Пневматоло́гия
Пневматоло́гия (от греч. πνεύμα – дух) библейская, свидетельства Писания о Святом Духе.
Пневматологич. терминология в Библии. Древнееврейское слово רוח, ру́ах, «дух», как и греч. πνεύμα, имеют натуроморфное происхождение. В общих языках оно тождественно понятиям «ветер», «буря», «веяние», «дыхание». Следовательно, *семантика термина связана с представлением о жизненной энергии, мощи и свободном движении. В античной философии термин «пне́ума» сохранил эту смысловую связь с царством стихий, а для обозначения нематериальной реальности греки стали употреблять такие понятия, как нус или эйдос. Священные писатели продолжали пользоваться словом «дух» в его первонач. смысле даже тогда, когда говорили о Боге. Но в этом словоупотреблении либо подчеркивалось величие *теофании, либо термину придавалось метафорическое звучание. Так, пророку Илие Бог является в веянии ветра (3Цар.19:12), а Христос Спаситель прямо сравнивает действие Духа Божьего с непредсказуемым порывом ветра (Ин.3:8).
Формально понятия Дух Божий и Дух Святой эквивалентны, поскольку «Святым» в Писании именуется Сам Бог; но некоторые богословы (например, протоиерей *Булгаков) предлагают различать их, принимая первое наименование для обозначения Духа как модуса Божества, а второе – для обозначения Троичной Ипостаси (см. статью *Тринитарное учение в Библии). Однако такая дифференциация применительно к тексту Писания не всегда может быть достаточно обоснована. Более надежен общепринятый метод, учитывающий, что пневматологической терминологии священных авторов свойственен полисемантизм. Следует отметить, что в НовомЗавете Сам Бог именуется Духом (Ин.4:24; 2Кор.3:17).
Ветхозаветная Пневматология. В книгах Ветхого Завета Дух Божий изображен как высшее Начало, активно воздействующее на мир. Дух животворит первозданную Вселенную (Быт.1:2), Он поддерживает бытие твари (Пс.103:30), говорит в *Откровении через *пророков и других избранных людей (Зах.7:12), дарует силу вождям народа совершать предназначенное им на земле дело (Суд.3:10; 1Цар.10:1; Иез.3:12). В Ветхом Завете звучит упование, что настанет День, когда Бог изольет Свой Дух на весь Свой народ (Ис.32:15; Иез.39:29; Иоил.2:28–29).
Особая роль принадлежит Духу Божьему в ветхозаветном *мессианизме. На Божественном Помазаннике почиет «Дух Господень, дух мудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис.11:2). Силою Духа Божьего будет, согласно пророчествам, осуществляться вселенское благовестие и служение Мессии (Ис.42:1; 61:1 сл.).
В *экзегезе не установилось единого взгляда на ветхозаветную Пневматологию. Одни толкователи (например, митрополит Макарий Булгаков) считают, что в дохристианской части Библии под Духом подразумевается Ипостась Св.Троицы. Другие (например, *Феодор Мопсуестский) полагают, что в Ветхом Завете Дух Божий открывался еще не как Лицо, а как одно из Божественных свойств. По мнению протоиерея Булгакова, хотя Ветхий Завет «вовсе не знает ипостаси Святого Духа», однако ветхозаветное Откровение «хорошо знает действие Духа Божия», в котором открывается Третья Ипостась.
Новозаветная Пневматология. В Новом Завете Ипостась Святого Духа являет Себя одновременно с Отцом и Сыном (повествование о Крещении Господнем). Пневматология новозаветных писаний имеет христологический, экклезиологический и личный аспекты.
а) Святой Дух действует в тайне Боговоплощения (Мф.1:18; Лк.1:35); Он является на Иордане в момент посвящения Иисуса Христа на мессианское служение (Мф.3:16; Мк.1:10; Лк.3:22; Ин.1:33–34). По свидетельству Предтечи, Христос приходит в мир крестить людей Духом Святым (Мф.3:11; Мк.1:8; Лк.3:16; Ин.1:33–34). После Крещения Иисус исполнился Духа Святого (Лк.4:1). Вступление человека на путь Царства Божьего Он называет рождением от Духа (Ин.3:5). Проповедуя в назаретской *синагоге, Христос прилагает к Себе пророчество Ис.61:1 – «Дух Господень на Мне...» (Лк.4:16 сл.).
б) Экклезиологический аспект новозаветной Пневматологии раскрывается уже в обетовании Христовом о Духе Утешителе, Которого Он пошлет от Отца верующим в Него (Ин.7:39; 16:7). Слово «Утешитель» (греч. παρακλήτης) может быть передано и как Заступник или Ходатай. Поскольку же Ходатаем является Сын Божий, Дух назван в (Ин.14:16( «другим Утешителем» (или Заступником). Он назван также Духом истины, ибо будет открывать истину ученикам Христовым и укреплять их в истине (Ин.16:12). Именно в силу этого «мир», царство зла, не сможет понять и принять Его (Ин.14:17). Обетование Христово исполнилось в день Пятидесятницы, когда Святой Дух осенил новозаветную *Церковь (Деян.2). С этого момента она осознает себя Общиной, которой руководит Дух Святой (Деян.15:8,28).
в) Кроме промыслительного руководства Церковью в целом, Дух Святой руководит и отдельными ее членами, в частности апостолами (например, Деян.8:29; 16:1 сл.) и новообращенными (Деян.10:44).
В Новом Завете содержится три образа пневматологических теофаний: голубь, ветер, огонь.
Пневматология и боговдохновенность Библии. С ветхозаветных времен утвердилась вера в то, что пророки и мудрецы говорят под воздействием Духа Господня. Эту истину подтвердил Христос, указывая, например, что псалмопевец пророчествовал «по вдохновению» (Мф.22:43), или «Духом Святым» (Мк.12:36). Являясь Откровением, Библия есть Слово Божие, переданное человеку силой Духа Святого (см. статью *Боговдохновенность Священного Писания).
● Иером. Алексий (Соловьев), Ветхозаветное учение о таинстве Пресвятой Троицы, ПТО, 1849, №8; прот.*Афанасьев Н., Церковь Духа Святого, Париж, 1971; прот.*Булгаков С., Утешитель, Париж, 1936 (наиболее полное изложение православной Пневматологии); еп.*Кассиан (Безобразов), Водою и Кровию и Духом, ПМ, 1948, вып.6; Лосский В.Н., Догматическое богословие, БТ, 1972, сб. 8; Обэн П., Бог: Отец, Сын, Дух Святой, «Символ», 1985, №13; свящ. Флоренский П., Столп и утверждение истины, М.,1914; Mgr. Cassien (Besobrasov), Pentecôte Johannique, Valence, 1939; прочую иностранную литературу см. в NCE, v.13, p.570.