Ходить
I. 1) в ВЗ слово «Х.» употребляется только в прямом значении (Быт. 17:1; Ис. 40:31). В НЗ оно становится синонимом глагола «жить» (Ин. 8:12; 2Кор. 5:7; Флп. 1:27; Кол. 3:7);
2) поскольку Библия рассматривает всю человеч. жизнь как продвижение вперед в определ. направлении, это слово становится часто употребляемым библ. обозначением общего поведения человека на его жизнен. ⇒ пути. Глубокий взгляд на жизнь, присущий Библии, показывает, что люди не пребывают в покое, а постоянно находятся в движении и к чему-либо стремятся. «Хождение» является одним из основных понятий библ. этики;
3) силы, которые влияют на «хождение» человека, могут быть судьбоносными; человек может ходить в страхе или во тьме (Пс. 137:7; Ис. 50:10; Ис. 59:9; Иез. 28:14). Но и в этих местах Свящ. Писания речь не идет о «роке» в др.-греч. или совр. понимании. Здесь говорится об определ. с т.зр. нравственности силах, которые в общем виде могут быть определены словами «свет» и «тьма» (Ис. 2:5; Ис. 9:1; Ин. 8:12; 1Ин. 1:6; Откр. 21:24). Конкретно о них может говориться как об «истине», «любви», «правде» (3Цар. 3:6; Пс. 25:3; Ис. 33:15; Ис. 38:3) или как о «нечистоте», «злой похоти» и «любостяжании» (ср. Кол. 3:5–7). И там, где люди ходят в ожесточении своих сердец (Иер. 23:17; ср. Втор. 29:18; Иер. 3:17; Иер. 18:12), они на деле подчинены силам зла.
II. 1) просветл. ясность приходит в жизнь человека, как только ему открывается живой Бог. С этого времени вся этика может быть выражена с помощью слов «ходить пред Богом» (Быт. 17:1; Быт. 24:40) или «достойно Бога» (Флп. 1:27, в Синод. пер. – «живите достойно благовествования Христова»). Люди, знающие Бога, могут попросить Его указать им путь, по которому они должны идти (Исх. 18:20; Пс. 31:8; Пс. 85:11; Иер. 6:16). Для народа Израиля это «хождение пред Богом» было воплощено в ⇒ Законе. Поэтому ВЗ говорит: «Ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь» (Втор. 5:33; Иер. 7:23), или «соблюдайте заповеди Божии» (Исх. 16:4; Лев. 18:4; Лев. 26:3; 3Цар. 6:12; 3Цар. 8:61; Неем. 10:30; Иер. 32:23; Иез. 36:27; Зах. 3:7), или «ходите Его путями» (3Цар. 11:38; 4Цар. 21:22; Пс. 118:3; Иер. 7:23);
2) в НЗ также присутствуют определ. указания о праведном хождении пред Богом (Еф. 2:10; 1Петр. 1:15). Необходимо знать, что если источник неправедной жизни содержится в плотском существе человека, то источник и сила новой жизни пред Богом – это не собств. (изнач. тщетные) усилия человека, подчин. Закону, а его исполненность Св. Духом. «Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем», «если мы живем духом, то по духу и поступать должны» – таковы основные новозаветные нормы (2Кор. 10:2–4; Гал. 5:25). Вместе с тем это «хождение», т.е. жизнь во Христе (Кол. 2:6; 1Ин. 2:6; ср. также Рим. 13:14; Еф. 4:22–24), – это и совершение дел, которые Бог предназначил исполнять верующим (Еф. 2:10);
3) чтобы люди могли праведно ходить пред Богом, им даны примеры, которые более наглядно, чем теоретич. выкладки, демонстрируют праведную жизнь, являясь одноврем. помощью верующим (3Цар. 3:3; 4Цар. 22:2; 2Пар. 11:17; 1Тим. 4:12). Самым высоким примером является Сам Иисус (1Ин. 2:6);
4) сущ. «хождение» подводит итог всему сказ. Сколь разными не казались бы отдельные дела человека, его жизнь в конечном итоге становится либо «злым, суетным, нечестивым и безбожным» (Иер. 23:22; Иер. 44:22; 1Петр. 1:18; Иуд. 1:15), либо «святым, целомудренным, добрым, божественным» хождением пред Богом (1Петр. 1:15; 1Петр. 3:16; 2Петр. 3:11; Иак. 3:13).