Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Прославление

I 1) ВЗ прославляет положит, качества человека (Притч. 31:31). Тот, кто пользуется авторитетом и снискал благословение Божье, прославляется другими людьми (Иов. 29:11). Но вместе с тем текст 3Цар. 20предупреждает об опасности самовосхваления (ср. Притч. 27:1). Жажда восхваления ведет к тщеславию (2Пар. 25:19) и заканчивается отпадением от Бога (Пс. 96:7). Господь предостерегает от самовосхваления тех, кто получил от Него дары мудрости, силы, богатства, т.к. человек легко может счесть их надежным достоянием и подтверждением своей исключительности. Истинно достойны восхваления те, кто познал Бога в Его милосердии (Иер. 9:23.24). ⇒ Надменность,

2) только Господь может и должен быть прославляем, особенно в народе, которому Он открылся (Втор. 10:21; 1Пар. 16:10; Ис. 43:21). Прославляются имя Бога (1Пар. 29:13), Его правда (Пс. 50:16), сила (Пс. 58:17), милость (Пс. 89:14), а также слово Божье (Пс. 55:5). Такое прославление – это слышимый в мире отзвук Божьего откровения; поэтому оно совершается публично (Пс. 21:23) и должно исходить от всех «концов земли» (Ис. 42:10). Это то возвещение хвалы (Пс. 50:17), через которое и язычники учатся познавать и восхвалять Бога (Иер. 33:9; Иез. 16:14).Так становится ясна Божья цель: весь сотвор. мир должен объединиться в проповеди Его славы (Пс. 18).

II. 1) НЗ призывает еще категоричнее: «хвалящийся хвались Господом» (1Кор. 1:31, ср. Иер. 9:22; 2Кор. 10:17; Рим. 5:11). Бог спасает в Иисусе только из милости, чтобы никто не мог хвалиться перед Богом (Еф. 2:9; 1Кор. 1:29),всякое прославление человека исключено (Рим. 3:27; 11:18). Тщеславие, заключающееся в надежде на собств. силы, есть зло (Иак. 4:16); напротив, истинного восхваления заслуживают Божьи дела (Ин. 12:17), крест Иисуса (Гал. 6:14), надежда на грядущую славу (Рим. 5:2) и даже скорбь, через терпение ведущая к надежде (Рим. 5:3). An. Павел прославляет терпение и веру, которые Бог пробуждает в христианах, обращенных из язычников (2Фес. 1:4; ср. 2Кор. 9:2–4). Поэтому и эти качества послужат похвале апостола в день Второго пришествия Иисуса (Флп. 2:16; 1Фес. 2:19), как плод и знамение великих деяний, сотворенных Богом в Павле и через Павла (1Кор. 15:10; Гал. 2:8). Неверно, однако, было бы восхвалять человека за то, что он сделал якобы своими собств. силами, тогда как все исходит от Бога (1Кор. 3:21; ср. 1Кор. 3:4);

2) Павел не нарушает эти принципы, когда восхваляет себя перед коринфянами (2Кор. 102Кор. 12:12). Здесь он противостоит церкви, которая начала ориентироваться на внешние авторитеты (2Кор. 10:7) и в которой появились люди, «хвалящиеся по плоти» (2Кор. 11:18). Поэтому Павел стал «немощным для немощных», чтобы спасти и вразумить их (1Кор. 9:22). Он отдает себе отчет в своем «неразумии» (2Кор. 11:17), в том, что, хвалясь, говорит как неразумный (2Кор. 12:11), но к этому принудили его коринфяне. Однако сказанное Павлом соответствует истине, апостол даже замалчивает кое-что из дарованных ему благословений, чтобы не соблазнить других ложной верой в него, Павла (2Кор. 12:6). ⇒ Прославление, прославлять ⇒ Хвала ⇒ Честь ⇒ Слава.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle