прот. Александр Мень

Источник

Исаго́гика

Исаго́гика (от греч. εισαγωγή – введение), традиционное название системы библейских дисциплин, которые методологически предшествуют *экзегезе. Впервые слово Исагогика употребил *Адриан Антиохийский (5 в.). В настоящее время более употребителен синоним Исагогики – «введение в Священное Писание». К Исагогике относятся вопросы *боговдохновенности Библии и *канона, *герменевтики и истории *переводов библейских; Исагогика сегодня также включает все виды *критики библейской (*литературную критику, *историко-литературную критику, или *«высокую» критику, *историческую критику, *текстуальную критику и др.), изучение данных библейской *археологии и материалов, связанных со *сравнительно-религиозным. изучением Библии. Все это в сумме составляет общую Исагогику, или общее введение в Священное Писание. Частная Исагогика рассматривает в основном те же вопросы, но в применении к отдельным священным книгам (*авторство, *датировка библейских книг, литературный *жанр, обстоятельства написания, историческая среда, состояние текста и т.д.). Исагогика неизбежно затрагивает и темы библейского *богословия.

Основы святоотеческой Исагогики представлены в патристических *Синопсисах. В Средние века проблемами Исагогики занимались *Юнилий Африканский, *Кассиодор, *Гуго Сен-Викторский, *Николай Лиринский, *Ибн-Эзра. В эпоху Ренессанса труды по Исагогике были выпущены католиками С.Пагнинусом (1470–1536), *Сикстом Сиенским, *Каэтаном и протестантом *Карлштадтом. В 17–18 вв. Исагогику разрабатывали католики *Эстий, Р.*Симон, протестанты А.Ривет (1627), И.Г.Карпцов (18 в.), *Землер, *Гердер, И.*Айххорн.

Наибольшее число общих исагогических трудов появилось за последние 150 лет. Из православных, кроме семинарских пособий, следует указать на работы епископа*Михаила (Лузина), *Карташева, *Юнгерова, П.Брациотиса, *Иоаннидиса, *Хаступиса; из католических – коллективное «Введение в Библию» под ред. *Робера и *Фейе (RFIB; Cazelles H., Introduction critique à l’Ancien Testament, P., 19733; есть англ. и нем. переводы), труды *Вигуру, *Харрингтона, *Грело, из протестантских – «Введение в Ветхий Завет» Артура Вайзера (Weiser A., Einleitung in das AT, Gött., 19635), труды *Борнкамма и *Кюммеля, *Марксена, *Хантера, *Айссфельдта, *Чайлдза (с очерком по истории Исагогики). В 1970 вышло 3-томное интерконфессион. «Введение в Библию» (на франц. языке), которое составили православные (еп.*Кассиан Безобразов, Брациотис, Н.Куломзин), католические (*Буамар, *Де Во), протестантские и иудаистские экзегеты. Обширный исагогический материал содержится в *словарях библейских, энциклопедиях и *атласах, в JBC и NCCS. За истекшие десятилетия в Исагогике произошли некоторые изменения, обусловленные новыми археологическими находками и богословскими исследованиями (см. статью *Новая исагогика). Свод данных по старой Исагогике Ветхого Завета содержит итоговый труд *Вигуру «Руководство к чтению и изучению Библии».

Поскольку Исагогика имеет дело с древними текстами, которые не дошли до нас в виде автографов, она стоит перед многочисленными трудностями. «Понятны поэтому, – пишет русский библеист *Андреев, – грандиозные усилия целых столетий к накоплению средств обойти эти затруднения. Собирание рукописей, сопоставление вариантов, изучение переводов на человека непосвященного может производить угнетающее впечатление, как мелочное увлечение специалистов. И, однако, только этот муравьиный труд ведет к цели». Являясь наукой, использующей данные и методы других смежных дисциплин (*палеографии, источниковедения, *нумизматики, *сфрагистики и т.д.), православная Исагогика исходит из догмата о Писании как Слове Божьем. Следовательно, никакие выводы чисто научного характера не могут оспаривать церковного учения о боговдохновенности.

Бриллиантов Л.И., Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета, вып.1–2, Могилев, 1909–1911; *Герике Г., Введение в новозаветные книги Священного Писания, М., 18882; *Елеонский Ф.Г., Труды по изучению книг Ветхого Завета. – Труды по исагогике, ХЧ, 1902, №1; *Жданов А.А., Из чтений по Священному Писанию Ветхого Завета, вып.1, Серг.Пос., 1914; *Карташев А.В., Ветхозаветная библейская критика, Париж, 1947; *Кейль К.Ф., Историко-критическое введение в канонические и неканонические писания Ветхого Завета, ЧОЛДП, 1875, №7,8; его же, История ветхозаветной еврейской литературы, языка и канона, «Воронежские ЕВ», 1875, №3; Кюнен А., Критический метод в исследовании библейской истории проф. А.Куэнена, «Восход», 1895, №11/12; В.А.М.[ицкевич], Введение в Новый Завет, БВс, 1983, №5; *Никольский М.В., Успехи нашей библейской науки, ПО, 1877, №3; НЭС, т.19; Пасманик Д.С., Научные основы библейской критики, «Вестник Европы», 1912, №5; Преображенский Н.А., Популярный рационализм и научная критика Библии, БВ, 1905, №6; Пэйпер Ф., Библейская критика в Голландии, ХЧ, 1913, № 11; *Рейсс Э., История священных книг Ветхого Завета, ПБ, с.342–393; *Рыбинский Вл., Первый опыт «Введения в Священное Писание», ТКДА, 1900, №11; его же, Библейская ветхозаветная критика, ТКДА, 1908, №12; Р.К., Библия, БВс, 1982, №5; Сендерленд И.Т. [Дж.Т.], Библия или священные книги Ветхого и Нового Завета, Лейпциг–СПб., 1907; *Соловейчик М., Основные проблемы библейской науки, СПб., 1913; *Сольский С.М., Из чтений по Ветхому Завету, ТКДА, 1870, №9, 1871, №7; его же, Каков может быть состав научных введений в книги Священного Писания в наст. время?, там же, 1887, №3; *Троицкий Н., Русская библейская наука и ее современные задачи, ЧОЛДП, 1878, №10; *Хвольсон Д.А., История ветхозаветного текста и очерк древнейших его переводов по отношению к подлиннику и между собою, ХЧ, 1874, №4; Шифман И.Ш., Ветхий Завет и его мир, М., 1987; Эби Э., Краткое введение в Библию, Korntal, 1989; иностранная литература по Исагогике до 1967 указана в NCE, v.2, p.540; см. также: Fujita N.S., Introducing the Bible, N.Y.,1981; Georges A., Grelot P., Introduction à la Bible, P.,1979; *Harrington W., Key to the Bible, vol.1–3, Garden City (N.Y.), 1976; Kaiser O., Einleitung in das Alte Testament, Gütersloh, 1975 (англ. пер.: Introduction to the Old Testament, Oxf. (Eng.), 1981); Koestner H., Introduction to the New Testament, vol.1–2, Phil.-B.-N.Y., 1982–1983; *Murphy R.E., Background to the Bible, Huntington (Ill.), 1978; Soulen R., Handbook of Biblical Criticism, Atlanta, 1981; прочую иностранную библиографию см. в книге: *Fitzmyer J.A., To Advance to Gospel. An Introductory Bibliography for the Study of Scripture, N.Y., 1981, p.75–81.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle