сост. Александр Ратшин

Источник

Волынской губернии

МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ:

УСПЕНСКАЯ-ПОЧАЕВСКАЯ ЛАВРА, муж. в местечке Почаеве, находится под управлением Епархиального Волынско-Житомирского Архиерея, который с 1833 года имеет здесь титул Священно-архимандрита. В Успенском соборе этой Лавры находится Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Почаевской, которой празднество совершается 8 сентября; эта св. икона привезена сюда, в Почаевскую обитель, греческим митрополитом Неофитом, в 1537 году.

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 1 класса, в уездном городе Остроге; находится под управлением архимандрита. Он основан в 1624 году иждивением княгини Ходкевичевой. Здесь соборная церковь Преображения Господня, перестроенная вновь в 1814 году.

ЗАГАЕЦКИЙ, муж. заштатный, близ селения Загаец; находится под управлением архимандрита, который есть и ректор Волынской семинарии. Монастырь этот основан в 1636 году при киевском митрополите Петре Могиле. Здесь соборная церковь св. Иоанна Милостивого, с приделом Петра и Павла.

ОСТРОЖСКО-ДЕРМАНСКИЙ-ТРОИЦКИЙ, муж. в Дубненском уезде, учрежденный в 1822 году из бывшего униатского монастыря, находится под управлением архимандрита, и положен по штату в 1 классе.


МЕЛЕЦКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. Об этих монастырях, находящихся под управлением архимандритов, по недавнему присоединению их из Унии к православной церкви, никаких подробностей неизвестно.
ЛЮБАРСКИЙ-ГЕОРГИЕВСКИЙ, муж.
ТРИГУРСКИЙ, или ТРИГОРСКИЙ
ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж.
КРЕМЕНЕЦКИЙ, муж.
ЗАГОРОВСКИЙ-РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКИЙ, муж.

* * *

ВОСКРЕСЕНСКИЙ, женский 2 класса, в местечке Корце; основан князьями Корецкими. Здесь две церкви: 1) Соб. Воскресения Христова, 2) Благовещения Богородицы, теплая.

* * *

УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ:

СВЯТОГОРСКИЙ, муж. существовавший в глубокой древности во Владимире на Волыни. О времени основания этой обители никаких сведений нет; уничтожена она весьма давно. Здесь, в XI веке, скончался, на возвратном пути из Иepусалима, св. Варлаам, первый игумен Киево-Печерского монастыря.

НОВОДВОРСКИЙ, муж. бывший некогда на урочище, именуемом Новый Дворец. Обитель эта основана была в конце XIII века св. Петром, впоследствии митрополитом Киевским и всея Руси, в то время, когда этот Святитель жил еще в Волынии. В начале XV века, когда Владимирская на Волыни епархия приняла унию, то и монастырь этот обращен в униатский. За сим дальнейших сведений о его существовании нет. Здесь находилась прежде Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, известная под названием Новодворской; она написана св. Петром, и при начале гонения, возникшего от униатов на православие, изнесена была сперва в Успенский Елецкий монастырь, что в Чернигове; а потом в Благовещенский Суражицкий мон., где и теперь находится.

СПАСКИЙ, муж. на реке Рате; основан был в конце XIII века также св. Петром, до возведения его в сан митрополита всея Руси; он был здесь игуменом до 1308 года.– О времени уничтожения этой обители никаких сведений нет.

НИКОЛАЕВСКИЙ в ЖИДЫЧИНЕ, муж. существовавший некогда в Волынии, о котором известно только, что он в 1495 году был сожжен крымскими татарами; но о времени основания и уничтожения никаких сведений нет.

УСПЕНСКИЙ-ЗАБЛУДОВСКИЙ, муж. в местечке Заблудове; основан был в 1567 году; в нем церковь Успения Богородицы. – Здесь погребен в 1690 году св. младенец Гавриил, которого мощи перенесены отсюда, 1775, в Троицкий Слуцкий монастырь. – Обитель эта достопамятна тем, что здесь была устроена типография первыми русскими типографщиками, диаконом Иваном Федоровым и Петром Тимофеевым Мстиславцем, и напечатана в 1569 году книга, под названием «Евангелие учительное».

* * *

ЦЕРКВИ:

СВ. ВАСИЛИЯ, в уездном городе Владимире Волынском. Есть предание, что церковь эта построена в один день, по обещанию, св. Владимиром Равноапостольным, в благодарность Богу за одержанную им над Польским Королем победу. Это не могло быть иначе, как в 990 году, когда война Владимира с Мечеславом окончилась выгодным миром и приобретением пяти городов: следовательно существованию церкви, которая и теперь еще цела, идет 858-й год. В образе сооружения ее точно заметна поспешность; да и малый ее объем подкрепляет предание. В северной стене этой достопримечательной церкви есть надпись, иссеченная на камне, которую, однако же, невозможно разобрать, хотя и видно, что она состоит из славянских букв. – Между здешними иконами заслуживает особенного внимания образ св. Василия Великого, древнего Греческого письма, едва ли не современный самой церкви; а в ризнице хранится рукописное Евангелие 1411 года. – В конце XVI века церковь эта была лишена антиминса и запечатана Ипатием Поцеем, епископом Владимирским и Брестским, принимавшим деятельное участие в противозаконном Униатском соборе, в Бресте, 2 декаб. 1594 года; а открыта уже чрез 70 лет, когда прихожане приняли унию.

СВ. ВАСИЛИЯ, в уездном городе Овруче, построенная в X веке св. Владимиром Равноапостольным, вскоре по принятии Христианской веры. Теперь на скате горы, омываемой рекой Норином, видны развалины этого храма, состоящие, большей частью, из древнего необыкновенной величины четвероугольного кирпича, а частью из дикого камня – и все это связано слоем цемента, равным толщине кирпича. Но эти развалины еще столько сохранились до сих пор, что могут дать понятие о характере сего достопримечательного здания: оно чисто Византийского стиля, с весьма узкими окнами, и имело по четырем углам как бы башни, украшенные снаружи особенного вида пилястрами, с лестницами в западных башнях. Внутри на стенах сохранились еще кое-где следы древней Византийской живописи, альфреско. – Кем и когда разрушена эта церковь, неизвестно.

НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, в уездном городе Овруче. В ней находятся две древние иконы: Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца, перенесенные сюда из разрушенной Васильевской церкви. О времени построения этого храма сведений нет.

* * *


Источник: Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России / Сост. из достовер. источников Александром Ратшиным. - Москва: Унив. тип., 1852. - [2], 566, 45 с.

Комментарии для сайта Cackle