом же, перенесены св. мощи и положены в раке, против левого клироса. 24 июля, 1773 года монастырь сожжен вторично одним безумным, тут содержавшимся; но мощи Кн. Андрея с немногим монастырским имуществом спасены от пламени. После сего бедственного случая, Спасокаменный монастырь упразднен и по указу Святейшего Синода, в 1775 году, мощи и прочие уцелевшие утвари отсюда перенесены и братия переведены в Вологодский Духов монастырь, который и велено именовать Спасокаменным; а на остров Кубенского озера в погоревшие здания, бывшие 28 лет в запустении, переведена, как выше сказано, в 1801 году Богоявленская Беловинская пустынь, в которой ныне находится две церкви: 1) Преображения Господня, существующая с 1481 года, с приделом Богоявления, устроенным в 1801 году, и 2) Успения Богородицы, построенная, вместо древней деревянной, в 1543 году; при ней также в 1801 году сделан придел во имя Василия Блаженного. Обе эти церкви, по переведении сюда Белавинской пустыни, возобновлены и вновь украшены. В Преображенском соборе погребены тела местно-чтимых иноков Спасокаменной обители: Игумена Кассиана и Петра; а под церковью, в палатке, Блаженного Василия.

В XIV веке здесь был пострижен в иночество Преподобный Александр Куштский.

ЗАОНИКЕЕВСКАЯ пуст. муж. в 12 верстах от губернского города Вологды. Основана в 1588 году Преподобным Иосифом. В ней соб. церковь Владимирской Богородицы, построенная Преподоб. Иосифом на том месте, где явилась, 1588 июня 23, икона Богоматери, которая и находится в оной церкви, и известна под названием Заоникеевской. Здесь же почивают под спудом мощи: основателя, Препод. Иосифа, и двух его преемников, Антония и Иоанникия. – Задолго до основания обители был здесь непроходимый лес, где гнездился некто Аника, сильный разбойник; могилу его показывают и до ныне; по имени этого разбойника и лес назывался Оникиевым, от чего и пустынь, лежащая за этим лесом, прозвана Заоникиевской.

СЕМИГОРОДНАЯ-УСПЕНСКАЯ пуст. муж. в 30 верст. от уезд. гор. Кадникова. – Основана в 1622 году пришедшими из Глушицкого Покровского монастыря иноками и названа Успенской по образу Божией Матери, который они сюда принесли. Здесь соб. церковь двухэтажная, в которой вверху престол во имя Успения Богородицы, а внизу Иоанна Предтечи с приделом Николая Чудотворца. Храм этот существует с 1753 года. В Успенской церкви находится помянутая принесенная основателями Чудотворная икона Богородицы, известная под именем Седмигородной, писанная св. Дионисием Глушицким в XV веке, и прославленная чудесами в 1593 году; празднество этой иконе совершается 15 Августа. Сверх того, тут же находятся два Чудотворные образа Успения Богородицы и Иоанна Предтечи, привлекающее множество богомольцев.

ЗНАМЕНСКАЯ пуст. муж., в 1 1/2 верст. от уездного города Великого Устюга, на берегу реки Сухоны, на горе, называемой издревле Янковской, по которой и пустынь имела прежде наименование Янковской. Она основана в 1654 году Преподобным Филиппом, пустынножительствовавшим на сем месте. Здесь церковь Знамения Пресвятой Богородицы, с приделом Филиппа, митрополита Московского, в которой почивают под спудом мощи основателя, Преподобного Филиппа. Церковь эта возобновлена в 1735 году.

ДЕДОВСКАЯ-ТРОИЦКАЯ пуст. муж. в 7 верстах от уездного города Тотьмы, на острове речки Сухоны, который издавна называется Дедовским. Пустынь эта основана при Царе Феодоре Алексеевиче, по случаю явления на сем месте иконы св. Троицы. Здесь две церкви: 1) Живоначальной Троицы, древняя, в которой находится и самая явленная икона, стоявшая прежде в Тотемской Соборной церкви, а по указу Петра Великого, перенесенная сюда; 2) Покрова Богородицы, вновь построенная. – июля 6, ежегодно, бывает сюда из города Тотьмы крестный ход, установленный при Петре I, в память перенесения явленной иконы.

* * *

ГОРНИЙ-УСПЕНСКИЙ, женский 3 класса, в губернском городе Вологде. В нем три каменные церкви: 1) соб. Успения Богородицы, 2) Николая Чудотворца, с приделом Сергия Радонежского, и 3) Алексея Человека Божия, над св. вратами. О времени, когда основана эта обитель, неизвестно. В 1762 монастырь этот сгорел; при чем погибли ризница и большая часть церковных украшений.

ПРЕДТЕЧЕВСКИЙ, женский 3 класса, в уездном городе Великом Устюге, на горе, именуемой Сокольничьей. Существует с 1262 года и был прежде мужским. Обитель эта основана татарским баскаком (сборщиком податей) Бугаем, принявшим христианскую веру под именем Иоанна; на этом месте был двор сего Иоанна. – В 1764 году, по уничтожении Преображенского Великоустюжского монастыря, инокини из оного переведены сюда – и с тех пор Предтечевская обитель обращена в женскую. Ныне здесь соб. церковь двухэтажная, в которой престолы: вверху Трех Святителей, а внизу Иоанна Предтечи, с приделом Димитрия Ростовского.

* * *

УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ:

ТРОИЦКИЙ, муж. близ губернского города Вологды, при впадении ручья Кайсарова в реку Вологду. Он был основан в 1147 году Преподобным Герасимом, и уничтожен задолго еще до 1764 года. Ныне существует здесь только одна древняя церковь Живоначальной Троицы (приходская), в которой почивают под спудом мощи основателя, Препод. Герасима.

ВОСКРЕСЕНСКИЙ, муж. в губернском городе Вологде, на ручье Кайсарове; в нем каменная церковь Воскресения Христова, обращенная в приходскую. О времени основания и уничтожения этой обители ничего неизвестно.

ГРЯ3ОВЕЦКИЙ-ПЕЧЕНГСКИЙ, муж. в 20 верстах от губернского города Вологды, на реке Печенге; основан в 1492 году Преподобными Авраамием и Коприем; а уничтожен в 1764 году. Здесь находится древнего построения церковь Спаса Преображения (ныне приходская), в которой почивают под спудом мощи основателей, Преподобных Авраамия и Коприя.

СЫНЖЕМСКИЙ-СПАСО-ЕВФИМИЕВ, муж. в Кадниковском уезде, в 20 верстах от губернского города Вологды, на реке Сынжеме; основан был в первых годах XV века Преподобным Евфимием, и назывался тогда Спасо-Евфимиевым монастырем. Ныне здесь существует только одна из церквей, построенных Препод. Евфимием, во имя Вознесения Господня, которая, по упразднении, в 1764, обители, превращена в приходскую; в ней почивают под спудом двое мощей: основателя, Преп. Евфимия, и преемника его, Препод. Харитона.

ГЛУШИЦКИЙ-ПОКРОВСКИЙ-СТАРЫЙ, муж. в 30 верстах от уездного города Кадникова, на берегу реки Глушицы. Основан в 1395 году Преподобным Дионисием Глушицким, с помощью владетеля сих мест, князя Дмитрия Васильевича Заозерского. Здесь св. Дионисий первоначально построил, в 1403, небольшую церковь Покрова Богородицы, а в 1412 воздвигнул вместо ее новую, гораздо просторнейшую. Число монашествующих в этой обители было впоследствии столь велико, что она имела название Лавры. В это время, по удалении св. Дионисия в Сосновецкий монастырь, был здесь Игуменом Препод. Амфилохий. – В смутное время, при нашествии поляков и литвы, монастырь этот был разорен, вместе с прочими Вологодскими обителями, и два раза горел: в 1614 и 1625 годах. – В XV веке жил здесь св. Григорий Пельшемский, а в XVI в. принял иночество св. Стефан Комельский. – Ныне обитель эта, заключающая в себе деревянные строения, пришедшие уже в ветхость, находится с 1764 года в зависимости от Сосновецкого Предтечевского монастыря, в 4 верстах от нее отстоящего, откуда присылаются сюда иноки временно, для отправления службы. – До 1764 года Покровский монастырь был самостоятельным и игумены его начальствовали и над Сосновецким монастырем.

