сост. Александр Ратшин

Источник

Астраханской губернии

МОНАСТЫРИ НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ:

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 2-го класса, в губернском городе Астрахани. Основан в 1597 году. Здесь три церкви: 1) Соб. двухэтажная, в которой престолы: вверху Преображения Господня, а внизу Казанской Божией Матери, с приделом Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; 2) над св. вратами, Зосима и Савватия, Соловецких чудотворцев; 3) в Восточной башне, всех Святых. Монастырь сей до 1677 года был приписан к дому Святейшего Патриарха. Ныне здесь имеют пребывание астраханские архиереи. – Обитель находится под управлением архимандрита, который вместе с тем и Ректор помещающейся здесь же с 1777 года семинарии.

ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ, муж. заштатный, в губернском городе Астрахани. О времени основания его не известно. В нем три церкви: 1) Соб. Усекновения Главы Иоанна Предтечи, 2) Иоанна Воина, 3) Сретения Господня, с приделом Рождества Иоанна Крестителя.

БОЛДИНСКИЙ, или ОБЛОНДИНСКИЙ, муж. заштатный, близ Астрахани, на Болдинском острове, образуемом реками Болдою, Катумою и Волгою. Когда основан, неизвестно. Здесь соборная церковь Воскресения Христова, существующая с 1768 года.

ЧУРКИНСКАЯ пуст. муж. называемая также и Спаским-Николаевским монастырем, в 60 верст. от Астрахани, на устье реки Чурки, впадающей в Волгу, которая тут образует плес, именуемый Чуркинские воды. Обитель эта построена в 1731 ходу архимандритом Мефодием. Здесь церковь Николая Чудотворца.

* * *

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ, жен. 3-го класса, в губернском городе Астрахани; за белым городом, против Вознесенских высот. Основан в 1754 г. архимандритом Мефодием на иждивение Епископа Астраханского Иллариона. Здесь соб. церковь Благовещения Богородицы.

* * *

МОНАСТЫРИ УНИЧТОЖЕННЫЕ:

ТР0ИЦКИЙ, муж. в губернском городе Астрахани. Здесь церковь Живоначальной Троицы, с приделом Введения во храм Богородицы, построена 1602, а освящена 13 сентября 1611; придел же освящен в 1620 году. О времени основания монастыря сведений нет, а известно только, что в конце XVI в. он уже существовал. – Из настоятелей этой обители известны архимандриты: Кирилл, уважаемый за благочестивую жизнь (который здесь и погребен) и Иосиф, бывший потом, с 1659, митрополитом в Астрахани и принявший мученическую кончину от сообщников бунтовщика Стеньки Разина. – В общей братской могиле погребен пострадавший вместе с Преосвященным Иосифом, воевода Астраханский, князь Иван Семенович Прозоровский.

ПОКРОВСКИЙ, муж. в 7 верст. от Астрахани, на реке Луковке, с церковью Покрова Богородицы, при которой приделы: Иллариона Великого и Мефодия Патриарха Цареградского. Ныне здесь загородный дом астраханского архиерея.

* * *

ЦЕРКОВЬ:

УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, собор кафедральный, в губернском городе Астрахани. Он сооружен в 1602 и перестроен вновь в 1710 году. – Здесь, в приделе св. Афанасия и Кирилла, погребен Иосиф, Митрополит Астраханской принявший (как выше сказано) мученическую кончину от сообщников бунтовщика Разина.

* * *

Бессарабской области

МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ:

УСПЕНСКИЙ-КИПРИАНОВСКИЙ, муж. в 25 верст. от Главного города Кишенева, состоит под управлением Архимандрита. Здесь Соб. церковь Успения Богородицы, воздвигнута и украшена в нач. XIX в. тщанием Преосвященного Экзарха Гавриила (Банулеско), митрополита Кишеневского и Хотинского, который и погребен под этой церковью.

ДОБРУШСКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. заштатный, под управлением архимандрита, который вместе с тем есть и ректор Кишеневской семинарии.

КУРКОВСКИЙ, муж. состоит под управлением архимандрита. Здесь соб. церковь Рождества Богородицы.

ГИРЖАВСКИЙ-ВОЗНЕСЕНСКИЙ, муж. заштатный, в 60 верст. от Кишинева; состоит под управлением архимандрита.

ГИНКУЛЬСКИЙ, муж. заштатный, под управлением игумена.

ГЕРБОВЕЦКИЙ-УСПЕНСКИЙ, муж. заштатный, под управлением архимандрита.

ШАБСКИЙ-ВОЗНЕСЕНСКИЙ, муж. заштатный, под управлением игумена.

ГОРОДИЩЕНСКИЙ-УСПЕНСКИЙ, муж. заштатный, под управлением архимандрита.

* * *

УНИЧТОЖЕННЫЙ МОНАСТЫРЬ:

ЗОГРАФСКИЙ-СВЯТОГОРСКИЙ, муж. существовавший в древности, к которому был приписан Успенский-Киприановский мон.

* * *

Виленской губернии

МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ:

ДУХОВ, муж. 1-го класса, кафедральный Литовской епархии, в губернском городе Вильне. Основан в конце XVI века. Здесь соб. церковь Сошествия Св. Духа, с двумя приделами: Иоанна Богослова и царей Константина и Елены. В 1812 году обитель эта разорена неприятелями и вскоре возобновлена; а соборный храм вновь великолепно украшен.

В древности была здесь, в монастыре, типография.

По ВЫСОЧАЙШЕ-Конфирмованному 14 Марта 1845 года положению Святейшего Синода, монастырь сей сделан Кафедральным и Преосвященному Литовскому велено быть священно-Архимандритом оного, вместо Троицкого Виленского монастыря.

ТРОИЦКИЙ, муж. 3 класса, в губернском городе Вильне, состоит под управлением архимандрита. О времени основания его сведений нет; известно только, что в XV веке он уже существовал. Здесь соб. церковь Живоначальной Троицы. – До 1840 года монастырь сей был заштатным; а когда Униатские Епархии в Литве, присоединились паки к Греко-российской церкви: то, по Высочайшему Указу был сделан он Кафедральным Литовской Епархии, и состоял в 1 классе; но потом, по Высочайше-Конфирмованному 11 марта 1845 г. положению Святейшего Синода, перечислен в 3 класс.

Между древними настоятелями этой обители известен св. Макарий, который из здешних Архимандритов хиротонисан в 1495 году в митрополита Киеву.

СУРДЕЦКИЙ-ДУХОВ, муж. заштатный, в уездном городе Вилькомире, на берегу реки Сурдека. О времени основания его неизвестно. Здесь соб. церковь Сошествия Св. Духа.

* * *

ЦЕРКВИ:

НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, в губернском городе Вильне. Здесь погребены Литовские мученики, св. Антоний, Иоанн и Евстафий, пострадавшие в XIV веке за веру от князя Ольгерда. Празднество этим угодникам установлено св. Алексеем Митрополитом, вскоре после страдальческой их кончины.

БОГОРОДИЦКАЯ, в губернском городе Вильне; построена в XIV веке Ольгердом Кн. Литовским, по принятии им христианской веры. В этой церкви он, по кончине (1377), и погребен.

* * *

Витебской губернии

МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ:

БОГОЯВЛЕНСКИЙ, муж. 2-го класса, в уездном городе Полоцке; состоит под управлением Архимандрита. В нем две церкви: 1) Соб. Богоявления Господня, 2) Великомученицы Екатерины, теплая. Время основания этой обители неизвестно.

МАРКОВ-ТРОИЦКИЙ, муж. заштатный, в губернском городе Витебске; состоит под управлением Архимандрита. Монастырь этот существовал прежде в трех верстах от Витебска, на берегу Двины, где – был основан в XVI веке Монахом Марком; а в 1822 году, по представлению Могилевского Архиепископа Иоасафа, он переведен на нынешнее место, в прежде бывший монастырь Пиаров. Здесь три церкви: 1) Соб. Живоначальной троицы; 2) Николая Чудотворца, и 3) Казанской Богородицы.

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. заштатный, в уездном городе Невеле; находится под управлением игумена. О времени основания его неизвестно. Здесь соб. храм двухэтажный, в котором престолы: вверху Преображения Господня, а внизу Николая Чудотворца, с шестью приделами, из коих один во имя Нила Столбенского.

ТАДУЛИНСКИЙ-УСПЕНСКИЙ, муж. заштатный; находится под управлением игумена. Когда основан, неизвестно.

* * *

УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ:

БОРИСОГЛЕБСКИЙ, муж. существовавший в древности в Полоцке. О времени основания его точных сведений нет; в летописях упоминается о нем еще в 1396 году. Из числа настоятелей здешних, архимандрит Игнатий (Иовлевич), живший во второй половине XVII века, известен был своей ученостью; он здесь и погребен.

СПАСКИЙ, женский, бывший некогда близ Полоцка. Он основан был в XII веке св. Евфросинией, княжной Полоцкой, первою здешнею игуменьею, которая в 1161 году принесла сюда в дар крест с надписью, мощами разных святых и частью Животворящего древа, находящийся ныне в Полоцком Софийском кафедральном соборе. – Еще до основания обители существовала тут древняя церковь Спаса, в которой были погребаемы полоцкие епископы, между коими известен Мина, хиротонисанный в 1105 году. Вместо этой церкви, св. Евфросиния соорудила нынешний храм, который уцелел до нашего времени; стены его украшены Корсунскою, или Византийскою живописью; он в 1579 году отдан был Стефаном Баторием, королем Польским, иезуитам; а в 1820, по изгнании иезуитов из России, Фольварк этот поступил в казну, и ныне, по повелению государя императора Николая Павловича, древний Спаский храм возобновлен и отдан в ведение православного духовенства.

МАРИИН, муж. существовавший в древности близ Полоцка. Он был основан около 1150 года св. Евфросинией, княжной Полоцкой. Здесь была соборная церковь во имя пресвятой Богородицы, в которой с XII века находилась икона Божией Матери, писанная св. Евангелистом Лукой и перенесенная сюда из Ефеса, по ходатайству Преп. Княжны Евфросинии и по соизволению императора Мануила и Цареградского патриарха Луки. Икона эта находится ныне в Торопецком Покровском соборе (Псковской губ.). Монастырь Мариин уничтожен весьма давно и ныне следов его никаких не осталось.

* * *

ЦЕРКОВЬ:

СОФИИ ПРЕМУДРОСТИ БОЖИЕЙ, весьма древний собор в Полоцке, кафедральный тамошних бывших Униатских, а ныне православных архиепископов. О времени построения сей церкви точных сведений нет; известно только, что в XII веке она уже существовала, св. княжна Евфросиния Полоцкая жила при этом храме несколько времени, занимаясь списыванием священных книг. – По завоевании Полоцка Стефаном Баторием, перенесен сюда из Спаского монастыря знаменитый древностью крест, сделанный по воле св. Евфросинии в 1161 году, который с тех пор постоянно пребывает здесь; в нем находятся: кровь Иисуса Христа, часть Животворящего Древа, часть древа ог гроба Пресвятой Богородицы, мощи св. первомученика Стефана, кровь Димитрия Солунского и мощи св. Пантелеймона; по краям креста расположены 19 образов разных святых, с Славяно-греческими надписями, сделанных с отличным искусством из мельчайшей мусии.

* * *


Источник: Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России / Сост. из достовер. источников Александром Ратшиным. - Москва: Унив. тип., 1852. - [2], 566, 45 с.

Комментарии для сайта Cackle