Скорбь
I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ
Изначальное значение греч. слова тлипсис – «теснота», «притеснение». С. связана с бедствиями и притеснениями, в частн. с гонениями (1Фес. 1:6; 1Фес. 2:14), пребыванием в узах (Деян. 20:23; Еф. 3:13; Откр. 2:10), поношениями (Евр. 10:33), духовными борениями (2Кор. 7:5), болезнями, голодом. Павел противопоставляет С. ⇒ покой (2Кор. 7:5), отраду, которую принесет Христос (2Фес. 1:7; ср. Евр. 4:9–11); с Его приходом будет положен конец всякой С.
II. СКОРБЬ В БОЖЬЕМ ЗАМЫСЛЕ СПАСЕНИЯ
С. не было в первонач. сотвор. мире, где, по Божьему определению, все было «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Жизнь первых людей в ⇒ раю ничем не была омрачена (Быт. 2). С. не будет и в том мире, который будет заново сотворен Богом по окончании времен (Ис. 65:17; Ис. 66:22; 2Петр. 3:13; Откр. 21:1–7), где «отрет Бог всякую слезу» (Откр. 7:16; Откр. 21:4; ср. Ис. 25:8; Ис. 35:10). С. – это реалия павшего мира (Ин. 16:33); ее порождают след. причины:
1) скорбь как следствие греха. Своим грехопадением человек привнес в жизнь все мыслимые С. (Быт. 3:15), причем самым глубоким выражением С. стала смерть (Рим. 6:23). Грехопадение следует понимать не только как произошедшее однажды историч. событие, проклятием тяготеющее над нашей жизнью, но и как событие, повторяющееся в жизни каждого человека (Быт. 42:21; Ис. 8:21.22). Человек должен познать, какие бедствия и страдания приносит то обстоятельство, что он оставил Бога (Иер. 2:19). С. стала обратной стороной всей жизни человека (Екк. 1:18), особенно его стремления к удовольствиям (Притч. 23:29);
2) скорбь как следствие обращения к Богу. Обращение не означает, как часто думают люди, устранения или уменьшения С., напротив, оно часто знаменует собой ее приумножение (Мф. 24:9; Деян. 9:16). Это познали еще благочестивые люди ВЗ (2Цар. 4:9; Пс. 33:20; Пс. 72 и др.). В НЗ слова «С.» или «теснота» применяются почти исключит. по отношению к страданиям, которые постигают христианина за его принадлежность Христу (2Кор. 1:4–11; 2Кор. 4:8; 1Фес. 1:6; Евр. 10:33; Откр. 2:9.10). Эта С., вызываемая обращением к Богу, была обусловлена не особенностями того времени, но духовными законами, действующими на протяжении всей истории. Как Иисусу «должно» было по воле Бога принять страдания (Мф. 16:21; Лк. 24:26–46), так и христианам «многими скорбями надлежит ... войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22). Этот духовный закон неотвратим, и Павел разъясняет его действие в своем Первом послании к Фессалоникийцам (1Фес. 3:3.4). То, что относится ко всем христианам – иначе они не чада Божьи, а отверженные (Евр. 12:7.8), – в еще большей степени касается апостола (2Кор. 1:5). Он терпит С. не только за себя, но и за Церковь (Еф. 3:13; Кол. 1:24);
3) скорбь как знамение конца времен. С. христиан имеют эсхатологич. характер, они – указание на то, что «последнее время» наступило (1Ин. 2:18). Это последнее время характеризуется невиданным сгущением и вселенским размахом страдания, перед которым бледнеют все предшествующие С. (Мф. 24:1; Мк. 13:1). Именно в этом значении в Библии сказано о «великой скорби» (Мф. 24:21; Мк. 13:19; Откр. 7:14). Она есть начало Божьего суда, который явится «днем скорби» (Соф. 1:15; ср. Рим. 2:9), «ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью» (2Фес. 1:6).
III. СКОРБЬ В ЖИЗНИ ХРИСТИАН
Всякая С. несет с собой соблазн отпадения от Бога (Мк. 4:17; 1Фес. 3:3–5). Тем не менее она не бесполезна для верующего. Со С. ему открывается широкий горизонт веры, уходящий подчас и за смертную черту. С. не может отлучить верующего от любви Христовой (Рим. 8:35), напротив, она должна привести к истинному соединению с Ним:
1) Господь посылает нам С., чтобы проверить и испытать нашу веру (2Кор. 8:2; 1Петр. 1:6; Иак. 1:12), чтобы показать христианам, что надо «надеяться не на самих себя, но на Бога» (2Кор. 1:8). С. заставляет нас прибегать к молитве (Ис. 26:16; Ион. 2:2) и воспитывает в нас ⇒ терпение (Рим. 5:3; Рим. 12:12; 2Кор. 1:6; 2Фес. 1:4). кроме того, С. может служить распространению Евангелия (Деян. 8:4; Деян. 11:19) и способствовать тому, «чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби» (2Кор. 1:4);
2) в конечном итоге любую С. можно перенести, сознавая, что она ограничена во времени и должна смениться славой Божьей (2Кор. 4:17), обетов. верующим (2Кор. 4:18; Рим. 8:17) и многократно превосходящей все, что человеку приходится испытать на земле (2Кор. 4:18). Христиане могут считать свою С. залогом этой цели (2Фес. 1:4.5), ибо Сам Бог, Спаситель от всякой С. (Иов. 5:19; Иов. 19:25), «отрет ... всякую слезу с очей их» (Откр. 7:16);
3) С. не является препятствием для радости (2Кор. 7:4), как это может показаться безбожному уму, но соседствует с радостью, вызываемой Св. Духом (1Фес. 1:6). Если человек осознает это, то даже сама С., о которой говорит Павел (Рим. 5:3), может стать предметом радости (2Кор. 8:2; Кол. 1:24). Ибо то, что Иисус «победил мир» с его С. (Ин. 16:33), является для веры познанной реальностью и достаточной причиной для радости.