ЛЕОНТИЕВ, женский, бывший общежительным, в Кадниковском уезде, в двух верстах от Глушицкого Покровского монастыря. Он был основан в начале XV века Преподобным Дионисием Глушицким; но когда уничтожен, неизвестно. Здесь была церковь св. Леонтия, Епископа Ростовского.

ПЕРСОВА пли ПЕРЦОВА пуст. муж. в Грязовецком уезде, в 35 верстах от Вологды. Основана была в 1499 году Преподобными Онуфрием и Авксентием. Она упразднена еще до 1764 года. Здесь находится церковь (обращенная в приходскую) во имя Живоначальной Троицы, в которой почивают под спудом мощи основателей обители, Преподобных Онуфрия и Авксентия.

АРСЕНИЕВА пуст. муж., в 40 верстах от губернского города Вологды, на речке Масляне, впадающей в реку Вологду. Основана была в 1529 году Преподобным Арсением Комельским, который чрез год после того, поручив здешнюю обитель другому настоятелю, удалился на безмолвие в Комельский лес. – Церковь здешняя, по упразднении обители, обращена в приходскую села, называемого и ныне Арсеньева пустынь.

РАБАНГСКИЙ, муж. в 32 верстах от губернского города Вологды, при реках Сухоне и Рабанге. Основан был в 1448 году Преподобным Филиппом, бывшим первым Игуменом этой обители, который и погребен здесь, но в котором именно месте, неизвестно. Монастырь упразднен в 1764 году и церковь Преображения Господня обращена в приходскую.

УСПЕНСКИЙ-КУШТСКИЙ, муж. в 8 верстах от Спасокаменного монастыря, и в 45 верст. от губернского города Вологды, на восточном берегу озера Кубенского, при самом впадении в него речки Кушты. Основан в первых годах XV века, по желанию благочестивых князей Димитрия Васильевича Заозерского (отца св. Князя Андрея Вологодского), супруги его княгини Марии и князя Симеона Ярославского, которые пригласили для этого св. Александра (Куштского), спасавшегося в пустыне на реке Сынжеме.

Здесь были две церкви: 1) Успения Божией Матери, построенная св. Александром, с пособием помянутых князей; 2) Николая Чудотворца, сооруженная уже по кончине Препод. Александра, по его завещанию, учениками его. В 1519 году обитель вся сгорела; после чего церкви Успенская и Николаевская с кельями были построены вновь. – В 1764 году, по упразднении монастыря, остававшаяся тогда одна церковь Николая Чудотворца обращена в приходскую; в ней почивают под спудом мощи основателя, Преп. Александра. – В 3 верстах от этой обители, против села Ила, при деревне Чуриковой, находится древняя часовня, построенная на том месте, где были некогда дворы и терема князей Заозерских.

СВЯТО-ЛУКСКИЙ, муж. в Кадниковском уезде, на берегу Кубенского озера. В глубокой древности существовал тут, при деревне Святая Лука, общежительный монастырь, о времени основания которого никаких сведений нет; в конце XIV века оставалась от этой обители одна только запустелая и разрушавшаяся церковь св. Евангелиста Луки. – Преподобный Дионисий Глушицкий поселился тут с братом своим Преп. Пахомием, и возобновя обитель, построил тут, в 1393 году, церковь Николая Чудотворца. Когда же св. Дионисий отошел в пустыню, на реку Глушицу, то настоятелем здешней обители остался помянутый брат его инок Пахомий, которого и гробница находится здесь под спудом. О времени уничтожения этого монастыря неизвестно.

НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. существовавший некогда в Грязовецком уезде, среди озера Никольского, на острове. Обитель эта уже давно уничтожена.

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. бывший общежительным, в 55 верстах от губернского города Вологды, и в 10 верстах от реки Нурмы, при речке Еде; основан был в XV в. Препод. Иннокентием, собеседником св. Нила Сорского. Ныне здесь одна церковь Благовещения Богородицы, обращенная в приходскую, в которой почивают под спудом мощи основателя, Преподобного Иннокентия. Обитель упразднена в 1764 г.

НУРОМСКИЙ, муж. в Грязовецком уезде, при реках Нурме и Обноре. Основан был около 1400 года Преподобным Сергием Обнорским. Бывшая монастырская церковь Всемилостивого Спаса, обращена в приходскую; в ней почивают под спудом мощи основателя, Преподобного Сергия. Обитель упразднена в 1764 году. – Здесь бывает ежегодная ярмарка, продолжающаяся с 1 по 9 Августа.

ВОСКРЕСЕНСКИЙ, муж. существовавший в древности в Грязовецком уезде, на берегу реки Обноры. Обитель эта упоминается в XIV веке, а о времени основания ее сведений нет. Здесь был Игуменом ученик св. Сергия Радонежского, Сильвестр, которого память и доныне уважается, как мужа благочестивого; он здесь и погребен.

АВНЕЖСКИЙ-НОЗОМСКИЙ, муж. в 60 верстах от губернского города Вологды, близ реки Сухоны и Юрьева потока; основан был около 1370 года Преподобными: Стефаном Махрищским и учениками его, Григорием и Кассианом. Они первоначально построили в бывшей тут пустыне две церкви: сперва Живоначальной Троицы, а потом Великомученика Георгия и вокруг кельи. Вскоре Авнежская обитель, под начальством Препод. Григория, прославилась во всех окрестностях; Великий Князь Димитрий Иоаннович Донской прислал сюда вклады и книги служебные. – В 1392 году обитель совершенно разорена Татарами и Вятчанами; при чем Преподобные Григорий и Келарь Кассиан с прочею братией убиты. Запустение Авнежского монастыря продолжалось 132 года, до того, что даже место, где он существовала, заросло лесом. В 1524 году, один крестьянин, дровосек, нечаянно нашел мощи св. Григория и Кассиана – и по умножившимся чудесам от этих угодников, вскоре поставлена тут часовня; а в 1560 году Царским иждивением учреждена опять над гробами их обитель и построены вновь две церкви, Троицкая и Георгиевская. В 1764 году монастырь этот упразднен, и существующая ныне церковь св. Троицы обращена в приходскую; в ней под спудом почивают ныне и мощи Преподобных Григория и Кассиана.

ВАДОЖСКИЙ-БОГОРОДИЦКИЙ, муж. существовавший, вероятно, в том месте, где находится ныне станция Вадожская, на берегу реки Сарры. Время основания и уничтожения обители неизвестно. Здесь церковь Покрова Богородицы, в которой почивают под спудом мощи Преподобного Игнатия, пустынника Вологодского.

СПАСКАЯ-ЛОМОВСКАЯ пуст. муж. в 60 верстах от Вологды, близ бывшего города Лальска. Основана была в XVI веке тем же Преподобным Игнатием пустынником. Она называлась прежде Игнатьевскою-Спаскою пустынью, а потом, с 1673 года, Ломовским монастырем и Верхоломскою пустынью. Обитель эта упразднена в 1764 году и церковь ее обращена в приходскую.

КАТАРМИНСКИЙ, муж. существовавший в древности на озере Катарме и давно уже уничтоженный. Из числа настоятелей этой обители известен только иеромонах Онуфрий, как благочестивый инок; он здесь и погребен.

ОЗЕРСКИЙ-КОМЕЛЬСКИЙ, муж. на берегу Комельского озера, у истока реки Комелы. Основан был около 1530 года Преподобным Стефаном, построившим сначала на сем месте часовню, а потом деревянную церковь во имя Николая Чудотворца, и чрез три года после того учредил обитель, для которой земли и угодья дарованы были от В. К. Василия Иоанновича. По кончине Препод. Стефана, над гробом его устроена часовня, а на другой год мощи его перенесены в церковь. – Ныне существующий здесь двухэтажный соб. храм, построен в 1753 году, где в нижней церкви и мощи св. Стефана почивают. В 1811 году верхний этаж этого храма сгорел. – На память Препод. Стефана, 12 Июня, бывает ежегодно здесь большое стечение молящихся.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, на ПРИЛУКЕ, муж. существовавший в древности и давно уже уничтоженный. В этой обители, о времени основания коей ничего неизвестно, принял иночество в XIV веке Преподобный Павел Комельский.

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, женский, в уездном городе Великом Устюге; с которого времени существовал, неизвестно, а упразднен в 1764 году и инокини из него переведены в Предтечевский Велико-Устюжский монастырь.

ИВАНОВСКАЯ пуст. муж. близ уездного города Великого Устюга, в селе Пухове, при соединении рек Сухоны с Югом, которые отселе принимают уже название Северной Двины. Пустынь эта была основана в конце XV века на том самом месте, где родился св. Иоанн юродивый, и в последствии была приписана к Гледенскому монастырю. Здесь церковь во имя Иоанна Устюжского, которая и ныне существует (см. Гледенский мон.).

ЗОСИМО-САВВАТИЕВСКАЯ, пуст. муж. существовавшая в. древности в 15 верстах от уездного города Великого Устюга, на нагорном берегу реки Двины, и давно уже уничтоженная.

ТЕЛЕГОВ, муж. в 70 верстах от уездного города Великого Устюга, при реке Двине, на большой Архангельской дороге; основан был в 1553 году Преподобным Нифонтом, которого и мощи почивают под спудом в бывшей монастырской, а ныне приходской церкви Живоначальной Троицы. Обитель эта упразднена в 1764 году.

ТРОИЦКИЙ-ОРЛОВСКИЙ, женский, в бывшем городе Орлеце, на речке Моленге, в 40 верст. от уездного города Великого Устюга; основан был Новгородцами в XIV веке. Здесь была, в XV в., игуменьей мать св. Иоанна юродивого, Устюжского, под именем Наталии. Обитель эта существовала до начала XVII века.

УСТЬНЕДУМСКАЯ пуст. муж. в 80 верстах от уездного города Великого Устюга, близ заштатного города Лальска, на речке Недумке, у Черного Озера. Она основана была в 1608 году Преподобным Леонидом, просветителем всей Устюжской страны, сначала на реке Лузе, где он срубил себе келью и часовню, в которой поставил принесенную им из Моржегорской пустыни икону Божией Матери-Одигитрии, а потом построил и церковь деревянную во имя Введения Богородицы; но как устроенной им в этом месте обители вредил нередко разлив реки Лузы, так, что при всем старании Преподобного, прокапывавшего для осушения канавы, невозможно было ей на этом месте существовать: то и вынужден он был перенести оную на нынешнее удобнейшее место, где построил также Введенскую церковь, с приделом Великомученицы Параскевы, и освятил ее 25 Мая 1652 года. – Обитель эта упразднена в 1764 году, и бывшая монастырская церковь обращена в приходскую. В этом храме находится помянутая Чудотворная икона Богородицы, взятая Преп. Леонидом, по явлению во сне, из Моржегорской пустыни; здесь же почивают под спудом и мощи Препод. Леонида и хранится власяница, им носимая. В 9-ю пятницу по Пасхе, стекается сюда из окрестных городов и селений множество богомольцев, как было это еще при жизни основателя пустыни.

ТЕПЛОГОРСКАЯ пуст. муж. на берегу реки Вороны, в 120 верстах от уездного города Великого Устюга. В ней церковь Рождества Богородицы, обращенная в приходскую. Кем и когда эта обитель была основана, неизвестно; упразднена же она в 1764 году.

