Плато́нов
Плато́нов Вениамин Васильевич, протоиерей (1883–1948), русский православный экзегет. Родился в Белгороде в семье священника. Окончил Харьковскую Духовную семинарию (1903). После рукоположения в иереи служил в приходских храмах. В 1910 окончил Московскую Духовную академию и был назначен законоучителем Елизаветинского института. В 1917 за работу «Повествование Евангелия Иоанна о прощении Господом Иисусом Христом жены-грешницы» (Серг. Пос.,1916) получил звание магистра богословия. С 1945 до конца дней Платонов был настоятелем московской церкви Всех Святых (близ которой он и погребен).
Магистерская работа Платонова – блестящий образец научно-богословской экзегезы. В ней изучена история и проведена *текстуальная критика *перикопы, которая отсутствует в ряде древних рукописей (Ин.8:1–11). Автор рассмотрел споры вокруг этого места Евангелия, начиная со времени *Эразма Роттердамского до начала 20 в. Согласно гипотезе Платонова, перикопа была внесена в текст самим евангелистом при окончательной редакции им 4-го Евангелия.
● Ведерников А., Профессор протоиерей В.В.Платонов (Некролог), ЖМП, 1949, №1.
Плача Книга, или Плача Иеремии Книга, каноническая книга Ветхого Завета. В еврейской Библии входит в состав *Кетувим и называется по первому слову 1-го стиха אכה, эха́. В *Септуагинте эта книга именуется «Θρήνοι», Плачи, а в некоторых рукописях – «Плачи Иеремии», и помещена в раздел Пророческих писаний, после Книги пророка Иеремии. Такое же место занимает она в *Пешитте, *Вульгате и в русской Библии. Плача Книга состоит из 5 глав. Первые 4 главы содержат по 22 строфы и представляют собой алфавитные *акростихи.
Литературный жанр, структура, содержание. Книга принадлежит к широко распространенному в древней и средневековой литературе жанру «плачей» (ламентаций). Она целиком посвящена скорби о гибели Иерусалима и, видимо, читалась в дни траурного богослужения. Каждая глава представляет собой отд. элегию из трехчленных строф.
1) Разоренный Иерусалим; грех народа – причина бедствия;
2) изгнание – суд Божий; посулы лжепророков и ужасы блокады Иерусалима;
3) плач над разрушенным городом; воспоминание о небесных милостях; призыв к покаянию и мольба к Богу об избавлении;
4) картина последних дней Иерусалима;
5) молитва о помощи.
Датировка и автор. Очевидно, что события 589–586 до н.э., когда Навуходоносор II в последний раз осадил и затем предал огню Иерусалим, были еще свежи в памяти священного писателя. Поэтому книга должна быть датирована первыми годами Плена. Сложная, искусная композиция Плача Книги указывает на то, что книга писалась, когда сама катастрофа была уже позади. Имя автора к 3 в. до н.э. было забыто, и книгу приписали пророку Иеремии. Кроме заглавия, данного ей в Септуагинте, древнейшим свидетельством об этой *атрибуции является талмудический трактат Бава Батра (15 а). В древнехристианской Церкви также не сомневались, что автором книги был пророк Иеремия.
В 2 Пар. действительно сказано, что пророк слагал «плачевные песни» (2Пар.35:25). Но есть серьезные основания считать, что Плача Книга принадлежит не ему, а другому автору. Книга отличается от писаний Иеремии по языку, словарю и стилю. В ней выражено сожаление о том, что Иудея не получила помощи от Египта; между тем именно Иеремия был противником союза с фараонами (Иер.37:5–10). О царе Седекии в Плача Книге сказано:
Дыхание жизни нашей,
помазанник Господень
пойман в ямы их,
тот, о котором мы говорили:
«под тенью его будем жить
среди народов».
Это резко противоречит отношению пророка к Седекии, которого он считал слабым и недостойным монархом и предрекал ему гибель. Следовательно, более верна древнейшая традиция, не ставившая в заголовке Плача Книги имени пророка Иеремии.
Духовное значение книги. Плача Книга тесно примыкает к богословию *Исторических книг. Автор указывает на причинную связь между бедствием народа и его грехами. Иерусалим изображен в виде скорбящей вдовы (Плач.1:1), что напоминает о брачной символике союза между Богом и ветхозаветной общиной. Несмотря на кажущуюся непоправимость случившегося, у боговдохновенного поэта не угасает надежда на прощение и исцеление. Т.о., книга является исповеданием греха, свидетельством веры и упования людей, не сломленных даже в дни национальной катастрофы.
Святоотеческие комментарии: прп.*Ефрем Сирин, Творения, М.,1887, т.5.
● Багрецов Л., Плач пророка Иеремии, ВиР, 1900, №22–24; Благовещенский М., Книга Плача. Опыт исследования исагогико-экзегетический, К.,1899 (наиболее полный труд на рус. яз.; автор защищает авторство Иеремии); *Бухарев М. (архим. Феодор), Печаль и радость по Слову Божию, М.,1885; Каменецкий А.С., Плача книга, ЕЭ, т.12; *Розанов Н.П., Книга Плач Иеремии, ТБ, т.6; *Юнгеров П.А., Кн. Пророка .Иеремии и Плач Иеремии в русском переводе с греческого текста LXX, с введением и примечаниями, Каз.,1910; прот. Яхонтов И., О Священном Писании. Книга «Плач Иеремии», ДБ, 1873, №33; Albrekisch В., Studies in the Text and Theology of Lamentations, 1963; прочую иностранную библиографию см. в JBC, v.1; RFIB, t.1; NCCS; PCB.