Устав (устройство, установление, порядок), устраивать, устроенный
I. «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1Кор. 14:33). Это высказывание ап. Павла наиболее точно отражает сущность библ. понятия, которое в Синод. пер. чаще всего передается словом «устав». У. и ⇒ мир связаны друг с другом так же, как беспорядок связан с отсутствием мира. У. – это установление, создающее мир и способствующее его поддержанию. Там, где руководствуются У., всё приходит в установленный порядок. Т.о., соблюдение У. является своего рода залогом искупления (спасения).
II. 1) из начальной «безвидности и пустоты» (Быт. 1:2) был устроен упорядоченный мир, который оказался «хорош весьма» (Быт. 1:31). В этом мире Бог установил порядок: дал У. времени, водам, светилам, живым существам (Иер. 31:35). Эти У. (ср. Быт. 8:22) способствуют сохранению сотвор. мира, они – стены, хранящие мир от губит. неустройства;
2) спасит. воля Божья стоит и за всеми установлениями, которые Он определил падшему человечеству. Чтобы устранить беспорядок, войны, убийства и разбой, Бог установил высшие ⇒ власти (Рим. 13:1), задача которых – сохранять мир и порядок; начальник – это «Божий слуга» и «отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:4);
3) в Божьих установлениях нуждается не только падший мир, но и Христова Церковь, поскольку она подвергается атакам сил зла. Поэтому установления, обеспечивающие мир и порядок в жизни Церкви, проходят через всю Библию. Наряду с общими увещеваниями о том, что «все должно быть благопристойно и чинно» (1Кор. 14:40), встречаются указания, которые касаются практической церк. жизни: при преломлении хлеба надо следовать определ. порядку и не нарушать трапезу своей недисциплинированностью (1Кор. 10); при проведении богослужений следует руководствоваться нравств. установлениями (1Кор. 11), чтобы не дать места проискам дьявола; духовными дарами следует распоряжаться по установ. Богом порядку (1Кор. 12); нельзя нарушать порядок богослужения (церковного собрания) и давать неверующим повод для нападок (1Кор. 14). НЗ призывает руководителей общин к особо добропорядочному образу жизни и служению (1Тим. 3:1; 2Тим. 2:1), а в ВЗ жизнь и служение священников подробно регламентируются специальными установлениями (Лев. 1:1). ⇒ Служение (II,А) ⇒ Деяния Апостолов (III) ⇒ Мир;
4) в ВЗ примирение человека с Богом связано с послушанием в вере, с данными Богом У., с жертвоприношениями и изъявлением Божьей воли; в НЗ путь к миру с Богом – это исключит. Иисус Христос и искупит. сила Его смерти. Конечно, благопристойное поведение, т.е. поведение, не противоречащее Божьей воле, сохраняет мир с Богом, но получить этот мир можно только через веру в искупит. смерть Иисуса. «Ибо Он есть мир наш» (Еф. 2:14). Своей смертью Иисус нанес поражение аду и дьяволу (1Кор. 15:55), поэтому всем, кто во Христе, дарован мир с Богом (Рим. 5:1) и дана власть «ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4), т.е. жизни, соотв. воле и установлениям Бога. След., для того чтобы вести подлинно добропорядочную жизнь, необходимо сначала постичь верой новые спасит. установления, которые Иисус даровал нам Своей смертью и Своим воскресением. Превращение в нового человека происходит в нас по мере того, как Иисус все более завладевает нашей личностью (см. Рим. 6:16). Порядок спасения формулируется так: сначала вера в спасение во Христе, а затем обретение мира Божьего, который упорядочивает жизнь (Кол. 3:15) и «соблюдает сердца ... и помышления ... во Христе Иисусе» (Флп. 4:7). ⇒ Закон.