ВОЛОМСКАЯ пуст. муж. в 80 верстах от уездного города Великого Устюга, на верховье реки Ничменги, или Киченги; основана была в 1613 году Преподобным Симоном. Здесь церковь Воздвижения Честного Креста, в которой почивают под спудом мощи основателя. Обитель эта уничтожена в 1764 году, а церковь обращена в приходскую.

НЕГРЕНСКАЯ пуст. муж. существовавшая некогда в 90 верстах от уездного города Великого Устюга, при реках Сученге и Сухоне, с церковью Пресвятой Богородицы.

ПЕЧЕРСКАЯ пуст. муж. в Вельском уезде.

Подробностей об этой обители никаких неизвестно.

ЛЕВАНИДОВСКАЯ пуст. муж. в Тотемском уезде; основана старцем Ефремом, но когда именно, также какие в ней были храмы, неизвестно. После того она, как видно, была в запустении потому, что Преподобный Феодосий Тотемский возобновил ее в XVI веке. Уничтожена она в 1764 году.

ВВЕДЕНСКАЯ-ЗАОЗЕРСКАЯ пуст. муж., в Тотемском уезде. Основана была в 1722 году иноком Евфимием, который и был здесь первым строителем. В ней церковь Введения Божией Матери, обращенная в 1764 году из монастырской в приходскую.

ГОЛУБЕНСКАЯ пуст. муж. в Тотемском уезде. О времени основания ее и уничтожения, неизвестно. Здесь бывает ежегодная ярмарка, продолжающаяся с 7 по 10 Июля.

МАРКУШЕВСКИЙ, или МАКСУШЕВСКИЙ, муж. в Тотемском уезде, при речках Тарнаге и Маркуше, основан был в XVI в. Преподобным Агапитом, по указанию св. Николая Чудотворца, в сонном видении ему явившегося. Здесь две церкви, построенные сначала деревянные Преп. Агапитом в 1578 году: 1) Николая Чудотворца, где находится и икона этого угодника, названная Великородною; тут же почивают мощи Преподобного основателя, под спудом; 2) Прокопия Устюжского. Обитель эта упразднена в 1764 году.

БАБОЗЕРСКАЯ пуст. муж., в 85 верстах от уездного города Тотьмы, на озере, называемом Бабьим. Здесь церковь Николая Чудотворца. О времени основания этой обители сведений нет; а известно, что в 1678 году она уже существовала. Упразднена в 1764 году.

ТИКСНЕНСКАЯ пуст. муж. в 40 верстах от уездного города Тотьмы, на реке Тиксне; основана была в 1603 году Преподобным Вассианом, который построил здесь церковь Нерукотворенного Спасова образа. Ныне от этой обители, давно уже упраздненной, осталась одна (приходская) церковь Преображения Господня, в которой почивают под спудом мощи Преподобного Вассиана.

БОГОРОДИЦКАЯ-ХРИСТОФОРОВА пуст. муж. в 27 верстах от уездного города Сольвычегодска и в 20 верстах от Коряжемского монастыря; в верховье речки малые Коряжемки; основана была Преподобным Христофором около 1555 года, который за пять лет до того водворился здесь в уединенной кельи, и по желанию других отшельников, к нему пришедших, построил церковь во имя иконы Божией Матери Одигитрии, принесенной сюда Преподобным, от которой происходили многие исцеления. Впоследствии обитель Христофорова прославилась как примерным житием ее тружеников и чудесами от иконы Богородицы проистекавшими, так равно и открывшимся близ монастыря целебным источником, от которого и царица Анастасия, супруга царя Иоанна Васильевича, получила в болезни облегчение. – В 1572 году Препод. Христофор скрылся из обители тайно и неизвестно куда; после чего пустынь пришла в упадок и приписана к Николаевскому Коряжемскому монастырю, куда и икона Божией Матери перенесена. – Это продолжалось 18 лет. Но когда, в 1590 году, Чудотворная икона возвращена опять сюда, то обитель начала процветать. В 1763, Богородицкая церковь сооружена, вместо деревянной, каменная. При учреждении штатов, в 1764, пустынь упразднена, а церковь обращена в приходскую. Сюда и до ныне, стекается множество богомольцев на праздник Одигитрии 28 Июля, также в 9 пятницу по пасхе и 8 Сентября.

