прот. Александр Мень

Источник

Ге́гель

Ге́гель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831), немецкий философ. Родился в Штутгарте, окончил богословский факультет Тюбингенского университета (1788–1793). Давал частные уроки, был директором гимназии, читал курс философии в Иене. С 1818 до конца жизни – профессор Берлинского университета.

Мировоззрение Гегеля сформировалось на основе христианского понимания истории как целенаправленного процесса становления и античного пантеизма, модифицированного немецкой классической философией. Для Гегеля история есть прежде всего история человеческого духа, в котором осуществляется самосознание «Мирового Разума». В силу этого развитие религии Гегель понимал как целостный процесс, проходящий логические стадии. В этом развитии ведущую роль играет диалектическая закономерность, в которой столкновение противоположных тенденций рождает синтез. Гегель делил религии на «позитивные» и «свободные». «Позитивность» религии выражается в ее внешней навязанности, которая ведет к омертвению, или «отчуждению» (по поздней терминологии Гегеля). «Позитивности» противостоит религия, через которую дух обретает свободу и тем самым позволяет раскрыться Мировому Духу. Природа такой религии внутренняя, свободно-нравственная. Взгляды Гегеля претерпели ряд изменений. Абсолютизация общего в сравнении с частным привела его к преувеличению роли государствава, в котором он видел историческое воплощение Мирового Духа.

Первоначально Гегель рассматривал христианство как учение «позитивное». Но уже в «Жизни Иисуса» («Das Leben Jesu», Iena, 1906; рус. пер.: Гегель Г. Ф. Философия религии, М., 1975, т. 1) он изменил свои взгляды. В ней Гегель изложил евангельскую историю в духе кантовского морализма и просветительского рационализма. Все события, выходящие за пределы рассудочного понимания, вычеркнуты из этого «евангелия от Гегеля». Христос предстает в нем как провозвестник «разумной веры» и чистой этики. Почти каждое Его изречение до неузнаваемости перефразировано Гегелем. Заслуга Иисуса, по Гегелю, заключается «в исправлении искаженных правил человеческого поведения и в познании подлинной нравственности и чистого служения Богу». Кончается книга описанием смерти Христа. Это была естественная смерть, которой не может избежать никто из живущих. Но «в сердцах людей» Христос уже пребывал вечно. Это и есть Воскресение.

Гегель стремился согласовать свои взгляды с христианством. «Я лютеранин, – писал он, – и хочу остаться им». Он готов был признать Богочеловечество Христа, но толковал его в духе пантеизма (во Христе человек осознал свое тождество с Абсолютом). К тайне Триединства Гегель прилагал свою диалектическую триаду. «Бог есть духовный процесс, движение, жизнь; Он различает, определяет Себя». Отличное от Первобога (Отца) есть Логос, а синтез есть «вечная любовь» (Дух), которая снимает противоположность Отца и Сына.

Христианство, по Гегелю, есть абсолютная религия. Но она затемнена церковной догматикой, которая вносит в него «позитивное» начало. «Позитивны» и сами заповеди Библии. Нужно, считает Гегель, лишь изменить отношение к ним. «Поскольку учение христианской религии изложено в Библии, оно тем самым дано позитивным образом, и если оно становится субъективным, если дух свидетельствует о его истине, то это может происходить совершенно непосредственным образом: самое внутреннее в человеке – его дух, его мышление, его разум – затрагивается этим и откликается на него. Библия является для христианина той основой, главной основой, которая оказывает на него подобное действие, влияет на него, дает прочность его убеждениям» («Философия религии», т.2, с.210).

Уже в «Жизни Иисуса» Гегель расценивал религию Ветхого Завета как чисто «позитивную». Для него между Евангелием и Ветхим Заветом лежит пропасть. Вся история Ветхого Завета представлялась ему ничтожной, т. к. в ходе ее не была создана мощная государственность. Однако некоторым воззрениям Ветхого Завета Гегель придавал большое значение. Так, в сказании о первородном грехе (Быт.3) он видел закономерный, положительный этап диалектики духа. Фактически Гегель признавал правоту змея и верил, что через познание человек может «стать как Бог». Это тождество Бога и человека было, по Гегелю, явлено во Христе. Он открыл через Себя эту «абсолютную истину». «Если утверждают, что Христос был лишь превосходным, даже безгрешным индивидуумом и только им, то представление умозрительной идеи, абсолютной истины отвергается. Между тем дело именно в этой идее, и из нее следует исходить. Делайте в своей экзегетике, критике истории из Христа все, что хотите, доказывайте, как хотите, что учения Церкви продиктованы на соборах теми или иными интересами или страстями епископов или что они вытекают из того или иного источника, – все такие обстоятельства безразличны; вопрос заключается только в том, что такое идея или истина в себе и для себя» («Философия истории», соч., т. 8, с. 307).

Ученики левого крыла школы Гегеля (*Штраус) так и поступили: делали с евангельским Христом «что хотели», но при этом еще больше удалились от «абсолютной идеи и истины». У Фейербаха гегелевская пантеистическая теология превратилась в антропологию. *Баур втиснул историю первохристианства в прокрустово ложе диалектической схемы. От признания Христа «идеей» до мифологической теории оставался один шаг.

Даже с ослаблением влияния философии Гегеля его воздействие на богословие (особенно среди протестантов) не прекратилось. Отголоски его взглядов на Воскресение мы находим у *Гарнака и *Бультмана.

В рус. пер.: Соч., т.1–14, М.-Л., 1930–1958; Философия религии, т.1–2, М., 1975–1977.

Прот.*Буткевич Т.И., Учение Гегеля о религии и ее сущности, ВиР, 1902, №3; *Гиляров-Платонов Н.П., Онтология Гегеля, ВФП, 1891, №8,10, 1892, №11; Гулыга А.В., Гегель, М., 1970; Ильин И.А., Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека, т.1–2, М.,1918, репр. СПб.,1994; *Кюнг Г., Существует ли Бог?, [Б. м. ] 1982; *Муретов М.Д., Гегельянство, БВ, 1892, №9; Ситковский Е.П., Философия Гегеля и вопросы религии, ВНА, вып.10, 1970; Фишер К., Гегель, его жизнь, сочинения и учение, в его кн.: История новой философии, пер. с нем., СПб., 1902–1903, т.8; Möller J., Der Geist und das Absolute, Paderborn, 1951.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle