прот. Александр Мень

Источник

Софо́нии проро́ка кни́га

Софо́нии проро́ка кни́га, каноническая книга Ветхого Завета, входящая в сборник *Малых пророков. Состоит из 3 глав. Написана стихами. Древнейшая *рукопись Софонии пророка книги найдена в *Кумране; она датируется 2–1 вв. до н.э.

Пророк и его время. Судя по длинной родословной, приведенной в Софонии пророка книге, пророк Софония (евр. צפניה, цефа́нии) происходил из знатной семьи. Среди его предков назван Езекия, возможно, иудейский царь 8 в. Надписание книги относит время деятельности Софонии к царствованию Иосии (640–609 до н.э.). Из содержания пророчеств явствует, что Софония выступил на проповедь до религиозной реформ 621, т.е. когда Иосия был еще отроком, а страной правили регенты. По всей видимости, Софония застал еще предшественников Иосии (царей Манассию и Аммона), которые подчинились Ассирии не только политически, но и духовно. При Асархаддоне и Ашшурбанапале ассирийская военная держава почти безраздельно господствовала на Ближнем Востоке и Иудея больше не помышляла об освобождении. В Иерусалим стали быстро проникать языческие обычаи, порядки, суеверия. Возродилось не только почитание звезд («воинства небесного»), но даже человеческие жертвоприношения. Голос пророков умолк. Всякая религиозная оппозиция жестоко подавлялась. Это был последний и самый страшный рецидив *двоеверия в ветхозаветной истории. Против него и возвысил голос пророк Софонии.

Два обстоятельства способствовали его открытому выступлению. В результате дворцового переворота на престол Давида был возведен малолетний Иосия. Фактически правителями оказалась группа царедворцев, не хотевших продолжения прежней политики. Вторжение скифов стало первым предзнаменованием кризиса ассирийской державы, который впоследствии и привел ее к гибели. Возродились надежды на новую жизнь; их выразителем стал пророк Софония. По всей видимости, он проповедовал в Храме во время богослужения. Его пророчества по *жанру близки к сакральным гимнам. Они продолжают традицию пророка Амоса с его грозным пафосом близкого Суда Божьего. Память пророка Софонии Православная Церковь празднует 3 декабря.

Композиция и учение Софонии пророка книги. Книга четко делится на три части: а) пророчество о Судном Дне Господнем (Соф.1:1–2:3);

б) грозные речи, обращенные к народам (Соф.2:4–15);

в) грехопадение Иерусалима и весть о грядущем спасении (Соф.3).

Пророк изображает современный ему мир в самых мрачных красках. Злоба, насилие, нечестие, озверение народов привели их на грань гибели. Создалось то положение вещей, которое некогда предшествовало *Потопу. Перейдена черта, где кончается долготерпение Божье. Люди пожнут то, что посеяли. Напрасно они думают, что Господь бессилен (Соф.1:12). Нарушен нравственный миропорядок, и это влечет за собой глобальное возмездие, подобное Потопу (Соф.1:2 и 3). Среди всеобщего хаоса устоят только «бедняки Божии», «смиренные земли». В этом *Остатке осуществляется *Завет и Обетование Господни. Пусть, говорит Бог устами пророка, помрачен дух князей, священников, пророков, пусть их постигнет кара,

Но оставлю среди тебя

народ смиренный и простой,

и они будут уповать на имя Господне.

Остатки Израиля

не будут делать неправды,

не станут говорить лжи,

и не найдется в устах их

языка коварного;

ибо сами будут пастись и покоиться,

и никто не потревожит их.

(Соф.3:12–13)

Софонии пророка книга впервые в Ветхом Завете со всей ясностью говорит об избранности «бедняков Господних», предшественников евангельских нищих духом и кротких, которые наследуют Царство (см. статью *Анавим). Пророк призывает их искать высшую правду и спасать мир через покаяние (Соф.2:3).

В заключение Софония возвещает о спасении, о том, что Бог отменил Свой приговор Иерусалиму. «Дщерь Сиона» торжествует, встречая своего истинного Царя – Господа (Соф.3:14–15). Но не только ветхозаветная Церковь будет помилована. Все народы отвергнут идолов (Соф.2:11) и обратятся к истинному Богу.

Тогда опять Я дам народам

уста чистые,

чтобы все призывали имя Господа

и служили Ему единодушно.

Из заречных стран Ефиопии

поклонники Мои, дети рассеянных Моих,

принесут Мне дары.

(Соф.3:9–10)

Пророчества Софонии оказали немалое воздействие на общество. Они подготовили религиозное обновление, инициатором которого стал царь Иосия. Учение Софонии пророка книги о нравственном миропорядке и служении «бедных» стало неотъемлемой частью *богословия двух Заветов.

Святоотеческие комментарии: блж.*Иероним, Твор., т.14, К.,1898; свт.*Кирилл Александрийский, Творения, ч.10, М.,1893.

● *Глаголев А., Книга пр.Софонии, ТБ, т.7; *Елеонский Ф.Г., К вопросу о книге пророка Софонии, ХЧ, 1898, ч.ІІ; Каменецкий С.А., Цефания (Софония), ЕЭ, т.15; Монтегю Дж., Книги Софонии, Наума, Аввакума, Плач Иеремии, Авдия, 1965 (Ркп.МДА); еп.*Палладий (Пьянков), Толкование на св. пророков, Вятка, 1876, вып.4–5; *Смирнов И.К., Пророк Софонии, Рязань, 1877; Тюрнин И.А., Книга пророка Софонии, Серг.Пос., 1897; *Вiс М., Trois prophètes dans un temps de ténèbres, P.,1968; прочую библиографию см. в статьях *Малые пророки, *Пророки и в JBC, v.1; NCCS, p.718; RFm, t.1, p.513; *Сhilds, р.457.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle