сост. Александр Ратшин

Источник

Архангельской губернии

Монастыри ныне существующие:

СОЛОВЕЦКИЙ, муж. 1 -го класса, Ставропигиальный, среди Белого моря, на острове Соловецком, существует с первой половины XV века; находится под управлением Архимандрита. – В 1429 году Св. Савватий, удалясь из Валаамского монастыря для вящщего пустынножительства в Поморье на реку Высь, встретил тут Преподобного Германа, и они оба, водимые Духом Божиим, избрали для совокупного пребывания необитаемый никем остров Белого моря, на котором и пребыли в совершенном уединении шесть лет, близ горы, называемой ныне Секирною, в 12 верст. от нынешнего Соловецкого монастыря. В 1435 году святые труженики разлучились: Герман, оставя на время остров и отправясь к реке Онеге за какой-то потребностью, когда воротился в свою пустынь уже не нашел тут Савватия, который провидя кончину свою, переехал между тем море – и на устье Выга, в деревне Сороке, скончался, где и был погребен. На другой год уединенного пребывания Германа на Соловецком острове, присоединился к нему Преп. Зосимо, который для стекшейся вскоре братии и основал на нынешнем месте общежительную обитель, построив деревянную церковь Преображения Господня с несколькими кельями, а потом и другую церковь Николая Чудотворца. По просьбе Св. Зосимы, Архиепископ Новгородский Иона, прислал в обитель, для управления ею, Игумена Павла, который, а также и последующие за ним два другие Игумена, по кратковременном правлении, от начальства над Соловецким отказались, по не привычке к северному климату; после их в 1442, по общему убеждению братии, поставлен во Игумена Преп. Зосимо. С этого времени обитель начала возвышаться: упрочено чрез подтвердительную грамоту от Архиепископа и Посадника Новгородских владение угодьями, к которым Посадница Марфа Борецкая присоединила свои дары, пожертвовав в обитель рыболовни, деревни, луга и проч., а новгородцы снабдили церковными сосудами, облачениями, золотом, серебром и хлебом. В 1465 году мощи Препод. Савватия перенесены в обитель и положены в Преображенском Соборе, за алтарями коего в последствии был погребен и сам Зосимо. – В 1485 и 1538 годах случившиеся пожары обращали обитель в пепел, после чего она каждый раз была возобновляема; а с 1552, при Игумене Св. Филиппе (что после был Митрополитом) начаты каменные здания церквей, а потом и других строений монастырских. Во царствование Феодора Иоанновича, между 1590–1594, построена на монастырское иждивение вокруг обители из гранитных валунов, с бойницами, амбразурами и башнями, стена, вышины от 3 до 4, а толщины до 3 сажен, на пространстве 421 саж. При строении ее находился здешний обители монах Трифон. – В 1651, по указу Царя Алексея Михайловича, учреждена здесь, вместо игуменства, Архимандрия. – В 1667, иноки Соловецкие, приверженные к старопечатным служебным книгам, не приняли присланных из Москвы новых, исправленных, возмутились, выслали Архимандритa Иосифа из монастыря и, не вняв увещаниям присланного от Царя, Ярославского Архимандрита Cepгия, пребыли непокорными; когда же главные возмутители взяты в Москву – оставшиеся чернецы, ослепленные фанатизмом, до того вышли из повиновения воле Государя, что заперлись в стенах монастыря и вооружились. Бунт продолжался 9 лет. В это время были посылаемы против мятежников стрельцы, которые хотя и осаждали монастырь, но без успеха; наконец воевода князь Иван Мещерский, по двухлетней осаде, овладел Соловецкой обителью 1676 Января 22. Кровопролитный приступ в сей день положил конец мятежу: многие из бунтовщиков изрублены тогда ж, или после казнены, а некоторые посланы в заточение; покорившиеся же церкви и царю прощены и оставлены в монастыре по-прежнему. Целый год после этого несчастного события 300 стрельцов, под командой воеводы и стольника князя Владимира Волконского, с дьяком Алмазом Чистым, стояли здесь на предупреждение беспорядков.

Ныне в этом знаменитом монастыре находится 6 церквей: 1) Соб. Преображения Господня; она построена первоначально деревянная Препод. Зосимою в 1438, а каменная заложена Св. Филиппом 1558 и освящена 6 Августа 1566. При ней 5 приделов, тогда ж устроенных: а) Архангела Михаила, б) Св. Зосима и Савватия, где и мощи их с 8 Апреля 1566 почивают в серебряных позлащенных раках, на коих положены сверху такие же деки (весом около 5 пуд), сделанные 1660 в Амстердаме усердием и коштом боярина Бориса Ивановича Морозова, в) 70 Апостолов, г) Двунадесяти Апостолов, д) Феодора Стратилата. и е) Иоанна Лествичника. Под папертью Преображенского собора погребено было, 1584, тело св. Филиппа Митрополита, перенесенное сюда игуменом Иаковом из Тверского Отроча мон.; а 1646 Мая 30 св. его мощи поставлены были в самой церкви, у правого клироса, в раке; когда ж в 1652 году они перенесены в Москву, то часть их оставлена в Соловецкой обители и находится теперь в той же раке, в особом сребропозлащенном ковчеге. Иконостас собора устроен в 1697 году по повелению Петpa I, как это видно из надписи над царскими вратами. Подле собора две каменные часовни, построенные в 1753, вместо прежних деревянных; в них находятся гробницы Преподобного Германа, и местно-чтимых: Иринарха, Антония игумена, Василия Новгородца, Илии Архимандрита, Иоанна Свещеносца, Онуфрия пустынника и Стефана трудника. – 2) Соборная ж Успения Богородицы, построенная каменная, с трапезою , св. Филиппом 1552 и им же освященная 1557 Августа 15; над сею церковью, вверху, два придела: Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в одно время с собором устроенный, и Великомученика Димитрия , освященный в 1605 году; эти оба придела погорели 1717 Февраля 21, после чего поправлены и освящены вновь. 3) Николая Чудотворца, построена каменная, вместо древней, и освящена около 1590 года. 4) Благовещения Богородицы, над св. вратами, заложена 15 Августа 1596 и освящена 1 Октября 1601; она в 1745 сгорела и вскоре возобновлена. 5) Филиппа Митрополита, с больничными кельями, построена 1687, а потом вновь сооружена 1798 и освящена 16 Октября 1799 6) За монастырскою оградою, на кладбище, Онуфрия Великого, построена деревянная в 1666 и освящена 16 Июня 1667. – Колокольня, вышиной в 20 сажен, сооружена в 1777 году. – Здания Соловецкой обители, составляющие 24 корпуса в 3, 2 и 1 этаж, все каменные. – Сверх церквей внутри и близ монастыря находятся 4 каменные ж часовни.

Ризница здешняя, одна из богатейших в России, наполнена драгоценными вкладами государей и вельмож. Тут есть, между прочим, низанные необыкновенно-крупным жемчугом облачения, пожалованные в 1550 г. царем Иоанном IV , и золотой крест с мощами, осыпанный жемчугом и каменьями, дар того ж царя, в 1558; ковчег напрестольный из серебра, украшенный каменьями, весом более 28 фунт., сделанный в 1766; богатый ковчег же, пожертвованный в 1845 году Великим Князем Константином Николаевичем, и огромное Евангелие, оклад коего серебряный позолоченный, сделанный в 1801 г., весит немного менее пуда. Между семи ценными сокровищами обращают на себя особенное внимание: белая полотняная риза Преподобного Зосимы, данная ему, при поставлении в сан игумена, Новгородским Архиепископом Ионою, в которой отправлял священнослужение Св. Филипп, употребляемая и нынешними Архимандритами в великие праздники; псалтирь келейная Преп. Зосимы, у которой ветхость исправлена св. Филиппом, и образа. Пресвятые Богородицы Одигитрии, принесенный Преп. Савватием при водворении его на Соловецком острове. Здесь же, в ризнице, хранятся доспехи сподвижников Авраамия Палицына в деле спасения России: палаш Кн. Михаила Васил. Скопина-Шуйского, и сабля в серебряной позлащенной оправе с каменьями, данная вкладом от Кн. Димитрия Михайловича Пожарского. Сверх того, любопытные могут здесь видеть много драгоценных подлинных грамот Новгородского Веча и Марфы Посадницы на угодья монастырские. В оружейной палате собрано большое количество не менее достойного замечания древнего Русского и иноземного оружия и знамен, с изображением креста.

В 1764 году Соловецкий монастырь включен в число первоклассных; а 1765, по именному указу, сделан Ставропигиальным. До учреждения штатов принадлежало монастырю более 5-т. душ крестьян, в разных недвижимых имениях.

В XVI веке сослан был сюда в заточение известный Сильвестр, священник Московского Благовещенского Собора, имевший благодетельное влияние на нравственность царя Иоанна IV во время его юности; сей добродетельный муж, здесь и погребен. В конце XVI века здесь же принял иночество знаменитый Авраамий Палицын, который после подвигов своих к пользе отечества, удалился опять сюда и по кончине своей погребена в числе иноков сей обители и собеседником Св. Елеазара Анзерского был славный Никон, бывший потом патриархом. Здесь же был пострижен в иночество сосланный в заточение самозванец царь Симеон Бекбулатович, который потом, 1611, переведен в Кирилловский Белоезерский монастырь. В числе постригшихся здесь были также: патриарх Иосиф I, митрополит Новгородский Исидор, митрополит Псковский Иларион, митрополит Тобольский Игнатий, и другие.

Петр Великий посещал Соловецкую обитель дважды, именно в 1694 г. 7 июня, и 1702, 10 августа; во второй раз вместе с царевичем Алексеем Петровичем. В память первого, его прибытия построена на берегу, где государь пристал, часовня и ныне существующая; и внутри светлых врат, на перекладинах, помещены две модели тех кораблей, на которых Петр приезжал. – В Июне 1844 посетил обитель Верный Князь Константин Николаевич и на память пребывания его водружен пред вратами крест.

Для поклонений св. мощам Соловецких Угодников стекается сюда со всех концов России до 8-т. богомольцев, ежегодно.

Владения Соловецкого монастыря заключают в себе и ныне 640 квадр. верст; к нему, кроме Соловецкого острова, принадлежит еще 5: Анзерский, два Муксамских и два Заячьих. В числе угодий находится более ста озер, изобилующих рыбой, а особенно сельдями. – Вне монастыря, на островок, рассеяны в чаще лесов, 7 пустынь или скитов, в которых 4 церкви и 12 часовен. Из скитов замечательнейшие: АНЗЕРСКИЙ-ТРОИЦКИЙ, на острове Анзерском, лежащем посреди Онежской губы, в 20 верстах от Соловецкого монастыря. Скит этот основан Преподобным Елеазаром, в 1628 году. В нем соборная церковь Живоначальной Троицы, с приделом св. Михаила Малеина, построена сперва деревянная Препод. Елеазаром, а нынешняя каменная сооружена в 1744 на сумму, пожалованную императрицею Елизаветою Петровною, с присоединением вкладов и других доброхотных дателей. В этом храме почивают мощи основателя, Преподобного Елеазара. –Каменные двухэтажные кельи существуют с 1803 года. 2) РАСПЯТСКИЙ, также на острове Анзерском. в 3 1/2 верст. от Анзерского скита, на горе, называемой Голгофою. Церковь во имя Распятия, построена в 1715, иждивением царицы Параскевы Феодоровны, царевича Алексея Петровича и царевны Наталии Алексеевны. Ныне около сей церкви бывших келий уже нет и служение в ней отправляют по праздникам приезжающие из Соловецкого монастыря иноки.

КРЕСТНЫЙ, муж. 2 класса, на острове Кии, в заливе Белого моря, в 8 верст. от материка и в 15 вер. от города Онеги; находится под управлением архимандрита. Он основан в 1656 году патриархом Никоном, который, плывя в ладье по Белому морю из Анзерского скита и быв застигнут бурей, водрузил здесь крест, в память избавления своего от потопления. Это случилось в 1635 году, когда Никон был еще простым иеромонахом. На построение монастыря пожаловано от царя Алексея Михайловича, 6000 руб.– Здесь ныне находится 5 церквей: 1) Соб. Воздвижения Животворящего Креста, освященная 1661 г. самим патриархом Никоном; в ней устроен им, в подобие Животворящему Креслу Христову в Палестине, большой из кипарисного дерева крест, со многими мощами св. Угодников. 2) Двухэтажная, в которой престолы: вверху Казанской Богородицы, а внизу Успения; 3) Происхождения честных древ, 4) Иоанна Новгородского, под колокольней, и 5) Всех Святых, на кладбище, освященная также Никоном в 1661 г. – В этой обители жил в ссылке 12 лет Лев (Юрлов) епископ воронежский, лишенный сего сана при императрице Анне Иоанновне и наказанный кнутом; в 1742 г. императрицей Елисаветой Петровной он, по возвращении ему Архиерейства, переведен отсюда в Знаменский монастырь, в Москву.

ТРОИЦКИЙ СИЙСКИЙ, муж. 2 класса, в 92 верст. от уездного города Холмогор и в 160 верст. от Архангельска, на полуострове озера, называемого Михайловским, или Святым, из которого вытекает в Двину мимо самого монастыря речка сия, давшая название и обители; состоит под управлением архимандрита. Монастырь этот, один из знаменитейших по Архангельской губернии, основан в 1520 году Препод. Антонием, который, по удалении из Шелексенской Троицкой пустыни, водворился здесь, в совершенно-необитаемом тогда месте, с иноками Александром, Исаией и другими, и с дозволения В. К. Василия Иоанновича построил собственными руками первоначальную деревянную церковь св. Троицы , для которого храма ризы и церковная утварь присланы были Великим Князем; вскоре построены им и еще две церкви: Благовещения и Сергия Радонежского, также деревянные, но случившийся пожар истребил как церкви, так и кельи; Препод. Антоний опять на тех же местах с помощью братии, соорудил новые храмы и кельи, которые опять в 1593 г. (после кончины св. Антония) также все сгорели и с первых годов XVII в. уже начаты постройкой каменные храмы и прочие здания, ныне существующие. Здесь 6 церквей: 1) Соб. Живоначальной Троицы, с двумя приделами, из которых в одном почивают под спудом мощи основателя, Препод. Антония. Храм этот построен каменный в 1606 году. В главном иконостасе находится местная икона св. Троицы, писанная самим св. Антонием и еще при жизни его прославленная чудотворением: когда в первый пожарь обитель была превращена в пепел, одна эта икона осталась невредимой. Тут же есть еще две иконы: Пресвятой Богородицы, также писанная св. Антонием и другая Иоанна Предтечи, весьма древнего письма. 2) Благовещения Богородицы теплая с трапезою, существует каменная с 1644 года; при ней устроен, 1824 г., придел Николая Чудотворца, вместо бывшей деревянной церкви, по ветхости уничтоженной. 3) Митрополитов Петра, Алексия и Ионы, под колокольней; построена в 1644 году. 4) Сергия Радонежского, над св. вратами, существует каменная с 1669 года 5) Воздвижения Креста, в 8 верстах от монастыря, в уединенном месте, в лесу, построенная в 1672 г., в благодарность св. Антонию за отвращение молитвами его угрожавшего тогда неурожая; здесь отправляется служба только три раза в года, в первое Воскресение Петрова поста, 1 августа и 14 сентября – и в это время бывают совершаемы сюда из окрестных селений крестные ходы, при стечении множества богомольцев.

Обитель сия была управляема сначала игуменами, а в 1692 году учреждена Архимандрия.

Здесь, с 1601 по 1605 томился в строжайшем заключении сосланный, по воле Годунова, невинный страдалец, боярин Феодор Никитич Романов, отец Царя Михаила, и пострижен в иночество под именем Филарета.

В ризнице Сийского монастыря хранятся многие достопамятные вещи, из которых особенно замечательны: ризы и посох Преподоб. Антония; Евангелие, писанное им самим; другое Евангелиe, писанное при Иоанне Калите, 1339 г.; третье, огромное , весящее до 2 пудов, писанное в конце XVII в. отличным весьма крупным почерком, с рисованными по полям изображениями; домашний келейный образ и наперсный кресте патриарха Филарета; весьма древний кипарисный крест, украшенный золотом и драгоценными каменьями, множество великокняжеских и царских подлинных грамот; опись церковному и монастырскому имуществу за собственноручным подписанием Св. Антония, и проч.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ, муж. 3 класса, в губернском городе Архангельске, на берегу реки Двины; состоит под управлением архимандрита. Он основан в XII веке св. Иоанном, первым архиепископом Новгородским, сначала против нынешнего Кафедрального городского собора; начальство в нем было игуменское. На этом месте обитель сия существовала более 450 лет и имела церкви: 1) Соб. Архистратига Михаила, с приделом великомученика Мины; 2) Илии Пророка, теплую, и 3) Покрова Богородицы, теплую же. Тут она претерпела в XV веке нападение Норвежцев, которые приплыв в лодках, разграбили монастырь, сожгли церкви и умертвили иноков. В 1637 году случился в городе Архангельске пожар, от которого и эта обитель сгорела, и в 1638 вновь основана на урочище Нячеры, в 2 1/2 верст. от прежнего места, где и теперь находится. – Ныне здесь две каменные церкви: 1) Соб. двухэтажная, построенная в 1685 г.; в ней престолы: вверху Архангела Михаила, освященный Архиепископом Афанасиев 17 сентября 1700, а внизу два престола: Покрова Богородицы и Великомученика Мины, освященные первый в 1744, а второй в 1713 году. 2) Грузинской Богородицы, над вратами; освящена 1 ноября 1705 Архиепископом Сильвестром. Колокольня сооружена каменная, вместо прежней деревянной, в 1744 году. – Архимандрия в сей обители учреждена в начале XVIII века.

Название сего монастыря перешло и на самый город Архангельск, основанный вокруг обители в 1584 году, сперва под именем Новохолмогорска.

НИКОЛАЕВСКИЙ-КОРЕЛЬСКИЙ, муж. 3 класса, в 34 верстах от Архангельска, близ Белого моря, на устье Двины; состоит под управлением игумена. Основан около 1418 года знаменитой посадницей Новгородской, Марфой Борецкой, на том месте, где утонули дети ее, Антон и Феликс, ездившие для осмотра своих вотчин. Марфа, грамотой своей, утвердила за обителью разные недвижимые имения, луга, тони, соловарницы. В XV же веке монастырь сей был разорен Норвежцами, причем сожжены церкви и иноки побиты. – Ныне здесь три церкви: 1) Соб. Николая Чудотворца, построена сначала Марфою над гробами сыновей ее, а потом, по обветшании, заложена новая 1670, и освящена в 1673 году. 2) Успения Богородицы, существует с 1667 г. 3) Входа во Иерусалим, над св. вратами. Была и еще церковь, деревянная, во имя Сретения Господня, с приделом Зосимы и Савватия Соловецких, построенная Марфою ж; но она сгорела.

В этой обители жили в древности, в числе братии, Василид и Феликс, оставившие по себе память благочестивых иноков; тела их погребены здесь. – Сюда был сослан Императрицей Екатериной I, Феодосий (Яновский), Архиепископ Новгородский и первенствующий член Св. Синода, лишенный Архиерейства за противозаконные поступки; он здесь и скончался под стражей.

Монастырь этот замечателен тем, что в 1553 году случайно пристал здесь к берегу, первый раз, Английский купеческий корабль, занесенный бурей – и это обстоятельство положило начало торговли англичан с русскими в Белом море; для чего чрез 31 год и основан Новохолмогорск (что ныне Архангельск).

На монастырской колокольне, находится, между прочими, Московский набатный колокол, с надписью, пожалованный сюда царем Феодором Алексеевичем, в 1681 году.

