Пле́на пери́од
Пле́на пери́од, период ветхозаветной истории между первой депортацией иудеев в Вавилон (597) и эдиктом царя Кира, разрешившего изгнанникам вернуться на родину (538).
Ход событий в Плена период. Между 604 и 603 иудейский царь Иоаким вынужден был подчиниться власти Навуходоносора II (605–562), однако вскоре перешел на сторону фараона Нехо (609–594). Сын Иоакима Иехония пытался продолжить политику отца, и поэтому в 597 войска Навуходоносора II вторглись в Иудею. Иехония предпочел сдаться, и его вместе с партией знатных горожан депортировали в Вавилон (среди высланных был и пророк Иезекииль). Политика переселения, которую Навуходоносор заимствовал у ассирийцев, преследовала две цели: ослабить очаги сопротивления и превратить разноплеменных подданных в «один народ». Поставленный Навуходоносором царь Седекия, вопреки советам пророка Иеремии, отказался от подчинения Вавилону и заключил тайное соглашение с Египтом. В 589–588 Навуходоносор начал новую карательную кампанию против Иудеи.
Летом 586 Иерусалим был взят, Храм предан огню, Седекия ослеплен и отправлен в Вавилон. Иудея стала подчиненной территорией, управляемой наместником Годолией. Вскоре он был убит мятежными военачальниками, которые после этого, опасаясь мести Вавилона, бежали в Египет (вместе с ними вынужден был уйти и пророк Иеремия). Иудея как государство перестала существовать. Города ее опустели; большая часть населения была угнана в Вавилон. Однако там переселенцы жили свободно: им были отведены земли и кварталы для жилья, они могли заниматься хозяйством, ремеслами и торговлей. Возможно, вавилонские власти не исключали мысли о восстановлении Иерусалима. Во всяком случае, преемник Навуходоносора освободил пленного царя Иехонию из тюрьмы и поселил во дворце. Есть основания думать, что при царе Набониде (556–539) положение изгнанников несколько ухудшилось. В 555 воцарившийся в Иране Кир Ахеменид покорил ряд соседних стран и двинулся на Вавилон. Враждебная Набониду партия открыла Киру ворота города, и в 539 он торжественно вступил в Вавилон. Кир опубликовал эдикт, согласно которому все военнопленные и переселенцы могли вернуться в свои земли. Этот эдикт и положил конец Плена периоду.
Духовное состояние иудеев в Плена период. Изгнанники сохранили на чужбине свою сплоченность и верность своей религии. Они осознали правоту пророков, предсказавших бедствие как возмездие за измену Богу, и спешили принести покаяние. Переосмыслялась вся предшествовавшая история: на нее смотрели теперь как на путь духовного падения. Покаянный дух связывался с надеждами на возрождение, которое укрепляли в народе пророки, пришедшие с иудеями в Вавилон (Иезекииль, *Второисайя). Впрочем, состоятельные классы общества готовы были остаться в Вавилоне, этом богатом многонациональном городе, где они жили в безопасности и благополучии. Поэтому, когда вышел эдикт Кира, пророкам пришлось возвысить голос, призывая к новому Исходу. Следует отметить, что в Плена период ветхозаветная Церковь была лишена Храма, вследствие чего сложился новый вид общественной молитвы, который получил законченную форму в богослужении *синагог.
Священная письменность в Плена период. Как подчеркивал *Тураев, Плена период был одним из самых плодотворных в ветхозаветной истории. Отступили старые соблазны, община вошла в новую фазу религиозного самосознания. Это было время великих проявлений пророческого духа. В Плена период писали пророк Иеремия, Иезекииль и Второисайя, были завершены Исторические книги 1-го цикла с их богословской переоценкой прошлого. Книга Плача и часть Псалтири были написаны в эти годы (например, Пс.136). Как полагает большинство библеистов, именно в Вавилоне получило свой окончательный вид *Пятикнижие.
● Белявский В.А., Вавилон легендарный и Вавилон исторический, М.,1971; Благонравов Е., Плен Вавилонский и значение его в истории иудеев, М.,1908; *Болотов В.В., Валтасар и Дарий Мидянин, СПб.,1896; [Каценельсон Л.] Вавилонское пленение, ЕЭ, т.5; Пир Валтасара, «Черниговские ЕВ», 1883, №8; *Побединский-Платонов И.И., Вавилонский плен, ДЧ, 1874, ч.1, №1–4; *Сабинин С.К., О состоянии Иудеев в плену Вавилонском, ХЧ, 1839, т.3; прот. *Соловьев И., На реках вавилонских, М.,1905; Gry L., Israelites en Assyrie, Juifs en Babylonie, P.,1923; Janssen E., Juda in der Exilszeit, Gött., 1956; Newsome J.D., By the Water of Babylon, Edinburgh, 1979; Raitt T.M., A Theology of Exile, Phil.,1977; Whitley С.F., The Exilic Age, L.,1957; см. также BTS, №82,96,186, и библиографию к статьям: *Даниила пророка книга; *Древний Восток; *Исайи пророка книга; *История библейская.