СОЙГИНСКИЙ-СПАСКИЙ, муж. в 75 верстах от уездного города Сольвычегодска, на берегу реки Вычегды, при впадении в нее речки Сойги; основан был в 1540 году Преподобным Симоном. Здесь две церкви: 1) Преображения Господня, построенная первоначально деревянная Преподобным Симоном, и освященная 17 мая, 1541 года; 2) Великомученицы Екатерины, где почивают под спудом мощи основателя, Преп. Симона. Обитель упразднена в 1791 году и обе церкви обращены в приходские.

БОРИСОГЛЕБСКИЙ, муж. в уездном городе Сольвычегодске, на берегу реки Вычегды. О времени основания этой обители, равно и о том, когда она уничтожена, сведений нет; известно только, что она существовала еще до 1498 года. – Здесь в XVI веке жили Преподобные Агапит Маркушевский и Логгин Коряжемский.

СПАСКАЯ-УЛЬЯНОВСКАЯ пуст. муж., существовавшая в 165 верстах от уездного города Устьсысольска, на берегу реки Вычегды, и давно уже уничтоженная. Она была основана в XIV веке св. Стефаном, первым Епископом и Апостолом Пермским. Теперь на этом месте Ульяновский погост.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ, муж. в 33 верстах от уездного города Яренска, при впадении реки Выми в Вычегду, в селении Усть-Выми. Он существовал с XIV века, а уничтожен в 1764 году. (см. Архангельская Усть-Вымская церковь).

ЦЫЛИБИНСКАЯ пуст. муж. в 28 верстах от уездного города Яренска , на берегу реки Вычегды; была основана в XIV веке Преподобным Димитрием, последователем св. Стефана Епископа Пермского. Ныне от обители осталась одна только церковь Архистратига Михаила, обращенная в 1764 году в приходскую, и близ нее древняя каменная часовня, в которой почивают под спудом мощи Преподобного Димитрия.


Дружининская пуст. муж. Об этих обителях, обращенных в приходские церкви, кроме названий, ничего не известно
Боровинская пуст. муж.

* * *

ЦЕРКВИ:

СОФИИ ПРЕМУДРОСТИ БОЖИЕЙ, Кафедральный Собор в Губернском городе Вологде; построен по повелению Царя Иоанна Грозного, в 1568 г., иноземным зодчим, которого имя, к сожалению, осталось неизвестным. – При нем придел, освященный 1588; а главный престол освящен около 1687; т. е. чрез сто лет после: ибо храм этот вскоре по сооружении вчерне, впал по неизвестной причине в опалу у царя Иоанна, и оставался во все это время неоконченным. В этом Соборе почивают под спудом мощи св. Антония, епископа Вологодского2. Тут же погребены и другие архиереи вологодские; между ими известны: епископ Иоасаф и архиепископ Гавриил, отличавшийся благочестивой жизнью.

УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ, собор, в уездном городе Великом Устюге. В XIII веке он уже существовал; но когда именно построен был, сведений нет. В 1398 году Новгородцы, бывшие в раздоре с В. К. Василием Димитриевичем, сожгли посады Устюга и самую соборную церковь, которая была тогда деревянная. При сем случае они взяли чудотворную икону Божией Матери, известную ныне под именем Устюжской, и называли ее своей пленницей; впоследствии времени она возвращена в Устюг. Икона эта весьма древняя: она находилась здесь с XIII века, и в 1290 году прославилась чудесами; около 1567 года взята она царем Иоанном Васильевичем в Москву и находится теперь в тамошнем Успенском соборе, но празднование образу (с которого есть список) совершается здесь и по ныне 8 июля. – В тот же самый год, когда новгородцы сожгли Успенскую церковь, епископ Ростовский Григорий построил новую, также деревянную, которая после того еще дважды подвергалась пожарам: 1 августа 1490 и 29 июля 1496; в последний раз погибли все иконы (кроме чудотворной), книги и ризница. – Неизвестно, когда сооружен нынешний каменный собор, замечательный огромностью и великолепием. С 1682 по 1786 год церковь эта была кафедральной Великоустюжских епархиальных архиереев, которые тут и погребены, а именно: архиепископы – Геласий, Александр, Иосиф, Гавриил, и епископы – Боголеп, Лаврентий (Горка), Сергий, Варлаам (Скамницкий), и Феодосий (Голосницкий). Здесь же почивают под спудом мощи, Блаженного Иоанна, Христа-ради юродивого, Устюжского.