ВЕРКОЛЬСКИЙ, муж. заштатный, во 151 верст. от уездного города Пинеги, на реке того ж имени. Основан около 1639 года. На сем месте была древняя приходская села Тогу церковь Николая Чудотворца, в которой еще с 1577 года почивали мощи Праведного Артемия, сперва в паперти, а с 1583 в приделе, и наконец, с 1610 г. в самой церкви, когда святость их, по указу Митрополита Новгородского, была освидетельствована. Мезенский и Кеврольский Воевода Афанасий Пашков, в благодарность св. Артемию за исцеление от тяжкой болезни сына его, устроил тут на свое иждивениe, около 1639 г., обитель, с кельями для монашествующих; а к старинной церкви пристроил новую, во имя Великомученика Артемия. Вскоре после сего, в конце того ж года, Николаевская церковь сгорела и над мощами Праведного Артемия сделана часовня. Чрез несколько времени обитель Веркольская утверждена грамотой царя Алексея Михайловича, и 17 ноября 1649 г., вследствие царского повеления, воевода Аничков, с духовенством, переложили св. мощи в новую раку и перенесли из часовни в церковь Великомученика Артемия, но и эта церковь три раза подвергалась пожарам, от коих мощи, для сохранения, были износимы. Наконец церковь Св. Артемия воздвигнута вновь каменная в 1793 году, и переименована уже в честь Праведного Артемия Веркольского, которого и мощи тут почивают.

КРАСНОГОРСКИЙ-БОГОРОДИЦКИЙ, муж. заштатный, в 16 верстах от уездного города Пинеги, на берегу реки того ж имени, на прекрасном гористом месте; основан в 1603 году благочестивым иноком Макарием, который и был первым игуменом, а по кончине погребен здесь же. Соб. церковь в этой обители во имя Грузинской Божией Матери, нынешнее здание коей окончено построением в 1735 году; в ней находятся две чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: одна Грузинская, поставленная здесь 22 августа 1629 года Ярославским купцом Григорием Лыткиным, и приобретенная им от персиян, после пленения в 1622 г. Грузии; а другая Владимирская, принесенная сюда основателем, игуменом Макарием, в 1603 году; во имя сего явления устроен придел при главном престоле. В честь Грузинской иконы Богородицы установлено в 1650 году общим празднеством 22 число августа, и после сего дня настоящий чудотворный образ бывает носим со крестами и хоругвями ежегодно в Архангельск, а потом в Холмогоры, при великом стечении усердствующих богомольцев, а возвращается в обитель уже на 4-й неделе Великого поста. Этот крестный ход установлен 1698 г. Афанасием, Архиепископом Холмогорским.

Здесь, в обители, погребен сосланный и лишенный боярства Петром Великим, князь Василий Васильевич Голицын, любимец царевны Софии Алексеевны.

ТРОИЦКИЙ-ШЕНКУРСКИЙ, муж. заштатный, в уездном городе Шенкурске. О времени основания этого монастыря известий нет. Здесь три церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, существует с 1637 года, 2) Благовещения Пресвятой Богородицы и 3) Великомученицы Екатерины.

ПЕРТОМИНСКАЯ пустынь, муж. в Архангельском уезде, на берегу Белого моря, в Унской губе. Она основана в XVII в., по случаю обретения на сем месте невредимых тел Соловецких иноков Св. Вассиана и Ионы, потонувших в Белом море в 1566 году. Сначала, по некоему сновидению, построена над могилой сих угодников, в 1599 году, часовня, а в последствии времени церковь и монастырь. Ныне здесь две церкви: 1) Соб. Преображения Господня, с приделом Феодора Стратилата, и 2) Успения Богородицы, построенная в 1691 году; в ней почивают под спудом мощи помянутых иноков Вассиана и Ионы.

Петр Великий, в 1694 году, застигнутый бурей на море, во время переезда из Архангельска в Соловецкий монастырь, благополучно пристал к берегу у Пертоминской обители и проведя в ней три дня, поставил собственными руками на берегу, в память избавления своего от опасности, деревянный огромного размера крест, с голландской надписью: dat cruys waken Captein Piter van a cht 1694. т. e. сей крест поставил Капитан Петр, в лето Христово 1694. – Подлинный крест, по просьбе Архангельских жителей и с разрешения Святейшего Синода, перенесен, в 1806 году, в Архангельский Кафедральный собор; а в Пертоминской пустыни поставлен точно такой же.

* * *

УСПЕНСКИЙ, женский, 3 класса, в уездном городе Холмогорах; основан был сначала близ Преображенского собора, в 1694 г.; а в недавнем времени переведен в бывший Архиерейский дом. В нем ныне две церкви, возобновленные в 1803 году: 1) Соб. Успения Богородицы, с приделом Архангела Михаила, 2) Николая Чудотворца, теплая. Сюда, в обитель, совершается ежегодно 23 июня крестный ход из Холмогорского Собора; по какому случаю установлен этот ход, неизвестно.

* * *

УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ:

БОГОСЛОВСКИЙ, муж. в 15 верст. от уездного города Шенкурска; основан был около 1460, Новгородским Посадником Василием Степановичем Своеземцевым, который, по оставлении звания своего, принял здесь иночество, под именем Варлаама. Мощи его почивают под спудом в бывшей монастырской церкви Иоанна Богослова. В день кончины сего Святого, 19 июня, бывает сюда ежегодно крестный ход из Шенкурска.

МАКАРЬЕВСКИЙ, муж., в 15 верст. от уездного города Шенкурска, был основан в 1607 году. Здесь церкви: 1) Вознесения Христова и 2) Макария Желтоводского.


КЛОНАВСКИЙ, муж. Эти обители существовали в Шенкурском уезде; но когда они были основаны и уничтожены, также какие были в них храмы, никаких сведений нет.
ВЕРХАШЕРЕНСКАЯ, пуст. муж.
КОДЕМСКАЯ, пуст. муж.
УЗДРИНСКАЯ, пуст. муж.

ТРОИЦКИЙ-КОЛЬСКИЙ-ПЕЧЕНЖСКИЙ, муж. находившийся прежде в Кольском уезде, на острове реки Печенги. Он основан был на этом месте, в дикой пустыни, Преподобным Трифоном, 1533 года; святой сей, вероятно, и был здесь погребен. Чрез 57 лет после того, т. е. в 1590 г. Декаб. 24, обитель эта разорена разбойниками, пришедшими из Каапии, которые сожгли деревянные строения обители и всех иноков умертвили, после этого место это и доныне осталось в запустении. В 1691 году монастырь построен на новом месте, близ города Колы, за рекой того ж имени, и назван КОЛЬСКО-ПЕЧЕНСКИМ НОВЫМ, с Соб. церковью Благовещения Богородицы; а в 1764 году упразднен и приписан к Кольскому собору, от которого отделен только рекой Колой. – Из числа настоятелей сей обители, бывших уже по перенесении ее на нынешнее место, известен инок Иона, которого память за добродетельную жизнь уважается и поныне. Он здесь и погребен.

КРЕСТИМИРОВСКИЙ, муж. близ Белого моря, он основан был Преподобным Вассианом, которого и мощи почивают под спудом здесь, в бывшей монастырской церкви, Преображения Господня, обращенной в приходскую. О времени основания этой обители сведений никаких нет.


БОГОРОДИЦКИЙ-КАНДАЛАКСКИЙ, муж. близ Белого моря, на Кандалакской губе, с деревянной церковью Рождества Богородицы. О времени основания и уничтожения этих монастырей ничего не известно.
КОКУЕВ, муж. на берегу Белого моря, при устье реки Порьи, бывший в древности одним из значительных монастырей того края.

ЯРЕНСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ, муж., на берегу Белого моря во 120 верст. от Архангельска. Когда был он основан неизвестно. Здесь две церкви: 1) Николая Чудотворца и 2) Соловецких Чудотворцев. У первой из них положены были мощи Преп. Иоанна перенесенные сюда в 1569 г. от устья речки Сярты, и над ними построена тогда часовня, а вскоре после того положены в той же часовне и мощи Преп. Логгина. Потом, в 1630 году, когда построена вместо древней новая церковь св. Зосимы и Савватия, то мощи угодников Иоанна и Логгина перенесены в нее Игуменом сей обители Варфоломеем, где и ныне почивают под спудом. Церковь обращена в приходскую.

ЗАВОЛОЧЬСКИЙ АРХАНГЕЛЬСКИЙ, муж., существовавший в древности в Холмогорском уезде, близ реки Двины. Обитель эта славилась некогда своим богатством и множеством угодий. О времени основания ее неизвестно.

ИВАНОВСКИЙ ЕМЕЦКИЙ, женский, существовавший до 1613 г. в 177 верст. от Архангельска, Холмогорского уезда, на реке Емце, впадающей в Двину. Тогда были здесь две деревянные церкви: 1) Иоанна Предтечи и 2) Георгия Великомученика. Обитель эта упоминается в первый раз в 1587 году; но когда основана, неизвестно. В 1613 году Холмогорский воевода, князь Петр Иванович Пронский, опасаясь набегов Польских войск монастырь уничтожил и инокинь перевел в Покровский Емецкий монастырь.

ПОКРОВСКИЙ ЕМЕЦКИЙ, женский, существовавший до 1760 года близ вышеписанного Ивановского монастыря. Он упоминается в первый раз в 1581 г. и был тогда мужским, но когда именно основан, неизвестно. В 1613 г., во время опасности от набегов Поляков, монахи из сей обители переведены в Троицкий Сийский мон, а сюда помещены инокини из Ивановского Емецкого монастыря. В 1760 году здания этой обители, бывшие все деревянные, совершенно сгорели; после чего она возобновляема не была, а инокини помещены в Успенский Холмогорский монастырь.

МОРЖЕГОРСКАЯ или МОРЖЕВСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ пустынь, муж., существовавшая некогда в Холмогорском уезде, на берегу Двины, с церковью Николая Чудотворца, которая по уничтожении обители обращена в приходскую. – О времени основания этой пустыни сведений нет. – Здесь в XVI в. жил Преподобный Леонид Устьнедумский.

КРИВЕЦКИЙ, муж., бывший в древности в Холмогорском уезде. Об нем известно только то, что он в 1585 году приписан к Троицкому Сийскому монастырю, а с которого времени существует сведений нет. Здесь две церкви, обращенные и приходские: 1) Соб. Успения Богородицы и 2) Трех Святителей Вселенских.

ЧИРЦОВА пустынь, муж., существовавшая в древности в Мезенском уезде. Сведения о сей обители ограничиваются только известием, что она в 1585 году была прописана к Троицкому Сийскому монастырю.

КЕНСКИЙ, или КЯНДСКИЙ, муж., бывший в древности в Онежском уезде, на реке Кене. О времени основания этой обители точного известия нет. Инок Пахомий, бывший в ней первым игуменом, которого память уважается, как благочестивого отшельника, вероятно, был и основателем оной, но в котором веке он жил неизвестно; он здесь и погребен. В 1508 году Препод. Антоний Сийский здесь принял иночество, а потом был иеромонахом, и проживя несколько лет, удалился с двумя здешними иноками Александром и Иоакимом, в пустыню на реку Шелексу.

ШЕЛЕКСЕНСКАЯ ТРОИЦКАЯ пустынь, муж. на реке Шелексе, основана была в 1513 году Преп. Антонием Сийским который водворился здесь, в диком безлюдном месте, с двумя иноками Кенского Пахомиева мон. Александром и Иоакимом, и построил церковь Николая Чудотворца. Чрез 7 лет уединенной жизни Преподобный изгнан отсюда крестьянами деревни Шелексы, и избрав другую пустыню, основал там в последствии Сийский мон. – Шелексенская ж пуст., вероятно, существовала и по удалении св. Антония; о чем однако ж нет никаких сведений и когда она уничтожена, также неизвестно.

ЛАМБАСКИЙ , муж. в Пинегском уезде. Подробностей об этой обители никаких не известно.

НОВОПРИЛУЦКИЙ, муж. в Пинегском уезде, на правом берегу реки Двины, близ деревни, называемой Аннова гора; в древности назывался он КОЗЬЕРУЧЕВСКИМ. Время основания его не известно; а уничтожен в 1764 году. До 1770 помещалась здесь Семинария, переведенная в Архангельск.

ЛЯВЛЕНСКИЙ, муж., в Архангельском уезде. Он был основан в XVI в. Новгородской Посадницей Анастасией, которая над могилой брата ее построила здесь церковь Успения Божией Матери. Обитель эта в 1585 году приписана к Троицкому Сийскому монастырю.

* * *

ЦЕРКОВЬ:

ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ, собор древнего построения, в уездном городе Холмогорах, бывший Кафедральным Холмогорских Архиереев. Здесь погребен Рафаил (Краснопольский), Архиепископ Архангелогородский.

* * *


Источник: Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России / Сост. из достовер. источников Александром Ратшиным. - Москва: Унив. тип., 1852. - [2], 566, 45 с.

Комментарии для сайта Cackle