Мережко́вский
Мережко́вский Дмитрий Сергеевич (1866–1941), русский писатель, критик, эссеист. Родился в Петербурге в семье чиновника; окончил историко-филологическое отделение Санкт-Петербургского университета. В литературу вошел сначала как поэт и романист. Уже в это время Мережковский выдвинул гегельянскую по характеру схему духовного развития: язычество как преклонение перед «плотью» (тезис), христианство как отрицание «плоти» (антитезис) и грядущий Третий Завет (синтез). Этой достаточно искусственной схеме, частично навеянной учением *Иоахима Флорского, подчинены талантливые критические исследования Мережковского о *Толстом и *Достоевском, о *Гоголе и трилогия «Царство Зверя».
По инициативе Мережковского и его жены, писательницы З.Н.Гиппиус, были организованы Религиозно-философские собрания, на которых происходили встречи между представителями интеллигенции и Церкви. Церковную группу возглавлял епископ *Сергий (Страгородский), будущий Патриарх. Отчеты о собраниях публиковались в приложении к журналу «Новый путь», выходившем под редакцией Мережковского и Гиппиус (оттиск: Записки Петербургского Религиозно-философских собраний (1902–1903), СПб.,1906). В этот период Мережковский уже стоял на христианских позициях, которые, однако, отличались субъективным, внеконфессиональным характером. Мережковский, Гиппиус и журналист А.В.Философов создали даже род маленькой тайной секты, в которой совершалось собственное «богослужение». К их кружку одно время были близки *Карташев и *Бердяев, которые впоследствии разошлись с Мережковским и сохранили верность Православной Церкви.
Мережковский жил и работал в Петербурге, но часто надолго уезжал за границу. В 20-х гг. он переехал в Польшу, а затем окончательно поселился в Париже. В 1932 в Белграде вышла его книга по евангельской истории «Иисус Неизвестный» (т.1–2). В ней отразились как обширная эрудиция и эссеистический дар Мережковского, так и его двусмысленное богословие, многим обязанное гностицизму. Исагогический и экзегетический экскурсы перемежаются в этом труде с беллетристическими фрагментами, которые сам автор назвал «апокрифами». Мережковский ставил перед собой задачу увидеть забытое, неизвестное лицо Богочеловека. С этой целью он широко пользовался *аграфами и апокрифическими Евангелиями. Они были нужны писателю для проведения своих псевдотринитарных идей, в частности о Святом Духе как Материнской Ипостаси Троицы (Вечная Женственность). Наряду с вялыми и спорными страницами в книге есть немало блестящих глав, проникнутых живой верой и любовью ко Христу. Продолжением «Иисуса Неизвестного» явились «Иисус Грядущий» (изданный только в немецком переводе «Jesus der Kommende», Fraaenfeld-Lpz.,1934) и очерки Мережковского о святых, которые включают эссе об апостоле Павле («Лица святых от Иисуса к нам», Берлин, 1936). Ряд стихотворений Мережковского был посвящен библейской тематике (*парафраз Книги Иова, «Пророк Иеремия», «Пророк Исайя»).
♦ ПСС, т.1–24, М.,1914; Тайна Трех. Египет и Вавилон, Прага, 1925; Рождение Богов. Тутанкамон на Крите, Прага, 1925; Тайна Запада. Атлантида-Европа, Белград, 1930.
● Гиппиус З., Дмитрий Мережковский, Париж, 1951; ее же, Дневник, Возрождение, Париж, 1969; Зеньковский С., Д.С.Мережковский, в кн.: Русская религиозно-философская мысль ХХ в., Питсбург,1975; *Кассиан (Безобразов), Иисус Неизвестный, «Путь», 1934, №42; Лот-Бородина М., Церковь забытая. По поводу книги Д.С.Мережковского «Иисус Неизвестный», там же, 1935, №47; Пахмусс Т., Вступительная статья, в кн.: Д.Мережковский, Маленькая Тереза, 1984 (там же приведена библиография); Русская литература ХХ века (1890–1910), под ред. С.А.Венгерова, М.,1914, т.1, кн.3 (там же приведена дореволюционная библиографмя); прочую литературу см.: Казак В., Энциклопедический словарь русской литературыры с 1917 г., пер. с нем., Лондон, 1988.