ПРОКОПИЯ БЛАЖЕННОГО церковь, в уездном городе Великом Устюге, на берегу реки Сухоны. Она построена в XIV в. на том месте, где в 1303 году погребен блаженный Прокопий, Христа-ради юродивый, которого и св. мощи здесь почивают, под спудом.

ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ церковь, в уездном городе Великом Устюге, на посаде, существует весьма давно; ибо здесь погребены местно-чтимые, праведные Иоанн и супруга его Мария, жившие в XIII веке.

ВО3ДВИЖЕНИЯ КРЕСТА, собор в уездном городе Сольвычегодске, на крутом берегу реки Вычегды. Церковь эта, по великолепию и древней архитектуре, заслуживает внимания.

НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, церковь в Сольвычегодском уезде, на устье реки Вычегды, при впадении ее в Северную Двину, в селении Котлас. Эта церковь замечательна тем, что она была первая из сооруженных в Зырянской земле св. Стефаном, Епископом Пермским, в XIV веке – и здесь этот новый Апостол начал свою проповедь язычникам.

ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ церковь, в Сольвычегодском уезде, на берегу реки Вишеры, неподалеку от впадения ее в Вычегду, в Вишерском селении. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери, свято чтимая во всей окрестности.

БЛАГОВЕЩЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ церковь, в Яренском уезде, близ устья реки Выми, впадающей в Вычегду, в 33 верстах от Яренска, и в 73 от Устьсысольска, в селении называемом Устьвым, где имели постоянное пребывание св. Стефан и его преемники, Епископы Великопермские; почему и церковь эта была в то время кафедральной. Она построена в XIV в. св. Стефаном, который здесь проповедовал Слово Божие на Зырянском языке. Насыпная гора, на которой стоит церковь, сделана, как говорят, самим св. Стефаном, при содействии новых Христиан. – В этом храме почивают мощи: 1) ближайшего преемника Стефанова, св. Епископа Герасима, приявшего мученическую смерть в начале XV в., 2) св. Питирима, четвертого Епископа Пермского , погибшего во время нападения Вогуличей на это место в 1455, и 3) преемника его, св. Ионы. Они, под именем трех Святителей Устьвымских, благочестно почитаются и уважаются нынешними христианами-Зырянами; общая память этих угодников совершается ежегодно 29 января – и в этот день бывает здесь большое стечение богомольцев и значительная ярмарка. – На колокольне этой церкви есть колокол, вылитый в Голландии в 1628 году, как видно из немецкой его надписи.

АРХАНГЕЛА МИХАИЛА церковь, там же в Устьвыми, бывшая тоже Кафедральною первых Епископов Пермских, и построена в одно время с Благовещенской, св. Стефаном, на природном холме, на том самом месте, где стояла боготворимая прежде Зырянами береза, которой пень, бывший под престолом древнего деревянного храма, открыт при постройке в 1786 году нового каменного. – Здесь существовал до 1764 года мужской монастырь (см. Архангельский Усть-вымский мон.).

* * *

* * *

2

Энциклопедический словарь, изданный Плюшаром.


Источник: Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России / Сост. из достовер. источников Александром Ратшиным. - Москва: Унив. тип., 1852. - [2], 566, 45 с.

Комментарии для сайта Cackle