Путь
I. ⇒ Дорога ⇒ Палестина (II; V); II. Слово «П.» (как и «дорога», «тропа») часто употребляется в Библии в метафорич. значении: 1) вся ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА может быть названа П. (Иов. 31:4; Притч. 20:24), который не может укрыться от Бога (Пс. 138:3; Ис. 40:27). Бог держит в Своей руке все П. (Дан. 5:23) и охраняет П. святых (Притч. 2:8). Богу ведом и скрытый от человека его грядущий жизн. П. (Иов. 3:23), поэтому нужно довериться Богу (Пс. 36:5). Наконец, смерть может быть названа «путем всей земли (3Цар. 2:2; Иов. 16:22), однако подобное словоупотребление ограничивается ВЗ;
2) под ПУТЯМИ, КОТОРЫМИ ИДЕТ САМ БОГ, подразумеваются Божьи замыслы (Ис. 55:8) или дела (Пс. 144:17; Притч. 8:22), особенно Его план спасения человечества (Деян. 13:10; Деян. 18:25). Все П. Божьи – «милость и истина» (Пс. 24:10; Откр. 15:3) и неподсудны людям (Ис. 40:14), ибо превышают человеч. разумение (Ис. 55:8; Рим. 11:33);
3) часто слово «П.» означает поведение, жизн. устои, «хождение» человека (⇒ Ходить) (Суд. 2:17; Иез. 23:31; Деян. 14:16; Иак. 1:8).Текст Исх. 18ясно показывает, сколь взаимосвязаны П. и дела. В книгах Царств нередко повторяется выражение о «хождении путем отца своего и во грехах его"(3Цар. 15:26.34; 3Цар. 16:2.19.26; 3Цар. 22:43.53). Особое духовное значение П. обретает оттого, что по нему идет Бог (Втор. 11:28; Иер. 7:23). «Путь добрый» (Иер. 6:16; ср. с 1Цар. 12:23) – это жизнь в соотв. с Божьей волей. Вновь и вновь звучит призыв к Израилю «ходить путями Божиими́ (Втор. 8:6; Втор. 10:12; Втор. 11:22; Втор. 19:9; Нав. 22:5). Т.о., выражение «ходить путями Божиими» обретает значение «поведение, заповед. человеку Богом» (Быт. 18:19; 2Пар. 17:6; Пс. 118:15; Мк. 12:14; Евр. 3:10);
4) представление о ДВУХ ПУТЯХ, которое намечается еще в ВЗ (Пс. 1:6; Пс. 118:29; Пс. 138:24; Притч. 4:18; Притч. 15:19), известнои в позднем иудаизме, но по-настоящему развернуто только в Мф. 7(собств., это двойной образ: врата и П.). Речь здесь идет не о греховной или добредет, жизни, а о призыве Иисуса следовать за Ним. Следование за Христом – это суровое требование, узкий П. (доел. «обремененный ⇒ скорбью путь»; тетлим-менос – слово, однокор. с тлипсис), поэтому большинство людей избегает его. Но только это следование дарует обетование вечной жизни. Вместе с тем эта схема двух П. показывает необходимость, неотступность и важность решения – идти за Богом или против Него. Третьего, нейтрального, П. не существует;
5) в НЗ слово «П.» означает также средство или возможность ДОСТИЧЬ СПАСЕНИЯ (Деян. 16:17; ср. Деян. 16:30). Эту возможность, которую Исаия предвидел как П. святой (Ис. 35:8–10), сделал реальной только Иисус Христос Своей кровью (Евр. 10:19), до этого «путь во святилище́ – к общению с Богом – был «еще не открыт» (Евр. 9:8). Высшей точкой библ. высказываний о П. является определение Иисусом Самого Себя как П. (Ин. 14:6). Величие и неповторимость Иисуса проявляются в том, что не Он нуждается в П. к Отцу, а Сам является П., когда уходит, чтобы Своей смертью приготовить место ученикам (Ин. 14:3). Ин. 14:6 показывает исключительность этого заявления. Иисус не возвещатель и не предтеча. Которого оставляют позади, как это было с Иоанном Крестителем (Ин. 1:36). В Иисусе цель идентична П. Иисус – это П., потому что Он есть Истина и Жизнь (ср. Евр. 10:19: «путь живой»), т.е. ответ на основной вопрос бытия (см. Быт. 2: «древо познания» и «древо жизни»); 6) своеобразное и единств. в своем роде словоупотребление обнаруживается в Деяниях, где слово «П.» обозначает ХРИСТИАН И ХРИСТИАНСКУЮ ЖИЗНЬ (Деян. 9– см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; Деян. 19:23; Деян. 24– см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Деян. 24показывает, что П. христиане называют именно то, что иудеи презрительно называли «ересью». След., это было самоназванием христиан (слово «христиане» вначале возникает вне Церкви; Деян. 11:26). Подобным же образом Евангелие может быть названо «путем истины» или «путем правды» (2Петр. 2:2.15.21).