Ме́нденхол
Ме́нденхол (Mendenhall) Джордж Эмери (1916–2016), американский протестантский библеист и археолог. Родился в семье лютеранского пастора; учился в Университете Дж.Хопкинса. С 1951 по 1986 был профессором Мичиганского университета. Участвовал в раскопках в *Палестине, Сирии.
Важнейшей работой Менденхола является исследование «Закон и Завет в Израиле и на Древнем Востоке» («Law and Covenant in Israel and the Ancient Near East», Pittsburgh, 1955). Ученый установил параллели между формой библейского Завета и формами союзов, существовавших у древневосточных народов. В частности, он вычленил 6 элементов, входивших в хеттские союзнические пакты 15–13 вв. до н.э.:
1) преамбула с именем и титулами царя-сюзерена;
2) исторический пролог, описывающий обстоятельства, обусловившие заключение пакта;
3) содержание договорных условий и правил;
4) повеление о повторном чтении договора в святилище;
5) имена богов – свидетелей договора;
6) благословение исполняющим договор и проклятие нарушающим его.
По мнению Менденхола, эти же элементы присутствуют в ветхозаветном законодательстве (Исх., Втор., Ис.Нав.24). Бог выступает в нем как Царь-сюзерен, а Израиль – как Его вассал. Единственное исключение касается пункта 5, поскольку Завет исключал иных богов, но роль их как бы играют небо и земля, призываемые пророком в свидетели (Втор.32:1; ср.Ис.1:2). Наблюдение Менденхола показало, что историческая форма Завета восходит к глубокой древности, а не создана в более позднюю эпоху, как утверждала школа *Велльхаузена.
Менденхолу также принадлежит своеобразная гипотеза о происхождении израильтян, согласно которой разноплеменные рабы, томившиеся в Египте, сплотились, приняв религию Моисея, что во дни Исхода, странствия в пустыне и заселения Ханаана превратило их в этническое единство.
♦ Covenant, IDB, v.1, p.714–723.
● Thompson R.J., Moses and the Law in a Century of Criticism since Graf, Leiden, 1970, p.152; WBSA, p.151.