прот. Александр Мень

Источник

Иса́йи проро́ка Кни́га

Иса́йи проро́ка Кни́га, первая по порядку каноническая книга, входящая в сборник *Великих пророков Ветхого Завета. Включает 66 глав. Написана преимущественно в стихотворной форме; тематически и стилистически Исайи пророка Книга делится на 3 части (главы 1–39; 40–55; 56–66). Древнейший полный список книги найден в *Кумране (конец 2 в. до н.э.).

Пророк Исайя, его жизнь и время. Пророк Исайя (евр. ישעיהו, йешайа́ху), один из величайших пророков Ветхого Завета, родился в Иерусалиме в аристократической семье около765 до н.э. На протяжении всей своей жизни был близок ко двору и часто выступал как советник царей. Он был женат на женщине, также имевшей пророческую харизму (они имели 2 сыновей, которым Исайя дал символические имена). Видение, призвавшее Исайю на проповедь, посетило его в Храме, где ему явился Господь в облике небесного Царя, престол Которого был окружен огненными существами – серафимами (от евр. שרף, сараф – палящий). Согласно указанию самого пророка, это произошло в год смерти царя Озии, т.е. около 740 (Ис.6:1). С этого времени пророк целиком посвящает себя служению Слову Божьему. Вначале основной темой проповеди Исайи является обличение грехов народа. Он собирает вокруг себя учеников, которые записывают его речи, обращается к власть имущим со словом предостережения: если люди и далее будут продолжать нарушать Завет, их ждет суровая расплата.

В эти годы ассирийская военная держава стремилась к мировому господству. Египет, пытаясь остановить ее продвижение, втягивал в борьбу государства Сирии и *Палестины. Пророк Исайя был принципиальным и последовательным противником участия Иудеи в этой борьбе и призывал царей сосредоточиться на деле религиозно-общественных преобразований. Когда Дамаск и Самария пошли войной на Иерусалим, чтобы принудить его к вступлению в антиассирийскую коалицию, Исайя изрек перед царем Ахазом (736–716) свое первое мессианское пророчество (Ис.7; 734 г.). Но Ахаз, вместо того чтобы положиться на помощь Божью, как советовал пророк, вступил в прямой союз с ассирийцами, которые, воспользовавшись моментом, осадили Дамаск и вторглись в Галилею. В результате сам Иерусалим попал в вассальную зависимость от Ассирии. Около этого времени Исайя записал свое второе мессианское пророчество о чудесном Младенце, Который принесет мир на землю (Ис.9:2–7).

В 722 пала Самария; *Ефрем перестал существовать как самостоятельное царство; события священной истории сосредоточиваются в полузависимой Иудее, находящейся под контролем Ассирии. При дворе благочестивого царя Езекии (716–687) возрастает влияние пророка Исайи. Езекия устраивает торжественное празднование Пасхи в столице, искореняет пережитки языческого культа, в т.ч. медного змея, который стал предметом суеверного почитания. По его распоряжению испытанные мужи собирают священную письменность, притчи, летописи.

Однако партия «князей», во главе с царедворцем Шевной, всеми силами пыталась ослабить благотворное влияние пророка. Эфиопский царь Шабака, правивший в Египте, был встревожен мирной политикой Езекии и сумел настроить «князей» на войну против Ассирии. Узнав об этом, пророк Исайя вышел на улицу, изображая пленного раба. Он предсказывал неминуемый крах всех политических сговоров. Но в конце концов Шевна сумел добиться своего. В 705 умер ассирийский царь Саргон, и власть перешла к Синаххерибу (Сеннаххериму).

Многие страны попытались в этот момент отложиться от Ассирии. Несмотря на протесты пророка, Езекия согласился не только принять участие в восстании, но и возглавить коалицию. Результат был плачевный. Синаххериб легко расправился с противниками и осадил Иерусалим (701). Езекия смог спастись, лишь откупившись огромной контрибуцией. В это время, вероятно, пророк произнес свою знаменитую обличительную речь, которой открывается его книга (Ис.1:2 сл.). Раскаявшийся Езекия тяжело заболел, но был исцелен по молитве пророка. Во вторичной осаде Иерусалима ассирийцами (рассказ о которой начинается с (4Цар.18:17; Ис 36:1 сл.) Езекия был неповинен, и поэтому Исайя не укорял его, а предрек неудачу завоевателям. Это произошло около 690. Только чудо спасло город. Царь и пророк скончались в мире после этих событий. Впрочем, легенда утверждает, что Исайя дожил до правления нечестивого Манассии (687–642) и умер мучеником (см. статью *Апокрифы). Свое третье мессианское пророчество (Ис.11:1–9) Исайя записал, вероятно, незадолго до смерти.

Пророк Исайя – одна из величайших личностей Ветхого Завета. В нем соединились харизматический дар мистика-боговидца, талант народного трибуна и умудренного государственного мужа с даром гениального писателя. Его боговдохновенные творения навсегда остались классическим образцом ветхозаветной поэзии, они стали частью мировой культуры; его идеи наложили печать на все дальнейшее развитие священной истории. В течение веков существовала школа его учеников. Все мессианские течения вдохновлялись Исайи пророка Книгой. Она чаще других пророческих книг цитируется в Новом Завете (66 раз). *Христология Нового Завета опиралась на Книгу Исайи.

Паремии из Исайи пророка Книги читаются в дни церковного новолетия, Рождества Христова, Богоявления, Сретения, на Страстной Седмице, в праздник бесплотных сил и в другие праздники. Память пророка Исайи Православная Церковь отмечает 9 мая.

1-я часть Исайи пророка Книги: содержание и композиция, авторство (гл.1–39). По своему характеру Исайи пророка Книга сборником пророческих речений, произнесенных и записанных в разное время. 1-я часть Книги содержит 7 основных тем:

1) вступительные речения, направленные против грехов Иудеи (Ис.1–5);

2) мессианские пророчества, которые открываются видением Господа в Храме (Ис.6–12);

3) суд над языческими народами (Ис.13–23);

4) эсхатологические пророчества, или «Апокалипсис Исайи» (Ис.24–27);

5) надежда на Бога – единственный оплот. Пророчества, перемежающиеся историко-биографическими эпизодами (Ис.28–33);

6) суд и возрождение (Ис.34–35);

7) исторический эпилог, содержащий повествование о пророке Исайе и царе Езекии.

Характерно, что 6-я глава говорит о видении 740 г., а в 1-й главе указано на разграбление Иудеи во время нашествия Синаххериба (Ис.1:7–8) в самом конце 8 в. и в начале 7 в. Этот и другой аналогичные примеры показывают, что составитель сборника думал прежде всего о темах речений, а не об исторической последовательности. Поскольку заключительные главы 1-й части касаются последних лет жизни пророка, можно предположить, что сборник был завершен в конце его земного пути или после смерти его учениками. Но еще раньше Исайя имел повеление от Бога запечатать записи в присутствии учеников (ок.734; Ис.8:16). Три важнейшие мессианские пророчества относятся примерно к этому времени (Ис.7; 9:1–7; 11:1–9). По мнению подавляющего большинства современных экзегетов, главы 13–14 написаны учениками пророка во *Второго Храма период, а главы 34–35 относятся к *Плена периоду. Эти отделы, по словам *Карташева, «не сливаются ни с исторической обстановкой, ни с богословским и литературным стилем Исайи». В частности, главы 34–35 говорят о воскресении мертвых – Откровении, которое было неведомо Ветхому Завету в эпоху Исайи (см. статьи: *Антропология; *Посмертное бытие по учению Библии). Впрочем, еще в начале 20 в. К.Клостерман, *Юнгеров и *Фаддей (Успенский) пытались отстаивать единство Исайи пророка Книги. (см. ниже).

Богословие 1-й части Исайи пророка Книги. В провозвестии Исайи Сущий открывает Себя как Святой, как Царь и как Спаситель. Это главные темы богословия 1-й части книги.

Святость Божья превышает моральные категории. Она означает всецелую иноприродность Творца в сравнении с тварью. Никакие *антропоморфизмы не должны заслонять этой тайны. Реальность Бога несоизмерима ни с чем. От соприкосновения с Его мощью человек может погибнуть, если Сам Господь не устраняет преграды между Собой и смертным (Ис.6:5–7).

Неприступная Святость требует от человека святости, но на его земном уровне. Она означает всецелую посвященность Богу и преданность Ему. Этот человеческий ответ Бог не исторгает насильственно: Он ждет от человека свободной готовности внимать Его призыву (Ис.6:8–9). Преклонение перед Богом не должно ограничиваться внешними формами культа. Без веры и верности заповедям они бессмысленны, как пустая оболочка:

Когда вы приходите являться пред лице Мое,

кто требует от вас,

чтобы вы топтали дворы Мои?

Не носите больше даров тщетных:

курение отвратительно для Меня;

новомесячий и суббот,

праздничных собраний

не могу терпеть:

беззаконие – и празднование!

Перестаньте делать зло;

научитесь делать добро;

ищите правды;

спасайте угнетенного;

защищайте сироту;

вступайтесь за вдову.

(Ис.1:12–13, 16–17)

Продолжая проповедь пророка. Амоса, Исайя учит, что в основе благочестия лежит вера, доверие к Богу (Ис.7:9; более точный перевод: «если не уверуете, не устоите»). Но вера не может проявляться только в обрядах. Она должна распространяться на всю жизнь, на поступки, на нравственное сознание человека.

Бог есть Царь, единственный истинный Царь; Он – Владыка всех народов. Он действует в событиях мировой истории. Даже нечестивые завоеватели служат Его промыслительными орудиями (Ис.5:25–29). В Израиле, в ветхозаветной Церкви, Он осуществляет Свои замыслы. Он печется о ней, как заботливый виноградарь – о своих насаждениях (гл.5). Но Он не таков, как боги язычников, которые обещают блага в обмен на жертвы. «Святый Израилев» отдаст Свой виноградник на потраву, если тот не будет приносить добрых плодов.

Означает ли это, что человеческий грех способен разрушить план божественного Домостроительства? Нет, Господь всегда отыщет немногих, сохранивших верность, и с этим *Остатком (евр. שאר, шеа́р) будет продолжать дело преобразования людей.

Пророк Исайя первый со всей ясностью возвестил о Мессии-Спасителе как о Личности. Его приход предвосхищен в пророчестве о Младенце, чье имя будет означать «С нами Бог». Иными словами, рождение истинного Помазанника Господня связано с последним и высшим Богоявлением. Во 2-м мессианском пророчестве потомок Давида представлен как «Чудный Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9:6). В 3-м мессианском пророчестве, записанном, вероятно, в последние годы жизни пророка, исчезают почти все следы политического понимания Мессии (Ис.11:1–9). Помазанник явится, когда ствол дома Давида будет срублен; Он вырастет, словно побег, идущий от корня; Он будет побеждать зло Духом Господним. Его Царство не только восстановит гармонию между человеком и Богом, но и гармонию между человеком и природой. Исчезнет взаимное пожирание, «волк будет жить вместе с ягненком», воцарится новый Эдем. Истинная вера, выйдя из Иерусалима, привлечет к себе «все народы», которые оставят вражду и перекуют мечи на орала (Ис.2:1–4). Египет и Ассирия, которые тогда воплощали собой жестокого врага-идолопоклонника, будут не только «поражены» Богом, но и «исцелены». «И египтяне вместе с ассириянами будут служить Господу» (Ис.19:19–24). Таким образом, библейская религия становится в учении Исайи мировой, универсальной религией.

Структура, особенности и содержание 2-й части Исайи пророка Книги. (главы 40–55). В отличие от 1-й части, 2-я характеризуется более стройной авторской композицией. В ней нет историко-биографических вставок; она пронизана единой идеей, которая, раскрываясь последовательно, подчиняется определенной логике и, возможно, хронологическому ходу событий. Однако сами события обрисованы обобщенно: 2-я часть Исайи пророка Книги не имеет столь очевидной связи с историей 8 в., какой отмечена 1-я часть. Ни Ассирия, ни ее цари, ни персонажи иудейской истории *допленного периода не упомянуты. Из монархов назван лишь Кир (Ис.45:1–6), царь Персии (559–530), который в 538 отпустил пленников на родину. Речения пророка, написанные в виде гимнов и поэм, обращены к иудеям, живущим в вавилонском изгнании.

2-я часть книги посвящена 4 главным темам: новый Исход, абсолютный *монотеизм, власть Господа и мировая миссия таинственного *Служителя Яхве. Композиционно текст делится на 2 раздела, предваряемых вступительной проповедью-благовестием (Ис.40:1–11):

1) величие Бога-Спасителя, выводящего изгнанников на свободу; Кир – помазанник Господень; ничтожность богов Вавилона (Ис.40:12–48:22);

2) торжество возрожденного народа Божьего; искупительные страдания Служителя; живая вода обновления, изливаемая от Слова Господня (49–55).

Пророчества о Служителе проходят сквозной темой в (Ис.40–55). Впервые эти пророчества были четко выделены в конце19 в. *Думом (1-й гимн: Ис.42:1–4; 2-й гимн: Ис.49:1–9; 3-й гимн: Ис.50:4–9; 4-й гимн: Ис.52:13–53:12).

Проблема *атрибуции и *датировки (Ис.40–55). Поскольку эти главы были включены в Исайи пророка Книгу, автором их издавна считали пророка Исайю. Так думал уже около 190 до н.э. Иисус, сын Сирахов, и его мнение не оспаривалось вплоть до 17 в., когда *Гроций предположил, что прообразом Служителя был пророк Иеремия (впрочем, первые сомнения в единстве Исайи пророка Книге высказал еще в 12 в. *Ибн-Эзра). В 18 в. *Додерляйн, а вскоре после него И.*Айххорн выдвинули предположение, что текст Ис. с 40 гл. написан в эпоху Плена последователем Исайи, имя которого до нас не дошло. В результате дискуссии среди экзегетов разных конфессий, длившейся более 100 лет, идея *«Второисайи» стала преобладающей. Последние попытки оспаривать ее, предпринятые в начале 20 в. (труд архимандрита, впоследствии епископа *Фаддея Успенского и постановление «Папской библейской комиссии от 1908), успеха не имели.

Говоря об исследовании архимандрита Фаддея, *Карташев писал: «После этой добросовестно-трудолюбивой попытки отстоять безнадежную позицию традиционной школы мы можем с чистой совестью уступить поле, завоеванное библейской критикой, чтобы не растрачивать более и без того наши малые силы на предприятия безнадежные и приложить их ко многой, необъятной жатве, у которой деятелей мало» («Ветхозаветная библейская критика», с.36). К аналогичному выводу еще раньше пришел епископ *Кассиан (Безобразов), а затем почти все католические и протестантские толкователи. Этот взгляд обусловлен следующими аргументами:

1) *«жизненный контекст» (Ис.40–55) прямо указывает на эпоху Плена;

2) главы лишены связи с политическими и религиозными событиями 8в. (как в 1-й части Ис); 3) пророк обращается к Киру, жившему в 6 в.;

4) существует языковая, стилистическая и смысловая специфика (Ис.40–55), отличающая эти главы от 1-й части;

5) пророк говорит о крушении могущества Вавилона, который в эпоху пророка Исайи был слабым, подвластным Ассирии царством, а в 6 в. пережил свой последний расцвет.

Вытекающий из этих и других менее очевидных свидетельств тезис *новой исагогики Карташев сформулировал следующим образом: «Неведомый нам богодухновенный автор писал эту свою великую “книгу утешения” для Израиля, сначала в 539 г., перед самым взятием Вавилона Киром (главы 40–48), а затем (главы 49–55) по завоевании Вавилона (538 г.)[...] Автор приписал свою книгу Исайе как его ученик и последователь излюбленной Исайей богословской терминологии (название Бога: «Святый Израилев»), ибо при всем различии эпохи, исторического горизонта, при различной злободневности религиозных тем, он усматривал у Исайи предвидение современных ему событий освобождения из плена» («Ветхозаветная библейская критика», с.28).

Противники этой концепции предполагают, что пророк Исайя написал главы 40–55 не для своих современников, а для людей, которым предстояло жить через полтора века. При этом он предвидел будущее вплоть до таких подробностей, как имя персидского царя-освободителя Кира.

Богословие Ис. 40–55. Как и в 1-й части Исайи пророка Книги, Ис. 40–55 торжественно и вдохновенно возвещает открытую пророку истину: Бог свят; Он ни с чем не сравним, и человеческий разум не в состоянии охватить Его безмерную тайну (Ис.40:12–17). Идолы, которым поклоняются язычники, – не более чем кусок позолоченного дерева. Есть лишь единственный Творец Вселенной, перед Которым материки – пылинки, а народы – увядающая трава; Его велению подвластны созвездия; у Него нет двойника и соперника (как в *маздеизме, который исповедовали персы). Но в то же время Бог, открывшийся Израилю, не далекий и безличный Абсолют философов. Он есть Бог человечества, Бог-Спаситель, трудными и долгими путями ведущий мир к совершенству. Он Сам явится Своим верным, Он поведет их по пустыне в землю обетованную, и Его шествие будет предварять глашатай-благовестник (прообраз Иоанна Предтечи; Мк.1:1–2). Время испытаний кончилось. Маловерные должны ободриться и возложить упование на спасительную руку Сущего. Бог провозглашает новый Исход (Ис.43:1–7). Его милосердие даруется вопреки сомнениям и грехам; Он Сам «изглаживает» вину и преступления (Ис.43:8–28). Слово Господне подобно живительному дождю, который орошает иссохшую землю. Слово – это спасающая десница Яхве (Ис.55:10–11). Человеку не дано проникнуть в последние замыслы Творца.

Мои мысли – не ваши мысли,

ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь.

Но как небо выше земли,

так пути Мои выше путей ваших,

и мысли Мои выше мыслей ваших.

(55:8–9)

Поэтому люди должны всем своим существом довериться Промыслу. Господь превратит пустыню в сад и бедствие – в целительное испытание.

Благовестие о Служителе Господнем. Образ Служителя (евр. עבד, э́вед – слуга, раб, отрок) в (Ис.40–55) является своего рода кульминацией всех ветхозаветных чаяний. В Нем видели указание на некоего пророка (в частности, на Иеремию), но это, бесспорно, более емкий и обобщающий образ, в котором присутствуют лишь отдельные черты гонимых вестников Слова Божьего. Он символизирует ветхозаветную Церковь, но не полностью тождествен с эмпирическим Израилем. Напротив, эмпирический Израиль, который тоже назван «служителем» (Ис.42:19), объявляется «слепым» и противопоставлен истинному Служителю. Эвед Яхве – это и священный Остаток народа Божьего, и одновременно великий Избранник, которого Господь «держит за руку» (Ис.42:1). Иными словами, Эвед – это Мессия, объемлющий Свою Церковь. Сила Его проявится не в земном могуществе; Он придет утвердить правду Божию как кроткий и страдающий Посланец небес.

Не возопиет и не возвысит голоса Своего,

и не даст услышать его на улицах.

Трости надломленной не переломит,

и льна курящегося не угасит.

(Ис.42:2–3)

Пророк описывает изумление царей и целых народов перед этим таинственным Посланцем. Их речь, которую часто сравнивают с хором античных трагедий, полна смущения. Посланник явился никому неведомый. Он был «презрен и умален перед людьми». Все отворачивались от Него.

Но Он взял на Себя наши немощи

и понес наши болезни...

Он истязуем был,

но страдал добровольно

и не открывал уст Своих;

как овца, веден был Он на заклание,

и как агнец пред стригущим его безгласен,

так Он не отверзал уст Своих.

(Ис.53:4–7)

Страдание – вот подлинный подвиг Служителя. Подобно жертве на алтаре, через которую совершалось единение с Богом, Его жертва принесет грешникам мир со Всевышним, Которого они оскорбляли и от Которого удалились. Пославший Служителя обращается к Нему:

Мало того, что Ты будешь рабом Моим

для восстановления колен Иаковлевых

и для возвращения остатков Израиля,

Но я сделаю Тебя светом народов,

Чтобы спасение Мое

Простерлось до

Концов земли

(Ис.49:6)

Агнец Божий погибнет, принесет Себя в жертву, но непостижимым образом вернется к жизни и будет с радостью смотреть «на подвиг души Своей» (Ис.53:11). Причтенный к злодеям и умерший, Он станет Ходатаем за мир (Ис.53:12).

В этом пророчестве об уничиженном Мессии Церковь Христова с первых дней видела Откровение спасительной тайны. Через слова древнего пророка она осмысляла земной подвиг Иисуса Христа (Деян.8:26–39). Символы Жертвы и Агнца навсегда вошли в христологию и в литургическую жизнь Церкви. По словам свт.*Кирилла Александрийского, изречения этой книги «имеют ясность евангельской проповеди» (На Ис., Предисловие), а блж.*Иероним говорил, что мессианство в Исайи пророка Книге «не столько пророчество, сколько Евангелие» (Послание к Павлину).

3-я часть Исайи пророка Книги (главы 56–66). Композиция, содержание, датировка. В конце 19 в. *Дум впервые отметил, что эти главы должны были быть написаны после Плена. Они отражают период кризиса, который последовал вскоре за возвращением изгнанников в Иудею. 3-я часть является сборником речений, не имеющих такого стройного плана, как во 2-й части. Этот сборник включает 7 тем:

1) народ Божий – Община (Церковь), а не нация (Ис.56:1–8);

2) обличение вождей народа (Ис.56:9–57:13);

3) присутствие Божье (Ис.57:14–21);

4) ложное понимание веры, влекущее за собой возмездие (Ис.58–59);

5) Новый Иерусалим – центр всего человеческого рода (Ис.60);

6) призвание пророка, прообразующего Служителя Господня (Ис.61:1–63:6);

7) мольба, обращенная к Богу, и ответ Божий. Новое небо и новая земля (Ис.63:7–66:24).

Многие экзегеты считают, что эти пророческие речения принадлежат различным представителям школы пророка Исайи. Но более вероятно, что 3-я часть написана тем же «ветхозаветным евангелистом», что и 2-я (компьютерный анализ, проведенный в 1970 С.Раддаем в Иерусалиме, показал тождество языка 2-й и 3-й частей Ис.).

Богословие Ис. 56–66 может быть сведено к следующим темам:

1) в Общину избранников имеет право войти человек любого племени и даже те, кто не допускался в старую ветхозаветную общину (например, евнухи);

2) восстановление Храма угодно Богу только в том случае, если люди верны Его заповедям. Самому Богу Храм не нужен. Весь мир Его храм (Ис.66:1–4);

3) истинное благочестие не может сводиться к внешним знакам и правилам (например, постам).

Вот пост, который Я избрал:

разреши оковы неправды,

развяжи узы ярма,

и угнетенных отпусти на свободу,

и расторгни всякое ярмо;

раздели с голодным хлеб твой,

и скитающихся бедных введи в дом;

когда увидишь нагого, одень его,

и от единокровного твоего

не укрывайся.

(Ис.58:6–7)

4) возрождение, которое предвозвещает Господь, не ограничится избранными. Цель Бога – преображенный мир, новая тварь, новое небо и новая земля, Царство Божье.

Свою миссию пророк называет «благовествованием» (евр. בשרה, бесора́), и сам он выступает как *прообраз Мессии-Освободителя (Ис.61:1сл.). Когда Господь Иисус пришел в назаретскую синагогу, Он начал Свою проповедь с этих слов Исайи пророка Книги и возвестил: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк.4:16–21).

Пророчества о Вавилоне (Ис.13–14) и т. н. Апокалипсис Исайи (Ис.24–26). Пророчества о Вавилоне содержат прямые указания на время Плена (Ис.14:1–2), и большинство современных экзегетов относит его к 4 в. Оно рисует картину падения горделивого властелина, который пытался поставить свою волю выше воли Божьей (Ис.14:12–20). Апокалипсис Исайи пророка Книги имеет эсхатологический характер. Дата его не может быть точно определена, но, поскольку он содержит благовестие о воскресении мертвых (Ис.26:19), его обычно относят к последним векам до н. э. Это благовестие есть гармоничное завершение пророчеств Исайи пророка Книги о спасающей силе Божьей и грядущем Царстве Божьем, где преображенная тварь соединится с Творцом.

Святоотеческие комментарии: см. в творениях свт.*Василия Великого, прп.*Ефрема Сирина, блж. Иеронима, свт.*Иоанна Златоуста, свт.*Кирилла Александрийского, блж.*Феодорита Киррского.

*Афанасьев Д.П., Толкование на книгу пророка Исайи с введением к изъяснительному чтению пророческих книг Ветхого Завета, Ставрополь, 1893; *Богословский-Платонов И.М., Изъяснение пророчества Исайи об избранном отроке Иеговы, ПТО, 1850, ч.9; *Бухарев А.М., О второй части книги св. пророка Исайи, ПТО, 1850, ч.9; его же, Св. пророк Исайя, М., 1864; Введенский А.К., К кому относится пророчество Исайи о рождении Еммануила, ТКДА, 1913, №2; *Виссарион (Нечаев), Толкование на паремии из книги пророка Исайи, М.,1890; *Властов Г.К., Пророк Исайя. Вступление и толкование, ч.1–2, СПб.,1898; *Волнин А.К., Мессия по изображению пророка Исайи, К., 908; *Григорьев И., Пророчества Исайи о Мессии и Его Царстве, Каз.,1902; Еврейский идеал по 60-й главе книги пр.Исайи, «Виленский вестник», 1866, №41; *Евсеев И.Е., Книга пророка Исайи в древнеславянском переводе, ч.1–2, СПб., 897; *Елеонский Н., Пророчество Исайи о Вавилоне, ЧОЛДП, 1878, №3; ЕЭ, т.8; свящ. Зыков В., Смысл слов пророка Исайи «приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли» (Ha XXVI, 15) [см. слав.Библию], ХЧ, 1910, №4; Изъяснение 53 главы пророчества Исайи об Иисусе Христе, ХЧ, 1832, ч.46; Книга пророка Исайи в русском переводе с греческого текста LXX с введением и примечаниями П.Юнгерова, Каз., 1909; *Корсунский И.Н., Как понимать изречение Исайи XXVI,15 «приложи им зла, Господи, приложи зла сильным земли», читаемое на великопостной утрени? [см.слав.Библию], БВ, 1902, №11; еп.*Михаил (Лузин), Св.прор.Исайя и книга его пророчества, Тула, 1901; Модерзон Э., Агнец Божий Исайи 53, Korntal, 1989; *Муретов М.Д., Раб Божий (Ис.52:13– 53:12), БВ, 1917, №2–3; *Мышцын В.Н., Раб Иеговы (Ис.XL-LXVI), БВ, 1905, №7–8; НЭС, т.19; [*Писарев] Книга пророка Исайи, ДБ, 1873, №24–29; Орфанитский И., Пророчество Исайи о страданиях и прославлении Раба Иеговы (52:13–53:12), ХЧ, 1881, № 11–12; еп.*Петр (Екатериновский), Объяснение книги св.пророка Исайи в русском переводе, т.1–2, М., 1887; прот.*Петровский А.В., Прежнее (решонот) и новое (хадашот) второй части книги пророка Исайи, ХЧ, 1917, №7–12; Покровский А., Книга пророка Исайи, ТБ, т.5; *Терновский А., Рассуждение о том, что Еммануил, о котором говорит пророк Исайя в гл.VII ст.14, есть Мессия Иисус, М., 1836; Толкование гл. 53 книги пророка Исайи, Одесса, 1907 (часть текста на еврейском языке); Толкование на книгу пророка Исайи, «Символ», 1980, №4; *Троицкий Н.И., Книга пророка Исайи, вып.1–4, Тула, 1889–1897; иером.*Фаддей (Успенский), Единство книги пророка Исайи, Серг. Пос., 1901; его же, По поводу статьи «Раб Иеговы (Исайи 40–66)», БВ, 1905, №11; *Юнгеров П., Подлинность книги пророка Исайи, ПС, 1887, №5; его же, Жизнь пророка Исайи и современное ему политическое состояние царств языческих и иудейского, ПС, 1885, №8; его же, История вопроса о подлинности книги пророка Исайи, ПС, 1886, №1; *Якимов И.С. и др., Толкование на книгу св. пророка Исайи, гл.1–46, вып.1–3, СПб., 1883–1895; Auvray P., Isaïe, 1–39, P.,1972; Bonnard P., Le Second Isaïe, P., 1972; Melugin R.F., The Formation of Jesaiah, 40–55, B.-N.Y., 1976; Napier B.D., Song of the Vineyard, Phil., 1981; Pieper A., Isaie, II, Milwaukee, 1979; Rondeleux L., Isaïe et le prophétisme, P., 1961; *Steinmann J., Le prophète Isaïe, P., 1955; *Virgulin S., La «Fede» nella profezia d’Isaia, Milano, 1961; *Childs, p.311 ff. (там же дана иностранная библиография); см. статью *Пророки и пророческие книги.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle