прот. Александр Мень

Источник

Маркио́н

Маркио́н (Μαρκίων, Marcion) Синопский (ок.100-ок.160), раннехристианский ересиарх. Родился на малоазийском побережье Черного моря, в Синопе Понтийском; был богатым судовладельцем. Отец Маркиона, епископ Синопский, порвал с ним, как утверждает свт.*Епифаний, из-за его аморального поведения. Но ввиду свидетельств об аскетической настроенности Маркиона это мнение едва ли справедливо. Более вероятно, что отец разошелся с сыном на почве убеждений.

Известно, что Маркион увлекался греческой философией: *Тертуллиан называет его «ревностным стоиком». Иудейская традиция, запечатленная в Ветхом Завете, напротив, вызывала у Маркиона резкое отталкивание. Он задумал полностью реформировать Церковь, оторвав ее от исторических корней. С этой целью он приехал в Рим (ок.140). Рассчитывая получить поддержку духовенства, Маркион внес в церковную казну богатый вклад. Несколько лет он беспрепятственно пропагандировал в Риме свои новые взгляды на христианство. Антииудейские настроения в империи, особенно после восстания Бар-Кохбы (131–135), были очень сильны, и поэтому у Маркиона нашлось много приверженцев.

Доктрина Маркиона опиралась на два исходных пункта: на антитезу апостола Павла (Закон-Благодать) и гностический спиритуализм. В Риме он познакомился с сирийским гностиком Кердоном. «Быть может, – пишет *Дюшен, – он-то и убедил Маркиона предать проклятию не только Закон, но и самое творение и последовательно свести евангельскую историю к абсолютному докетизму». Однако против Маркиона выступили ведущие христианские учители и иерархи, а в 144 он был отлучен от Церкви (причем Маркиону была возвращена внесенная им сумма денег). После этого Маркион основал собственную церковь с таинствами и священноначалием. Ее общины быстро распространились по всему Средиземноморью. Согласно свт. Епифанию, они возникли не только в Риме и Италии, но и в Египте, Палестине, Сирии, Аравии и Персии. Тертуллиан утверждает, что Маркион в конце концов раскаялся и захотел прекратить схизму, но смерть помешала его замыслу. Маркионитские общины исчезли лишь в Средние века, окончательно растворившись в дуалистических сектах. Тенденция маркионизма нередко сказывалась в различных формах *докетизма и спиритуализма, а позднее у некоторых представителей либерально-протестантской школы экзегезы.

Ветхий Завет, в т.ч. его *антропоморфизмы, Маркион толковал буквально. Он утверждал, что Творец материального бытия (греч. Демиург), действовавший в ветхозаветной истории, был Богом справедливости, лишенным всякого милосердия. Но над Ним стоит иное, верховное Божество, «чуждое миру» и царству материи, неведомое даже Творцу. Этот Бог сжалился над людьми и послал к ним Своего Сына Иисуса, Который, облекшись в призрачную плоть, явился в Капернаумской синагоге в правление Тиберия. Иисус не рождался и не возрастал, Он вообще не имел в Себе ничего человеческого, и тем более не был связан с израильской историей. Все пророчества Ветхого Завета говорили о Мессии Творца, т.е. об антихристе. Истинный Сын Благого Божества открыл людям Его доброту и указал на материю как на зло. Приверженцы Творца убили Его, но Он не умер, поскольку вообще не был человеком. Отрицание материи привело Маркиона к убеждению, что Иисус пришел спасти только души. Все плотское в общинах маркионитов порицалось; идеалом считался безусловный аскетизм, вплоть до полного запрета брака. Крестившиеся, если имели семьи, обязаны были разводиться. Последователей Маркиона отличала экзальтация и жажда страдания (они утверждали, что в их среде больше мучеников, чем у Великой Церкви).

Маркион создал первый новозаветный *канон, в который включил две книги: «Евангелие» и *«Апостол» (название, позднее закрепленное в церковной практике). Маркионитское «Евангелие» было написано на основе Лк. (поскольку тот был учеником св. Павла – единственного апостола, которого признавал Маркион). Чтобы привести текст Лк. в соответствие со своими идеями, ересиарх выбросил из него все, связанное с рождением и отрочеством Христа и все ссылки на Ветхий Завет. «Апостол» Маркиона состоял из 10 Павловых посланий, также сильно урезанных. Подобно позднейшим критикам, Маркион оспаривал подлинность Евр. и пастырских посланий и объявил *интерполяцией все, что не соответствовало его доктрине. К Маркионову канону примыкал труд «Антитезы», в котором Маркион сопоставлял тексты из обоих Заветов с целью показать их несовместимость.

Ни канон, ни «Антитезы» до нашего времени не дошли. Наиболее полную попытку их реконструкции по материалам высказываний противников предпринял в 1921 *Гарнак, который с восторгом писал о Маркионе, сравнивая его с *Лютером и *Толстым. Между тем в маркионизме достигла апогея именно та «острая эллинизация христианства», против которой Гарнак прежде так решительно выступал. Докетизм Маркиона сводил на нет тайну Богочеловечества и Воплощения. Его разрыв с Ветхим Заветом означал и разрыв с реальным Христом истории, принесшим «исполнение» Закона и Пророков. Маркион был вынужден не только объявить иудейской фальшивкой Мф., Мк. и Ин., но и в корне исказить учение апостола Павла, считавшего Закон «детоводителем ко Христу» (Гал.3:24).

Отцы Церкви считали Маркиона опаснейшим еретиком, тем более, что он в отличие от гностиков создавал не тайные кружки, а разветвленную антицерковь. Свт.*Поликарп Смирнский, встретив Маркиона в Риме, на вопрос, узнает ли он его, ответил: «Узнаю первенца сатаны». Против Маркиона писали св.*Иустин, свт. Ириней Лионский, *Климент Александрийский, Тертуллиан и др. Все они защищали *единство Библии и реальность Божьих деяний как в творении, так и в истории, которая освящалась светом Божественного Откровения. Борьба с маркионитством косвенно способствовала процессу закрепления новозаветного канона (в противовес канону Маркиона) и подняла многие богословские проблемы, связанные с библейской *этикой, которые и до сих пор продолжают оставаться актуальными.

● *Бердяев Н.А., Маркионизм, «Путь», 1928, №12; *Болотов В.В., Лекции по истории древней Церкви, СПб., 1910, т.2; *Гарнак А., История догматов, в кн.: Общая история европейской культуры, СПб., 1911, т.6, отд.2; *Дюшен Л., История древней Церкви, М., 1912, т.1; Николаев Ю. (Данзас), В поисках за Божеством. Очерки по истории гностицизма, СПб., 1913 (в кн. приведены осн. источники по Маркиону.); НЭС, т. 25; *Ренан Э., Христианская Церковь, пер. с франц., СПб. 1907; Blackmann E.C., Marcion and His Influence, L.,1948; *Harnack A., Marcion. Das Evangelium vom Fremden, Gött, Lpz., 1921; id., Neue Studien zu Marcion, Lpz.,1923; Knox J., Marcion and the New Testament, Chi.,1942; Quasten. Patr., v.1; по вопросу о роли Маркиона в *кодификации Посланий апостола Павла см. статью *Павла апостола Послания.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle