Деяния апостолов
Деяния апостолов [греч. праксейс апостолон, «дела апостолов» ]. Так с конца II в. по Р.Х. называют вторую часть повествования о возникновении христианства; первая часть этого труда известна как Ев. от Луки.
I. ВВЕДЕНИЕ
1) писавший Д.А. не называет своего имени; однако из Деян. 1:1 и Лк. 1:1–4 следует, что он то же лицо, что и автор третьего Евангелия. Заглавие этого Евангелия, а также мнение отцов Церкви свидетельствуют о том, что это был Лука, сподвижник Павла (Кол. 4:14; 2Тим. 4:10; Флм. 1:23). Эти свидетельства подкрепляются еще и тем, что часть Д.А. написана как рассказ очевидца (т.е. от первого лица: Деян. 16:10–17; Деян. 20:5–16; возможно, также и Деян. 20:17–38; Деян. 21– Деян. 28:16). Исключив сотрудников, которые были с Павлом и в других эпизодах, можно прийти к выводу, что именно Лука был автором этой книги. Если такие доводы установления авторства не кажутся достаточно убедительными, как и свидетельство отцов Церкви, то и возражения против них не выглядят основательными. О личности Луки нам известно, что он был врачом (Кол. 4:14). Это косвенно подтверждается тем, что Лука дает точное описание болезней (Деян. 3:2; Деян. 9:33; Деян. 14:8; Деян. 28:8). О его профессион. наблюдательности свидетельствуют также меткие характеристики людей (Деян. 8:9–24; Деян. 17:18–21; Деян. 19:23–40) и яркие подробности в рассказах о событиях (Деян. 27). В отличие от других евангелистов, Лука не был евреем, что следует из Кол. 4:10–14. В НЗ не содержится никаких сведений о его родине и его пути к вере;
2) в Д.А. говорится, что они были написаны для некоего Феофила. Его личность также остается в тени. В Ев. от Луки он назван кратистос, что означает «могущественный», «высокочтимый», – так обращались, напр., к наместнику (Деян. 23:26; Деян. 24:3). Т.о., речь, возможно, идет о лице высокого ранга, влияние которого могло оказаться важным для Церкви. Полагают, что Феофил жил в Италии, поскольку города и местности Палестины описаны достаточно подробно, в то время как города Италии, видимо, знакомы ему и без более точных указаний;
3) о времени и месте написания Д.А. мнения расходятся. Книга заканчивается сообщением автора (ведущего рассказ от первого лица – «мы») о том, что Павел два года находился в заключении в Риме, однако сведений о его освобождении или казни нет. Поэтому, возможно, книга была составлена еще до первого гонения на христиан при Нероне в 64 г. Если предположить более позднее время написания, то тогда непонятно, почему, в таком случае, в книге не говорится ни о смерти ап. Павла и Петра, ни о разрушении Иерусалима;
4) о намерениях Луки мы можем судить по его книге. Он не летописец, ведущий хронику всех событий, его описания избирательны. Но все, что он изображает, представлено живо и точно. С другой стороны, он не биограф, стремящийся прославить своего героя, иначе он не умолчал бы о том, что упоминается в 2Кор. 11:23–28; 2Кор. 12:1–4. Итак, Д.А. он писал с той же целью, что и Евангелие. Феофил, как человек, занимающий высокий пост, должен был познакомиться с достоверным образом Иисуса и с тем, как Господь ведет Свою Церковь. Поэтому автор описывает созидание Церкви, распространение Евангелия и путь апостолов среди преследований и опасностей;
5) Лука смог написать подобный «отчет» о возникновении христианства, поскольку он имел доступ к различным источникам. Он сам был участником некоторых важных событий. Дополнит. сведения о деятельности Павла он мог получить от него самого или от его непосредств. окружения. кроме того, сопровождая Павла, Лука имел возможность говорить с другими апостолами и сотрудниками; проверить надежность рассказов, как он уже делал это при написании своего Евангелия (Лк. 1:1–4). Т.о., сведения, дошедшие до нас, абсолютно достоверны, что проявляется даже в мелочах, которые подтверждаются археол. находками.
II. СОДЕРЖАНИЕ
1) в Д.А. можно видеть исполнение поручения, данного Иисусом (Деян. 1:8), рассказ о проникновении Благой Вести в области от Иерусалима и Иудеи до Самарии и даже до «края земли». Вначале Лука дополняет написанное им ранее Евангелие подробным рассказом о вознесении Иисуса, т.е. о Его восхождении на престол Божий. На земле теперь следует собрать и ободрить народ Божий, чтобы он под водит-вом Божьим мог устоять в бурях мировой истории. Этот завещанный Богом труд совершается апостолами (и проч. христианами, ср., напр., Деян 11 и след.) в период, отображенный в Д.А. Так, Петр приблизит. одноврем. с завершением этого периода может констатировать: «Некогда не народ, а ныне народ Божий» (1Петр. 2:10). Д.А., как рассказ о создании Божьего народа (⇒ Церковь; ср. также Послания к коринфянам), в полной мере соответствуют представленим Павла, в различных своих посланиях обращавшегося к вопросу о том, как из иудеев и эллинов создать «один народ и одно тело»;
2) с этой т.зр. в книге выявляется следующий замысел:
Вступление: восхождение Иисуса на престол (Деян. 1:4–12). Пополнение круга сотрудников (Деян. 1:13–26).
I. Община (Деян. 2– Деян. 7:60):
а) ее основание в результате чуда, явленного в день Пятидесятницы, и проповеди Петра (Деян. 2:1–47);
б) нерешительность синедриона (Деян. 3– Деян. 4:22);
в) период терпимости со стороны властей (Деян. 4:23 – Деян. 5:42);
г) гонения от разгневанной толпы (Деян. 6– Деян. 7:60).
II. Присоединение язычников (Деян. 8:1 – Деян. 10:48):
а) путь Филиппа (Деян. 8:1–40);
б) призвание апостола язычников (Деян. 9:1–31);
в) наставление Петра о пути Божьем (Деян. 9– Деян. 10:48).
III. Создание нового народа Божьего (Деян. 11– Деян. 15:35):
а) новые трудности Церкви (Деян. 11– Деян. 12:25);
б) миссия среди язычников (Деян. 13– Деян. 14:28);
в) Церковь, свободная от Закона (Деян. 15:1–35).
IV. Построение Церкви на новом основании (Деян. 15– Деян. 20:38):
а) второе миссионерское путешествие Павла (Деян. 15:36 – Деян. 18:23);
б) Церковь в столице провинции Асии (Деян. 18:24 – Деян. 20:38).
V. Новый народ и власти (Деян. 21:1 – Деян. 28:16):
а) путь Павла навстречу аресту (Деян. 21:1–40);
б) решение иудеев (Деян. 22– Деян. 23:21);
в) решение наместника (Деян. 23– Деян. 25:12);
г) решение царя Агриппы (Деян. 25– Деян. 26:32);
д) поездка для рассмотрения дела императором (Деян. 27:1 – Деян. 28:16).
Заключение: последний призыв к Израилю (Деян. 28:17–31).
III. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ
О богосл. постулатах Д.А. можно говорить только как об этапах на пути развития, а не как об устоявшихся канонах. Нельзя, взяв одно слово, один рассказ или какую-то ситуацию из жизни Церкви, возвести их в церк. норму, действующую всегда и повсеместно. Подобные попытки опровергаются как самой книгой Д.А., так и включ. в НЗ посланиями. Это можно показать на след. примере: верующим после крещения путем возложения рук сообщается Св. Дух (Деян. 8:17; Деян. 19:6). На Павла перед его крещением возлагают руки, но о сообщении Духа в Его видимом проявлении (с даром говорении на языках) здесь не упоминается (Деян. 9:17–19). С другой стороны, Дух Св., без возложения рук, нисходит на язычников, а затем они принимают крещение (Деян. 10:44–48). Аполлосу, знавшему только Иоанново крещение, сообщаются более точные наставления о пути Господа, но ничего не говорится о его крещении и о возложении на него рук для передачи Духа. Тем не менее он проповедовал, «горя духом» (Деян. 18:25). Вслед за этим сообщается о мужах, которые приняли Иоанново крещение, а теперь принимают крещение во имя Иисуса. Потом Павел возлагает на них руки, после чего на крещаемых нисходит Св. Дух, и они начинают «говорить иными языками» (Деян. 19:1–7). Т.о., мы находим во всех этих фрагментах свободное, не связанное никакой формой действие Бога через служащих Ему. Но эта свобода не является произвольной: мы видим, что события, происходящие одноврем. в разных местах, развиваются в едином направлении. Буква Закона, составлявшего основу ВЗ, перестает довлеть над детьми Божьими, которые призваны достичь подлинной свободы во Христе Иисусе. Их дела должны определяться только любовью к Богу и собратьям. Решающим прорывом к этой свободе стал ⇒ Апостольский собор. Но и на нем еще не был окончат. преодолен дух законничества, стремившийся на место неогранич. послушания сердца поставить соблюдение религ. норм и формальностей. Произошел также прорыв к признанию того, что Крест не стоит между иудеями и язычниками, но язычник через Крест становится участником обетований, данных иудеям (Рим. 2:29; Рим. 3:30; Гал 3 и след.). С другой стороны, путь ко Кресту пролегает не через иудаизм, и язычник не обязан прежде подчиниться Закону (Деян. 15:28; Гал. 2:3). Ведь теперь иудеи и язычники едины перед Христом и во Христе (Рим 3:9 и след.; Рим. 3:23; Рим. 10:12). Пройдя через врата крещения, они едины как члены одного тела и одного народа (Рим. 3:9; 1Кор 12 и след.; Кол. 3:11). Этот вопрос можно поставить и по-другому: кто ближе к спасению во Христе, израильтяне или язычники? (Рим. 3:9). В Д.А. мы видим горячее стремление к обращению иудеев (Деян. 13:14; Деян 14 и след.; Деян. 17:2.10 и др.). Почти все дошедшие до нас великие речи и проповеди были обращены к израильтянам (Деян 2 и след.; Деян 7 и след.; Деян 11 и след.; Деян 15 и след.,13 и след.). Мы узнаём, как труден был путь Павла, готового пожертвовать собств. блаженством ради спасения своего народа (Рим. 9:3) и вынужденного в конце концов обратиться почти исключит. к проповеди среди язычников (Деян. 13:46; Деян. 28:28). За его горькими словами об иудеях (1Фес 2 и след.) стоят события, отраженные в Д.А. К этому вопросу Павел обращается в своих посланиях к галатам, римлянам и ефесянам. Предлагаемый Павлом ответ можно рассматривать как теологич. вывод, основанный на осмыслении Божьего промысла, о котором рассказывается и в Д.А. И, наоборот, можно рассматривать Д.А. как живую иллюстрацию к этим посланиям.