Мы́шцын
Мы́шцын Василий Никанорович (1866–1936), русский православный библеист и историк Церкви. Родился в семье сельского священника Рязанской губернии. Окончил Московскую Духовную академию (1890), где защитил магистерскую диссертацию по богословию апостола Павла: «Учение св. апостола Павла о законе дел и законе веры» (Серг.Пос.,1894). Вел курс Священного Писания, а затем церковного права в МДА. За труд «Устройство христианской Церкви в первые два века» (Серг.Пос.,1909) был удостоен звания доктора богословия. Оставив МДА, перешел в юридический Демидовский лицей (Ярославль), где был экстраординарным профессором церковного права. В последние годы жизни преподавал в Педагогическом техникуме в Загорске.
Мышцыну принадлежат две работы о Книге Екклесиаста, которую он датировал *Второго Храма периодом. Он также предпринял осторожную попытку защитить теорию *Второисайи. Попытка эта вызвала резкую полемику между Мышцыным и его оппонентом *Фаддеем (Успенским), сторонником единства Книги прор. Исайи. Мышцын участвовал в дискуссии о соотношении между *масоретским текстом и *Септуагинтой. По мнению экзегета, поврежденность масоретской Библии значительна, хотя и не затрагивает главного содержания Библии. Для *текстуальной критики необходим учет данных греческого перевода. В последний период своей литературной деятельности Мышцын отошел от библейской тематики и писал преимущественно по каноническому праву и церковно-общественным вопросам.
♦ Из области библиологии, БВ, 1893, №8; Сущность ветхозаветного прообраза и значение его для ветхозаветных верующих, ВиР, 1894, №1; Очерки содержания Книги Екклезиаста, ВиР, 1894, № 1; Библейское богословие с православной точки зрения, БВ, 1894, №7; Нужен ли нам греческий перевод Библии при существовании еврейского подлинника, Серг.Пос.,1895; Рец. на кн.: [*Юнгеров П., Книга пророка Амоса, Каз.,1897] БВ, 1897, №12; Какую можно усмотреть цель Христа Спасителя в Его поучениях народа притчами?, ВиР, 1900, т.1, ч.1; Обзор русских духовных журналов. Статьи по Священному Писанию Ветхого Завета, БВ, 1901, №10,12; Рец. на: Книга Товита. Библиологическое исследование *Дроздова Н., БВ, 1901, №10; О неудачном соединении научного критицизма с православной точкой зрения (Ответ Н.М.Дроздову), БВ, 1902, №12; Раб Иеговы (Ис. гл.40–56), БВ, 1905, №7–8; Ответ архимандриту Фаддею (по поводу замечаний на статью «Раб Иеговы»), БВ, 1905, №11; Книга Екклесиаста, ТБ, т.5.
● Голубцов. МДА, т.2, ч.4, с.144; НЭС, т.27.